16 окт. 2022 г.

Чучо Вальдес: “Свой момент”. Концерты 17-18 октября 2022 года


17 октября, 8.00
pm. Первый концерт нового сезона Civic Orchestra называется Гармонические портреты”. В программе: симфоническая поэма “Веселые проделки Тиля Уленшпигеля” Р.Штрауса, пьеса “Башня” живущего в Лондоне композитора из Ямайки Элеоноры Альберга, Третья симфония И.Брамса. За дирижерским пультом - главный дирижер оркестра Кен-Давид Мазур.


Обратите внимание
. Начиная с этого сезона, билеты на концерты Civic Orchestra можно приобрести за две недели (не раньше!). Оплата за услугу - $5.


18 октября, 8.00
pm. Легендарный кубинский джазовый пианист и композитор, пятикратный лауреат премии “Грэмми” Чучо Вальдес с написанной по заказу Симфонического центра сюитой “La Creación (“The Creation”). После концерта организация “CSO Latino Alliance” проводит вечеринку “¡NuestrasNochas!”.

Несколько лет назад на сайте www.colta.ru было опубликовано интервью Вальдеса журналисту Егору Антощенко. Перед вами - фрагменты беседы.

- Вы играете на фортепиано с трех лет, о ваших выдающихся способностях ходят легенды...

- Так говорил мой отец - сам я этого, конечно, не помню. Отец однажды вернулся с работы и увидел, как я играю. Он спросил маму, кто меня учил. Она ответила, что я просто повторял то, что услышал у него. Мой отец Бебе Вальдес был музыкальным директором кабаре “Тропикана”. С пяти лет я стал заниматься с педагогом, потом пошел в музыкальную школу - ну и так далее.

- Что поменялось в вашей жизни после революции?

- Стало сложнее получать информацию, пластинки. Отношения между Кубой и США были сами знаете какими. Джаз был запрещен, но мы продолжали играть дома, в каких-то других, не предназначенных для этого местах. Так было до 1967 года, когда в политике что-то поменялось и джаз понемногу стал возвращаться на сцены. Тогда я с другими кубинскими музыкантами создал Orquesta Cubana de Música Moderna - биг-бэнд, игравший джаз, версии песен The Beatles, которые до этого тоже были запрещены, кстати.

- Как появилась идея создать такую группу, как “Irakere, в музыке которой объединились джаз, кубинские ритмы, рок?

- В 1958 году я посетил Болгарию и увидел отличную джазовую группу - она называлась Focus 55, они играли смесь из местного фольклора и джаза. Я подумал: “А ведь у нас тоже замечательная и богатая народная музыка. Я мог бы сделать то же самое, но с африканскими ритмами, музыкой народа йоруба”. Сначала это было трио, причем вместо барабанов у нас были batá - это такие перкуссионные инструменты, традиционные для Кубы, Коста-Рики. Трио звучало довольно необычно по сравнению с хрестоматийным джазовым трио, где есть фортепиано, контрабас и барабаны. Потом я стал расширять этот состав, добавилась духовая секция - и в результате в 1973 году образовалась группа “Irakere.

- Каким образом вам удалось в те годы выбраться на гастроли в США?

- В этом была большая заслуга босса Columbia Records, который услышал о группе, в 1978 году сам приехал на Кубу, нашел нас и предложил контракт. Это был первый случай, когда кубинская джазовая группа заключила контракт с американским лейблом. Потом мы выступили на фестивале в Ньюпорте, где играли Билл Эванс и Маккой Тайнер - два моих кумира. Это было незабываемо! После того как пластинка с этим концертом попала в продажу, мы стали еще и первой кубинской группой, получившей “Грэмми”.

- Ваша музыка - фьюжн во всех смыслах слова: помимо латиноамериканского джаза, вы исполняли еще и обработки классики, “Адажио” Моцарта, например.

- Да, потому что я впитал и классическую музыку: обожаю Шопена, Моцарта, Бетховена и особенно Рахманинова. Я попробовал объединить все элементы: Рахманинова, фанк, рок, африканские ритмы, кубинскую музыку.

- После вашего успеха в “Irakere мечтали попасть, наверное, многие кубинские музыканты. У вас был очень строгий отбор?

- Я всегда искал талантливых молодых музыкантов. В моей группе The Afro-Cuban Messengers играют только самые лучшие - лучший басист, лучший барабанщик. Помните группу Jazz Messengers Арта Блэйки? Это была не просто группа, а настоящая школа для молодых музыкантов - там играли Уэйн Шортер, Кит Джарретт, Дональд Берд, все-все-все. “Irakere тоже была такой школой, только для кубинских музыкантов.

- Группе не так давно исполнилось сорок лет. Что нужно делать, чтобы не разочаровать людей, которые помнят ранние концерты, и как привлечь новых слушателей?

- Очень важен правильный репертуар. Необходимо постоянно менять стили, не играть одно и то же. К счастью, кубинская музыка в этом смысле очень богатая: болеро, румба, ча-ча-ча. Столько разных ритмов, что публика не успевает скучать. У каждого музыканта должен быть “свой момент”, свое соло. Например, сначала вся группа играет вместе, потом по очереди солируют, потом опять вместе. В конечном счете, все дело в движении.

С 20 по 25 октября Чикагским симфоническим оркестром впервые с 1995 года руководит талантливый немецкий дирижер Кристиан Тилеманн. В программе - Восьмая симфония А.Брукнера. О предстоящих концертах и дирижере - в следующем выпуске Музыкального обозрения.

Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Фотографии к статье:

Фото 1. Civic Orchestra. Фото - Тодд Розенберг

Фото 2. Кен-Давид Мазур. Фото - Бет Росс Бакли

Фото 3. Чучо Вальдес. Фото - CSO

Комментариев нет: