17 апр. 2011 г.

Равиния-2011


Приближается лето, а вместе с ним пора музыкальных фестивалей на открытом воздухе. Как обычно, особый интерес представляет фестиваль в Равинии - крупнейший и старейший музыкальный фестиваль Северной Америки, проходящий в северном пригороде Чикаго Хайленд-парк. В этом году программа Равинии необычайно интересна и во многом неожиданна. Но сначала – несколько слов об истории фестиваля. День рождения Равинии - 15 августа 1904 года. В те времена до концертов было еще далеко: Равиния была парком развлечений, где играли в бейсбол. На территории парка был построен великолепный ресторан и казино с танцевальным залом. В центре парка стоял электрический фонтан. Спустя сто лет от всего этого великолепия остался только театр “Мартин”. Позднее он был переименован в театр “Равиния”, но сегодня снова носит свое оригинальное название. Первыми коллективами, выступившими в Равинии, стали Нью-Йоркский симфонический оркестр под управлением Вальтера Дамроша и танцевальная труппа Рут Денис и Теда Шона. Первые концерты в Равинии не имели особого успеха. Хозяева фестиваля еле сводили концы с концами, и фестиваль находился на грани банкротства. В 1911 году была основана компания “Равиния”, главной целью которой стали летние концерты классической музыки. Уже в следующем, 1912 году, к программе классической музыки прибавились первые оперы в концертном сполнении. (Эта традиция будет возобновлена в начале XXI века усилиями Джеймса Конлона. Об этом – ниже). Интересно, что именно опера была наиболее популярным жанром первых двух десятилетий Равинии. К 1920 году фестиваль превратился в летнюю столицу оперы в Америке. В течение “Золотого Века” оперы в Равинии (с 1909 по 1931 годы) зрители услышали самых выдающихся оперных певцов, среди которых - Эдвард Джонсон, Джованни Мартинелли, Клаудия Муцо, Тито Шипа... Концерты в Равинии из года в год приобретали все большую известность. Люди приезжали в парк из Чикаго, соседних городов и даже из других штатов. Равинию стали посещать известные музыканты. Казалось, фестиваль ждет большое будущее. Так бы, наверное, и было, если бы в Искусство не вмешались суровые законы рынка: в Америке наступила “Великая депрессия”. Миллионы людей потеряли работу, страна погрузилась в хаос, сбережения поколений американцев рушились как карточные домики, очереди на биржах труда напоминали старые советские очереди за продуктами питания. В такой ситуации людям было не до классической музыки. Посещаемость концертов резко упала, их количество свелось до минимума. В 1931 году ввиду неизбежного банкротства Равиния закрывает свои двери. Спустя четыре года деловые люди Хайленд-парка и Чикаго создали некоммерческую ассоциацию “Фестиваль в Равинии”, и 3 июля 1936 года началась новая, современная история фестиваля. В тот вечер на фестивале выступил Чикагский симфонический оркестр под управлением Эрнста Ансерме. 14 мая 1949 года в Равинии произошел пожар. Полностью сгорел деревянный павильон на тысячу четыреста мест. Однако, несмотря на это, шесть недель спустя фестиваль все же открылся. В Равинии впервые выступило трио прославленных музыкантов: Яша Хейфец, скрипка; Артур Рубинштейн, фортепиано; Григорий Пятигорский, виолончель. После летнего сезона началось строительство нового павильона почти на две тысячи восемьсот мест, который действует и сегодня. В 1970 году по проекту легендарного балетмейстера Джорджа Баланчина была отремонтирована сцена павильона. До 1964 года в Равинии не было должности музыкального руководителя. Однако с увеличением популярности фестиваля возникла необходимость в высокопрофессиональном музыканте, который бы обладал еще и способностями организатора, умением привлечь на фестиваль звезд мировой музыки в самых разных жанрах. Первым музыкальным руководителем Равинии стал выдающийся дирижер современности Сейджо Озава. Он занимал этот пост с 1964 по 1971 годы, помогая директору, пианисту Эдварду Гордону, создать фестиваль в полном смысле этого слова, привлекая лучших классических, джазовых, оперных, эстрадных исполнителей. Вторым музыкальным руководителем Равинии стал нынешний музыкальный руководитель Метрополитен-оперы Джеймс Ливайн. Он возглавлял фестиваль до 1993 года. Именно в эти годы в Равинии стало чувствоваться “русское присутствие”. В 1975 году в Равинии выступали Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, в 1980 году на фестивале состоялся дирижерский дебют Владимира Спивакова. С сентября 1994 по август 2003 года музыкальным руководителем Равинии был прекрасный дирижер и пианист Кристоф Эшенбах. С завидной регулярностью он открывал миру имена молодых талантливых исполнителей. Каждый год в Равинии проходили вечера: “Эшенбах и его подрастающие звезды”. В том, что они действительно будущие звезды, сомневаться не приходилось – у Эшенбаха особое чутье на таланты. Именно он открыл миру китайского виртуоза Ланг Ланга. Юный пианист неожиданно получил возможность выступить с Чикагским симфоническим оркестром, которым дирижировал Эшенбах. Ланг Ланг заменил заболевшего пианиста и исполнил тогда первую часть Первого концерта Чайковского для фортепиано с оркестром. В таких случаях говорят, что “на следующий день он проснулся знаменитым”. Тот вечер открыл перед молодым дарованием двери лучших концертных залов мира. Особое значение для Равинии всегда имел джаз. История джаза в Равинии ведет свой отсчет с 27 июля 1936 года, когда впервые прозвучала “Рапсодия в голубом” Джорджа Гершвина. Это был дебют Гершвина на сцене Равинии. В 1938 году фестиваль впервые посетил оркестр Бенни Гудмана, в 1956 - состоялся дебют Луиса Армстронга, на следующий год в Равинию впервые приехал Дюк Эллингтон. Вот уже более десяти лет руководителем джазовой программы фестиваля является блистательный музыкант и композитор, легенда чикагского джаза Рэмси Льюис. По его инициативе каждый год фестиваль открывается программой “Джаз в июне”. На сцене в Равинии выступали лучшие джазовые исполнители, выдающиеся музыканты Оскар Петерсон, Дэйв Брубек, Би Би Кинг, Арета Франклин, Херби Хэнкок, Джо Кокер... С 2005 года музыкальным руководителем фестиваля в Равинии является дирижер Джеймс Конлон, в прошлом – главный дирижер Парижской национальной оперы. Связи с фестивалем у него давние. Дирижер вспоминает:


- В качестве приглашенного дирижера я впервые выступил на фестивале в 1977 году. Так что я знаком с Равинией больше тридцати лет! А в период, когда Джеймс Ливайн был здесь музыкальным руководителем, я дирижировал в Равинии каждое лето. Семнадцать лет подряд! Ни разу не пропустил! В Равинии замечательный фестиваль, но, самое главное, Равиния – летняя резиденция Чикагского симфонического оркестра. Чикагский оркестр - жемчужина Равинии. Способность замечательно исполнять музыку многих стилей и направлений – отличительная особенность этого оркестра! В дополнение к блестящему качеству звука музыканты оркестра великолепно читают с листа и невероятно быстро разучивают новые произведения. Работать с таким оркестром четыре недели каждое лето – огромный источник вдохновения!


О радости общения с Чикагским симфоническим оркестром мне говорил прошлым летом президент и главный исполнительный директор фестиваля в Равинии Уэлц Кауфман.


- У меня есть три источника вдохновения - Чикагский симфонический оркестр, зрители и музыка. ЧСО - если не первый оркестр в мире, то, конечно, один из лучших. Я горжусь работой с этим оркестром, горжусь возможностью общаться с потрясающими музыкантами! На протяжении семидесяти пяти лет Равиния является летней резиденцией ЧСО. Это – самое длительное сотрудничество какого-либо оркестра с каким-либо музыкальным фестивалем в мире. Составляя репертуар очередного сезона, в первую очередь я думаю о концертах ЧСО. Еще один источник вдохновения – зрители. Люди разных этнических групп, разных национальностей, разных возрастов (от новорожденных до девяностопятилетних “аксакалов”) - Равиния предоставляет возможность каждому выбрать что-то для себя. Меня больше всего умиляют маленькие дети на наших концертах. Это - новое поколение любителей классической музыки... И третий источник вдохновения – возможность представить на одном фестивале все многообразие музыки. Равиния – замечательный парк, где выдающиеся музыканты исполняют прекрасную музыку. Как можно отказаться от возможности побывать на ТАКИХ концертах?! Я считаю, что в мире существует только одна-единственная площадка, подобная Равинии, - Карнеги-холл. Там тоже представлена классическая музыка, выступают великолепные оркестры, включая Чикагский симфонический, лучшие джазовые и поп-исполнители, начиная с Фрэнка Синатры и Джуди Гарланд. В Карнеги-холл, как и у нас, три зала. Конечно, по части акустики эти залы вне конкуренции, но мы ведь – летний фестиваль на открытом воздухе!

- А что вам не нравится в Равинии?

- Плохо то, что фестиваль заканчивается слишком быстро. Правда, иногда еще погода заставляет поволноваться. (Смеется.)

- Что входит в обязанности президента Равинии?

- Огромное преимущество моей президентской работы по сравнению с предыдущими должностями состоит в том, что в Равинии я непосредственно занимаюсь составлением программ. Я это делаю не один, а в связке с музыкальным руководителем Джеймсом Конлоном (если мы говорим о классических концертах), артистическим директором Рэмси Льюисом (при подготовке джазовых программ) и еще двумя ключевыми партнерами – артистическим директором Steans Institute (Музыкальный институт, расположенный в Равинии. – Прим. автора), прекрасной скрипачкой Мириам Фрид и программным директором вокального отделения института Брайаном Зегером. Большая часть времени уходит у меня на составление программ, административную деятельность, переговоры со спонсорами, педагогическую работу.

- В последнее время все чаще можно услышать жалобы на то, что фестиваль становится площадкой для популярных поп-, рок-, джаз-исполнителей и за счет этого сокращается количество концертов классической музыки...

- Баланс интересов и разнообразие программ соблюдается в Равинии с 1936 года. Примерно пятьдесят процентов концертов приходится на классическую музыку, пятьдесят – на все остальные жанры. Количество концертов Чикагского симфонического оркестра каждый сезон меняется. Так было всегда. До 1960 года в Равинии было десять-двенадцать концертов ЧСО, в шестидесятые годы – пятнадцать, в семидесятые-восмьмидесятые – от двадцати до двадцати четырех. Сейчас количество концертов колеблется от шестнадцати до двадцати одного. Есть несколько причин, почему люди думают, что количество симфонических концертов уменьшается. Я экспериментирую с разными днями недели. Раньше для симфонических концертов выделялись четверги, субботы и воскресенья, потом – пятницы, субботы, воскресенья, потом – вторники, четверги, субботы. Когда я начинал свою работу в Равинии, я заметил, что если три дня подряд устраивать концерты классической музыки, то на второй и третий день зрителей становится гораздо меньше. Люди не могут ходить на концерты три вечера подряд! Кроме того, все зависит от того, когда я смогу “заполучить” в Равинию ту или иную звезду. У нас выступают лучшие музыканты со всего мира: Ицхак Перлман, Уинтон Марсалис, Джошуа Белл, Надя Солерно-Сонненберг, Гил Шахам. За последние десять лет мы существенно повысили уровень поп-, рок-, джазовых концертов в Равинии и тем самым привлекли к фестивалю огромное количество новых зрителей и новых спонсоров. Успех Равинии – в сочетании лучших представителей разных музыкальных жанров!

- Вы конкурируете с музыкальным фестивалем в Грант-парке?

- Ни в коем случае. Парк Миллениум Фрэнка Гери – прекрасное место для проведения концертов на открытом воздухе. Центр Чикаго, озеро Мичиган, восхитительные виды... Плюс, конечно, великолепные хор и оркестр . Мы не соревнуемся ни с фестивалем в Грант-парке, ни с Симфоническим центром. К тому же, организуя концерты ЧСО в Равинии, я, как мне кажется, помогаю и фестивалю в Грант-парке, и Симфоническому центру в новых сезонах приобрести новых зрителей.


Перелистаем страницы фестивальной афиши лета 2011 года. С 1936 года Равиния служит летней резиденцией Чикагского симфонического оркестра. В этом сезоне “жемчужина Равинии”, как сказал об оркестре музыкальный руководитель фестиваля Джеймс Конлон, будет играть на фестивале в семьдесят пятый раз! Концерт, посвященный этому событию, состоится 6 августа. В исполнении ЧСО под управлением Ицхака Перлмана прозвучат “Итальянское каприччио” П.Чайковского и Девятая (“Из Нового света”) симфония А.Дворжака (интересно будет сравнить исполнение Симфонии чикагским оркестром с недавним выступлением Оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Ю.Темирканова), а также Двенадцатый концерт В.А.Моцарта для фортепиано с оркестром. Солист – Леон Флейшер. На этот концерт билеты на лужайку бесплатные. А начинается юбилейное лето ЧСО с концертов, посвященных двухсотлетию со дня рождения Ференца Листа. Первый фортепианный концерт великого венгерского композитора прозвучит в исполнении Ланг Ланга (7 июля, Павильон), Второй – в исполнении Эндрю Уоттса (8 июля, Павильон). В программе первого вечера также Andante spianato и Grand polonaise Ф.Шопена, Фантастическая симфония Г.Берлиоза, второго – Два этюда Листа, увертюра “Римский карнавал” Г.Берлиоза и “Весна священная” И.Стравинского. За дирижерским пультом Кристоф Эшенбах. Аранжировки для двух фортепиано Листа исполнит семейная пара Миша и Ципа Дихтеры (28 июля, театр “Мартин”). Произведения композитора исполнят на своих сольных концертах пианисты Хорхе Федерико Осорио (3 августа, театр “Мартин”), Тимон Барто (16 августа, театр “Мартин”), Кристофер О’Райли (17 августа, Беннет Гордон-холл), Валентина Лисица (18 августа, Беннет Гордон-холл, концерт называется “От Листа до Лисицы”), лауреат Первого международного конкурса пианистов имени Святослава Рихтера Эльдар Неболсин (4 сентября, Беннетт Гордон-холл), Гарик Олссон (8 сентября, театр “Мартин”). Лист будет звучать на концерте нью-йоркского камерного оркестра “Рыцари” (24 августа, театр “Мартин”). Прошлым летом дебютный концерт молодого коллектива с большим успехом прошел в Равинии. Листу будет посвящен и специальный вечер 20 июля в театре “Мартин”. Программа называется “Театральный и музыкальный портрет Ференца Листа, написанный Гарри Кларком”. За роялем Эндрю Уоттс, в роли Ференца Листа – Майкл Йорк, известный многим по фильму Боба Фосса “Кабаре” (1972). В программе – редко исполняемая мелодрама композитора “Грустный монах” для голоса и фортепиано. В беседе со мной президент фестиваля Уэлц Кауфман признался:

- Моя любимая музыка - русская. Я люблю Брамса, Бетховена, Малера, но есть что-то особенное в русской музыке, даже в современной, что заставляет чаще биться сердце. Мне нравится Шнитке, Губайдулина, Щедрин... Мне нравится слышать в Равинии русскую речь, особенно на концертах Рахманинова, Шостаковича, Чайковского. Когда люди говорят о классической музыке, они говорят, прежде всего, о немецких композиторах. Но когда речь заходит о наиболее популярных сочинениях, немецкая музыка уступает место русской. Пока я буду президентом Равинии, русская музыка будет оставаться краеугольным камнем программ классической музыки.

В это лето обещания Кауфмана, похоже, сбудутся. Только произведения С.Рахманинова будут в концерте ЧСО 21 июля (дирижер – Джеймс Конлон). Прозвучат романс “Колокольчик”, кантата “Весна” и Рапсодия на темы Паганини. В концерте участвуют певцы Кара Шей Томпсон (сопрано, дебют в Равинии), Родрик Диксон (тенор), Василий Ладюк (баритон, дебют в Равинии), а также пианист Александр Романовский (дебют живущего в Италии талантливого харьковчанина в Равинии). Скрипичный концерт П.Чайковского прозвучит в исполнении Мириам Фрид и ЧСО под управлением Джеймса Конлона 31 июля. Фортепианное трио Д.Шостаковича прозвучит в еще одной программе с участием Фрид, которая так и называется “Мириам Фрид с друзьями” (25 июня). В программе прозвучат также камерные произведения Бетховена и Брамса. 27 июля театр “Мартин” представляет дебютный сольный концерт солистки Мариинского театра Екатерины Семенчук (меццо-сопрано). В программе – Шесть песен П.Чайковского и романсы С.Рахманинова. Пятая симфония Д.Шостаковича прозвучит в исполнении ЧСО под управлением Джеймса Конлона 9 августа. В первом отделении концерта состоится мировая премьера сочинения молодого композитора Нико Мули (автора музыки к фильму “Чтец”) “Край мира” для пяти фортепиано. Играет семейный ансамбль братьев и сестер Браун “The 5 Browns”.

Самый юный лауреат премии Евровидения для молодых музыкантов 2006 года шестнадцатилетний российский пианист Дмитрий Майборода дебютирует с сольным концертом в Равинии 7 сентября (Беннетт Гордон-холл). В программе – произведения С.Рахманинова.

Еще одна инициатива Кауфмана – программа “Одно музыкальное произведение в одном городе”. Уэлц Кауфман рассказывает:

- Лет пятнадцать-двадцать тому назад в Сиэттле была создана программа “Одна книга – один город”, и я решил переложить этот опыт в музыкальную сферу. Я придумал каждый год представлять и изучать в Чикаго одно музыкальное произведение. Мы начали в 2002 году с Девятой симфонии Дворжака “Из Нового Света”. “Одно музыкальное произведение в одном городе” – одна из нескольких образовательных программ, действующих сегодня в Чикаго.

Прошлым летом мы “изучали” “Картинки с выставки” М.Мусоргского. В планах на это лето – продолжение русской линии: сочинения П.Чайковского и С.Прокофьева. 5 августа ЧСО под управлением Джеймса Конлона исполнит музыку Прокофьева к балету “Ромео и Джульетта”. Прославленный виолончелист Йо-Йо Ма присоединится к оркестру во втором отделении. Прозвучат Andante Cantabile из Первого струнного квартета П.Чайковского и его Вариации на тему рококо. Концерт называется “Астрономическая ночь”. Продолжается ежегодная программа Равинии “Воскрешение из небытия”, в которой Джеймс Конлон заново открывает миру музыку композиторов, погибших или пострадавших от фашизма. Дирижер рассказывает:

- Около пятнадцати лет назад я заинтересовался музыкой Александра Землинского, стал изучать его биографию и через нее открыл для себя много новых имен. Я понял, что нами потерян огромный пласт музыки. Не один, не два композитора, а двадцать, двадцать пять, может быть, больше... Целый пласт музыки был объявлен дегенеративным искусством и подлежал уничтожению. Мы восхищаемся творчеством Шенберга, но не знаем, что его учителем был Землинский. Именно Землинский и композиторы его круга были связующим звеном между Малером и послевоенной музыкой. То, что эта музыка остается неизвестной, - величайшая несправедливость и огромная потеря для нашей цивилизации. Я начал предпринимать попытку вернуть сочинения забытых композиторов в историю культуры XX века. Пока этот процесс идет медленно. В Парижской опере я впервые поставил первую оперу Землинского, в Ла Скала – его “Флорентийскую трагедию”. Опера Лос-Анджелеса стала первым крупным американским театром, проявившим интерес к этому репертуару. Я делаю все, что могу, и понимаю, что должны пройти годы, прежде чем эта музыка займет свое достойное место в истории мировой культуры. Эта музыка разная. Кому-то она нравится, кому-то - нет. Это совершенно нормально. Не обязательно ее любить. Главное - чтобы она была доступна широкому слушателю.

Джеймс Конлон создал специальный фонд “OREL”, посвященный памяти композиторов, пострадавших от фашизма. Среди них – Виктор Ульман, Эрих Вольфганг Корнгольд, Павел Хаас, Франц Шрекер, Эрвин Шульхоф и многие другие. Информацию о задачах и направлениях деятельности фонда можно найти на сайте http://orelfoundation.org/. В рамках программы “Воскрешение из небытия” 26 июля в театре “Мартин” прозвучат сочинения композиторов-узников концлагеря в Терезине: Шестая и Седьмая фортепианные сонаты, а также Квартет N3 Виктора Ульмана, Струнное трио Гидеона Кляйна (через девять дней после написания Трио Кляйн был отправлен в Освенцим), Танец Ганса Красы. Исполнители: ARC ансамбль и пианистка Джин Голан (дебюты в Равинии). Подробности музыкальной жизни концлагеря в Терезине читайте на сайте http://holocaustmusic.ort.org/ru/places/theresienstadt.

Продолжается традиция концертного исполнения опер в Равинии. 30 июля будет звучать бессмертная опера Дж.Пуччини “Тоска”. В главных партиях: Тоска – Патрисия Россет, Каварадосси – Сальваторе Личитра, Скарпиа – Брайан Терфель. 11 августа в театре “Мартин” состоится концертное исполнение оперы Генделя “Орландо”. Исполнители: Филармонический оркестр барокко под управлением Николаса Маккегана и приглашенные солисты.

Среди наиболее интересных вокальных вечеров - концерт Деборы Войт и ЧСО под управлением Кристофа Эшенбаха (9 июля, в программе – арии из опер Р.Вагнера, Р.Штрауса, Л.ван Бетховена) и сольный концерт бас-баритона Брайна Терфеля (2 августа, театр “Мартин”, в программе – Шуман, Финци, Иберт).

Цикл Джеймса Конлона “Все симфонии Малера” завершается в год столетней годовщины смерти композитора трехчастной вокально-симфонической кантатой “Жалобная песня” (4 августа). Малер говорил о ней как о первом произведении, в котором он нашел себя: “Это сочинение я обозначаю опусом первым”. Солисты - Кери Алкема, сопрано (дебют в Равинии); Екатерина Семенчук, меццо-сопрано (второе выступление российской певицы в Равинии); Родрик Диксон, тенор; Брайан Муллиган, баритон. Во втором отделении концерта прозвучит Скрипичный концерт Людвига ван Бетховена. Солист - Ицхак Перлман.

Три вечера ЧСО посвящает И.Брамсу. 14 июля прозвучат Первый фортепианный концерт и Вторая симфония, 15 июля – Второй фортепианный концерт и Третья симфония композитора. Дирижер - Кристоф фон Донани, солист - Эмманюэль Экс. А в Скрипичном концерте Брамса 24 июля солирует Роберт Чен. Дирижер - Джеймс Конлон. Во втором отделении концерта будет исполнена Третья (Героическая) симфония Бетховена.

Из других интересных концертов Равинии-2011 отмечу вечер американского музыканта, поэта и композитора Руфуса Уэйнрайта и ЧСО под управлением Джеффри Кахане (14 августа). В первом отделении концерта оркестр исполнит увертюру из оперы Г.Берлиоза “Беатриче и Бенедикт”, Скерцо и Ноктюрн Ф.Мендельсона из оперы “Сон в летнюю ночь”. Руфус Уэйнрайт исполнит пять Сонетов Шекспира собственного сочинения. Во втором отделении прозвучат композиции Уэйнрайта. Струнный Эмерсон-квартет (6 июля, театр “Мартин”) представляет программу из произведений Й.Гайдна, Б.Бартока и Ф.Шуберта, Такаш-квартет (14 августа, театр “Мартин”) исполнит квартеты В.А.Моцарта, Ф.Мендельсона и Л. ван Бетховена, Джульярд-квартет (7 сентября, театр “Мартин”) – сочинения Й.Гайдна, Мартино, Бетховена. 2 июля в Равинии пройдет концерт блестящего скрипача Джошуа Белла. Концерт посвящен столетию консерватории в Индиане, выпускником которой он является. 18 и 19 августа ЧСО под управлением Людвига Вики исполнит музыку трижды “оскароносного” Ховарда Шора из кинофильма “Властелин колец: братство кольца” (2001), причем сам фильм будет демонстрироваться на больших экранах в павильоне и на лужайке.

23 июля в Равинии пройдет концерт “Весь Гершвин”, посвященный семидесятипятилетию единственного выступления композитора в Равинии.

23 августа на фестивале состоится давно обещанный дебют двадцатичетырехлетнего джазового пианиста-виртуоза киргизского происхождения Эльдара Джангирова.

Только один вечер - 10 июля - на фестивале выступят трио Рэмси Льюиса и популярная группа “Пинк Мартини”.

Снова в Равинии неутомимый король джаза Дэйв Брубек. На этот раз – в составе группы “Дэйв Брубек и сыновья” (19 июня).

Впервые в истории Равинии на фестивале выступит легендарная британская рок-группа “Deep Purple”! В составе группы – звезды хард-рока вокалист Иэн Гиллан, гитарист Стив Морс, бас-гитарист Роджер Гловер, клавишник Дон Эйри и ударник Иэн Пэйс - единственный участник группы, входивший во все ее составы. “Deep Purple” выступит в Равинии только один день – 18 июня! В концерте примет участие Ravinia Festival Orchestra. Еще одно легендарное имя в мире рок-музыки – британский вокалист, бывший солист группы “Led Zeppelin” Роберт Плант. Он выступит в Равинии 16 июня вместе с группой “The Band of Joy”. Это название несет для Планта ностальгический оттенок – ведь в шестидесятых годах музыкант выступал в группе с таким названием. Новая концертная программа выглядит как подведение итогов музыкального творчества Роберта Планта. Мы услышим римейки его самых ранних песен и последние композиции.

10 июня прощальный концерт дает дуэт “The Judds”, исполняющий музыку в стиле кантри. В составе дуэта - Наоми Джадд и ее дочь Вайнона. В восьмидесятые годы дуэт матери и дочери был одним из самых популярных в мире эстрадной музыки. В 1991 году у Наоми Джадд был обнаружен гепатит. Дуэт распался, и Вайнона начала сольную карьеру. Время от времени мать с дочкой воссоединялись для совместных концертов. Их тур по США в этом году станет прощальным в истории дуэта. 10 апреля Наоми и Вайнона Джадд были главными звездами нового шоу “The Judds” на канале Опры Уинфри.

Традиционный ежегодный концерт из бессмертных произведений группы “ABBA” пройдет в этом году 3 июля, а концерт группы “Gipsy Kings” – 25 августа.

Два концерта (30 июня и 1 июля) дает в Равинии необычайно популярная группа “Maroon 5”. Наверняка привлекут внимание концерты американской певицы в стиле кантри Кэрри Андервуд (4 сентября), актрисы и певицы Дженнифер Хадсон (16 и 17 июля), Лайла Ловетта (21 августа), Тони Беннетта (26 августа, концерт посвящен 85-летнему юбилею певца), джазового оркестра Линкольн-центра под управлением Уинтона Марсалиса (12 июня), Мэнди Патинкин и Натана Ганна (31 августа). Мюзикл “Chicago” прозвучит в Равинии два вечера - 27 и 28 августа.

Как видите, уважаемые читатели, скучать нам летом не придется! Встретимся в Равинии!


Nota bene! В этом году для детей до пятнадцати лет, а также учеников школ и студентов проход на лужайку на все концерты классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение личности. Подробную программу фестиваля Равиния-2011 вы найдете на официальном сайте www.ravinia.org. Продажа билетов в кассе фестиваля (200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035) начнется 27 апреля, а телефонная продажа (847-266-5100) - 22 мая.

Комментариев нет: