19 окт. 2023 г.

Кристиан Герхайер и песни Малера. “Волшебный рог мальчика”


В Чикаго с огромным успехом прошли первые концерты сто тридцать третьего сезона Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО). После открытия сезона на домашней сцене оркестр под управлением почетного пожизненного дирижера-лауреата (Music Director Emeritus for Life) Риккардо Мути открыл сезон в Карнеги-холл. Ближайшими концертами ЧСО руководят приглашенные дирижеры.

12 и 14 октября, 7.30 pm; 13 октября, 1.30 pm; 15 октября, 3.00 pm. В программе: пьеса “Лумина” Нины Шехар (первое исполнение ЧСО), фрагменты из вокального цикла “Волшебный рог мальчика” (“Des Knaben Wunderhorn”) Г.Малера, Пятая симфония Л.ван Бетховена. Солист - Кристиан Герхайер. ЧСО дирижирует Яап ван Зведен.

Нина Шехар - американская мультиинструменталистка индийского происхождения. Кроме сочинения музыки, играет на флейте, фортепиано, саксофоне. Родилась и выросла в Детройте. Училась в Мичиганском университете и университете Южной Калифорнии. Получила образование по двум специальностям - композитора и инженера-химика. Работает над кандидатской диссертацией в Принстонском университете.

Впервые после 2007 года с ЧСО выступит один из лучших интерпретаторов вокальной музыки Малера, прекрасный немецкий баритон Кристиан Герхайер. В давнем интервью радио Орфей Герхайер говорил о Малере так: “Густав Малер - поистине уникальный композитор, он разрабатывал свой звук, который формируется на основе взаимодействия голоса с оркестром. У Малера было совершенно особое восприятие оркестровых красок. При этом ему удавалось оставаться в русле шубертовско-шумановских вокально-песенных традиций. Малер иногда создает только атмосферу, иногда - некий специфический образ, изменяя авторское поэтическое слово, а порой объединяет разные стихотворения в одну вокальную миниатюру”.

Еще одна цитата из Герхайера: “Песни - не только немецкоязычные, но особенно французские - не являются рассказом или даже короткой драмой. Это - абстрактное искусство, как абстрактны тексты в стихах. Поздние песенные творения Малера, такие, как “Песнь о Земле” и “Волшебный рог мальчика”, демонстрируют множество различных ассоциаций - звуковых и содержательных - и переплетаются в большую музыкальную картину, которая кажется повествовательной, но таковой не является. Например, песня июля 1898 года “Wo die schönen Trompeten blasen” (“Там, где звучат прекрасные трубы”). Молодая женщина навестила солдата накануне боя. Он уже мертв, или это предчувствие смерти? Такое нелогичное развитие событий в песнях Малера типично для конца романтизма. Это не баллада, но многие люди понимают ее как балладу”.

Герхайеру пятьдесят четыре года. Он родился в городе Штраубинг (Бавария). Изучал философию и медицину в Мюнхене и Риме. Вокалом стал заниматься в двадцать три года, после того, как получил диплом доктора. Необычно, правда? А все потому, что Герхайер считает: “Пение начинается с головы. Важны интеллектуальные занятия”.

Певец окончил Оперную школу Мюнхенской консерватории. Поет он нечасто, в свое удовольствие: “Я пою только то, что мне близко, что мне нравится и что я хочу петь”. Репертуар ограничен немецкоязычными партиями. Его любимые композиторы - Франц Шуберт, Роберт Шуман и Густав Малер. Записывается он на студии Sony и считает, что студия Deutsche Grammophon “уделяет больше времени бизнесу, чем искусству”. Живет в Мюнхене. Профессор Мюнхенского университета музыки и изобразительных искусств. Женат, трое детей. Выступает, в основном, в Европе. В Чикаго мы его слышали последний раз в 2019 году в камерном концерте в Чикагском университете. В программе тоже были песни Малера. В этом сезоне он дважды появится в США. Кроме концертов в Чикаго 30 ноября он дебютирует в Метрополитен-опере в своей любимой партии Вольфрама (“Тангейзер” Р.Вагнера).


С маэстро Яапом ван Зведеном Герхайер работал всего один раз, когда тот в последний момент заменил солиста в концерте с Роттердамским филармоническим оркестром. Из-за спешки того выступления Герхайер считает предстоящие концерты своим первым реальным шансом поработать с ван Зведеном.

Яап ван Зведен родился в 1960 году в Амстердаме. В детстве заинтересовался футболом и музыкой. Учился в Джульярдской школе. Победитель Национального конкурса скрипачей имени Оскара Бака (Нидерланды, 1977 год). В 1979 году (в девятнадцать лет!) стал концертмейстером одного из лучших симфонических коллективов мира - оркестра Концертгебау (Амстердам). После шестнадцати лет работы в оркестре (говорят, по совету Леонарда Бернстайна) ван Зведена потянуло в “свободное плавание”, и он решил сменить скрипку на дирижерскую палочку. В 1996 году началась его дирижерская карьера. Успехи не заставили себя долго ждать. Уже первые концерты ван Зведена в новом качестве показали, что за дирижерским пультом стоит серьезный, глубокий музыкант. В разные годы он руководил Нидерландским симфоническим оркестром Энсхеде, Гаагским филармоническим оркестром, Фламандским филармоническим оркестром в Бельгии, Симфоническим оркестром Далласа, Филармоническим оркестром радио Голландии, был дирижером-лауреатом Камерного оркестра радио Голландии. В настоящее время является музыкальным руководителем Нью-Йоркского филармонического оркестра и Гонконгского филармонического оркестра. Контракт с обоими оркестрами подписан до конца сезона 2023-24 годов. В 1997 году ван Зведен и его жена Аалтжей создали фонд (Papageno Foundation) помощи детям, страдающим разной степенью аутизма. Ван Зведен был организатором многих проектов (в том числе - “Music Therapy” и “Music Makers”), направленных на музыкальное развитие больных детей.

За 75 минут перед концертами состоятся получасовые беседы композитора и альтиста ЧСО Макса Рейми об исполняемых произведениях.

13 октября, 8.00 pm. Концерт индийского мастера игры на ситаре очаровательной Анушки Шанкар, дочери легендарного музыканта Рави Шанкара. В концерте принимают участие Арун Гош, кларнет; Сарати Корвар, ударные; Пирашана Тевараджа, перкуссин; Тома Фармер, контрабас.

26 августа 2023 года в возрасте девяноста двух лет умер выдающийся перкуссионист, (как говорят музыканты - “мелочник”) Гордон Питерс. Он играл в очень элегантной манере, в особенности, на колокольчиках, достигая при этом изумительного “мерцающего” звучания. С 1959 до 2001 года - концертмейстер секции перкуссионистов, с 1966 до 1987 года - дирижер Civic Orchestra of Chicago.

24 сентября 2023 года в день своего девяностотрехлетия умер многолетний концертмейстер секции контрабасов Джозеф Гуастафесте. Он пришел в оркестр по приглашению Фрица Райнера в 1961 году и служил концертмейстером сорок девять лет до ухода на пенсию в сентябре 2010 года. (Больший срок был, кажется, только у легендарного трубача оркестра Адольфа Херсета.)

Вечная память великим музыкантам, составлявшим славу ЧСО.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты сезона 2023-24 годов Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Фотография к статье:

Фото 1. Кристиан Герхайер. Фото - Грегор Хоенберг/Sony Music Entertainment

Фото 2. Яап ван Зведен. Фото - Ханс ван дер Верд

Комментариев нет: