3 июл. 2025 г.

Опера “на бис”. The Met: Live in HD


Восемнадцатый (2024-25 годов) сезон серии “Метрополитен-опера в кино” (The Met: Live in HD) заканчивается, как всегда, летними показами “на бис”. Нас ждут четыре оперы.

23 июля 2025 года, 1.00 и 6.30 pm. “Травиата” Дж.Верди. Постановка Метрополитен-оперы. Дирижер - Янник Незе-Сеген. Режиссер - Майкл Майер. В главных партиях: Виолетта - Диана Дамрау, Альфред - Хуан Диего Флорес, Жермон - Куинн Келси. Запись - 15 декабря 2018 года.

“Травиата” - не только одно из любимейших произведений миллионов поклонников оперного искусства во всем мире, но и любимое творение Джузеппе Верди. В огромном тенистом парке, устроенном композитором в своем имении, несколько деревьев носили названия опер. По легенде, каждый раз, прогуливаясь по этой оперной аллее, маэстро обязательно останавливался у широколистных “травиат”, и в его памяти всплывала грустная история светлой любви Виолетты Валери.

“Травиата” - не просто опера. Перед нами разворачивается трагедия, в которой переживания и чувства героев имеют особое, музыкальное выражение. “Травиата” - всегда беспроигрышный ход менеджмента оперного театра! Бессмертная опера великого композитора, в которой нет ни одной проходной арии, ни одного проходного такта, заранее обречена на успех. Тем более, когда в главных партиях - звездная пара Дамрау-Флорес.

Для канадского маэстро Янника Незе-Сегена “Травиата” стала первой оперой в качестве музыкального руководителя Метрополитен-оперы. Он заступил на этот пост на два года раньше запланированного срока.


30 июля 2025 года, 1.00 и 6.30 pm
. “Ромео и Джульетта” Ш.Гуно. Возобновление постановки Ла Скала. Дирижер - Янник Незе-Сеген. Режиссер - Бартлетт Шер. В главных партиях: Джульетта - Надин Сьерра, Ромео - Бенджамин Бернхайм, Меркуцио - Уилл Ливерман, Стефано - Саманта Хэнки, Тибальд - Фредерик Баллентайн. Запись - 23 марта 2024 года.

Творчество Шекспира - источник вдохновения для многих великих композиторов. Не устоял перед соблазном и Шарль Гуно. “Успех, взорвавшийся подобно фейерверку”, - так современники описывали премьеру его “Ромео и Джульетты”. Опера безумно красива - дуэты влюбленных, вальс, каватины, арии можно слушать бесконечно. Более ста пятидесяти лет опера не сходит со сцен ведущих оперных театров мира. Часто ставится она и в Лирик-опере Чикаго, и в Метрополитен-опере. С партиями несчастных влюбленных в МЕТ вернулась популярная пара Сьерра-Бернхайм. Презентация спектакля состоялась на Зальцбургском фестивале летом 2023 года.

Режиссер Бартлетт Шер родился в многодетной католической семье. В возрасте девяти лет он узнал, что его отец - страховой маклер - не только имел вторую семью. Оказывается, все эти годы отец обманывал его, говоря о своем католическом происхождении. На самом деле, его родители были евреями из Литвы, эмигрировавшими в Калифорнию в двадцатых годах XX века. Как признался спустя много лет режиссер, вспомнить историю своей семьи и задуматься об истоках человеческой нетерпимости заставила его история Жака Оффенбаха.


6 августа 2025 года, 1.00 и 6.30 pm
. “Лючия ди Ламмермур” Г.Доницетти. Постановка Метрополитен-оперы. Дирижер - Риккардо Фрицца. Режиссер - Саймон Стоун. В главных партиях: Лючия - Надин Сьерра, Эдгардо - Хавьер Камарена, Энрико - Артур Ручински, Раймондо - Кристиан ван Хорн. Запись - 21 мая 2022 года.

Австралийский театральный режиссер Саймон Стоун известен своими новыми прочтениями хрестоматийных пьес Шекспира и Чехова. В партии владельца равенсвудского замка - один из лучших современных теноров Хавьер Камарена. Он считается специалистом по операм Моцарта и белькантовому репертуару, но в последние годы добавил к нему оперы Верди. Камарена блестяще берет высокие ноты, безупречен в колоратурном пении. В сезоне 2018-19 годов он исполнил партию Эрнесто в “Дон Паскуале” Г.Доницетти и стал вторым певцом в истории Метрополитен-оперы, спевшим на бис в середине спектакля. Публика всякий раз устраивала ему овацию, требуя повторить арию “E se fia che ad altro oggetto”, и певец триумфально повторял ее. А еще Камарена - единственный певец, спевший на бис в трех разных постановках МЕТ. Бисы Камарена повторил и в опере “Дочь полка” Г.Доницетти в мадридском театре Реал. Среди достижений певца - безумно трудная в техническом отношении партия Гуальтьеро в опере В.Беллини “Пират”.

Мы слышали Камарену дважды в сольных программах в театре “Харрис”, в Лирик-опере он дебютировал в партии Герцога в “Риголетто” Дж.Верди (сезон 2024-25 годов).


13 августа 2025 года, 1.00 и 6.30 pm
. “Риголетто” Дж.Верди. Постановка Метрополитен-оперы. Дирижер - Микеле Мариотти. Режиссер - Майкл Майер. В главных партиях: Риголетто - Желько Лучич, Джильда - Диана Дамрау, герцог Мантуанский - Петр Бечала, Маддалена - Оксана Волкова, Спарафучиле - Штефан Кочан. Запись - 16 февраля 2013 года.

Партитура шестнадцатой оперы итальянского композитора была написана очень быстро - за сорок дней. Премьера оперы состоялась 11 марта 1851 года в венецианском театре Ла Фениче. Критика нашла оперу “неприличной”, а публика была в полном восторге. Верди вызывали после каждого номера. После окончания спектакля публика насвистывала и напевала песенку Герцога из последнего акта. Предвидя это, Верди дал ноты тенору лишь на последней репетиции. Кстати, ставшую крылатой фразу “La donna e mobile” приписывают самому королю Франциску: “Красотки лицемерят. Безумец, кто им верит”. Венецианская газета в рецензии на премьеру подчеркивала необычность музыки: “О подобной опере нельзя судить по одному вечеру. В ней новизна сюжета, новый стиль, новая форма... Оркестр беседует и плачет вместе с вами. Никогда музыка в опере не была столь выразительна”. Так шедевр Верди начал триумфальное шествие по театрам Италии и всего мира.

Майкл Майер переносит действие из Италии XVI века в Лас-Вегас шестидесятых. О достоинствах постановки говорить не приходится, зато с голосами все в полном порядке. Кроме звездного трио Лучич-Дамрау-Бечала отмечу словацкого баса Штефана Кочана в партии Спарафучиле и дебют в МЕТ белорусской певицы Оксаны Волковой в партии Маддалены.

В следующем сезоне мы увидим восемь опер: “Сомнамбула” В.Беллини (18 октября 2025 года), “Богема” Дж.Пуччини (8 ноября 2025 года), “Арабелла” Р.Штрауса (22 ноября 2025 года), “Андре Шенье” У.Джордано (13 декабря 2025 года), “Пуритане” В.Беллини (10 января 2026 года), “Тристан и Изольда” Р.Вагнера (21 марта 2026 года), “Евгений Онегин” П.Чайковского (2 мая 2026 года), El Último Sueño de Frida y Diego Г.Л.Франк (30 мая 2026 года).

Nota bene! Подробная информация о предстоящих показах серии ”Метрополитен-опера в кино” - на сайте www.metopera.org/season/in-cinemas/.

Фотографии к статье:

Фото 1. Сцена из спектакля “Травиата”. Фото - Марти Сол/Met Opera

Фото 2. Сцена из спектакля “Ромео и Джульетта”. Фото - Марти Сол/Met Opera

Фото 3. Сцена из спектакля “Лючия ди Ламмермур”. Фото - Марти Сол/Met Opera

Фото 4. Сцена из спектакля “Риголетто”. Фото - Кен Ховард/Met Opera

Комментариев нет: