Голос Николь великолепен.
Это голос сочный, сильный, красивый,
с очень гладким легато,
голос, который завораживает.
Николь ждет прекрасная жизнь в музыке.
Мэрилин Хорн
Среди молодых оперных исполнителей, ярко заявивших о себе в последние годы, выделяется певица Николь Кэбелл. Экстравагантная и непредсказуемая, интеллектуальная и артистичная, она дерзко ворвалась на оперный небосклон и твердо заняла там свое особое место.
Николь Кэбелл родилась 17 октября 1977 года в Калифорнии. Ее дед был первым афроамериканцем - начальником отдела в полицейском управлении Лос-Анджелеса. В ее роду были черные, корейцы, выходцы с Кавказа... – легче сказать, кого в этой “народной каше” не было!
Николь была ребенком нормальным и классической музыки не слушала. Играла на флейте в школьном ансамбле и в баскетбол, имитируя во время игры пение оперных певцов. “Почему бы тебе не записаться в школьный хор?” – спросила ее как-то мама. Николь послушалась совета и записалась, а через какое-то время даже участвовала в школьном мюзикле. Потом были годы занятий вокалом с педагогами из Школы музыки Индианского университета, непродолжительная учеба в Джульярдской школе и три года в Центре оперного пения при чикагской Лирик-опере. Сегодня ее педагогом по-прежнему остается директор Центра (теперь он называется Оперный центр Райана) Джоанна Роланди, супруга музыкального руководителя Лирик-оперы сэра Эндрю Дэвиса. За годы учебы в Чикаго молодая певица участвовала в пяти спектаклях Лирик-оперы, исполнив партии Кробайл в “Таис” Ж.Массне (сезон 2002-03 годов), Барбарины в “Свадьбе Фигаро” В.А.Моцарта и Изабель в “Пиратах Пензаса” А.Салливана (сезон 2003-04 годов), Петуха в “Приключениях Лисички-плутовки” Л.Яначека (сезон 2004-05 годов). В июне 2005 года (через три месяца после окончания учебы в Школе) Кэбелл стала победительницей всемирного конкурса молодых исполнителей в Кардиффе, проходящего под эгидой Би-Би-Си. Кардифф ввел в мир “большой” оперы таких замечательных певцов, как Дмитрий Хворостовский, Брайан Терфел, Карита Маттилла – все они были победителями этого конкурса. Так что Николь попала в хорошую компанию! Ее жизнь после конкурса кардинально изменилась. Менеджеры стали предлагать интересные контракты, она подписала договор со звукозаписывающей компанией “DECCA”, выступления следовали одно за другим. 2007 год был для Николь Кэбелл годом Мюзетты. Героиню оперы Пуччини “Богема” певица пела в опере Санта Фе (постановка Поля Керрана), в Вашингтонской национальной опере, в Лирик-опере (постановка Ренаты Скотто). Только что все в той же партии Мюзетты состоялся дебют Николь на сцене “Ковент-Гарден”. В этом году она выпросила у своего агентства четыре свободные от пения недели. Все остальное время – гастроли, спектакли, концерты...
Совсем недавно Николь Кэбелл выступила с концертом в театре “Мартин” в Равинии. Это ее пятое появление на этом летнем музыкальном фестивале с 2002 года. Программа вечера была составлена, как всегда у Кэбелл, очень интересно и достаточно смело. Певица отличается особой тщательностью в составлении программы. Так было в прошлые разы в Равинии и Чикагском культурном центре, так было и на этот раз. Ни одного оперного шлягера, ни одной итальянской арии за весь вечер – на это решится далеко не каждый исполнитель! Публике ведь подавай привычное, узнаваемое. Не будем далеко ходить за примерами: восходящая оперная звезда Витторио Григоло для своего дебюта в Чикаго в парке “Миллениум” собрал, пожалуй, все самые популярные арии из опер Верди и Пуччини. Был грандиозный успех, овации и даже цветы. Голос у молодого итальянского тенора, и правда, великолепный. Только хотелось бы, наряду с привычными “La donna e’mobile” и “Nessun dorma”, услышать что-то новое.
В отличие от Григоло, в концерте Николь Кэбелл были только малоисполняемые произведения. Это не значит, что певица не исполняет популярный репертуар. В ее дебютном сольном альбоме с несколько вызывающим названием “Сопрано” есть арии из опер Беллини, Доницетти, Пуччини (“O mio babbino caro”), и даже “Summertime” Гершвина. Этот альбом Кэбелл записала с Лондонским филармоническим оркестром под управлением хорошо знакомого ей по Чикаго сэра Эндрю Дэвиса. Альбом был удостоен приза Георга Шолти “Орфей” за самый многообещающий дебют и был назван английским журналом “Граммофон” записью месяца. Но для выступления в театре “Мартин” Николь Кэбелл подготовила совсем другую программу. Концерт начался с исполнения Трех песен Ференца Листа. Старина Лист сочинил более семидесяти песен на пяти языках: французском, немецком, итальянском, венгерском и английским. Обладая безукоризненным вкусом, венгерский композитор и пианист брался за сочинительство музыки, обращаясь только к поэтическим шедеврам. Гете, Шиллер, Гейне, Петрарка, Гюго, Дюма – поэты меньшего масштаба не интересовали Листа. Среди песен, исполненных в Равинии, выделяется “Лорелея” на стихи Генриха Гейне. Легкое лирическое сопрано Николь как нельзя лучше подходит к балладе о нимфе Лорелее, расчесывающей длинные волосы золотым гребнем и заманивающей своим пением рыбаков на скалы.
За спокойными, лиричными и несколько однообразными немецкими песнями
Листа последовали пять страстных греческих песен Мориса Равеля на французском языке. Идея написания этих песен принадлежит французскому музыковеду Пьеру Обри. Он хотел включить греческие и армянские песни в свои лекции о музыке угнетаемых народов. Да вот беда – греческих песен под рукой не оказалось. Пришлось Равелю взять и сочинить отдельный цикл, скромно назвав его “Пять греческих народных песен”.
Эмоциональный накал концерта повышался. Кэбелл преображалась то в неприступную Царицу, то в покорную рабыню, то во влюбленную Джульетту. Наиболее ярко голос певицы раскрылся в Четырех песнях Карлоса Гуаставино – мелодиях любви и печали, страсти и нежности, вдохновения и одиночества. Гуаставино называют “аргентинским Шубертом”. Подобно немецкому классику, он писал песни всю жизнь. Испытав в юности влияние модернизма и современной музыки, в зрелом возрасте он пришел к неоклассицизму. Все песни Гуаставино были впервые исполнены в Равинии.
На смену немецким, французским и испанским песням пришел черед песням американским. Цикл “Мед и проклятие” был сочинен композитором и дирижером Андре Превином на стихи американской поэтессы Тони Моррисон в 1999 году в честь столетия Карнеги-холла. Первой исполнительницей цикла была певица Кэтлин Бэттл. Николь Кэбелл исполнила Три отрывка из этого цикла – причудливое сочетание классических и джазовых мелодий, элементов госпела и популярной музыки.
От Листа и Равеля – к Муру и Ботнеру; от классического песенного наследия – к бродвейским мелодиям и песням в стиле спиричуэлз: такова была музыкальная палитра вечера. Исполнение Кэбелл спиричуэлз окончательно покорили зал. Вся современная американская музыка уходит корнями в музыку спиричуэлз. Ведь практически все известные нам жанры современной американской музыки, такие, как джаз, блюз, частично рок-н-ролл, выросли на основе этой музыки. Кэбелл с блеском исполнила Библию спиричуэлз - легендарную песню певца, композитора и педагога Эдварда Ботнера “O What a Beautiful City”, сочиненную им в далеком 1940 году. Следом за ней последовали народная афроамериканская спиричуэлз “Sometimes I Feel Like a Motherless Child”. Эта песня родилась в эпоху рабовладельческого строя, когда дети отбирались у своих родителей и продавались в рабство.
Спиричуэлз – духовные песни. Само это слово по-английски означает “духовный”, от латинского “спирит”, то есть “дух”. Плантаторы поощряли пение рабов и даже требовали, чтобы рабы пели во время работы. С одной стороны, это ограничивало возможность их общения друг с другом, с другой - увеличивало производительность труда. Практически все спиричуэлз написаны на библейские сюжеты. Взятие Иерихона, исход еврейского народа из Египта – эти и другие истории изложены в столь озорных и веселых песнях, что отцы церкви XVIII-XIX веков, будь они знакомы с современной им американской культурой, наверняка были бы повержены в глубочайший шок столь вольным обращением со Священным писанием. Одной из таких песен стала с блеском исполненная Николь Кэбелл “Ride on, King Jesus”.
Образцами для подражания Кэбелл считает Рене Флеминг и Анну Нетребко – певиц, сочетающих в себе красоту и музыкальный талант. Мне кажется, именно эти качества роднят Кэбелл со своими более опытными коллегами. Красивый, легкий, глубокий голос, блестящая техника, артистичность, изящество исполнения... – у нее есть все качества для великолепной карьеры. Николь Кэбелл: запомните это имя! Не сомневаюсь, певицу ждет большое будущее!
Николь Кэбелл аккомпанировала молодая талантливая пианистка Сьюзан Танг. Выпускница Истмановской школы музыки, она работает над докторской диссертацией, преподает в Школе музыки Манхэттена и много гастролирует. Выступление Танг было дебютом пианистки в Равинии.
В эти дни Николь Кэбелл находится в Германии. Впереди у нее – Эдинбургский фестиваль, где она будет петь в оратории Майкла Типпетта “Сын века” под управлением дирижера Геннадия Рождественского. Наша ближайшая встреча с певицей состоится 6 сентября 2008 года на концерте звезд Лирик-оперы в парке “Миллениум”. А в октябре-ноябре мы услышим Кэбелл в партии Лейлы в опере Ж.Бизе “Искатели жемчуга”.
10 августа 2008 года
10 авг. 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий