9 дек. 2019 г.

Наталья Осипова и “Сила природы”. Stage Russia представляет



Балетная тема четвертого сезона международного проекта Stage Russia HD (продюсер - Эдди Аронофф) продолжается! После фильма-балета “Братья Карамазовы” (“The Brothers Karamazov”) Санкт-Петербургского государственного академического театра балета мы увидим документальный фильм “Сила природы” (“Force of Nature”, Великобритания, 2019, 82 мин.). В основе картины - фрагменты репетиций и спектаклей с участием Натальи Осиповой. Режиссер - Джеральд Фокс. В фильме участвуют выдающаяся балерина XX века Наталья Макарова, художественный руководитель Королевского балета Великобритании Кевин О'Хара, балетмейстер Артур Пита, бельгийский танцор и хореограф Сиди Ларби Шеркауи, британский танцор и хореограф Джонатан Годдар.



Наталья Осипова - самая непредсказуемая, самая необычная балерина нашего времени. Окончив Московское хореографическое училище, она пришла в кордебалет Большого театра, но уже в первом сезоне станцевала восемь (!) сольных партий. О блистательных прыжках-полетах Осиповой заговорила вся Москва. Китри, Жизель, Сильфида, Медора -  главные партии следовали одна за другой. Балетному миру ее имя стало известно в 2007 году во время триумфальных гастролей Большого театра в Лондоне. После “Дон Кихота” балетный критик Клайв Барнс назвал ее “редким и прекрасным талантом”, а газета “The Guardian” посоветовала любителям балета увидеть Осипову любой ценой: “Выпрашивайте билеты, воруйте, отнимайте с боем!” Нью-Йорк, Париж, Милан, Берлин; Американский балетный театр, Гранд-опера, Ла Скала, балет Баварской оперы - за несколько лет Осипова покорила все балетные столицы мира и выступила со всеми лучшими балетными труппами. Ее премии и награды стали закономерным продолжением головокружительной карьеры. Премия Леонида Мясина, премия жюри “Золотой маски”, приз “Benois de la dance”, Гран-при Международной балетной премии “Dance Open”... В разные годы Осипова была звездой Большого и Михайловского театров. Уже несколько лет она является примой-балериной Королевского балета Великобритании.

Рассказывает Эдди Аронофф: “Наталья сегодня очень популярна в Великобритании. Она танцует ведущие партии в Королевском балете Великобритании. Отсюда интерес к ней со стороны британских кинематографистов. Режиссер фильма - известный британский мастер, лауреат премии БАФТА (Британской академии кино и телевидения) Джеральд Фокс. Отличие “Силы природы” от недавнего байопика Рона Ховарда “Паваротти” в том, что в картине Фокса нет подробностей биографии и личной жизни балерины. Фильм о другом - о танце, балете, искусстве. Он состоит из фрагментов репетиций и спектаклей. В основном, картина сделана во время репетиций балета “Мать”. (В основе балета хореографа Артура Питы - рассказ Г.Х.Андерсена “История одной матери”. - Прим. автора.) Этот балет мы, возможно, покажем в будущем”.



Несколько лет назад мне посчастливилось побеседовать с Натальей Осиповой. Я застал Наташу в Нью-Йорке в разгар репетиций “Жар-птицы” И.Стравинского. Она готовилась к мировой премьере балета, репетировала с Алексеем Ратманским. Дело было за несколько дней до ее дебютного выступления в Чикаго с Американским балетным театром. Она танцевала Жизель. Наш разговор начался именно с этой партии.



- Жизель - одна из моих любимых партий, если не сказать - самая любимая. У каждой из великих балерин прошлого - Улановой, Бессмертновой, Фраччи, всех не перечислишь, - была своя Жизель. “Жизель” - не тот балет, в котором можно поразить зрителей техническими приемами. Я воспринимаю его, как драматический спектакль. Главное в нем - быть искренней, найти свою Жизель, представить себя в этом образе.

- Как вам кажется, вы нашли этот образ или еще в поиске?

- Век живи - век учись. Я всегда буду продолжать искать мою Жизель. Я только нащупала ниточку к этому образу. У меня есть свое понятие о том, какая она - Жизель. Насколько я хорошо раскрываю этот образ, не мне судить. Но в каждом спектакле я стремлюсь открыть что-то новое.

- Когда вы только начинали репетировать Жизель, в балетном мире говорили: “Эта партия – не для Осиповой”. Вы слышали такие разговоры?

- Конечно. Кроме моей первой партии - Китри в “Дон Кихоте” - каждая следующая (Сильфида, Гамзатти, Аврора) вызывала недоумение у окружающих. “Как же она будет танцевать этот спектакль, когда это совсем не ее?!” С Жизелью было абсолютно то же самое. Никто не верил в меня, и я сама, честно могу сказать, с опаской подходила к этой роли. Мне ее предложил Алексей Ратманский, когда работал в Большом театре. Он в меня поверил... Я понимаю, что в моем образе, наверно, не хватает романтики. Поэтому больше внимания я уделяю реалистичности. Мне хочется, чтобы зрители видели историю с настоящими эмоциями и переживаниями, а не просто красивую сказку.

- Вы работали в Большом театре с 2004 до 2011 года. Какими были для вас эти семь лет?

- Очень яркими! Каждый год был насыщенным, работы было много, и я достаточно много сделала. Я достигла какого-то этапа, стала балериной, станцевала практически весь классический репертуар, современные балеты, много гастролировала...

- Почему вы ушли?

- В Большом театре стало очень предсказуемо. Я понимала, что все интересное я уже станцевала и репертуара не прибавится... Я Большой очень люблю. Ничего негативного не могу сказать ни о театре, ни о партнерах. Просто захотелось что-то поменять в жизни. Не хочется останавливаться. Хочется идти вперед и развиваться!

- Вас уговаривали остаться?

- Всем было не очень приятно, что я это сделала, и мне самой это было очень тяжело... Конечно, на меня обиделись. Я это понимаю. Но с другой стороны, я не хотела этим решением никого обидеть. Труппа в Большом театре замечательная, но, к сожалению, наши пути разошлись.

- Вы ушли навсегда или не исключаете для себя возможности возвращения в театр в качестве приглашенной примы-балерины?

- Большой театр - мой дом. Я там выросла, добилась признания, там работают мои учителя. С педагогом Мариной Викторовной Кондратьевой я проработала семь лет, и, приехав недавно в Москву, продолжала с ней репетировать. Она на всю жизнь останется для меня главным педагогом. Мне бы не хотелось рвать отношения с Большим театром. Конечно, хотелось бы появляться в театре в качестве приглашенной солистки.



С пяти лет Наташа Осипова занималась спортивной гимнастикой. В балет пришла случайно, после травмы спины. Тренеры посоветовали родителям попробовать балет.



- Если бы не травма, вы бы продолжали заниматься спортивной гимнастикой или все равно были мысли перейти на балет?

- В детстве мыслей про балет никаких не было, поэтому я не исключаю, наверно, что если бы у меня сложилось все хорошо, так и продолжала бы заниматься гимнастикой. Мой переход в балет был действительно случайностью.

- Если бы сейчас вам сказали отмотать “пленку жизни” лет на пятнадцать назад, пошли бы опять по балетному пути?

- Да, конечно, и занималась бы еще с большим упорством. С одной стороны, это сложно и тяжело, с другой - очень интересно. В этом - смысл жизни. Без балета не можешь ни жить, ни дышать. Уже в десять лет приятно осознавать, что у тебя есть профессия, а в восемнадцать ты готовый профессионал и знаешь, ради чего работаешь. Лет в сорок мы заканчиваем свою карьеру, и у нас остается полжизни на то, чтобы еще в чем-то себя реализовать.

- В 2007 году в Лондоне вы проснулись знаменитой. Что это такое – испытание славой?

- Вы даже не представляете, какая колоссальная работа была проведена до того момента, когда я в Лондоне вышла на сцену. Я была совсем юная, и Алексей Ратманский поверил в меня, дал мне станцевать Китри в “Дон Кихоте”. Я работала день и ночь, готовила этот спектакль. Я так устала, что на сцене мне было уже все равно. Такое напряжение выдерживать было очень сложно, но в итоге я получила невероятное удовольствие от спектакля. Была прекрасная пресса, и сейчас я вспоминаю это, как сказку. С другой стороны, мне кажется, в тот момент я это заслужила.

- Думали ли вы, начиная в Большом театре с кордебалета, что у вас сразу пойдут главные партии?

- С первого месяца в Большом театре мне начали давать вариации, и в кордебалете я практически ничего не танцевала. Сразу стала танцевать ведущие партии.

- О вас пишут, что вы физически очень выносливая. Как вы выдерживаете такие нагрузки?

- Спортивная закалка с детства плюс моя “физика”. Я такой родилась. Сильная от природы. Крепкая.

- Но при этом станок никто не отменял и вы продолжаете репетировать, как все?

- Всегда по-разному. Смотря, какие спектакли и какой график. Иногда полностью класс не делаем. Но каждый день репетируем.

- Самый банальный вопрос - любимая балетная партия?

- Они все любимые, но в разное время разные партии нравятся больше. Сегодня - Джульетта в “Ромео и Джульетте” Прокофьева. С таким трепетом я сейчас ни к одной партии не готовлюсь. Для меня музыка Прокофьева - космос.

- Эта партия очень романтична...

- Джульетта - очень сильная героиня. Не могу сказать, что она - лиричная, скорее - лирико-драматическая. Джульетта - настоящая. Она - личность.

- У вас есть кумир в балете?

- Их очень много, но я назову одного - Рудольф Нуреев.

- Есть какие-то партии, которые вы еще не станцевали, но о которых мечтаете?

- Мечтаю о многих партиях. Я всегда мечтаю станцевать все!



В планах проекта Stage Russia на февраль 2020 года - спектакль “Дети солнца” (“Children of the Sun”) Новосибирского театра “Красный факел” по пьесе М.Горького в постановке Тимофея Кулябина. Все подробности - в январских выпусках Театрального обозрения.



Nota bene! В “большом” Чикаго фильм “Сила природы” демонстрируется 8 декабря в 2.00 pm в Wilmette Theatre по адресу: 1122 Central Avenue, Wilmette, IL 60091. Билеты - здесь:

https://ticketing.us.veezi.com/purchase/13496?siteToken=bclQlQh1gkmW47aQVQljkg%3D%3D. Все новости о проекте Stage Russia HD - на сайте https://www.stagerussia.com/. 



Фотографии к статье:

Фото 1. Наталья Осипова. Фото - Джеральд Фокс

Фото 2. Наталья Осипова. Фото - Джастин Уэдделл

Фото 3. Наталья Макарова и Наталья Осипова репетируют “Баядерку”. Фото - Дина Макарофф
Фото 4. На съемках фильма “Сила природы”. Фото - Asterisk Films

Комментариев нет: