14 мар. 2025 г.

Шедевр Дмитрия Крымова. Спектакль “Все тут” на большом экране


23 марта в 2.00 pm компания The Art Seen Films (директор - Эдди Аронофф) представляет в большом Чикаго видеоверсию спектакля “Все тут” (“Everyone Is Here”) в постановке Дмитрия Крымова. 

Все тут”. Театр “Школа современной пьесы” и продюсерский центр “Человек”, Москва. Идея и постановка - Дмитрий Крымов. Художник - Мария Трегубова. В ролях: Александр Феклистов (помощник режиссера), Мария Смольникова (Нонна Михайловна Скегина/Сонька Золотая ручка), Юрий Чернов (мистер Гиббс), Джульетта Геринг (миссис Гиббс). Премьера - 10 октября 2020 года.

Нежный, трогательный очень личный спектакль Дмитрия Крымова, в основе которого - его воспоминания о давней постановке театра Arena Stage “Наш городок” по пьесе Т.Уайлдера. Дмитрий увидел спектакль на московских гастролях театра в 1973 году. Придя домой, он с восторгом стал рассказывать о нем родителям - Наталье Крымовой и Анатолию Эфросу. На следующий день они отправились в театр втроем... Прошло много лет, и на фестивале памяти Эфроса Крымов с мамой посмотрели еще один вариант “Нашего городка” - спектакль Тбилисского театра киноактера, версия Резо Габриадзе в постановке Михаила Туманишвили. И вот спустя много лет родился вариант Крымова, реконструирующий связи между театрами, актерами, людьми. В нем нет единого сюжета - лишь разрозненные воспоминания, набор эпизодов, ассоциаций, символов. Спектакль - объяснение в любви родителям и любимому завлиту Анатолия Эфроса Нонне Михайловне Скегиной (виртуозная работа Марии Смольниковой). Спектакль - благодарность Габриадзе и Туманишвили. Спектакль о времени, ностальгии по детству и невозможности попасть в него снова. Спектакль, наполненный любовью и добротой.


В январе 2022 года мне удалось пообщаться с актрисой Марией Смольниковой. Вот фрагменты нашей беседы.

- Вы играете в спектакле легендарного завлита Эфроса Нонну Михайловну Скегину - образ, выхваченный из памяти режиссера. Он требовал от вас точности в деталях?

- Да, такая задача была. Мы даже попробовали сделать парик и грим, но когда я надела парик, Дмитрия Анатольевича передернуло, и он сказал снять. Конкретность убивает. Нам нужен был “воздух” в показе Нонны Михайловны.

- Спектакль полон фраз, которые моментально запоминаются. Например, фраза Нонны Михайловны: “Твой отец правду искал, а ты пластмассовой херней занимаешься”. Складывается впечатление, что весь спектакль рождался из импровизации. Но ведь на самом деле это было не так, верно? Вначале было слово?

- Конечно. Дмитрий Анатольевич всегда пишет сценарий. Всегда есть основа, которая потом модифицируется. Возникают новые фразы, появляются новые шутки, но основа есть всегда. Вот эта конкретная фраза была в сценарии, и, кажется, Нонна Михайловна это как-то говорила Диме. Нужно у него спросить. Она не смущалась критиковать и ярко высказывала свое мнение. Конечно, она его любила, но могла и резко сказать.

- Как возникла цитата из Льва Рубинштейна “По разным странам я бродил И мой сурок со мною, И весел я, и счастлив был, И мой сурок со мною!”?

- От любви Дмитрия Анатольевича к Леве, из области, когда не можешь подобрать слова, а выразить чувства тебе помогают поэт и поэзия. Рубинштейн написал для нас текст “Последние вопросы” к спектаклю “Сережа”. Лева на него и на меня производил какое-то невероятное эмоциональное впечатление.

- Говорят, для роли Соньки вы учились блатному жаргону. У кого?

- Дмитрий Анатольевич нашел человека, который даже издал словарь блатного жаргона. Его зовут Заур. Дмитрий Анатольевич написал текст из цитат Чехова и попросил перевести на жаргон. Этот человек меня учил, объяснял перевод слов. Интересные разговоры мы с ним вели. Он сказал, что Сонька Золотая Ручка - багдадка, то есть королева, королева воров. Это статус, и она это внутренне понимает.

- Она еще и актриса. Меня абсолютно пленил переход от прозы жизни к песне Мишеля Эмера и Эдит Пиаф “Аккордеонист”. Как это было придумано?

- На репетиции. Была задумка, что текст на лагерной фене перемежается с обычным. Один большой монолог был составлен из цитат чеховских персонажей. Мы решали, какой кусочек на фене сделать, какой оставить без изменений. Сонька Золотая Ручка - удивительный персонаж. Много языков знала и музыку любила, и петь умела. Мы хотели это показать, и так родилась песня Пиаф.

- В начале спектакля открывается дверь и на пороге появляется роскошный черный кот. Я обожаю котов и немного знаю их характер. Меня поразило, как кот спокойно сидит, как вальяжно ходит по сцене. Актеров не замечает, зрителей не боится. Так коты себя не ведут, Маша. Что вы с ним сделали?

- Наш кот привык к сцене. Раньше он выходил и быстрее куда-то шмыгал. Пока мы репетировали, мы его все время прикармливали. Потом он освоился, понял, что может чувствовать себя спокойно. Главное, что он появлялся, - уже это правильное начало. Не забывайте, что на сцене еще живые белые голуби.

- Вот-вот, и они тоже удивительно спокойно себя ведут...

- На некоторых спектаклях кот начинает их гонять, и голуби улетают в зрительный зал. Бывает, к кому-то из зрителей на руку присядут или на подлокотник, или на лесенку в проходе. Кот замечает, что голубь сидит на лесенке, и давай туда. Начинается погоня... Всегда интересно и весело наблюдать, как он себя ведет. Это непредсказуемо.


Моя недавняя беседа с Дмитрием Крымовым тоже закончилась вопросом о спектакле “Все тут”.

- Помните строчки Шпаликова: “Никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищем, Ни тебе, ни мне”? Спектакль “Все тут” проверяет на себе эту шпаликовскую формулу, а скоро все мы столкнемся с ней. Можно ли вернуться в прежнюю жизнь, в ту, что была до 24 февраля 2022 года? Как говорит уайлдеровская Эмили: “Ты будешь не только жить, но и смотреть на себя со стороны”...

- Чехов и Уайлдер коснулись каких-то базовых жизненных нитей, которые лежат на поверхности (Чехова ведь обвиняли в бытописательстве), но при этом революционны. Чехов - один из самых крупных революционеров в искусстве. Поэтому все время тянешься к нему. В его четырех основных пьесах - наверно, в “Иванове” тоже, но просто мне эта пьеса как-то менее близка - мы видим разрушение жизни. Жизнь разрушается, как песочный замок на берегу моря. Тем не менее люди хотят жить, хотят уюта, хотят пить чай. Пусть даже в это время решаются их судьбы... Сейчас даже кощунственно говорить, что это пройдет, но - затянется... Затянется... Если кто-то выживет... Если даже десять человек выживут, все равно на каком-нибудь острове появится стол и люди станут пить чай, и опять начнется жизнь. Новая жизнь.

Nota bene! В большом Чикаго спектакль “Все тут” демонстрируется 23 марта в 2.00 pm в Wilmette Theatre (1122 Central Ave, Wilmette, IL 60091). Билеты - на сайте

ticketing.useast.veezi.com/purchase/20497?siteToken=eym1b8zj89qyb17se01zmgtfww&fbclid=IwY2xjawI0PftleHRuA2FlbQIxMAABHZE69F6KVCbHSrhSdSMCT8xwzRjk0a-VN3Oi9CIAwiLHvIItWksrzyqKSg_aem_buZnbTvVUQ-qFvvH8ReibA.

Фотографии к статье:

Фото 1-3. Сцены из спектакля “Все тут”. Все фотографии - Юрий Богомаз

Комментариев нет: