Действующие лица и исполнители: Медея - Сондра Радвановски, Главка - Елена Виллалон (дебют в Лирик-опере), Нерис - Зои Римс, Ясон - Мэтью Поленцани, Креонт - Альфред Уолкер. Дирижер - музыкальный руководитель Лирик-оперы Энрике Маццола. Режиссер - сэр Дэвид Маквикар. Совместная постановка Метрополитен-оперы, Лирик-оперы, Национальной оперы Греции и Канадской оперной компании. 11-26 октября 2025 года. Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини (1760-1842) родился в семье
музыкантов во Флоренции. Музыку сочинял с шести лет, к тринадцати уже был
автором нескольких религиозных произведений. Его первая опера “Игрок” (“Il
giocatore”) датирована 1775 годом, композитору едва исполнилось пятнадцать лет.
Опера была на итальянском языке. Это надо подчеркивать отдельно, поскольку
композитор был двуязычным и оперы писал на двух языках. “Медея” (“Médée”)
написана в 1797 году на французском языке. Премьера прошла в Париже, где
Керубини жил с конца восьмидесятых годов XVIII века. Он пользовался
непререкаемым авторитетом и покровительством Марии-Антуанетты, потом увлекся
идеями Великой французской революции, был одним из создателей Парижской
консерватории, преподавал там искусство музыки. В основе либретто “Медеи” -
античная история Еврипида и одноименная пьеса Пьера Корнеля 1635 года.
“Медея” была встречена прохладно всеми зрителями за исключением Бетховена, который с восторгом прослушал оперу и сохранил личную копию партитуры. Бетховен был большим поклонником таланта Керубини, первый композитор Германии считал своего итальянского коллегу величайшим композитором своего времени. Несмотря на похвалы Бетховена, опера осталась незамеченной и почти забытой вплоть до начала XX века. В 1909 году “Медея” была переведена на современный итальянский язык, но после нескольких постановок снова легла на полку истории. Лишь в 1953 году, когда Мария Каллас вышла на флорентийскую сцену в образе Медеи, опера Керубини была заново открыта как профессионалами, так и любителями прекрасного пения по всему миру. С тех пор “Медея” по праву занимает свое особое место в оперном пантеоне.
В сезоне 2023-24 годов “Медея” в постановке Дамиано Микьелетто шла в Ла
Скала. Героиней спектакля была Марина Ребека. Ну а мы увидим постановку сэра
Дэвида Маквикара. Известный шотландский режиссер (он родился в Глазго, учился в
Шотландской академии музыки и драмы) хорошо знаком чикагским любителям оперы.
Достаточно перечислить его работы в Лирик-опере: “Трубадур” Дж.Верди (сезон
2006-07 годов, возобновления в сезоне 2014-15 и 2018-19 годов), “Юлий Цезарь”
Г.Ф.Генделя (сезон 2007-08 годов), “Русалка” А.Дворжака и “Милосердие Тита”
В.А.Моцарта (оба спектакля - сезон 2013-14 годов), “Воццек” А.Берга (сезон 2015-16
годов), “Электра” Р.Штрауса (сезон 2018-19 годов), “Макбет” Дж.Верди (сезон 2021-22
годов).
Мы увидим постановку, сделанную сэром Дэвидом специально для Сондры
Радвановски. В последние годы певица смело берется за новые сложные партии,
многие из которых мы слышали в Чикаго. Сондра - первая после Беверли Силлс
певица, исполнившая партии трех королев в одном сезоне (2015-16 годов) МЕТ.
Проект с финальными сценами Анны Болейн, Марии Стюарт и Елизаветы из
“королевской” трилогии Г.Доницетти “Анна Болейн”, “Мария Стюарт” и “Роберто
Девере” назывался “Три королевы” и был показан в Чикаго в декабре 2019 года. В
марте 2019 года певица была участницей концерта, посвященного двадцатипятилетию
со дня дебюта Рене Флеминг на сцене Лирик-оперы, весной 2020 года дебютировала
в партии Лизы в “Пиковой даме” П.Чайковского. Я помню, в Чикаго она прилетела
после триумфа в Мадридской опере в “Тоске” Дж.Пуччини. В каждом спектакле после
арии “Vissi d'arte” ее ждала нескончаемая овация, и она повторяла арию на бис.
Такой же успех ждал ее в партии Лизы.
Радвановски - частая гостья в Лирик-опере. Она дебютировала в театре в
партии Сюзанны в одноименной опере Карлайла Флойда в сезоне 2002-03 годов.
После этого последовали партии Леоноры (“Трубадур”, 2006-07), Эльвиры
(“Эрнани”, 2009-10), Амелии (“Бал-маскарад”, 2010-11), Аиды (“Аида”, 2011-12),
Анны Болейн (“Анна Болейн”, 2014-15), Нормы (“Норма”, 2016-17), леди Макбет
(“Макбет”, сезон 2021-22 годов).
В беседе со мной после премьеры новой постановки “Анны Болейн” Радвановски сказала: “Я учусь у великих певиц прошлого, всегда нахожусь под впечатлением от пения Каллас. Мне нравится в ней творческое бесстрашие. Она делала со своим голосом все, что хотела. Когда надо, ее голос звучал по-королевски, но она не боялась прозвучать “грязно”, если так надо было по сюжету для образа ее героини. Ее техника была виртуозной. Я слушала и Сазерленд, и Монтсеррат Кабалье. Я слушала, училась, но не копировала их исполнение. Я не хочу быть второй Каллас или второй Кабалье - я хочу быть собой”.
Радвановски - не только замечательная певица, но и прекрасная актриса.
Эльвира, Аида, Леонора, Анна Болейн... - во всех своих ролях она тонко
показывала характеры и психологическое состояние своих героинь. Когда в беседе
с ней я сказал об этом, она воскликнула: “Это же так скучно - просто стоять и
петь! Да, мы выступаем в оперном театре, но ведь это все-таки Театр! Я хочу
рассказать своему зрителю историю. А если я просто стою и пою, то получается
концерт”. Вот еще несколько фрагментов из нашего разговора.
- Контролировать голос для вас не проблема?
- Хорошая техника позволяет это делать. Иногда, когда я неважно себя
чувствую, бывает сложно, но в целом, я думаю, это вполне по силам. Я научилась
управлять своими эмоциями. Научилась даже не за счет опыта на сцене, а
благодаря опыту жизненному.
Конечно, в нашей беседе не обошлось без вопроса о ее фамилии.
- Вы как-то говорили про вашу русскую бабушку...
- Говорят, она была из благородного рода. К сожалению, ее происхождение
неизвестно. Бабушки и дедушки давно нет с нами - они умерли, когда я была
маленькой. И отец умер. Где-то я читала, что моя фамилия была Радваноска или
Радванова...
- Для меня это имя звучит больше на польский манер, чем на русский...
- Я думаю, было так. Когда бабушка приехала, люди, выдававшие ей документы,
сказали нечто вроде: “Ваше имя невозможно выговорить”. Увы, это только догадки.
Спросить не у кого. Я знаю, что моя бабушка не хотела говорить об этом. Я уже
никогда не узнаю, как было на самом деле. Но русская музыка волнует меня. Моя
любимая русская опера - “Евгений
Онегин”. Я даже однажды пела Татьяну. В Кельне. Это был мой европейский дебют.
Последний раз на сцене чикагского театра Радвановски выступила в феврале
2025 года с концертом “Героини опер Пуччини” (“Sondra Radvanovsky in Concert:
The Puccini Heroines”), в программе которого были арии и музыкальные фрагменты
из каждой из двенадцати опер Джакомо Пуччини. Концерты были приурочены к
столетию со дня смерти великого итальянского композитора (он умер 29 ноября
1924 года). Я с нетерпением жду новой встречи с певицей.
Премьера постановки сэра Дэвида Маквикара прошла в МЕТ в сезоне 2022-23 годов, спектакль демонстрировался в серии ”Метрополитен-опера в кино”, так что многие его видели. Дирижировал Карло Рицци, в партии Медеи блистала Сондра Радвановски, партию Ясона исполнял Поленцани, команду мечты дополняла Екатерина Губанова в партии Нерис. В Лирик-опере в этой партии дебютирует двадцатишестилетняя Елена Виллалон. Она родилась в Остине, выпускница консерватории в Цинциннати и Оперной студии при Хьюстонской опере. Член труппы Оперы Франкфурта. В МЕТ дебютировала в прошлом сезоне в партии Амура в “Орфее и Эвридике” К.Глюка.
“Медея” - первый спектакль 71-го сезона Лирик-оперы. До конца года нас ждут
“Сельская честь” П.Масканьи и “Паяцы” Р.Леонкавалло (1-23 ноября), кантата
“Кармина Бурана” К.Орфа (14, 16 и 18 ноября) и композиция “A Night of Mellon
Collie and Infinite Sadness” Билли Коргана (21-30 ноября). Кроме этого, 16 и 18
октября в театре покажут анимационный фильм “Тайна Коко” (“Coco”, США, 2017,
режиссер - Ли Анкрич) студии Pixar. В 2018 году картина получила две премии
“Оскар” - за лучшие анимационный фильм и песню к фильму (“Remember Me”, музыка
и слова Кристен Андерсон-Лопес и Роберта Лопеса). Музыку к фильму лауреата
премий “Оскар” и “Грэмми” Майкла Джаккино исполнит Оркестр Лирик-оперы. Фильм
демонстрируется на английском языке с испанскими субтитрами.
Еще один фильм мы увидим 10 и 11 апреля 2026 года - “Мэри Поппинс” (“Mary Poppins”, США, 1964, режиссер - Роберт Стивенсон) с Джули Эндрюс в главной роли (это был ее дебют в кино). В 1965 году картина получила пять премий “Оскар” - за лучшую женскую роль (Джули Эндрюс), визуальные эффекты, монтаж, песню (“Chim Chim Cher-ee” братьев Ричарда и Роберта Шерманов), оригинальный саундтрек (братья Шерманы). Музыку к фильму братьев Шерманов и Ирвина Костала исполнит Оркестр Лирик-оперы.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на спектакли Лирик-оперы сезона 2025-26 годов - на сайте lyricopera.org/subscribe или по телефону 312-827-5600. Все спектакли проходят в помещении Лирик-оперы по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1. Сондра Радвановски - Медея. Метрополитен-опера, сезон 2022-23
годов. Фото - Паола Кудаки
Фото 2. Сцена из
спектакля “Медея”. Канадская оперная компания. Фото - Майкл Купер
Фото 3. Сондра Радвановски - Медея. Метрополитен-опера, сезон 2022-23 годов. Фото - Паола Кудаки
Комментариев нет:
Отправить комментарий