17 сент. 2011 г.

Венский модерн в центре Нью-Йорка




Все мы хорошо знаем, что в Нью-Йорке есть все, в том числе – невероятное разнообразие музеев. Тем не менее музею, о котором пойдет речь в этой статье, удалось занять на карте города свое особое место. Музей этот называется “Новая галерея” (“Neue Galerie”) и посвящен австрийскому и немецкому модернизму – интереснейшему периоду в истории мировой культуры конца XIX – начала XX века. Основу коллекции музея составляют работы Густава Климта, Эгона Шиле, Пауля Клее, Альфреда Кубина, Оскара Кокошки – всех тех, кого яростно травили нацисты, называя их работы “дегенеративным искусством”.

История музея начинается с 1922 года почти с анекдота. Десятилетний житель Вены Серж Сабарски в приемной у зубного врача увидел рисунок художника Эгона Шиле. На рисунке была изображена обнаженная женщина. Мальчик остался под таким впечатлением, что забыл о зубной боли (возможно, именно на такую реакцию рассчитывал врач) и на всю жизнь полюбил работы одного из ключевых художников австрийского модернизма начала XX века.
Серж Сабарски родился в буржуазной семье. После ранней смерти отца зарабатывал на жизнь в кабаре: устанавливал декорации, работал клоуном. После прихода к власти нацистов бежал сначала во Францию, потом - в Америку. Во время Второй мировой войны три года служил в американской армии, а после окончания войны вспомнил о давнем интересе к живописи и стал заниматься дизайном и... торговать картинами. Уже его первая галерея, открытая в конце сороковых, пользовалась огромным успехом. К началу шестидесятых годов Сабарски был известным коллекционером. К этому периоду относится его знакомство с бизнесменом и филантропом Рональдом Лаудером. Со временем общие вкусы и увлечения превратили это знакомство в дружбу. Долгие годы коллекционеры мечтали о создании музея, целиком и полностью посвященного австрийскому и немецкому модернизму начала XX века. В 1994 году (за два года до смерти Сабарски) они выкупили изящный особняк 1914 года работы Карьера и Хастингса (архитекторов Нью-Йоркской Публичной библиотеки) в фешенебельном районе Манхэттена, на так называемой Музейной миле на Пятой авеню. После реставрации (архитектор Аннабел Сельдорф) в 2001 году музей открыл свои двери для посетителей. Рональд Лаудер осуществил мечту своего друга Сержа Сабарски.

В немецком названии музея читается ссылка на многие галереи нового искусства и самую известную из них – венскую “Neue Galerie”, основанную в 1923 году художником Отто Каллиром. По красивой, элегантной лестнице посетители музея поднимаются на второй этаж, где представлены работы Климта, Шиле, Кокошки, Ричарда Герстля, Альфреда Кубина. На третьем этаже находятся произведения Пауля Клее, Эрнста Людвига Кирхнера, Отто Дикса, Жоржа Гроса, Лионеля Фейнингера. В музее есть несколько работ Василия Кандинского.
Коллекция музея постоянно обновляется. Так, в июне 2006 года Рональд Лаудер купил картину Густава Климта “Портрет Адели Блох Бауэр I”, в ноябре того же года – работу Кирхнера “Уличная сцена в Берлине”.
Я побывал в музее в начале сентября. Были открыты только два зала, так что работ немецких экспрессионистов я не видел. Зато увидел австрийцев – Климта, Шиле, Кокошку. Они идеально представляют свою эпоху – дерзкую, изломанную, декадентскую и чертовски привлекательную. Их творческие биографии начинались со скандалов. За одну из своих первых работ – драму в стихах “Убийца – надежда женщин” (не удивляйтесь, в юности венские модернисты писали поэмы) – Оскара Кокошку лишили стипендии Венской школы искусств и ремесел, а после выставки в “Венских мастерских” в 1908 году назвали “великовозрастным сорванцом”. На его картинах красовались обнаженные девушки в откровенных позах. Эгону Шиле не повезло еще больше. В 1912 году он провел двадцать четыре дня в тюрьме по обвинению в растлении малолетней. Позднее все обвинения были с него сняты.
Откровенных поз на картинах в музее немало: многие из моделей Климта, Шиле, Кокошки были проститутками и соглашались позировать в любых позах. Вспомним, что живший в те годы в той же Вене Зигмунд Фрейд провозглашал главенство психоанализа, а теоретик и практик модернизма Адольф Лоос, вторя ему, утверждал: “Всякое искусство эротично”. Венские художники “хорошо усвоили” философские уроки мастеров...
Что говорить о чопорной Австро-Венгрии начала прошлого века, если искусство Климта, Шиле, Кокошки и сегодня вызывает немалые споры и даже обвинения в порнографии. Критик Кен Джонсон в “The New York Times” пишет: “Несомненно, это – порнография, но высокая порнография. Такая же, как у Тулуз-Лотрека или у Набовока в “Лолите””. Другой критик той же газеты Роберта Смит называет коллекцию музея “откровением”. Сабарски и Лаудер могут быть довольны: они познакомили Нью-Йорк с их любимой эпохой. Венский модерн оказался модерном и в начале XXI века.

Серж Сабарски считал, что наслаждение от картины происходит в момент слияния с ней. Он советовал: “Не читайте объяснения, а смотрите, смотрите и смотрите, забыв обо всем”. Кстати, это декларировал и Густав Климт. В сочинении “Комментарий на несуществующий автопортрет” он писал: “Во мне нет ничего особенного. Я художник, пишущий день за днем с утра до ночи... Кто хочет что-нибудь обо мне знать, должен внимательно рассмотреть мои картины”. Тем не менее каждому посетителю музея предлагается информативный аудио-тур со вступительным словом директора музея Рене Прайс и подробным рассказом о представленных экспонатах.
В холле музея расположен уютный магазин, который больше похож на старинную книжную лавку. Главное в нем – не обычные сувениры, а буклеты по австрийскому и немецкому искусству, книги Франца Кафки, Стефана Цвейга, Франка Ведекинда, музыкальные записи Густава Малера, Арнольда Шенберга, Альбана Берга.
А еще в музее находится очаровательное кафе, названное в честь Сержа Сабарски. Если будут места на диванах, постарайтесь занять их. Это - мебель работы того самого Адольфа Лооса, который вечерами теоретизировал об эротичности искусства, а днем мастерил мебель. Его диваны обиты тканями, сделанными в 1912 году на фабрике Отто Вагнера. Кафе Сабарски воссоздает атмосферу знаменитых венских местечек, где так вкусно пахнет кофе и аппетитно выглядят сладости. Меню кафе поразит даже бывалых сладкоежек. Где еще в Америке вы встретите “Sachertorte” (классический венский торт с горьким шоколадом и по-домашнему сделанным конфитюром из абрикоса), “Schwarzwaelder Kirschtorte” (торт с кремом и вишней), торты с марципанами, орехами, лимоном, множество разнообразных штруделей и творожных пирогов... - само перечисление этих блюд доставляет мне огромную радость. Продолжал бы и продолжал... Все сладости в кафе сделаны под руководством известного кулинара Курта Гутенбруннера. Образцы продукции выставлены на столах, так что необязательно углубляться в меню – достаточно просто показать официанту на понравившийся вам лакомый кусочек. Труднее, если понравилось все... Но если вы соберете всю волю в кулак и решите блюсти фигуру, то хотя бы не откажите себе в удовольствии попробовать настоящий ароматный кофе или крепкий чай.
В течение года в кафе проходит серия концертов “Кабаре в кафе”, где в соответствии с основным направлением музея исполняется австрийская и немецкая музыка конца XIX – начала XX века.
На нижнем этаже музея находится кафе “Летучая мышь” (“Fledermaus”).

Будете в Нью-Йорке – непременно зайдите в “Новую галерею” и на время перенеситесь из городского шума XXI века в венский модерн века XX: перемена, заслуживающая внимания!
Музей “Новая галерея” находится по адресу: Neue Galerie, 1048 Fifth Avenue (by 86th Street) New York, NY 10028. Справки по телефону 212-628-6200. Подробную информацию о музее вы найдете на сайте http://www.neuegalerie.org/.

P.S.
Выражаю благодарность менеджеру по связям с прессой Лии Аммон за помощь в подготовке этой статьи.

Комментариев нет: