23 марта в 2.00 pm компания The Art Seen Films (директор - Эдди Аронофф) представляет в большом Чикаго видеоверсию спектакля “Все тут” (“Everyone Is Here”) в постановке Дмитрия Крымова.
“Все тут”. Театр “Школа современной пьесы” и продюсерский центр “Человек”, Москва. Идея и постановка - Дмитрий Крымов. Художник - Мария Трегубова. В ролях: Александр Феклистов (помощник режиссера), Мария Смольникова (Нонна Михайловна Скегина/Сонька Золотая ручка), Юрий Чернов (мистер Гиббс), Джульетта Геринг (миссис Гиббс). Премьера - 10 октября 2020 года.
Нежный, трогательный очень личный спектакль Дмитрия Крымова, в основе
которого - его воспоминания о давней постановке театра Arena Stage “Наш
городок” по пьесе Т.Уайлдера. Дмитрий увидел спектакль на московских гастролях
театра в 1973 году. Придя домой, он с восторгом стал рассказывать о нем
родителям - Наталье Крымовой и Анатолию Эфросу. На следующий день они
отправились в театр втроем... Прошло много лет, и на фестивале памяти Эфроса
Крымов с мамой посмотрели еще один вариант “Нашего городка” - спектакль Тбилисского
театра киноактера, версия Резо Габриадзе в постановке Михаила Туманишвили. И
вот спустя много лет родился вариант Крымова, реконструирующий связи между
театрами, актерами, людьми. В нем нет единого сюжета - лишь разрозненные
воспоминания, набор эпизодов, ассоциаций, символов. Спектакль - объяснение в
любви родителям и любимому завлиту Анатолия Эфроса Нонне Михайловне Скегиной
(виртуозная работа Марии Смольниковой). Спектакль - благодарность Габриадзе и
Туманишвили. Спектакль о времени, ностальгии по детству и невозможности попасть
в него снова. Спектакль, наполненный любовью и добротой.
В январе 2022 года мне удалось пообщаться с актрисой Марией Смольниковой. Вот фрагменты нашей беседы.
- Вы играете в спектакле легендарного завлита Эфроса Нонну Михайловну
Скегину - образ, выхваченный из памяти режиссера. Он требовал от вас точности в
деталях?
- Да, такая задача была. Мы даже попробовали сделать парик и грим, но когда
я надела парик, Дмитрия Анатольевича передернуло, и он сказал снять.
Конкретность убивает. Нам нужен был “воздух” в показе Нонны Михайловны.
- Спектакль полон фраз, которые моментально запоминаются. Например,
фраза Нонны Михайловны: “Твой отец правду искал, а ты пластмассовой херней
занимаешься”. Складывается впечатление, что весь спектакль рождался из
импровизации. Но ведь на самом деле это было не так, верно? Вначале было слово?
- Конечно. Дмитрий
Анатольевич всегда пишет сценарий. Всегда есть основа, которая потом
модифицируется. Возникают новые фразы, появляются новые шутки, но основа есть
всегда. Вот эта конкретная фраза была в сценарии, и, кажется, Нонна Михайловна
это как-то говорила Диме. Нужно у него спросить. Она не смущалась критиковать и
ярко высказывала свое мнение. Конечно, она его любила, но могла и резко
сказать.
- Как возникла цитата из Льва Рубинштейна “По разным странам я бродил И
мой сурок со мною, И весел я, и счастлив был, И мой сурок со мною!”?
- От любви Дмитрия Анатольевича к Леве, из области, когда не можешь
подобрать слова, а выразить чувства тебе помогают поэт и поэзия. Рубинштейн
написал для нас текст “Последние вопросы” к спектаклю “Сережа”. Лева на него и
на меня производил какое-то невероятное эмоциональное впечатление.
- Говорят, для роли Соньки вы учились блатному жаргону. У кого?
- Дмитрий
Анатольевич нашел человека, который даже издал словарь блатного жаргона. Его
зовут Заур. Дмитрий Анатольевич написал текст из цитат Чехова и попросил
перевести на жаргон. Этот человек меня учил, объяснял перевод слов. Интересные
разговоры мы с ним вели. Он сказал, что Сонька Золотая Ручка - багдадка, то
есть королева, королева воров. Это статус, и она это внутренне понимает.
- Она еще и актриса. Меня абсолютно пленил переход от прозы жизни к
песне Мишеля Эмера и Эдит Пиаф “Аккордеонист”. Как это было придумано?
- На репетиции. Была задумка, что текст на лагерной фене перемежается с
обычным. Один большой монолог был составлен из цитат чеховских персонажей. Мы
решали, какой кусочек на фене сделать, какой оставить без изменений. Сонька
Золотая Ручка - удивительный персонаж. Много языков знала и музыку любила, и
петь умела. Мы хотели это показать, и так родилась песня Пиаф.
- В начале спектакля открывается дверь и на пороге появляется роскошный
черный кот. Я обожаю котов и немного знаю их характер. Меня поразило, как кот
спокойно сидит, как вальяжно ходит по сцене. Актеров не замечает, зрителей не
боится. Так коты себя не ведут, Маша. Что вы с ним сделали?
- Наш кот привык к сцене. Раньше он выходил и быстрее куда-то шмыгал. Пока
мы репетировали, мы его все время прикармливали. Потом он освоился, понял, что
может чувствовать себя спокойно. Главное, что он появлялся, - уже это
правильное начало. Не забывайте, что на сцене еще живые белые голуби.
- Вот-вот, и они тоже удивительно спокойно себя ведут...
- На некоторых
спектаклях кот начинает их гонять, и голуби улетают в зрительный зал. Бывает, к
кому-то из зрителей на руку присядут или на подлокотник, или на лесенку в
проходе. Кот замечает, что голубь сидит на лесенке, и давай туда. Начинается
погоня... Всегда интересно и весело наблюдать, как он себя ведет. Это
непредсказуемо.
Моя недавняя беседа с Дмитрием Крымовым тоже закончилась вопросом о спектакле “Все тут”.
- Помните строчки Шпаликова: “Никогда не возвращайся в прежние места.
Даже если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищем, Ни тебе, ни мне”?
Спектакль “Все тут” проверяет на себе эту шпаликовскую формулу, а скоро все мы
столкнемся с ней. Можно ли вернуться в прежнюю жизнь, в ту, что была до 24
февраля 2022 года? Как говорит уайлдеровская Эмили: “Ты будешь не только жить,
но и смотреть на себя со стороны”...
- Чехов и Уайлдер
коснулись каких-то базовых жизненных нитей, которые лежат на поверхности
(Чехова ведь обвиняли в бытописательстве), но при этом революционны. Чехов -
один из самых крупных революционеров в искусстве. Поэтому все время тянешься к
нему. В его четырех основных пьесах - наверно, в “Иванове” тоже, но просто мне
эта пьеса как-то менее близка - мы видим разрушение жизни. Жизнь разрушается,
как песочный замок на берегу моря. Тем не менее люди хотят жить, хотят уюта,
хотят пить чай. Пусть даже в это время решаются их судьбы... Сейчас даже
кощунственно говорить, что это пройдет, но - затянется... Затянется... Если
кто-то выживет... Если даже десять человек выживут, все равно на каком-нибудь
острове появится стол и люди станут пить чай, и опять начнется жизнь. Новая
жизнь.
Nota bene! В большом Чикаго спектакль “Все тут” демонстрируется 23 марта в 2.00 pm в Wilmette Theatre (1122 Central Ave, Wilmette, IL 60091). Билеты - на сайте
ticketing.useast.veezi.com/purchase/20497?siteToken=eym1b8zj89qyb17se01zmgtfww&fbclid=IwY2xjawI0PftleHRuA2FlbQIxMAABHZE69F6KVCbHSrhSdSMCT8xwzRjk0a-VN3Oi9CIAwiLHvIItWksrzyqKSg_aem_buZnbTvVUQ-qFvvH8ReibA.
Фотографии к статье:
Фото 1-3. Сцены из спектакля “Все тут”. Все фотографии - Юрий Богомаз
Комментариев нет:
Отправить комментарий