27 апр. 2024 г.

“Эйнштейн и Маргарита”. Перед гастролями


На гастроли в США и Канаду приезжают Ксения Раппопорт и Алексей Серебряков! Они исполнят главные роли в спектакле Александра Марина “Эйнштейн и Маргарита” по пьесе Александра Гельмана “Альмар”. Единственный спектакль в большом Чикаго состоится 30 апреля в 8.00 pm (North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd, Skokie, IL 60077). Гастроли проходят в рамках Международного фестиваля искусств “Вишневый сад” (Cherry Orchard Festival).

“Эйнштейн и Маргарита” - пьеса о любовном романе Альберта Эйнштейна с Маргаритой Коненковой, женой русского скульптура Сергея Коненкова. Все началось в 1935 году, когда Институт передовых исследований при Принстонском университете заказал живущему тогда в Нью-Йорке Коненкову скульптурный портрет Эйнштейна. Коненков с женой Маргаритой приехали в Принстон. Они познакомились и прекрасно пообщались с Эйнштейном. Коненков выполнил свою работу, а Эйнштейн влюбился в Маргариту. Они придумали для себя прозвище - Альмар, из первых слогов имен Альберт и Маргарита (отсюда - название пьесы). В Принстоне у них было секретное место для встреч, которое они называли гнездом. Эйнштейн и Маргарита тайно встречались в течение десяти лет, до августа 1945 года. В тот месяц США сбросили ядерную бомбу на Хиросиму и Нагасаки. Тема ядерного оружия проходит в пьесе рефреном. Эйнштейн винит себя в гибели людей, беря ответственность за изобретение ядерного оружия. В августе 1945 года после многих лет жизни в Америке Сергей Коненков с Маргаритой вернулись в СССР. Эйнштейна Маргарита больше никогда не видела. Мы, зрители спектакля “Эйнштейн и Маргарита”, становимся свидетелями их последней встречи 23 августа 1945 года в доме Эйнштейна в Принстоне. Он объяснится ей в любви, будет уговаривать остаться, но она уже все решила. Расставание неизбежно...

Премьера спектакля “Эйнштейн и Маргарита” состоялась в июне 2022 года. За это время было сыграно более восьмидесяти спектаклей в пятнадцати городах мира. Зрителями спектакля стали более восьмидесяти пяти тысяч зрителей. Из огромного количества рецензий и отзывов я выбрал фрагменты из трех.


Журналист Леонид Павлючик: “Александр Гельман написал поразительную пьесу. Это и тончайшая, кружевной выделки лав-стори, в которой солирует прекрасная Ксения Раппопорт, находящаяся на пике своей актерской формы. И напряженный психологический поединок двух ярких личностей (Маргарита была знакома, дружна с Шаляпиным, Маяковским, Есениным, Мейерхольдом, Рахманиновым). И увлекательный шпионский детектив (Коненкова работала на советскую разведку и доносила, в том числе, и на самого Эйнштейна). И глубокий портрет великого ученого в гениальном перевоплощении Серебрякова, герой которого казнится тем, что придумал формулу для последующего создания атомной бомбы. И, наконец, это размышления самого драматурга о судьбах мира, который вновь стоит на пороге ядерной войны...”. (Сентябрь 2023 года.)

Поэт Татьяна Щербина: “Спектакль удался, он делает зримым всю ту обстановку, когда бомба, сделанная американцами, чтобы ее раньше не изготовил Гитлер, убила двести тысяч японцев, а потом ее получил Сталин. И два характера - рассеянного, но твердого в представлении о добре и зле ученого, винящего себя и за то, что не смог отговорить Оппенгеймера и Трумэна, ученого, у которого есть одна слабость: любовь к Маргарите. И Маргарита - женщина, которая хотела быть не просто знакомой (упоминаются Есенин и Мейерхольд), женой и любовницей великих людей, но и самой быть субъектом истории. На свой лад она им стала. Блестящий дуэт Раппопорт и Серебрякова вызывает в воображении всю историю часов судного дня, стрелки которого сегодня снова опасно приблизились к полуночи. И историю любви, взаимной, но в которой один простодушен, а у другого есть умысел”. (Август 2022 года.)


Театровед Анна Самсоненко (Петербургский театральный журнал): “В спектакле нет ни эпических событий, ни грандиозных катастроф. Не взрываются бомбы. Кажется, снята даже интрига - уедет Маргарита или нет? Есть ощущение, что прощание состоится, дверь захлопнется, что ничего не исправить, не изменить - предчувствие парит между зрительным залом и сценой. Но зритель пришел за этим, именно за этим: наслаждаться два часа муками этой интриги. И счастьем последней встречи, которая - целая жизнь. Может, Маргарита все-таки не уйдет?.. У актеров есть два часа, чтобы подарить зрителям их театральное счастье”. (Ноябрь 2022 года.)

Пьеса Александра Гельмана “Альмар” 2019 года основана на найденных письмах Эйнштейна к Маргарите. Это последняя (пока) работа известного драматурга, автора пьес “Протокол одного заседания” (1974, по пьесе поставлен фильм “Премия”), “Обратная связь” (1977), “Мы, нижеподписавшиеся” (1978), “Скамейка” (1983). Гельман - лауреат Российской национальной театральной премии “Золотая маска” за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2019).


Режиссер спектакля Александр Марин родился в Красноярске. Выпускник ГИТИСа, ученик Олега Табакова, один тех, кто стоял у истоков создания легендарной “Табакерки”. В первые годы участвовал в спектаклях не только как актер, но и как ассистент режиссера, и как режиссер. Он сыграл главные роли в знаковых для театра спектаклях “Затоваренная бочкотара” и “Ревизор”. С 1992 года активно занимается режиссурой. Среди его спектаклей - “Идиот” по роману Ф.Достоевского (1999), “Песочный человек” по Э.Т.А.Гофману (2000), “Эмма” по роману Г.Флобера (2014), “Буря. Вариации” по пьесе У.Шекспира (2015). Среди постановок в Театре Табакова - “Сублимация любви” (1997), “Провинциальные анекдоты” (2002), “Сестра Надежда” (2012), “Три сестры” (2014), “Мадонна с цветком” (2015), “Безымянная звезда” (2016). Живет в Монреале. Основатель монреальского театра Théâtre Deuxième Réalité. Активно работает в театрах Канады.

“Эйнштейн и Маргарита” - бенефис замечательной пары Раппопорт-Серебряков.

Ксения Раппопорт - уникальная актриса, которой доступно все. Мне посчастливилось увидеть ее на сцене дважды на гастролях Санкт-Петербургского Малого драматического театра - Театра Европы (далее -  МДТ): в ролях Елены Андреевны в “Дяде Ване” А.Чехова в Чикаго в марте 2010 года (за исполнение этой роли актриса была удостоена театральной премии “Золотой софит”) и леди Мильфорд в спектакле “Коварство и любовь” по пьесе Ф.Шиллера в Нью-Йорке в июне 2018 года. Оба спектакля поставил Лев Додин - главный режиссер в жизни Ксении.

Ксения Раппопорт родилась в Ленинграде. В 2000 году окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (класс В. Фильштинского) и в том же году была принята в труппу МДТ. Дебютировала в роли Нины Заречной в спектакле Додина “Чайка”. Лауреат независимой молодежной премии “Триумф” (2004 год). Играла Софью в спектакле “Пьеса без названия”. В театре “На Литейном” играла Иокасту в спектакле “Царь Эдип”, Исмену в спектакле “Антигона”, Беатриче в спектакле “Слуга двух господ”. Сыграла более семидесяти ролей в театре и кино. Снималась в фильмах “Цветы календулы” (Россия, 1998), “Незнакомка” (Италия, 2006), “Ликвидация” (Россия, 2007), “Качели” (Россия, 2008), “Юрьев день” (Россия, 2008), “Человек, который любит” (Италия, 2008), “Итальянцы” (Италия, 2009), “Двойной час” (Италия, 2009). В общей сложности участвовала в десяти проектах в итальянских кино и сериалах. Лауреат Кубка Вольпи Венецианского МКФ, премий кинофестивалей “Золотой Орел” и “Кинотавр”, многократный номинант театральной премии “Золотая маска”. Кавалер ордена Звезды Италии. До начала широкомасштабной агрессии России против Украины Ксения играла, в том числе, Гертруду в спектакле Льва Додина “Гамлет”. Он до сих пор остается в репертуаре МДТ, но в афише на ближайшие месяцы его нет.

Вот фрагмент моего интервью с Ксенией 2010 года. Как мне кажется, и сегодня ее слова не потеряли актуальности.

- Всегда ли вы соглашаетесь со Львом Абрамовичем на репетициях?

- Когда мы делаем спектакль, мы все размышляем вместе. Конечно, все определяющие мысли - его. Может быть, я очень счастливый человек, но я как-то никогда не сталкивалась с тем, что была несогласна с тем, что делаю. Я несколько раз видела, как актер мучается на сцене. Спрашивала актеров, и они говорили: “Это режиссерское решение меня бесит, я не понимаю, зачем я это делаю”. Я в такой ситуации никогда не находилась. Бывает, мы со Львом Абрамовичем не сходимся в каких-то вещах, но в результате в работе получается такой сплав, в который входит и то, и другое, и становится в десять раз интереснее. Работать с ним - такое удовольствие! Только расти, понимай, размышляй, добирай...

- Застольный период обязателен для вас?

- Да. Это не дежурный разбор характера. Скорее, это общий круг размышлений, круг проблем. Не бывает, что один актер играет одно, другой - другое, третий - третье. Лев Абрамович никогда не растаскивает целое на куски. Это общая боль, общая надежда, и во всем этом мы ищем свое место. Иногда на это уходят годы.

- Театр Додина - это ваш дом?

- Дом - это дом. Дом - там, где дети, родители. А театр - это все-таки театр. Театр Додина - это мой любимый режиссер и мои любимые партнеры, глубоко уважаемые мною люди, прекрасные артисты. У нас замечательный коллектив. Во всех цехах у нас работают совершенно потрясающие люди: художники, реквизиторы, костюмеры, монтировщики. Мы все чувствуем локоть друг друга.

- У вас есть любимая театральная роль?

- Я не выберу одну роль. Я их все люблю.

- А в кино?

- Кино - другое. В кино я практически никогда не бываю довольна результатом. Я стараюсь максимально наслаждаться съемочным процессом и максимально честно делать свою работу. Фильм выходит, и я иду дальше. Как это можно любить или не любить? Это же не то, чем я занимаюсь каждый день.

- Мне кажется, в вашей фильмографии особняком стоит “Юрьев день” Кирилла Серебренникова...

- Я очень хорошо помню работу над этим фильмом. Это был совершенно неповторимый опыт и по интенсивности, и по физическим затратам, и по невыносимым условиям создания картины. Все было непросто: и сценарий непростой, и роль непростая, и Кириллу Семеновичу этот фильм дался большим трудом. Работать было тяжело, но невероятно интересно. Надеюсь, фильм был кому-то интересен.

- Вы как-то сказали, что когда согласились на предложение Торнаторе сыграть в фильме “Незнакомка”, знали по-итальянски только “Si”. Если вдруг вам предложат роль, скажем, на португальском языке, сыграете?

- С удовольствием. Мне важен материал, тема. Будоражит ли это тебя, интересно ли это, волнует ли это тебя.

- Язык не имеет значения?

- Если в картине будет уместен акцент, то нет. Потому что, как вы понимаете, выучить язык за две недели и говорить на нем, чтобы все думали, что я - португалка, невозможно. Но если это интересная роль, почему бы и нет?

Алексей Серебряков известен прежде всего своими работами в кино, в частности, в фильмах “Бандитский Петербург” Владимира Бортко (2000) и “Левиафан” Андрея Звягинцева (2014), в сериале “Доктор Рихтер” (2017-19).

Серебряков родился в Москве. В 1986 году окончил ГИТИС (курс Олега Табакова), после чего был принят в Театр-студию под руководством Олега Павловича. Сыграл около ста пятидесяти ролей в кино в России, США, Великобритании, Канаде, Польше и Швейцарии. Многократный лауреат премий престижных кинофестивалей.

Ксения Раппопорт и Алексей Серебряков несколько раз встречались вместе на съемочной площадке, а вот на сцене вместе они впервые. А еще впервые Серебряков попробовал себя в роли сценографа.

Хореограф спектакля - Мария Серебрякова. В спектакле звучит музыка Ави Беньямина.

Не пропустите!

Nota bene! Спектакль “Эйнштейн и Маргарита” пройдет 28 апреля в 7.00 pm в Торонто, 30 апреля в 8.00 pm в Чикаго, 2 и 4 мая в 7.00 pm в Нью-Йорке, 5 мая в 8.00 pm в Бостоне, 7 мая в 8.00 pm в Вашингтоне, 10 мая в 8.00 pm в Майами, 13 мая в 8.00 pm в Сиэтле, 15 мая в 8.00 pm в Сан-Франциско, 17 мая в 8.00 pm в Лос-Анджелесе, 18 мая в 7.00 pm в Сан-Бруно. Подробности - на сайте einsteinandmargarita.com/. Информация и билеты - на сайте Международного фестиваля искусств “Вишневый сад” www.cherryorchardfestival.org.

Фотографии к статье:

Фото 1-4. Сцены из спектакля “Эйнштейн и Маргарита”. Все фото - Марк Олич

Комментариев нет: