Краса и гордость России, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Шостаковича приезжает на гастроли в Чикаго! Единственный концерт оркестра в рамках его нового американского турне состоится 5 марта в Симфоническом центре. В программе – Первый фортепианный концерт И.Брамса с оркестром (солист – Николай Луганский) и Пятая симфония Д.Шостаковича. За дирижерским пультом – главный дирижер оркестра, маэстро Юрий Темирканов.
Возникновение оркестра Петербургской филармонии датируется 1882 годом. Именно тогда по высочайшему повелению Александра Третьего был создан Придворный музыкантский хор, прообраз нынешнего оркестра. Основной задачей Музыкантского хора была игра в так называемом высочайшем присутствии - на аристократических приемах и торжественных церемониях, на балах, спектаклях и концертах, дававшихся при царском дворе. Вершиной этого рода деятельности стало участие коллектива в 1896 году в коронации Николая Второго. В 1897 году Придворный хор был преобразован в Придворный оркестр, его музыканты перестали числиться по военному ведомству и были уравнены в правах с артистами императорских театров. В начале XX века коллектив получил право выступать в публичных платных концертах. В рамках цикла премьер “Оркестровые собрания музыкальных новостей” впервые в России исполняются симфонические поэмы “Жизнь героя” и “Так говорил Заратустра” Рихарда Штрауса, Первая симфония Малера, Девятая симфония Брукнера, “Поэма экстаза” Скрябина, проводятся концерты-монографии, абонементные концерты исторического цикла, сопровождающиеся лекцией или вступительным словом. За пультом оркестра появляются всемирно известные музыканты Рихард Штраус, Артур Никиш, Сергей Кусевицкий.
В 1917 году коллектив становится Государственным оркестром, а по Положению 1921 года на его базе создается первая в стране Филармония. Вскоре начинаются беспрецедентные в истории коллектива гастроли целой плеяды западных дирижеров. Их имена и сегодня пользуются в музыкальном мире непререкаемым авторитетом – Отто Клемперер (этот дирижер проводил и абонементные концерты), Бруно Вальтер, Феликс Вейнгартнер. В качестве солистов с оркестром выступают Владимир Горовиц и Сергей Прокофьев. Оркестр начинает осваивать современный репертуар – Стравинский, Шенберг, Берг, Хиндемит, Онеггер, Пуленк. Звучит и музыка российских композиторов. Еще в 1918 году под управлением автора коллектив впервые исполнил Классическую симфонию Прокофьева. В 1926 году с Первой симфонией в Большом зале филармонии дебютирует Дмитрий Шостакович. Дирижировал тем памятным концертом Николай Малько – в будущем первый главный дирижер чикагского оркестра Грант-парка.
В 1917 году коллектив становится Государственным оркестром, а по Положению 1921 года на его базе создается первая в стране Филармония. Вскоре начинаются беспрецедентные в истории коллектива гастроли целой плеяды западных дирижеров. Их имена и сегодня пользуются в музыкальном мире непререкаемым авторитетом – Отто Клемперер (этот дирижер проводил и абонементные концерты), Бруно Вальтер, Феликс Вейнгартнер. В качестве солистов с оркестром выступают Владимир Горовиц и Сергей Прокофьев. Оркестр начинает осваивать современный репертуар – Стравинский, Шенберг, Берг, Хиндемит, Онеггер, Пуленк. Звучит и музыка российских композиторов. Еще в 1918 году под управлением автора коллектив впервые исполнил Классическую симфонию Прокофьева. В 1926 году с Первой симфонией в Большом зале филармонии дебютирует Дмитрий Шостакович. Дирижировал тем памятным концертом Николай Малько – в будущем первый главный дирижер чикагского оркестра Грант-парка.
В 1938 году оркестр первым в СССР получает звание “Заслуженный коллектив Республики”. (Страны уж той давно нет, а аббревиатура прижилась - ЗКР.) В 1942 году в оркестр приходит недавний лауреат Первой премии Всесоюзного конкурса дирижеров Евгений Мравинский. Начинается эра Мравинского – один из самых блистательных союзов оркестра и дирижера в истории музыки. В течение полувека шаг за шагом Мравинский создает один из лучших оркестров мира.
“Можно ли прожить без музыки? – читаем в дневнике Мравинского. - Как будто она не относится к первейшим потребностям человека. Но лишиться ее – равносильно утрате счастья...”
Уникален для музыкального мира творческий альянс Мравинского и Шостаковича. Многие симфонии композитора исполнялись коллективом впервые, они стали важнейшей частью его репертуара, включаются в программу зарубежных гастролей. О том, насколько ценным было для Шостаковича это сотрудничество, говорит сам факт посвящения Мравинскому Восьмой симфонии. В своей статье “Тридцать лет с музыкой Шостаковича” Мравинский пишет: “Если бы мне пришлось заполнять анкету, посвященную главным событиям моей биографии, то на ее вопросы я бы ответил так:
- Самая значительная человеческая встреча в Вашей жизни? - С Шостаковичем.
- Самые сильные музыкальные впечатления? - От творчества Шостаковича.
- Самое важное в Вашей исполнительской деятельности? - Работа над произведениями Шостаковича”.
- Самая значительная человеческая встреча в Вашей жизни? - С Шостаковичем.
- Самые сильные музыкальные впечатления? - От творчества Шостаковича.
- Самое важное в Вашей исполнительской деятельности? - Работа над произведениями Шостаковича”.
В конце 1982 года в Москве, на концерте, приуроченном к столетнему юбилею оркестра, во время исполнения Пятой симфонии Шостаковича в Большом зале консерватории вдруг полностью выключился свет. В полной темноте оркестрантам лишь чуть виднелись крахмальные манжеты маэстро. Несмотря на это музыканты и дирижер провели финал симфонии с таким необычайным блеском, что овации вставшего в едином порыве зала не утихали более получаса!
Когда в Вене Мравинскому предложили записать девять симфоний Бетховена (маэстро был награжден Золотой медалью Бетховенского общества), он сказал, что “пожалуй, еще не готов”. Это он-то, величайший дирижер! Невероятная требовательность к себе и вместе с тем невероятная скромность - вот что отличало Евгения Александровича от многих, даже самых прославленных музыкантов.
В конце жизни он тяжело болел, ездил на лечение в Вену, однако вскоре вернулся. Он повторял: “Хочу умереть в своем доме”. “Давай уйдем оба из филармонии, будем всегда вместе...” – предложила как-то жена Александра Михайловна и услышала в ответ: “Ты хочешь лишить меня Музыки?!”
Мне единственный раз в жизни посчастливилось увидеть и услышать концерт ЗКР под управлением Евгения Мравинского. Было это в начале восьмидесятых. Мравинский редко выезжал в другие города, а тут вдруг приехал в Минск. В филармонии говорили о причудах гения, его боязни простудиться, об определенной температуре, которую требовал маэстро в зале... А я запомнил на всю жизнь момент выхода Мравинского на сцену. Перед ним - оркестр, за спиной - до отказа заполненный зал. Он дирижировал сидя, одной рукой, еле заметными движениями. Магнетизм этих мгновений ощущается до сих пор, оставаясь бесценным воспоминанием.
Мравинский служил всем примером абсолютного, бескорыстного и безграничного служения Ее Величеству Музыке.
В 1988 году по инициативе коллектива главным дирижером известнейшего оркестра страны становится Юрий Темирканов. В истории коллектива начинается темиркановский период, период сотрудничества с одним из наиболее востребованных дирижеров нашего времени.
Несколько лет назад мне посчастливилось побеседовать с маэстро. Я позвонил ему домой, когда в Санкт-Петербурге был уже поздний вечер. Юрий Хатуевич только что вернулся из филармонии. В начале беседы он сказал о большой ответственности, которую оркестр всегда чувствует, выступая в Чикаго: “В Чикаго очень подготовленная публика, потому что Чикагский симфонический оркестр – один из самых великих оркестров мира“.
- У вас огромный опыт работы с симфоническими оркестрами Европы и Америки. Что хорошего из этого опыта вы переняли для себя, а что оставили в тех оркестрах?
- Отношение к работе на Западе гораздо ответственнее, чем в России. Это относится не только к музыке, но в сфере музыки это особенно чувствительно. Из негативного опыта – но это, наверно, нельзя говорить в Америке – слишком большое вмешательство профсоюзов в творческую часть. Конечно, замечательно, что есть профсоюзы, есть люди, защищающие права музыкантов. У нас такого нет. Но только не надо в этом переходить границы.
- Про одного дирижера можно сказать, что он – ярко выраженный симфонический дирижер, про другого – что он является специалистом в оперном дирижировании. Уникальность вашего опыта состоит в том, что вы успешно дирижируете как оперой, так и симфонической музыкой. Где вам интереснее: в оперном театре или в концертном зале с оркестром?
- Из всех музыкальных жанров высшим проявлением музыки я считаю музыку симфоническую. Поэтому мне интересней всего работать с симфоническим оркестром. Особенно сегодня. В последние годы я стал меньше ездить. Мне кажется, что дирижеру всегда приятнее работать с оркестром, который он знает лучше всех и который знает его лучше всех. Такая работа гораздо результативнее. Поэтому я предпочитаю больше работать со своим оркестром, чем с великими, но другими.
Как-то у дирижера спросили: “С какой мелодией у вас ассоциируется Петербург?” Темирканов не думал долго над ответом: “Когда я о чем-то высоком думаю, у меня всегда звучит в душе Бах. Это не относится ни к городу, ни к нации. Бах ведь не композитор, Бах - явление. Даже Чайковского, даже Моцарта можно представить как людей, которые что-то создавали: они садились и работали - писали гениальную музыку. А Бах просто фиксировал то, что ему говорил Бог. Петербург - это настолько высокое, поэтому я говорю о Бахе. Петербург - это понятие, духовное явление”.
Николай Луганский родился в “химико-физической” семье: отец – физик, мать - химик. Память у ребенка была фантастическая. В раннем возрасте он научился играть в шахматы и дорос до мастера спорта, но любовь к музыке перевесила. Николай начал играть на фортепиано в пять лет, в десять - победил на Всесоюзном конкурсе юных музыкантов. Учился в ЦМШ и Московской консерватории (педагоги – Татьяна Николаева и Сергей Доренский). В двадцать три года стал лауреатом Международной премии имени Теренса Джадда как “самый многообещающий пианист молодого поколения”. С 1998 года преподает в Московской консерватории по классу специального фортепиано. Николай Луганский – один из самых востребованных пианистов мира, его гастрольный график расписан на годы вперед. Он с одинаковым успехом выступает с симфоническими и камерными оркестрами, дает сольные концерты. Исключительные права на издание записей пианиста принадлежат студии “Naïve-Ambroisie”. Вышедший осенью 2012 года диск с двумя фортепианными сонатами Рахманинова был отмечен премией “Золотой диапазон” (“Diapason d’Or”) и призом “Лучшая сольная запись года” в номинации “Музыка XX-XXI веков” на церемонии “Echo Klassik Awards – 2013”. Этой записи предшествовал сольный диск с произведениями Ференца Листа, после выхода которого парижская “Le Monde” написала: “Николай Луганский по праву вошел в круг избранных исполнителей музыки Листа”. Осенью 2013 года студия “Naïve” выпустила диск с записью Фортепианного концерта Э.Грига и Третьего фортепианного концерта С.Прокофьева в исполнении Николая Луганского и Немецкого симфонического оркестра (Берлин) под управлением Кента Нагано.
Дебют Луганского с ЧСО состоялся в сезоне 2011-12 годов, первый сольный концерт маэстро в Чикаго состоялся в мае 2014 года.
Дебют Луганского с ЧСО состоялся в сезоне 2011-12 годов, первый сольный концерт маэстро в Чикаго состоялся в мае 2014 года.
Nota bene! Концерт Оркестра Санкт-Петербургской филармонии состоится 5 марта в 7 часов вечера в Чикагском симфоническом центре по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604. Билеты - на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе Симфонического центра.
Фотографии к статье:
Фото 1. Оркестр Санкт-Петербургской филармонии
Фото 2. Юрий Темирканов дирижирует
Фото 3. Николай Луганский. Фото – Марко Боргрев
Комментариев нет:
Отправить комментарий