20 окт. 2023 г.

Harris Theater: Бах и Гендель. “Английские барочные солисты” и хор Монтеверди


Праздник для любителей классической музыки - предстоящие концерты
ансамбля “Английские барочные солисты” (English Baroque Soloists) и хора Монтеверди (Monteverdi Choir)! Нас ждут две программы: Месса си минор И.С.Баха (20 октября) и пасторальная ода “О радости, печали и мудрости” (“L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato”) Г.Ф.Генделя (21 октября).

Си минорную Мессу Бах сочинил в 1750 году за несколько месяцев до смерти, так что многие музыковеды называют это сочинение музыкальным завещанием великого композитора. Сочиняя музыку на латинский текст, Бах решил расширить диапазон музыкальных возможностей. От вступительного коллективного возгласа “Kyrie” до извилистых фуг и предельного сияния “Dona nobis pacem” музыка Баха сочетает невиданную виртуозность, безмерный пафос и буйную радость. 

Последний раз в Чикаго Месса звучала в апреле 2013 года в исполнении ЧСО и хора под управлением Риккардо Мути. Солировали Элеонора Буратто (сопрано), Анна Малавази (меццо-сопрано), Адам Плачетка (бас-баритон), Саймир Пиргу (тенор).


“О радости, печали и мудрости” - пасторальная ода, основанная на двух поэмах английского поэта XVII века Джона Мильтона “Веселый” и “Задумчивый”. Либреттист Чарльз Дженненс поставил в центр оратории диалог двух этих персонажей и добавил третью часть, назвав ее “Умеренный”. Отсюда второй перевод оратории - “Веселый, задумчивый и умеренный человек”.

“О радости, печали и мудрости” - одно из самых необычных произведений Генделя. Ода исследует контрасты настроений от веселья (L’Allegro) до меланхолии (il Penseroso), в конечном итоге защищая “средний путь” умеренности и мудрости (il Moderato). Необычная структура породила некоторые из самых изобретательных и красочных произведений Генделя, сосредоточенных на элементах английской сельской и городской жизни, которые были ему знакомы. Доярки и пастухи, трели птиц, городской гул - все это оживает благодаря творческому использованию композитором оркестра и певцов. Гендель подарил блистательные соло музыкантам - игрокам на валторне, флейте, фаготе, органе, виолончели. Заключительная часть завершается одним из самых возвышенных дуэтов, возвещающих начало эпохи Просвещения.


Ода была написана в 1740 году за семнадцать дней. Генделю едва исполнилось пятьдесят пять лет. Он жил в Лондоне, перестал писать оперы и начинал работу над ораториями. Была лютая зима, Темза замерзла на несколько недель, театры закрылись...

Премьера оды состоялась в Королевском театре. Все пять концертов прошли с огромным успехом. Лондонским аристократам понравились музыка, выбор английского поэта, английского языка (несмотря на итальянское название) и благодарность стране, ставшей для композитора второй родиной.

“Если бы существовала Нобелевская премия для хора, ее получил бы хор Монтеверди”, - сказал музыкальный критик газеты Le Monde. Свыше ста пятидесяти записей, триумфальные гастроли по всему миру, участие в самых престижных фестивалях - такова почти шестидесятилетняя история Хора. Такой же славный послужной список у ансамбля “Английские барочные солисты”. В Чикаго мы слышали ансамбль и хор в 2017 году. В честь четырехсотпятидесятилетия со дня рождения Клаудио Монтеверди на сцене театра “Харрис” были исполнены все три сохранившиеся до наших дней оперы великого венецианского композитора: “Орфей” (“LOrfeo”), “Возвращение Улисса на родину” (“Il Ritorno dUlisse in Patria”), “Коронация Поппеи” (“LIncoronazione di Poppea”). Концерты стали событием беспрецедентным: в рамках мирового тура впервые в США мы услышали все оперное наследие Монтеверди! Дирижировал всеми концертами многократный лауреат премии журнала Gramophone (он получил их больше всех в мире) сэр Джон Элиот Гардинер. Один из крупнейших интерпретаторов барочной музыки, он никогда особо не интересовался уже существующими хорами и оркестрами, предпочитая создавать новые. В 1964 году он создал хор Монтеверди, в 1968 - оркестр Монтеверди, в 1978 году - ансамбль “Английские барочные солисты”, в 1990 году - Революционно-романтический оркестр. С этим оркестром он приезжал на гастроли в Чикаго в 2011 и 2013 годах. В феврале-марте 2020 года сэр Гардинер вернулся в Чикаго с еще одним крупным международным проектом: Революционно-романтический оркестр под его управлением в течение пяти дней исполнил все симфонии Л.ван Бетховена. Проект был посвящен двухсотпятидесятилетию со дня рождения великого немецкого композитора.

Все ожидали увидеть сэра Гардинера снова, но 22 августа с ним произошел один странный (если не сказать больше) случай. На фестивале Гектора Берлиоза в родном городе композитора Ла-Кот-Сен-Андре хор Монтеверди участвовал в концертном исполнении оперы “Троянцы”. Уходя со сцены после первой части оперы, двадцатидевятилетний британский бас Уильям Томас повернулся не в ту сторону и столкнулся с Гардинером. Руководителя коллектива это повергло в ярость. Гардинер счел, что Томас “недостаточно сконцентрирован”. За кулисами он набросился на артиста с оскорблениями, дал ему пощечину и ударил кулаком по лицу. После этого Гардинер отказался от дальнейших запланированных выступлений во Франции и улетел в Великобританию. Еще через три дня стало известно, что Гардинер отменил свои выступления на Зальцбургском фестивале, в Версале, Берлине и на Би-Би-Си Промс, а также извинился за свое поведение: “Я глубоко сожалею об инциденте и хочу извиниться за потерю самообладания. Я не ищу оправданий своего поведения и лично принес извинения Уильяму Томасу, которого глубоко уважаю. Сейчас я делаю это еще раз и, кроме того, прошу прощения у других музыкантов за неприятный осадок, который остался у них после этого случая. Прошу вашего терпения и понимания, пока я отведу время для размышлений над своими действиями”.

20 апреля 2023 года сэру Гардинеру исполнилось восемьдесят лет. Представители маэстро сообщили, что дирижер страдал от жары. Кроме того, могла сказаться недавняя смена лекарств. Хор Монтеверди осудил действия своего дирижера.

Во всех оставшихся исполнениях оперы “Троянцы” Гардинера заменил его ассистент, британский дирижер португальского происхождения Диниш Соуза. Он же будет дирижировать концертами в американском турне оркестра и хора.

Соуза - выпускник Guildhall School of Music and Drama (Лондон), основатель и художественный руководитель оркестра молодых португальских музыкантов Orquestra XXI, главный дирижер Royal Northern Sinfonia (Ньюкасл-Гейтсхед). В этом сезоне этот оркестр под управлением Соузы собирается исполнить все симфонии Р.Шумана, а также его хоровое сочинение “Das Paradies und die Peri”. Месяц назад контракт дирижера с оркестром был продлен на три года.

Кроме Чикаго у ансамбля “Английские барочные солисты” и хора Монтеверди запланированы выступления в Принстоне (McCarter Theatre Center) и Нью-Йорке (Карнеги-холл).

Nota bene! Билеты на концерты 20 и 21 октября, а также на другие спектакли и концерты сезона 2023-24 годов Театра музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance) - по телефону (312) 334-7777, на сайте www.harristheaterchicago.org или в кассе театра по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601.

Фотографии к статье:

Фото 1. Хор Монтеверди. Фото - Массимо Джанелли

Фото 2. Сцена из спектакля Коронация Поппеи” (Чикаго, октябрь 2017 года). Фото - Harris Theater

Фото 3. Сцена из спектакля Орфей” (Чикаго, октябрь 2017 года). Фото - Harris Theater

Комментариев нет: