20 и 25 октября, 7.30 pm; 21 и 22 октября, 8.00 pm. Чикагский симфонический оркестр (далее - ЧСО) исполнит Восьмую симфонию А.Брукнера. За дирижерским пультом - Кристиан Тилеманн.
Мне представляется, нас ждет одна из интереснейших
программ сезона. Впервые с 1995 года за дирижерский пульт ЧСО встанет
признанный специалист в немецкой классической музыке, талантливый немецкий
дирижер Кристиан Тилеманн. Последний раз я видел маэстро в сентябре 2017 года в
венском Музикферайн. Дрезденская штаатскапелла под его управлением исполнила
Концертную увертюру “Гибриды, или Фингалова пещера” Ф.Мендельсона-Бартольди, Первый скрипичный концерт М.Бруха (солист - Николай Цнайдер) и Вторую симфонию
И.Брамса. Уровень исполнения произвел на меня огромное впечатление. Маэстро
Тилеманн - серьезный дирижер, не пытающийся понравиться широкой публике
показными жестами, а думающий прежде всего о Музыке.
Кристиан Тилеманн родился в Западном
Берлине 1 апреля 1959 года. Музыкальную карьеру начал с занятий на альте и фортепиано. Брал
частные уроки композиции и дирижирования. С девятнадцати лет - репетитор в
Немецкой опере. Работал ассистентом у Герберта фон Караяна, в небольших оперных
театрах Германии, был приглашенным главным дирижером в Театро
Комунале в Болонье, в 1988 году занял пост музыкального руководителя Государственного театра
Нюрнберга. В 1991 году дирижировал “Лоэнгрином” Р.Вагнера в Немецкой опере
Берлина, ассистировал Д.Баренбойму на Байройтском музыкальном фестивале.
Американский дебют Тилеманна состоялся в Опере Сан-Франциско (“Электра”, сезон 1991-92 годов). В 1997-2004 годах - музыкальный руководитель Немецкой оперы в Берлине, в 2004-2011 годах - главный дирижер и музыкальный руководитель Мюнхенского филармонического оркестра, в 2013-2022 годы - художественный руководитель Зальцбургского пасхального фестиваля.
Тилеманн исполняет музыку в диапазоне от Баха до Губайдулиной,
но отдает предпочтение немецкому классическому репертуару. Он участвовал в концертах
в честь юбилеев Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса с Дрезденской штаатскапеллой. Маэстро предпочитает сотрудничество с Венским и Берлинским
филармоническими оркестрами. С 2000 года ежегодно выступает на Байройтском фестивале.
В 2010 году стал музыкальным консультантом фестиваля, c 2015
по 2021 годы был его музыкальным руководителем.
Среди альбомов Тилеманна - записи симфоний А.Брукнера, концертов и симфоний И.Брамса,
опер “Вольный стрелок”, “Сельская честь”, “Паяцы”, “Электра”, “Валькирия”, “Лоэнгрин”,
произведений Л.ван Бетховена, Ф.Листа, М.Регера, Х.Пфицнера, Ф.Бузони. Почетный
член лондонской Королевской академии музыки, почетный доктор Высшей школы музыки
в Веймаре и Левенского католического университета. С 2020 года - почетный
профессор Дрезденской музыкальной академии. Обладатель ордена “За заслуги перед
ФРГ”.
С сезона 2012-13 годов Тилеманн служил главным
дирижером Дрезденской штаатскапеллы. Десять лет его руководства стали временем
расцвета оркестра. Много записей, гастроли по всему миру, внимание прессы,
постоянные аншлаги... Тем не менее летом прошлого года правительство земли
Саксония приняло решение не продлевать контракт Тилеманна, а это значит, что с
31 июля 2024 года дирижер станет свободным от всех административных
обязанностей. Тилеманн сказал: “Это решение стало искрой для
того, чтобы отправиться к новым берегам. Теперь мое расписание расписано до
2027 года включительно”. Добавлю, расписано пока только гостевыми контрактами.
В марте 2023 года Тилеманн привезет Венский
филармонический оркестр в Карнеги-холл и Беркли (Калифорния). На 2023 год
запланирован также гастрольный тур в честь 475-летия Дрезденской Штаатскапеллы,
в 2025 году, возможно, Тилеманн будет дирижировать в Байройте новой постановкой
“Парсифаля”.
В Лирик-опере Чикаго Кристиан Тилеманн впервые
выступил в сезоне 1998-99 годов с “Нюрнбергскими мейстерзингерами” Р.Вагнера
(режиссер - Курт Хоррес, постановка Брюссельской оперы). После премьеры
тогдашний музыкальный критик Chicago Tribune Джон фон Рейн назвал дебют дирижера
“сенсационным”, но, увы, продолжения “романа” дирижера с чикагским театром не
последовало. Воспоминаниями о репетициях с маэстро я попросил поделиться
скрипача Оркестра Лирик-оперы Александра Белявского. Он сказал: “Тилеманн
работал с нами очень необычно и интересно. Он обладает способностью “показать”
звук руками и во время репетиций заботился о том, как гармонично распределить
звук из оркестровой ямы в зрительный зал. Он дал нам совет: “Не надо гнаться за
темпом - это очень длинная опера”. Еще мне запомнился взгляд человека,
непрерывно смотрящего на меня весь первый акт на первом спектакле. Когда
зажегся свет, мне стало интересно, кто это. Оказалось - приехавший в Чикаго на
премьеру правнук Вагнера”.
В девяностые годы Тилеманн
регулярно выступал с американскими оркестрами. С Филадельфийским он дважды
гастролировал в Карнеги-холл и записал альбом с произведениями Вагнера.
Некоторое время почти каждый год выступал с Нью-Йоркским филармоническим
оркестром, дирижировал операми Рихарда Штрауса в Метрополитен-опера. Перелом
случился на рубеже веков. Межконтинентальные путешествия
и длительные периоды вдали от дома становились все более обременительными, и Тилеманн выбрал Европу. Он не дирижировал американскими
оркестрами с 2002 года. Музыкальный
критик New York Times Захари Вулф пишет, что тогдашний менеджер Лос-Анджелесского филармонического оркестра Дебора
Борда пыталась уговорить Тилеманна вернуться, а могущественный руководитель МЕТ
Питер Гелб показывал маэстро план роскошной квартиры, которую спонсор готов был
ему предоставить, чтобы обеспечить комфортное пребывание в Нью-Йорке. Ничего не
сработало. И вот, наконец, Тилеманн появится в США, в Чикаго, за пультом
ЧСО.
В Чикаго маэстро Тилеманн прилетает из Берлина,
где в Берлинской государственной опере дирижировал тетралогией “Кольцо
нибелунга”. (Кстати, в планах у маэстро - новое “Кольцо...” в Ла Скала.) Предложение поступило ему от Даниэля Баренбойма, который
из-за болезни был вынужден отказаться от долгожданного нового спектакля.
“Когда стало ясно, что мне придется
отказаться от “Кольца...”, я сразу подумал о Кристиане и позвонил ему”.
Связавшись с Баренбоймом по телефону во время обеда в Дрездене, Тилеманн
заговорил со своим старым наставником заботливым тоном любящего внука. (Об этом
пишет тот же Захари Вулф, не раскрывая своих источников.)
Берлин - родной город Тилеманна.
Он руководил Немецкой оперой и не скрывал, что претендует на подиум
могущественного Берлинского филармонического оркестра, однако в финале проиграл
“битву” Кириллу Петренко. В начале этого лета Тилеманн с Седьмой симфонией
Брукнера в последнюю минуту дебютировал со Штаатскапеллой Берлина (оркестром
Оперы). Управляющий директор Немецкой оперы Маттиас Шульц сказал, что “Брукнер
прошел невероятно хорошо”.
В эти дни все говорят, что
Тилеманн становится главным кандидатом на роль нового музыкального руководителя
Берлинской оперы, если Баренбойм будет вынужден уйти в отставку. Тот же Шульц
говорит об этом весьма обтекаемо. Мол, Тилеманн, возможно, предпочел бы
избежать головной боли, связанной с официальной должностью. В Чикаго к этим
словам отнеслись серьезно. Как известно,
к дирижерам в городе в новом сезоне особое отношение. Кто-то из них, возможно, станет
преемником Риккардо Мути на посту музыкального руководителя. Очень интересно, каким
окажется новая встреча Тилеманна с чикагским оркестром. Напомню, дебют Риккардо
Мути с ЧСО состоялся на Музыкальном фестивале
Равиния летом 1973 года. Потом был перерыв длиной в тридцать пять лет и… более пятисот
совместных концертов, начиная с 2008 года. Дебют Кристиана Тилеманна с ЧСО
состоялся в 1995 году. Потом был перерыв в двадцать семь лет и... предстоящие
концерты в октябре. Роман Мути с ЧСО случился. Что будет дальше в отношениях
Тилеманна и ЧСО - посмотрим. Ожидания (надеюсь, не только у меня) большие.
Пока на вопрос о
возможности занять какой-либо пост Тилеманн отвечает уклончиво: “Посмотрим. Я
не ищу новых постов. Сейчас у меня больше свободы поработать в качестве
гостевого дирижера, чего я не делал в течение длительного времени”.
Маэстро Риккардо Мути сказал о
предстоящих концертах так: “Это будет хорошо как для него, так и для оркестра”.
При этом он предупредил Тилеманна: “Быть музыкальным
руководителем в США - это не то, что занимать подобную должность в Европе. Generalmusikdirector в Германии имеет гораздо больше власти. В американских симфонических
оркестрах есть президенты, вице-президенты, комитеты, правление... Музыкальному
руководителю, который привык иметь большую свободу в своих решениях, приходится
приспосабливаться”.
Ажиотаж вокруг приезда Тилеманна в Чикаго
огромный. Дебора Борда, которая сейчас руководит Нью-Йоркским филармоническим
оркестром, сказала: “Мы были бы очень заинтересованы в его возвращении в
оркестр на неделю в качестве гостя, и он это знает”. Питер Гелб ясно дал
понять, что в Метрополитен-опере к Тилеманну будут относиться как к королю. При
этом в начале этого года он отправил дирижеру текстовое сообщение с
предложением постановки в 2025 году, но не получил ответа.
Исполнительный директор Филадельфийского
симфонического оркестра Матиас Тарнопольски сказал: “Поскольку Тилеманн снова
дирижирует в США, мы надеемся, что вскоре свяжемся с ним, чтобы договориться”.
Но первым идет Чикаго. Тилеманн говорит:
“Интересно снова встретить оркестр с таким большим опытом. Я настолько хорошо
знаю Восьмую симфонию Брукнера, что могу уделять больше внимания оркестру. Я
хочу посмотреть, как звучит знаменитый чикагский звук в музыке Брукнера”.
Работу с ЧСО дирижер называет “настоящим приключением” и добавляет: “Я не знаю,
что произойдет. Жизнь иногда интересна”.
Последний раз в Чикаго Восьмая симфония Брукнера
исполнялась в марте 2014 года на гастролях Израильского филармонического
оркестра под управлением Зубина Меты. Дрезденская штаатскапелла под управлением
К.Тилеманна записала Восьмую симфонию Брукнера в 2010 году (студия Profil).
За 75 минут перед концертами состоятся беседы музыковеда Макса Райми об исполняемых произведениях. Перед концертом 20 октября пройдет лекция с участием журналиста Терри Хеммерта и трубача ЧСО Джона Хагстрома.
23 октября, 3.00 pm. На фоне величественной Восьмой симфонии Брукнера не пропустите камерный концерт японской скрипачки Мидори и французского пианиста Жана-Ива Тибодо. В программе - три скрипичные сонаты Л.ван Бетховена: ля мажор (Опус 12), ми бемоль мажор и ля мажор (Опус 47, “Крейцерова”).
24 октября, 7.00 pm. Первый концерт двадцать пятого сезона серии “CSO Music Now” называется “Перспективы”. В программе: произведения современных композиторов. Солисты - музыканты ЧСО. Дирижер - Лидия Янковская. Куратор концерта - композитор-резидент ЧСО Джесси Монтгомери.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Кристиан Тилеманн дирижирует Дрезденской
Штаатскапеллой (Музикферайн, Вена, 9 сентября 2017 года). Фотография
предоставлена пресс-службой Дрезденской Штаатскапеллы
Комментариев нет:
Отправить комментарий