6 и 8 ноября, 7.30 pm; 7 ноября, 1.30 pm. За дирижерский пульт Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) вернулся его многолетний музыкальный руководитель, ныне - дирижер-лауреат (Music Director Emeritus for Life) Риккардо Мути. Во второй программе Риккардо Мути и ЧСО прозвучат Дивертисмент и Сюита из балета “Поцелуй феи” И.Стравинского, Аранхуэсский концерт для гитары с оркестром Х.Родриго (солист - Пабло Сайнс Вильегас), Четвертая симфония Й.Брамса.
Cовсем недавно мы услышали оперу Стравинского “История солдата” - сочинение
1918 года. На этот раз нас ждет музыка, написанная в 1928 году. Стравинский не
хотел, чтобы его новый балет “Поцелуй феи” был поставлен труппой Дягилева. В
результате премьера состоялась в парижской Опере Гарнье силами труппы “Балет
Иды Рубинштейн” в хореографии Брониславы Нижинской - сестры знаменитого танцора
Вацлава Нижинского. Дягилев обиделся, отношения между ним и Стравинским были
навсегда испорчены. В 1950 году композитор создал новую редакцию балета со
следующим эпиграфом: “Посвящаю этот балет памяти Петра Ильича Чайковского.
Балет имеет аллегорический смысл - ведь муза Чайковского сродни этой фее.
Подобно фее, муза отметила Чайковского своим поцелуем, печать которого лежит на
всех творениях великого художника”.
Музыкой из балета “Поцелуй феи” Риккардо Мути дирижировал в феврале на
концертах в Вене с Венским филармоническим оркестром.
Аранхуэсский концерт для классической гитары и оркестра (Concierto de
Aranjuez) - самое известное сочинение испанского композитора Хоакина Родриго
(1901-1999). Он сочинил его в Париже весной 1939 года и посвятил гитаристу
Рехино Сайнсу де ла Маса. Первое исполнение состоялось в Барселоне осенью 1940
года. Название концерта отсылает нас к загородной резиденции испанских королей
в Аранхуэсе, где раскинулся прекрасный цветочный сад.
Пабло Сайнс Вильегас - испанский гитарист-виртуоз, лауреат многочисленных международных премий и конкурсов, один из лучших классических гитаристов нашего времени. Международная пресса называет его преемником Андреса Сеговии, душой испанской гитары и послом испанской культуры в мире, а зрители любят за романтическую составляющую его игры. Вильегас выступает в крупнейших залах мира, работает с камерными и симфоническими оркестрами. На фирме NAXOS он выпустил альбомы с музыкой Л.Берио и испанскими мелодиями. Его дебют в Чикаго состоялся летом 2017 года на Grant Park Music Festival. Вильегас солировал в концерте “Fantasía para un gentilhombre“ для гитары с оркестром Х.Родриго (оркестром Грант-парка дирижировал Карлос Кальмар). В марте 2023 года с ЧСО Вильегас играл барочную музыку Л.Боккерини и А.Вивальди (дирижировал Бернар Лабади). А дебютное выступление гитариста с ЧСО состоялось как раз с Аранхуэсским концертом Родриго (дирижировал Джанкарло Герреро). Вильегас стал первым гитаристом, играющим с ЧСО с 2001 года (замечу, что он был первым гитаристом, играющим с Берлинским филармоническим оркестром с 1983 года!)
Из давнего интервью музыканта “Гитарному журналу“ я выбрал фрагмент,
касающийся гитары и ее звука: “Я играю на гитаре, сделанной в 1992 году
Маттиасом Дамманом. Верхняя дека из кедра, обечайки из бразильского Palo Santo...
Как правило, чем лучше гитара, тем больше требований она предъявляет к
исполнителю... Самый лучший звук гитары - ее собственный. Но когда играешь с
оркестром или в большом зале, подзвучку надо использовать обязательно. Я так и
делаю. В этом случае аудитории не приходится прислушиваться, чтобы разобрать,
что играет гитара, а я могу показать все динамические оттенки инструмента и
точнее передать музыку“.
Вильегас - создатель и художественный руководитель фестиваля La Rioja. В
этом городе Испании он родился. С 2001 года живет в США. У него эксклюзивный
контракт с фирмой SONY Classical.
Прошлой зимой маэстро Риккардо Мути сказал, обращаясь к оркестру: “Я больше не руковожу вами, но вы по-прежнему остаетесь моим оркестром”. Оркестр отвечает маэстро взаимностью, концерты под его управлением отличаются особой теплотой. В следующий раз Риккардо Мути продирижирует двумя программами в марте 2026 года. Первая будет посвящена итальянской опере. Среди исполняемых произведений - концертное исполнение Четвертого акта оперы “Манон Леско” Дж.Пуччини, арии из опер “Федора” У.Джордано и “Валли” А.Каталани, симфонический фрагмент из оперы “Битва при Леньяно” Дж.Верди и хоровой фрагмент “Va, pensiero” из оперы “Набукко” Дж.Верди. Солисты - дебютирующая в Чикаго сопрано Лидия Фридман и хорошо нам известный тенор Франческо Мели.
С нетерпением я жду и вторую программу, в которой прозвучит музыка Нино
Роты (музыка к фильму “Леопард” и сюита из “Крестного отца”) и Третья (“Польская”)
симфония П.Чайковского.
В январе 2026 года ЧСО под управлением маэстро Мути отправится на гастроли
в Аризону и Калифорнию. Подробности - в следующих выпусках Музыкального
обозрения.
7 ноября, 8.00 pm. Концерт Квартета Джошуа Редмана. Специальный гость вечера - американская джазовая вокалистка Габриэль Кавасса.
Джошуа Редман вырос в музыкальной семье. Его отец - саксофонист Дьюи Редман - играл в квартете Кейта Джаррета. Никто не сомневался, что сын пойдет по стопам отца. Джошуа занимался музыкой без всякого интереса и не собирался посвящать ей жизнь. Он окончил Гарвардский университет по специальности “социология”, поступил на юридический факультет Йельского университета, а потом неожиданно вспомнил про инструмент отца и вернулся к нему. Сразу стал сочинять, исполняя не только классический, но и свой собственный репертуар. Уже дебютный альбом Редмана 1993 года был номинирован на премию “Грэмми”. Сегодня Редман является одним из самых известных джазменов мира. В Чикаго он впервые выступил в 1995 году. Его концерты неизменно привлекают огромный интерес любителей музыки.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Риккардо Мути с грамотой Music Director Emeritus for Life (Чикаго,
23 июня 2023 года). Фото - Тодд Розенберг
Фото 2. Пабло Сайнс Вильегас. Фото - Лиза Маззуко
Фото 3. Джошуа Редман. Фото - Джей Блейксберг



Комментариев нет:
Отправить комментарий