30 мая 2025 г.

ЧОТ: “See Who Dared” и новый сезон. Сальери и новая музыка


Объявлен пятьдесят второй (2025-26 годов) сезон
Чикагского оперного театра (далее - ЧОТ). Сезон обещает быть очень интересным. Мы услышим одну хорошо забытую оперу XVIII века, одну редко исполняемую оперу XX века, побываем на двух концертах и на мировой премьере оперы XXI века. Обо всем по порядку.

21 сентября 2025 года, 3.00 pm. Доверие (“Trusted: Vanguard Piano/Vocal Workshop”). Новая опера в развитии - так называют в театре предстоящее концертное исполнение оперы “Доверие” (перевод мой) Аарона Израэля Левина по либретто Мареллы Мартин Кох. После прогона оперы запланировано ее обсуждение со зрителями. Дирижер - бывший музыкальный руководитель ЧОТ Лидия Янковская. В главных партиях: Трейси Кантин, Меган Касандерс, Куинн Миддлман, Кайл Альбертсон.

В синопсисе оперы читаем: “Что такое доверие? Как его заслужить? Когда опытного финансового консультанта разоблачают за организацию мошенничества, последствия выходят далеко за рамки его работы - они разрушают основу его семьи. Две дочери пытаются его оправдать, но по мере того, как они узнают правду, раскрываются их собственные представления о лояльности, морали и хрупкой природе самого доверия”.


“Доверие” - седьмая опера, продюсированная и разработанная благодаря программе Vanguard Initiative. Она была создана весной 2018 года по инициативе Лидии Янковской. Целью программы является поддержка молодых композиторов и помощь в создании новых опер. На разных этапах творческого процесса ЧОТ инвестирует средства в развитие сочинений. В рамках программы мы услышали оперы “Превращение Джейн Доу” (“The Transformation of Jane Doe”) Стейси Гэрроп - музыкальную историю о привидениях в легендарном чикагском отеле Drake, и “Эпизод со щенком” (“The Puppy Episode”) бывшего композитора-резидента Музыкального центра Люцерна Мэтью Ресио. В 2022 году программа получила грант на $590,000 и объявила имена двух новых композиторов-резидентов театра. Ими стали Джиллиан Рей Перри (его работа началась весной 2022 года) и Карлос Карилло (его сотрудничество с театром началось в 2023 году). Весной 2023 года театр представил оперу “The Cook-Off” бывшего композитора-резидента ЧОТ Шона Окпебхоло по либретто Марка Кэмпбелла... В беседе со мной в январе 2023 года Лидия Янковская говорила: “Программа Vanguard Initiative предназначена для композиторов, дебютирующих в жанре оперной музыки. Композиторы, прошедшие эту программу, глубоко понимают оперный театр, все его элементы - то, что происходит за кулисами, как все связано между собой, технические вопросы... Другие театры смотрят на результаты программы Vanguard Initiative, когда думают, каким композиторам заказать новые оперы”. Прекрасно, что Лидия Янковская продолжает участвовать в жизни театра и консультировать Vanguard Initiative. В сезоне 2025-26 годов программа расширяет доступ аудитории к творческому процессу, открывая мастерскую фортепиано и вокала. Теперь зрители могут стать не только свидетелями работы творческой группы, но и принять непосредственное участие в разработке будущего спектакля.
Gannon Concert Hall (DePaul University, 2330 N. Halsted St, Chicago, IL 60614).

19 октября 2025 года, 3.00 pm. “Discovery Concert: Shakespeare Sings.” Партия фортепиано (он же - музыкальный руководитель концерта) - Ясуко Ора. В концерте прозвучат арии и сцены из опер на шекспировские сюжеты. Драматург Карло Просперо Дефранчески был первый, кого заинтересовал сюжет великого Барда и кто адаптировал пьесу “Виндзорские насмешницы” в либретто оперы. После него в XIX и XX веках таких драматургов было огромное множество. Произведения Шекспира продолжают оставаться источником вдохновения и сегодня. Пьеса “Виндзорские насмешницы” породила три оперные адаптации: “Виндзорские проказницы” итальянского композитора Отто Николаи (премьера - 9 марта 1849 года), “Влюбленный сэр Джон” британца Ральфа Воана-Уильямса (премьера - 1929 год) и “Фальстаф” - последний шедевр Джузеппе Верди (премьера - 9 февраля 1893 года). В концерте прозвучат как любимые шедевры, так и жемчужины оперного репертуара, никогда ранее не исполнявшиеся в Чикаго. Среди композиторов - Г.Перселл, Дж.Россини, О.Николаи, Г.Берлиоз, Ш.Гуно, Дж.Верди, Р.Воан-Уильямс, Б.Бриттен, С.Барбер, М.Кастельнуово-Тедеско, Т.Адес. Этим концертом театр готовится к показу “Фальстафа” А.Сальери. The Studebaker Theater (410 S. Michigan Ave. Fine Arts Building, Chicago, IL 60605).


3 и 5 декабря 2025 года, 7.30 pm; 7 декабря, 3.00 pm
. “Фальстаф. Три шутки” (“Falstaff, ossia Le tre burle”) Антонио Сальери по либретто Карло Просперо Дефранчески, созданному по мотивам пьесы “Виндзорские насмешницы” У.Шекспира. Дирижер - Кристина Брандес (дебют в театре). Режиссер - Робин Гурино (дебют в театре). В главных партиях: Стивен Пауэлл (Фальстаф) - певец начинал свою карьеру солистом Молодежной программы при Лирик-опере, это дебют в театре, Ванесса Весерра (миссис Форд) - осенью 2024 года певица исполнила партию Леоноры в одноименной опере Фердинандо Паэра, Эндрю Морстайн (мистер Форд), Цитл Стайнман (миссис Слендер), Лауреано Куант (мистер Слендер), Дени Велез (Бетти). Нам наверняка понравится очаровательное сочетание итальянской оперы-буфф с комическими переодеваниями с одной стороны и венской классической элегантностью с другой. Премьера оперы состоялась 3 января 1799 в Вене. В начале XIX века опера с успехом шла в Европе, но вскоре была забыта, как и все творчество Сальери. Чикагская премьера оперы приурочена к двухсотлетию со дня смерти композитора в 1825 году. The Studebaker Theater.

18 января 2026 года, 3.00 pm. “Discovery Concert: In America’s Embrace.” Партия фортепиано (она же - музыкальный руководитель концерта) - Лори Роджерс (дебют в театре). В концерте прозвучат арии и музыкальные фрагменты из опер композиторов, эмигрировавших в США. Среди них - И.Берлин, И.Стравинский, Э.В.Корнгольд, П.Хиндемит, Б.Мартину, А.Пьяццолла, Б.Шенг, Т.Леон, М.Кастельнуово-Тедеско. Среди композиторов, оказавшихся в США, был и Курт Вайль (1900-1950), автор оперы “Серебряное озеро”. Концерт посвящен 250-летию со дня образования США. The Studebaker Theater.

4 и 6 марта 2026 года, 7.30 pm; 8 марта, 3.00 pm. “Серебряное озеро” (“Der Silbersee: A Winter’s Fairy Tale”) К.Вайля на либретто Георга Кайзера. Премьера в Чикаго. Дирижер - Джеймс Лоу (дебют в театре). Режиссер - генеральный директор ЧОТ Лоуренс Эделсон. В главных партиях: Кертис Баннистер (Северин), Джастин Хопкинс (Олим, дебют в театре), Ариана Страл (Феннимор, дебют в театре), Дилан Морронджелло (Агент и барон Лар, дебют в театре), Лиа Декстер (фрау фон Любер).

По сюжету, полицейский ранил нищего, когда тот пытался украсть ананас, но потом проникся сочувствием к нему и стал за ним ухаживать. Глубоко человечная история задает актуальный сегодня вопрос: как найти примирение и надежду в нашем неспокойном мире?.. Как всегда у Вайля, музыка представляет собой смесь оперы, мюзикла и драматического спектакля. Премьера оперы состоялась 18 февраля 1933 года одновременно в трех городах Германии - в Лейпциге, Эрфурте и Магдебурге. Эта необычная тройная премьера была попыткой максимально увеличить охват аудитории во время прихода к власти фашистов. Вайль и Кайзер сопротивлялись политическим силам, угрожавшим репрессиями инакомыслящим. С приходом нацистов к власти всего за несколько недель до премьеры “Серебряного озера” создатели спектакля сразу оказались мишенью. Критика социальной несправедливости в сочетании с еврейским наследием композитора - сына главного кантора синагоги в Дессау - сделали Вайля первой жертвой режима. Сочинение стало последним на родине композитора. Уже в марте 1933 года Вайль был объявлен представителем “дегенеративного искусства” и покинул Германию. После двух лет жизни в Париже в 1935 году он уехал в США. Лоуренс Эделсон уверен: “Вайль и Кайзер создали смелое художественное произведение, бросившее вызов политическому климату своего времени. Запрет оперы нацистами делает ее мощным документом о необходимости сохранения свободы творчества, а возрождение оперы - не просто акт памяти, а призыв к действию и напоминание о том, что искусство может указывать путь к переменам. Благодаря потрясающей музыке, трогательной истории и непреходящему посланию опера так же актуальна сейчас, как и в 1933 году. Она является зеркалом прошлого, отражением нашего сегодняшнего мира и маяком надежды на будущее”. The Studebaker Theater.

30 мая 2026 года, 3.00 pm. Концертная мировая премьера оперы “Доверие” А.И.Левина на либретто М.М.Кох. The Studebaker Theater.

Пятьдесят первый сезон ЧОТ заканчивает мировой премьерой.

3 и 6 июня 2025 года, 7.30 pm; 8 июня, 3.00 pm. “She Who Dared” Жасмин Бернс по либретто Деборы (D.E.E.P.) Мотон. Дирижер - Майкл Эллис (дебют в театре). Режиссер - Тимоти Дуглас (дебют в театре). В главных партиях: Жасмин Хабершам, Жаклин Эколс, Линдси Рейнолдс, Кристал Вилламс, Жасмин Олвалиа (все - дебюты в театре).

1955 год. Город Монтгомери, штат Алабама. Всем в Америке известна история швеи-афроамериканки Розы Паркс, отказавшейся уступить место в автобусе белому человеку. Ее арестовали и приговорили к штрафу. Возмущенные решением властей, афроамериканцы стали бойкотировать транспорт. Так началась кампания против сегрегации в одном отдельно взятом городе, которая потом перекинулась на всю страну. Немногие знают, что Паркс была не первой женщиной, совершившей такой поступок. Аурелия Браудер была среди четырех женщин, начавших в 1956 году дело о расовой сегрегации в автобусах Монтгомери. Браудер подала в суд на мэра Монтгомери Уильяма Гейла. Дело вошло в историю под названием “Браудер против Гейла”. Оно дошло до Верховного суда, который, столкнувшись с невиданным общественным возмущением, отменил расовую дискриминацию.

Опера рассказывает историю смелых женщин Монтгомери, которые нашли в себе мужество начать борьбу против сегрегации. Расизм проиграл в том числе благодаря таким людям, как Роза Паркс и Аурелия Браудер. В аннотации ЧОТ читаем: “Мелодичная партитура отсылает нас к музыкальным идиомам того времени, включая соул, госпел и музыку протеста. Буйная и веселая, эта опера демонстрирует, как обычные люди способны бросить вызов системе и повлиять на ее изменения. Если только не будут бояться и осмелятся...”. Ожидается, что “She Who Dared” станет первой профессионально поставленной оперой, созданной двумя афроамериканскими женщинами. Режиссер Тимоти Дуглас специализируется на постановке современных опер. В его послужном списке - “Голубая униформа” (“Blue”, перевод мой) Жанин Тезори в Опере Нового Орлеана и “Чемпион” (“Champion”) Терренса Бланчарда в Лирик-опере Бостона. The Studebaker Theater.

Nota bene! Абонементы на спектакли Чикагского оперного театра сезона 2025-26 годов и билеты на спектакли этого сезона можно заказать по телефону 312-704-8414 или на сайте chicagooperatheater.org/. Там же вы найдете информацию об истории и сегодняшнем дне театра. Одиночные билеты поступят в продажу 15 августа.

Фотографии к статье:

Фото 1. Постер к спектаклю “She Who Dared”

Фото 2. Лидия Янковская

Фото 3. Стивен Пауэлл 

(Все фотографии - COT)

Комментариев нет: