21 дек. 2025 г.

Париж. Музеи и выставки. Впечатлениям вдогонку


Всем известно, что Париж - один из главных культурных центров мира. Музеев в городе больше двухсот, я побывал в пяти, в каждом из которых, кроме постоянной коллекции, проходили интереснейшие выставки. 

Выставка работ Герхарда Рихтера в Fondation Louis Vuitton

В выставочном зале Fondation Louis Vuitton проходит выставка одного из интереснейших современных художников Герхарда Рихтера. Он был героем первой выставки Фонда в 2014 году. Тогда демонстрировались лишь несколько работ из его коллекции. Новая выставка впервые предлагает всеобъемлющий обзор более чем шести десятилетий творчества художника. В девяти галереях представлены двести семьдесят работ Рихтера в хронологическом порядке, начиная с его фотографий 1962 года (галерея 1) до рисунков 2024 года (галерея 9). Каждый раздел охватывает приблизительно десятилетие и прослеживает эволюцию уникального живописного стиля Рихтера: от ранних картин до последних абстрактных опытов. В 2017 году Рихтер перестал рисовать картины. Время оглянуться и подвести итоги.

Рихтер родился в 1932 году в Дрездене. Всю жизнь прожил в Германии: пережил нацизм, бежал из Восточной Германии в Западную в 1961 году, поселился в Дюссельдорфе, потом переехал в Кельн, где живет и работает сегодня.

На выставке представлены картины маслом, скульптуры из стекла и стали, рисунки карандашом и тушью, акварели, фотографии. Рихтера всегда привлекал как сюжет, так и сам язык живописи, ставший для него областью экспериментов, границы которой он постоянно расширял. Обучение в Дрезденской академии изящных искусств привело его к работе с традиционными жанрами, такими, как натюрморт, портрет, пейзаж, историческая живопись. В основе выставки лежит стремление Рихтера переосмыслить эти жанры через призму современности. Рихтер никогда не пишет непосредственно с натуры или с картины перед собой: каждое изображение проходит через промежуточный материал - фотографию или рисунок, - из которого он создает новое, самостоятельное произведение.

Выставка работ Рихтера - это рассказ о XX веке, где личные впечатления и семейные истории переплетены с историей страны и трагедиями народов. Дядя художника был нацистом - мы видим его улыбающегося в форме вермахта. Тетю нацисты убили в 1945 году как человека, страдавшего ментальным расстройством. В 1965 году племянник нарисует ее портрет - картину “Tante Marianne”. А еще нарисует четыре картины из лагеря Биркенау, на которых среди размытых изображений и пепла видны костры из убитых людей.

Стертые, размытые изображения - фирменный стиль художника. Таким предстают на его работах айсберг в океане и мебель на кухне, разрушенный Дрезден и улыбающиеся дочери, Берлинская стена и разваливающиеся башни-близнецы в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Девять галерей Фонда - наша жизнь, жизнь наших родителей, наших бабушек и дедушек, остановившиеся мгновения памяти, каждое из которых, по словам Бродского, “не столь прекрасно, сколько... неповторимо”.

Здание Фонда построено по проекту умершего 5 декабря архитектора Фрэнка Гери, известного каждому жителю Чикаго по Милленниум-парку и павильону Джея Притцкера. Стеклянные панели, изогнутые поверхности... - стиль Гери моментально узнаваем. Архитектору удалось, по его словам, спроектировать для Парижа великолепный парусник, символизирующий вклад Франции в мировую культуру. Мы приехали к зданию Фонда рано и посмотрели окрестности, погуляли по прекрасному Булонскому лесу, открыв для себя ранее неизвестный кусочек Парижа. С девятой галерии есть выход на террасу, откуда открываются чудесные виды великого города.

Выставка Герхарда Рихтера открыта до 2 марта 2026 года. Подробности и билеты - на сайте www.fondationlouisvuitton.fr/en.

Выставка “Zadkine Art Déco” в музее Осипа Цадкина


Гораздо менее шумная, но не менее интересная выставка открылась в музее французского скульптора и художника белорусского происхождения Осипа Цадкина (Musée Zadkine). Выставка называется Zadkine Art Déco и посвящена столетию Art Déco - самого модного художественного направления в искусстве XX века. Декоративное искусство стало распространяться в Европе в десятые годы XX века, но сам термин ар-деко закрепился в словаре после Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes), прошедшей в Париже в 1925 году. В пяти разделах выставки представлены более девяноста работ Цадкина и его друзей-художников. Среди них - скульптуры, картины, рисунки, предметы мебели из частных коллекций и европейских музеев (Королевский музей изящных искусств Антверпена, Севрская фарфоровая фабрика, Национальная коллекция мебели, Musée des Années 30 в Булонь-Бийанкуре).

Цадкин, стремившийся действовать, как он писал в своих мемуарах, “как краснодеревщик XIIIXIV веков, всегда доверявший своей интуиции”, проявлял интерес к ремеслам. В начале двадцатых работал в стиле кубизма, потом увлекся цветом, экспериментировал с различными техниками, раскрашивал и покрывал лаком свои скульптуры, создавая такие шедевры, как “Золотая птица” - гипсовый слепок, позолоченный листовым золотом, или “Торс Гермафродита”, покрытый лаком в соавторстве с художником Андре Грультом. Цадкин не только участвовал в парижской выставке 1925 года, но и со скульпторами Помпоном и братьями Мартель создал la Pergola de la Douce France - перголу в стиле ар-деко на эспланаде Дома Инвалидов. В своей работе Цадкин пользовался старинной техникой прямой резьбы по камню, которая считалась более аутентичной, чем лепка. На выставке пергола представлена в виде макета и эскизов. Она была вновь собрана в 1935 году во французском городе Этамп, где ею можно любоваться и сегодня.

Выставка показывает сотрудничество Цадкина с ведущими дизайнерами эпохи ар-деко Эйлин Грей, Марком дю Плантье, Андре Грультом. В бывшей мастерской скульптора их работы выставлены рядом с работами Цадкина.

Осип Цадкин (1890-1967) родился в Витебске в 1890 году. В городском училище три года (1900-02) учился вместе с Марком Шагалом. Потом их пути разойдутся и встретятся они много лет спустя в Париже. С пятнадцати лет Цадкин живет в Европе. Сначала в Лондоне, с 1910 года - в Париже. После немецкой оккупации уехал в Америку, после Второй мировой войны вернулся в Париж. Преподавал в Академии Гранд-Шомьер. Музей Цадкина находится в доме, где он жил, в VI округе, недалеко от Люксембургского сада, работы скульптора уютно расположились в садике у входа. Выставка Zadkine Art Déco открыта до 12 апреля 2026 года. Подробности и билеты - на сайте www.zadkine.paris.fr/en.

Музей Пикассо и выставка работ Филипа Гастона


В постоянной коллекции Музея Пикассо (Musée National Picasso-Paris) - собрание картин, эскизов и рисунков великого испанского художника XX века. Коллекция охватывает все периоды творчества Пабло Пикассо (1881-1973) - от его ранних “голубого” и “розового” периодов до работ в жанре сюрреализма, рисунков и литографий. В мою парижскую неделю в музее проходила выставка работ американского художника Филипа Гастона (1913-1980). В основе выставки - рисунки на темы сатирического романа Филипа Рота “Наша банда” о политической системе Америки во времена администрации Никсона. Под стать роману и рисунки Гастона - карикатурные, едкие, злые. В начале двадцатых в Лос-Анджелесе мальчика Филипа исключили из школы за сатирические портреты преподавателей. С тех пор искусство стало для него инструментом в борьбе с власть имущими. В конце шестидесятых, будучи одним из лидеров первого американского абстрактного авангардного движения в Нью-Йорке, он вызвал новый скандал, вернувшись к фигуративному искусству на основе комиксов.

В 1969 году Филип Рот переехал в дом по соседству со студией Гастона. Писатель начал работу над романом “Наша банда”, и Гастон создал более восьмидесяти рисунков, перекликающихся с текстом Рота. Их стиль и иконография были вдохновлены иллюстрациями Пикассо 1937 года к “Songes et mensonges de Franco”, политической язвительностью рисунков Джорджа Гроша тридцатых годов для журнала Americana и едким юмором карикатур Джорджа Гарримана в американских газетах.

На выставке представлены работы серии “Рисунки Никсона” и последние, ранее неизвестные картины Гастона из его Фонда и архива дочери художника Мусы Майер.

Выставка Филипа Гастона открыта до 1 марта 2026 года. Подробности и билеты - на сайте www.museepicassoparis.fr/en/home-page.

Выставка “Paul Troubetzkoy. Sculptor (1866 -1938)” в музее Орсе


Музей Орсе (
Musée d'Orsay) с крупнейший в мире коллекцией импрессионистов, как всегда, прекрасен. Кроме постоянной экспозиции, мое внимание привлекла выставка работ американского скульптора русского происхождения Павла Трубецкого (1866-1938). Выставка называется Paul Troubetzkoy. Sculptor (1866 -1938)”.

Представитель одной из самых аристократичных русских фамилий, князь Павел Трубецкой - сын смоленского губернатора и американской пианистки. Он родился в итальянском городе Пьемонт. В России его считали итальянцем и называли Paolo.

Городом, позволившим Трубецкому найти себя, получить образование и самоопределиться как художнику, стал Милан. Трубецкой жил в Милане с восемнадцати лет. В Милане он познакомился с ведущими представителями литературно-художественного течения “Скапильятура”, художниками Ранцони и Кремоной, а также со скульптором Гранди, которые сыграли важную роль в первые годы его обучения. Он приобрел известность среди широкой публики, ежегодно участвуя в главных миланских выставках (Brera, la Famiglia Artistica и La Permanente) с 1886 по 1897 год. Первые заказчики работ Трубецкого были из Милана. Первые шедевры Трубецкой тоже создал в Милане, включая бронзовый бюст художника Джованни Сегантини в 1896 году. Благодаря любезному содействию миланского инженера восемь скульптур художника были представлены на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго в 1893 году, четыре из них в следующем году - на Международной выставке “Калифорния Мидвинтер”. Работа была выполнена в музее города, что побудило скульптора отправиться в Калифорнию в 1917 году. На протяжении всей своей карьеры Трубецкой продолжал делать выставки в Милане. Последняя прошла в 1936 году, за два года до смерти.

Трубецкой - автор памятникам Александру III в Санкт-Петербурге и Черчиллю в Лондоне. Он сделал блестящую карьеру в США, пользовался большим спросом у знаменитостей, парижского бомонда, американских кинозвезд; дружил с крупнейшими интеллектуалами своего времени Львом Толстым и Джорджом Бернардом Шоу и разделял с ними вегетарианский образ жизни, что было несколько необычно для той эпохи. При этом после Первой мировой войны Трубецкой увлекся идеями итальянского фашизма и даже создал скульптуру зигующего Муссолини. Помимо портретов, сделавших его известным, на выставке представлены его скульптуры животных, ярым защитником которых он был, надолго опередив свое время.

Выставка организована совместно с Музеем пейзажей в Вербании (Museo del Paesaggio in Verbania, Италия). В этом музее хранится часть коллекции Трубецкого из его мастерской. Выставка открыта до 11 января 2026 года. До 11 января в музее также проходит выставка “Sargent. Dazzling Paris”, посвященная творчеству американского художника Джона Сингера Сарджента (1856-1925), но, к сожалению, я на нее не успел. Подробности и билеты - на сайте www.musee-orsay.fr/en.

Выставка картин Жан-Луи Давида в Лувре


Мой рассказ о парижских музеях будет неполон без Лувра (Louvre Museum). Помимо громадной постоянной коллекции в одном из крупнейших музеев мира проходят разные выставки. На мою парижскую неделю выпала выставка картин французского художника Жан-Луи Давида (1748–1825). Его считают отцом французской школы живописи. По его картинам “Переход Наполеона через Альпы”, “Коронация Наполеона” мы воспринимаем великие и ужасные моменты Французской революции, его портреты помогают нам лучше представлять общество того периода. Выставка охватывает долгую карьеру художника, ставшего свидетелем шести различных политических режимов и активно участвовавшего во Французской революции. В 1793-94 годах он занимал высокие политические посты, за что и пострадал, став изгнанником после падения Наполеона.

В экспозиции представлено сто картин, включая незаконченную “Клятву в зале для игры в мяч” (Версальский дворец передал работу в Лувр), и оригинальную версию его шедевра - картину “Смерть Марата” (она хранится в Королевских музеях изящных искусств Бельгии в Брюсселе).

Приведу цитату об этой выставке журналистки Зинаиды Пронченко: “Сходила на гигантскую выставку любимого с детства Давида в Лувре, в очередной раз поразилась, как легко идеализм в искусстве сочетается с абсолютным паскудством в реальной жизни. Тут воспеваем республиканскую триаду, тут участвуем в допросах и пытках. Здесь пишем друзей-просветителей, а пять минут спустя отправляем их на гильотину. Конечно, Давид - гений, разумеется, ничем иным кроме как злодейством не объяснить некоторые его живописные находки: например, знаменитые неоконченные портреты прекрасных дам, потому что модель взяли и арестовали. Ну, бывает, зато неоклассицизм неожиданно сочетался браком с импрессионизмом. Всем, кто сейчас в Париже, очень рекомендую посетить. Вместе с Рихтером в LV получится отличный дабфичер - о непрерывности красно-коричневого террора”.

Последняя крупная выставка, посвященная Давиду, проходила в Лувре и Версальском дворце в 1989 году в ознаменование двухсотлетия Французской революции. Новая выставка приурочена к двухсотлетию со дня смерти Давида. Выставка открыта до 26 января 2026 года. Информация и билеты - на сайте www.louvre.fr/en.

Фотографии к статье:

Фото 1. Фонд Луи Виттона

Фото 2. “Торс виолончели” О.Цадкина в музее Цадкина

Фото 3. Шарж на Жана Кокто П.Пикассо в музее Пикассо

Фото 4. Модель статуэтки Дж.Пуччини работы П.Трубецкого в музее Орсе

Фото 5. Лувр вечером

(Все фотографии автора)

Комментариев нет: