15 окт. 2007 г.

Festa Italiana

Оркестр “Filarmonica della Scala” на гастролях в Чикаго

Геннадий Рождественский как-то пошутил: “Чем ближе к морю, тем хуже оркестры”. В отношении Италии это долгое время было справедливо, и дело даже не только в близости к морю. В стране всегда царила Ее Величество Опера, а к симфоническим оркестрам (в отличие от немецкоязычных стран) относились лишь как к необходимому фону-дополнению. Тем более это касалось прославленного миланского оперного театра “Ла Скала”, где главной и единственной гордостью всегда были оперные солисты.
Первым дирижером, ставшим за дирижерский пульт “Ла Скала”, был Альберто Мацукато. Случилось это в 1854 году. Позднее оркестр возглавляли такие значительные дирижеры, как Франко Фаччи (он дирижировал на премьере “Отелло” Дж.Верди в 1887 году) и Эдуардо Машерони (ему выпала честь дирижировать на премьере “Фальстафа” в 1893 году). В течение пятнадцати лет ведущим дирижером театра был великий Артуро Тосканини. Под его руководством в 1921 году оркестр отправился в гастрольную поездку по городам Северной Америки и Канады. Это было первое в истории турне итальянского симфонического коллектива за границу!
В числе приглашенных дирижеров в оркестре театра “Ла Скала” блистали Вильгельм Фуртвенглер и Герберт фон Караян, Леонард Бернстайн и Карло Мария Джулини. Кстати, если в Италии и не было великих симфонических оркестров, то дирижеры были всегда. Артуро Тосканини, Карло Мария Джулини, Клаудио Аббадо, Риккардо Мути, Риккардо Челли – неплохо для одной страны, правда?..
В 1982 году Клаудио Аббадо создал на базе оркестра театра “Ла Скала” самостоятельный концертный коллектив, назвав его “Filarmonica della Scala”. Теперь при знаменитом оперном театре появился независимый симфонический оркестр по примеру Венской оперы и знаменитого оркестра “Винер филармоникер”. С 1987 по 2005 годы главным дирижером миланского оркестра был Риккардо Мути. С 2006 года традиции оркестра поддерживают Риккардо Челли, Мюнг Вун Чунг, Даниэль Гатти.
За двадцать пять лет своего существования оркестр “Filarmonica della Scala” дал почти восемьсот концертов, треть из них – за пределами Италии. Оркестр играл в более чем сорока странах мира, включая крупнейшие мировые музыкальные столицы и такие города, как Ереван и Сараево. На протяжении всех этих лет оркестр является посланником итальянской музыкальной культуры.
6 октября 2007 года, спустя восемьдесят шесть лет после первой памятной поездки, оркестр отправился в турне по городам Северной Америки и Канады. Этому гастрольному туру миланского оркестра придается в Италии огромное значение. Концерты проходят под патронажем президента Италии, правительства земли Ломбардия, провинции Милан и мэра Милана. Североамериканские гастроли оркестра проходят под управлением Риккардо Челли. О неистовом Риккардо Мути я писал подробно в прошлом Музыкальном обозрении, а сегодня – несколько слов в честь еще одного Риккардо.
Итальянский дирижер Риккардо Челли родился 20 февраля 1953 года в Милане в музыкальной семье. Основы музыкальной грамотности молодой Риккардо осваивал со своим отцом – композитором Лучано Челли. Риккардо учился в консерваториях Перуджо и Милана. В 1978 году Челли-младший стал работать в “Ла Скала” ассистентом Клаудио Аббадо. В том же году состоялся его дирижерский дебют. Уже к началу восьмидесятых Челли дирижировал ведущими европейскими симфоническими оркестрами. Вот этапы большого пути Челли:
1982-1988 годы – главный дирижер Берлинского симфонического оркестра радио;
1982-1985 годы – главный приглашенный дирижер Лондонского филармонического оркестра;
1986-1993 годы – музыкальный руководитель театра Коммунале в Болонье;
1988-2004 годы – главный дирижер Королевского симфонического оркестра Амстердама “Концертгебоу”. Говорят, когда амстердамский оркестр в 2002 году предложил Челли продлить контракт на два, а не на пять лет, он предпочел расстаться с этим коллективом. Но без работы дирижер не остался. Несколько лет он колесил по миру в качестве свободного художника, а с августа 2005 года жизнь Риккардо Челли связана с Лейпцигом. Он является музыкальным руководителем Лейпцигской оперы и главным дирижером Гевандхаус-оркестра. Кстати, в отличие от миланского театра, Челли был в Америке и, в частности, в Чикаго совсем недавно. В феврале 2007 года он дирижировал Гевандхаус-оркестром в Симфоническом центре.
Нынешнее североамериканское турне оркестра “Filarmonica della Scala” приурочено к двадцатипятилетию его образования и пятидесятилетней годовщине смерти Артуро Тосканини. В семи городах Америки и Канады оркестр исполняет две программы. Любители музыки в Анн Арборе (Мичиган), Шампейне (Иллинойс), Торонто, Филадельфии, Нью-Йорке услышали произведения Рихарда Вагнера, Нино Рота и Отторино Респиги. Но Чикаго (впрочем, как и Вашингтону с Нью-Йорком), я считаю, повезло больше. Кому, как не прославленному итальянскому оперному оркестру исполнять увертюры к итальянским операм?!
Как бы угадывая желание зрителей, концерт 7 октября начался популярной россиниевской увертюрой к опере “Вильгельм Телль”. Эта опера стала тридцать девятой и последней в творчестве композитора – после этого он принялся за сочинение своих не менее изысканных кулинарных рецептов. Очень красивая, чувственная, эмоциональная музыка Россини, как всегда, приковывает к себе внимание, тем не менее “Вильгельм Телль” не может похвастаться такой же счастливой сценической жизнью, как “Севильский цирюльник” или “Золушка”. Четырехактный “Вильгельм Телль” редко ставился на сцене целиком. Однажды директор Парижской оперы встретил Россини на улице и гордо сообщил ему: “Вчера в Опере давали вашего “Вильгельма Телля”!” “Целиком?” – полюбопытствовал композитор. И в наше время “Вильгельма Телля” редко увидишь на оперной сцене. При этом увертюра к ней давно превратилась в одно из популярнейших произведений в оркестровом репертуаре. Начинающаяся с виолончельного соло (густой, насыщенный звук Сандро Лафранчини), мелодия расширяется, переходя в финале к безудержному, полному энергии и жизни галопу (Allegro Vivace). При этом оркестр “Filarmonica della Scala”, отличающийся мягким, нежным звуком, даже этот галоп исполнил как-то особенно мягко, по-камерному. Кроме великолепного соло виолончели отмечу также соло флейты (Дэвид Форлизано) и английского рожка (Ренато Дука), играющего мелодию альпийского погонщика овец.
На смену композитору начала XIX века приходит один из самых блистательных кинокомпозиторов века XX Нино Рота.
Подобно Риккардо Челли, Нино Рота тоже миланец, он тоже родился в семье музыкантов. Правда, на этом биографические сравнения с Челли заканчиваются - в детстве будущий композитор переехал с семьей в Рим. С 1930 по 1932 годы композитор жил в Америке, получил ученую степень в Институте Кертиса в Филадельфии, учился композиции у Розарио Скалеро, консультировался у Игоря Стравинского и Артуро Тосканини. Кстати, по классу оркестра его педагогом был Фриц Райнер – впоследствии главный дирижер Чикагского симфонического оркестра. После возвращения в Италию интеллектуал Рота изучал литературу в Миланском университете. С 1950 года и до своей смерти в 1979 году занимал пост директора консерватории Бари.
Нино Рота - автор опер, балетов, ораторий, четырех симфоний, других произведений для оркестра, камерно-инструментальных ансамблей, фортепианных пьес. Но главный успех сопутствовал композитору в кино. Музыку к кинофильмам он начал писать с начала сороковых годов, работая с такими режиссерами, как Ренато Кастеллани, Марио Моничелли, Эдуардо де Филиппо. Нино Рота - автор музыки к таким прекрасным фильмам, как “Ромео и Джульетта” Франко Дзефирелли, “Рокко и его братья” и “Леопард” Лукино Висконти, “Крестный отец” Фрэнсиса Форда Копполы.
Особые отношения связывают Рота с Федерико Феллини. Между ними сразу возникло полное, абсолютное согласие, они словно были созданы для совместной работы. В книге “Делать фильм” Феллини писал: “У меня есть привычка во время работы над фильмами в качестве приглушенного звукового фона слушать некоторые пластинки; музыка может оказать влияние на сцену, придать ей определенный ритм, подсказать определенное решение, поведение персонажей. Когда я заканчиваю съемки фильма, я привязываюсь к этой импровизированной звуковой дорожке, и мне не хочется ее менять. Нино сразу же признавал, что я прав, говорил, что мотивы, под которые я снимал, очень хорошие, что именно они-то здесь и нужны, и что он сам не сумел бы подыскать ничего лучше. И, говоря так, он небрежно перебирал клавиши рояля. “Что это такое? – немного спустя спрашивал я его. – Что ты играл?” “Когда?” – с рассеянным видом отвечал Нино. “Вот сейчас, - не отставал я, - разговаривая со мной, ты что-то играл.” “Разве? – говорил он. – Не знаю, я уже не помню.” И улыбался с таким видом, словно хотел меня успокоить: я не должен мучаться угрызениями совести или сожалеть. Вот так рождались новые мелодии к фильмам, сразу же покорявшие меня и заставлявшие позабыть очарование старых песенок, использованных во время съемок”.
Премьера фильма “Дорога” состоялась на Венецианском международном кинофестивале в 1954 году. Впоследствии на основе музыки к фильму Рота написал балет “Дорога”. На концерте 7 октября итальянский оркестр исполнил Сюиту из этого балета – сентиментальную и веселую, лиричную и джазовую. В этой музыке слышны отголоски Стравинского, Гершвина, Шостаковича…
Слушая эту бессмертную музыку, я вспоминал кадры “Дороги”, вспоминал великую актрису XX века Джульетту Мазину - маленькую и ранимую, чуткую и мудрую, трогательную и мужественную. Они были вместе всю жизнь: Федерико Феллини, Джульетта Мазина, Марчелло Мастроянни, Нино Рота. Все вместе они разыгрывали веселый спектакль жизни и превращали скучную реальность в одно большое приключение, где жизнь и кино постоянно меняются местами...
Но вернемся в зрительный зал. Начинается второе отделение. В нем оркестр “Filarmonica della Scala” познакомил слушателей с творчеством еще одного итальянского композитора Отторино Респиги, исполнив его симфонические поэмы “Фонтаны Рима” и “Пинии Рима” – музыкальное “обозрение” любимых мест композитора в Риме, объяснение Респиги в любви Вечному городу. Ученик Римского-Корсакова (он учился у него в Санкт-Петербургской консерватории) и Макса Бруха, Респиги родился в Болонье, но большую часть жизни провел в Риме. Приехав в город, Респиги был очарован замечательными римскими фонтанами. Всего их двести восемьдесят, и многие из них относятся к числу крупнейших мировых памятников архитектуры. “Я удивляюсь, почему никто до сих пор не воспел в музыке чудесные фонтаны Рима, - писал он своей жене Эльзе, только начав сочинять музыку. – Они – душа города.” Особенно композитор выделил четыре фонтана. Он любовался ими в разное время суток, в те часы, когда “их характер находится в наибольшей гармонии с окружающим пейзажем. Тогда их красота наиболее притягательна для наблюдателя”.
Респиги преподавал в Академии Санта-Чечилия, отлучаясь лишь на время гастролей. Его самые большие отлучки были связаны с двумя североамериканскими турне. Оба раза в числе городов Америки и Канады был и Чикаго. Отторино Респиги бывал в городе в качестве дирижера, композитора и пианиста. Впервые он посетил Чикаго в январе 1926 года. Тогда с Чикагским симфоническим оркестром композитор исполнил “Пинии Рима”.
Миланский оркестр под управлением Риккардо Челли тонко передал все нюансы музыки Респиги, в которой чувствуется влияние Римского-Корсакова, следы французского импрессионистского стиля а ля Дебюсси и немецкого экспрессионизма Рихарда Штрауса. Неслучайно “Фонтаны...” и “Пинии...” Респиги приобрели такую же широкую известность и популярность, как “Шахерезада”, “Море” и “Дон Жуан”. В игре оркестра особенно впечатлило звучание струнных и медных духовых (первая труба – Лука Бнуччи).
Концерт оркестра “Filarmonica della Scala” прошел с огромным успехом. Явно довольный маэстро Челли “угостил” благодарных слушателей фирменным итальянским “десертом” – Интермеццо из третьей части оперы Дж.Пуччини “Манон Леско” и Увертюрой к опере Дж.Верди “Сицилийская вечерня”. Музыку Верди Челли посвятил почетному артистическому директору Лирик-оперы Бруно Бартолетти. Именно по приглашению Бартолетти американский дебют двадцатиоднолетнего Челли состоялся в чикагской опере. Было это в 1974 году. Спустя тридцать три года дирижер публично поблагодарил маэстро-лауреата, поприветствовав его в ложе. Зал активно подхватил аплодисменты, а последовавшая за этим вердиевская Увертюра стала подлинным апофеозом вечера. Миланские музыканты доказали, что в их городе есть не только великие голоса, но и прекрасный оркестр. Festa Italiana удалась!
Североамериканские гастроли оркестра “Filarmonica della Scala” закончились двумя концертами в Нью-Йорке. 13 октября в “Карнеги-холл” состоялся благотворительный гала-концерт, организатором которого выступил легенда мировой моды Джорджо Армани. Все средства, вырученные в тот вечер, будут перечислены в некоммерческий фонд Италии, который занимается реконструкцией и восстановлением наиболее значимых шедевров итальянской архитектуры и произведений искусства. Заключительный концерт тура прошел 14 октября в Мировом финансовом центре
Нью-Йорка, что явилось знаком солидарности миланцев с пострадавшими от теракта 11 сентября жителями Нью Йорка.
Чикагский Концерт оркестра “Filarmonica della Scala” открыл Осенний фестиваль симфонических оркестров мира. Впереди нас ждут встречи с Лондонским симфоническим оркестром и Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии.

PS.
Концерт Лондонского симфонического оркестра состоится 24 октября в 8 часов вечера. В программе – произведения Л. ван Бетховена: Четвертый концерт для фортепиано с оркестром (солист – Пол Льюис) и Третья симфония. Дирижер – сэр Колин Дэвис. Нынешнее американского турне оркестра приурочено к 80-летию со дня рождения маэстро.
Концерт Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии состоится 6 ноября в 8 часов вечера. В программе вечера – увертюра В.А.Моцарта к опере “Женитьба Фигаро”, Пятая симфония С.Прокофьева, Скрипичный концерт Бетховена. Солистка – Джулия Фишер. Две недели назад эта талантливая двадцатичетырехлетняя немецкая скрипачка была удостоена международной премии в области классической музыки “Граммофон” в самой важной номинации “Артист года”. За дирижерским пультом – Юрий Темирканов.
Адрес Чикагского симфонического центра Чикаго: 220 S. Michigan Ave, Chicago, IL 60604. Билеты можно заказать по телефону (312) 294-3000 или зарезервировать на Интернет-сайте http://www.cso.org/.

14 октября 2007 года

Комментариев нет: