23 янв. 2011 г.

Жыве Беларусь!


Вы спрашиваете, почему я не говорю о мечтах,
о листьях, о больших вулканах моей земли?
Смотрите: на улице кровь.
Смотрите: кровь на улице!
Пабло Неруда

С 27 января по 20 февраля в Чикаго впервые пройдут гастроли Белорусского Свободного театра.
...У этого театра нет своего помещения, он не входит в официальные списки театров Республики Беларусь. Белорусское Министерство культуры отказало труппе в регистрации, что сделало невозможным получать официальные или даже частные финансовые пожертвования. Все актеры были уволены из государственных театров, они подвергаются всяческим гонениям. Когда режиссер Владимир Щербань начал сотрудничать с этим театром, руководство Национального академического театра имени Янки Купалы, в котором он работал, разорвало с ним контракт, и его выселили из театрального общежития. Так в один день режиссер оказался на улице.
Спектакли театра проходят на тайных конспиративных квартирах. Вместо уютных залов – складные стулья и подушки; вместо гримерок – коридор, ванна или просто клочок земли за деревом, если спектакли проходят в лесу; вместо рецензий – SMS-ки друзьям, разговоры на кухнях, Живой Журнал и блоги. В Беларуси такого театра официально не существует. Тем не менее он ЕСТЬ – неподцензурный Белорусский Свободный театр! На фоне царящей в тоталитарном государстве фальши и лжи усилиями профессиональных талантливых людей создан ТЕАТР, говорящий правду, ТЕАТР для думающих свободных людей, ТЕАТР будущей свободной Беларуси. Мне хотелось бы, чтобы на родине таких театров было больше, но пока он один. Свободный театр – единственный подпольный театр в Европе. Он объездил со своими спектаклями весь мир, его принимали на престижнейших театральных фестивалях, ему аплодировали самые искушенные театралы. Театр практически в одиночку представляет миру театральное искусство Беларуси. Вот только дома спектакли театра срывают, а актеров арестовывают. Дома с каждым годом выступать становится все тяжелее...

Свободный театр был создан в 2005 году художником, драматургом, журналистом Николаем Халезиным и его женой, историком Натальей Колядой. Первой премьерой театра стал спектакль “Психоз 4.48” по пьесе британского драматурга Сары Кейн. Спектакль без какой бы то ни было политики: частная жизнь, раздвоение личности главной героини (эту роль сыграла актриса Яна Русакевич), суицидальные наклонности... Тем не менее спектакль был сразу запрещен, и театр перешел на нелегальное положение. До прихода в Свободный театр Яна Русакевич играла на сцене Театра имени Янки Купалы и писала пьесы. Когда театр объявил анонимный конкурс на лучшую современную пьесу, Русакевич приняла участие в этом конкурсе, и ее пьеса выиграла. По условиям конкурса пьеса-победитель должна была быть поставлена на сцене Купаловского театра. Когда руководство узнало, что пьесу написала актриса театра, в театре разгорелся скандал. Работавший тогда в театре режиссер Владимир Щербань все-таки ее поставил, и какое-то время пьеса шла на Малой сцене Купаловского театра. Однако как только Русакевич сыграла в “Психозе...” в Свободном театре, спектакль по ее пьесе был снят с репертуара Купаловского театра, а декорации не просто уничтожены – они были разрезаны и уложены в женский туалет! Сейчас они используются там в качестве ковриков.
16 сентября 2006 года, после окончания акции “Большой джинсовый фест”, где Яна Русакевич в составе труппы Свободного театра зачитывала письма из минских тюрем, она была арестована и приговорена к штрафу...
Второй постановкой театра стал спектакль “Мы. Самоидентификация”, третьей премьерой – “Техника дыхания в безвоздушном пространстве” по пьесе уфимского драматурга Натальи Мошиной. В репертуаре театра – моноспектакль драматурга и художественного руководителя театра Николая Халезина “Поколение Jeans”. Эту пьесу Министерство культуры Беларуси когда-то классифицировало как “абсурдные размышления об арестах, не рекомендуемые для постановки”, а совсем недавно она вошла в число пятнадцати драматургических событий десятилетия по версии газеты “The Moscow Times”. Одной из постановок театра стала совместная работа Свободного театра и Европейского гуманитарного университета “In between”. Этот спектакль составлен из одноактных пьес студентов изгнанного из Беларуси университета.
В Свободном театре регулярно проводятся семинары и мастер-классы. В числе педагогов – режиссер Алвис Херманис (его спектакль “Рассказы Шукшина” с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым стал лауреатом Российской национальной премии “Золотая маска” и премии “Хрустальная Турандот” в 2009 году), один из ведущих театральных критиков, арт-директор Центра имени В.Мейерхольда Павел Руднев, драматург Максим Курочкин, американский режиссер Дэниел Бэнкс.
О Свободном театре за пределами Беларуси практически никто не знал до тех пор, пока по приглашению Натальи Коляды и Николая Халезина в Минск не приехал всемирно известный драматург Том Стоппард. В октябре 2005 года он написал большую статью в лондонской газете “Guardian”, где высоко оценил мужество независимого театра. Том Стоппард и выдающийся гуманист, драматург, бывший президент Чехии Вацлав Гавел вошли в Совет попечителей театра. ”Приезд Тома Стоппарда в Минск кардинально изменил ситуацию, – говорил Халезин несколько лет назад. - Он стал нашим ангелом-хранителем. Во многом участие Стоппарда и Гавела защитило нас от более жестких шагов властей”.
19 декабря 2010 года в Беларуси прошел очередной фарс под названием “Выборы президента Республики Беларусь”. Реакция власти на массовые акции протеста в Минске против фальсификаций результатов выборов была невероятно жестокой. Милиция и ОМОН хватали и избивали всех, кто попадались им на пути. В числе избитых и арестованных оказались пять кандидатов в президенты, ведущие представители оппозиционной прессы, в том числе – редактор крупнейшего в Беларуси оппозиционного сайта “Хартия-97” Наталья Радина и журналистка Ирина Халип.
20 декабря была арестована директор Свободного театра Наталья Коляда.
На протяжении четырнадцати часов ее держали в приемнике-распределителе, не давая еды и питья.
Был арестован один из менеджеров Свободного театра Артем Железняк. Он был заключен в тюрьму до Нового года, находясь там часто без пищи, воды, туалета и возможности спать. Выйдя из тюрьмы, Артем Железняк рассказал о своем суде, как о “трехминутном деле” без адвоката – присутствовали только судья и прокурор. Говоря о своих тюремщиках, он сказал: “Они шутили между собой о том, чтобы отвезти нас в лес и расстрелять, как в нацистские времена. Они хотели, чтобы мы осознали, что могут делать с нами все, что угодно”.В первые дни 2011 года коллективу театра удалось подпольно уехать из Беларуси. Члены труппы, в том числе режиссер Владимир Щербань, скрывались в грузовых и легковых автомобилях, меняя средства передвижения, пытаясь сбить спецслужбы со следа. Подробности их отъезда до сих пор держатся в секрете.
С 5 по 16 января Свободный театр участвовал в нью-йоркском театральном фестивале “Under the Radar”. “Мы действительно находимся “под радаром”, скрываясь, как в настоящих детективных историях”, – говорит Наталья Коляда. Появление Свободного театра в Нью-Йорке было подобно землетрясению. Гастроли прошли с триумфальным успехом. Труппа выступала в легендарном помещении нью-йоркского андерграунда, экспериментальном театре La Mama. Аншлаг на всех спектаклях, взрыв интереса к Беларуси со стороны американской театральной богемы, встречи руководства театра с лучшими актерами и режиссерами Америки, журналистами, представителями политической элиты, сенаторами, руководителями фондов, сотрудничающих с белорусскими демократическими структурами, наконец, встреча с Госсекретарем США Хиллари Клинтон – таковы неполные результаты девятидневных гастролей театра.
...А на Родине продолжается беспредел. Жертвами массовых репрессий и ежедневных облав КГБ стали родители основателей Свободного театра Николая Халезина и Натальи Коляды. Оставшегося в Минске актера Свободного театра Никиту Володько приговорили к штрафу в 350 долларов. Никита принимал участие в акции солидарности с политзаключеными 19 января 2011 года. Его задержали представители спецслужб, когда он переходил перекресток вместе с мамой и младшей сестрой. Никаких объяснений от задержавших его лиц не последовало. Так что в ближайшее время возвращаться в Беларусь Свободному театру нельзя: в этом случае труппа театра в полном составе будет арестована. Уже объявлено о предстоящих гастролях в Гонконге, далее - везде. Других вариантов пока нет. Пока Свободному театру придется и дальше скитаться за пределами Родины...

...Я знал о существовании этого театра давно, но в феврале 2007 года, когда я был в моем родном Минске, даже не мечтал попасть на его спектакли. Я думал, что театр, как всегда, где-то гастролирует. Помог режиссер Юрий Хащеватский, который на мой вопрос: “Что вы посоветуете посмотреть в эти дни в Минске?” ответил: “Свободный театр”. К счастью, на следующий день готовился их очередной спектакль. Инструкции Хащеватского звучали так: “Подходите к зданию. В главный вход идти не надо. Ни в коем случае не произносите слова “Свободный театр”. Если стоите лицом к главному входу, подойдите направо и зайдите в здание через боковой вход. Поднимитесь на второй этаж, скажите, от кого пришли”.Следуя указанием бывалого конспиратора, я попал в маленький клуб. Все пространство было занято стульями. Среди зрителей преобладала молодежь, хотя было несколько человек среднего и старшего возраста. Когда все стулья оказались заняты, люди стали располагаться на полу перед импровизированной сценой.
Спектакль, который я посмотрел в Свободном театре, называется “Быть Гарольдом Пинтером”. Это - первая в Беларуси постановка, созданная по произведениям Нобелевского лауреата 2006 года по литературе Гарольда Пинтера. Режиссер Владимир Щербань использовал в спектакле четыре пьесы Гарольда Пинтера, а также текст его Нобелевской речи. В спектакль включены отрывки из писем, которые писали из тюрем белорусские политзаключенные. Сегодня, после декабрьского фарса, их количество прибавляется с каждым днем...

Театральный критик газеты “New York Times” Бен Брэнтли в номере от 6 января писал: “Хотя театральный коллаж, адаптированый и срежиссированный Владимиром Щербанем, использует работы Пинтера для раскрытия злоупотреблений власти в Беларуси, он не извращает и не искажает исходный материал. Напротив, “Быть Гарольдом Пинтером” проливает свет откровения на произведения, часто рассматриваемые как суровые, вплоть до абсолютной мрачности, и находит убедительные переходящие преемственности в драмах, так далеко отстоящие друг от друга по времени, как “Возвращение домой” (1964) и “Прах к праху” (1996). Появляется полное ощущение, что сама белорусская труппа проходит процесс вхождения в жизнь, обнаруживая голос Пинтера со все возрастающей внутренней непосредственностью. Сцена, в которой члены трупы корчатся под полотном прозрачного пластика, бросает вас в дрожь и становится всеобъемлющей метафорой”.
“Быть Гарольдом Пинтером” – политический спектакль о насилии и диктатуре, о свободе и чувстве человеческого достоинства. Спектакль яркий, образный, сделанный в современной театральной стилистике. В названии, придуманном режиссером Владимиром Щербанем, как мне кажется, заключен глубокий смысл. Быть Гарольдом Пинтером – значит быть тонким психологом, исследователем внутреннего мира человека. Быть Гарольдом Пинтером – значит вскрывать социальные пороки общества, бороться с диктатурой, насилием и любой формой несправедливости. Быть Гарольдом Пинтером – значит обращаться и вразумлять сильных мира сего, призывать их отказаться от опасных политических игр и военных авантюр. Пинтер – это не просто фамилия драматурга, пинтер – это явление, единица совести, чести, достоинства. Быть Гарольдом Пинтером – значит оставаться Человеком в нашем бесчеловечном мире.

В феврале 2007 года я спросил у Николая Халезина и Натальи Коляды, не хотят ли они уехать из Беларуси. В ответ они сказали: “Однажды мы играли спектакль на военном кладбище. Представьте себе: восемь часов вечера. Темень. Возле военного кладбища стоит толпа. Что может происходить на военном кладбище в это время? Смех сквозь слезы. Люди готовы идти за тобой даже на кладбище, чтобы посмотреть спектакль. Как можно их бросить после этого?.. Мы отыграли три спектакля и два концерта на лесном хуторе. Зрители ехали за сто километров в автобусе, чтобы посмотреть спектакль. Знакомый швед сказал нам: “Заставить в Швеции хотя бы одного зрителя куда-то поехать, чтобы посмотреть спектакль, просто нереально”. А тут мест в автобусе не хватало. Как можно их бросить после этого?.. Тогда наша работа теряет смысл. Кто-то должен “взрывать” массовое сознание. И ты берешь на себя эту ответственность, и остановить процесс не можешь. Почему Юра Хащеватский. не уезжает? Почему Ира Халип не уезжает?..”
“Вы заметили, что не бывает времени без героев? И без пророков не бывает. Всегда найдется человек, который, стоя на костре, скажет: “И все-таки она вертится!”” – это слова Николая Халезина из его пьесы “Поколение Jeans”. Когда я разговаривал с Халезиным и Колядой, меня не покидало ощущение, что передо мной такие герои.
Сейчас на Родине страшно. В белорусских тюрьмах томятся сотни политзаключенных. Среди них – близкие друзья Свободного театра. В последний день выступлений в Нью-Йорке на своей странице в Живом Журнале Николай Халезин написал: ”Не могу вернуть состояние трезвости, уравновешенности, внутреннего баланса. Выворачивает наизнанку и сознание, и тело. Вокруг происходят невероятные вещи - ошеломляющий успех, потрясающие встречи, многообещающие переговоры... А сознание, сразу после утреннего пробуждения, попадает в камеры СИЗО... Такого в моей жизни еще не было - чтобы столь невероятное количество близких мне людей оказались одновременно в беде... Все размыто. Конкретны только камеры в СИЗО. Устал узнавать плохие новости и не очень доверяю хорошим. Это все заставляет действовать - уперто, через силу, с полной отдачей... Хочу домой... Хочу домой”.

17 января в Нью-Йорке было объявлено, что по приглашению Goodman Theatre и Northwestern University с 27 января по 20 февраля спектакль “Быть Гарольдом Пинтером” Белорусского Свободного театра будет представлен в Чикаго.


27 января, 7.30 pm (Открытие гастролей. На этот день все билеты проданы); 28 и 29 января, 8.00 pm. Goodman Theatre, 170 North Dearborn Street, Chicago, IL 60601. Справки и заказ билетов по телефону 312-443-3800 и на сайте театра http://goodmantheatre.org/.
4-5, 11-12 февраля, 8.00 pm; 6 и 13 февраля, 2.00 pm. Theatre and Interpretation Center at Northwestern University’s Mussetter-Struble Theater, 1949 Campus Drive, Evanston, IL 60208. Справки и заказ билетов по телефону 847-491-7282 и на сайте театра www.tic.northwestern.edu.
18-19 февраля, 8.00 pm; 20 февраля, 2.00 pm (Закрытие гастролей). 800 East Grand Ave, Chicago, IL 60611, справки и заказ билетов по телефону 312-595-5600 и на сайте театра
http://www.chicagoshakes.com/.
Спектакль идет 1 час 15 минут на белорусском и русском языках с английскими субтитрами.

До скорой встречи, дорогие земляки!

Комментариев нет: