8 мар. 2019 г.

Традиции и современность Алвина Эйли. Американский театр танца снова в Чикаго


Почти каждый год в начале весны мы встречаем в Чикаго Американский театр танца Алвина Эйли (Alvin Ailey American Dance Theater). Этой традиции в 2019 году исполняется пятьдесят лет! Театр регулярно показывает как старые, так и новые композиции, представляющие прошлое, настоящее и будущее легендарной танцевальной труппы. Не станут исключением и нынешние гастроли. Мы увидим североамериканские премьеры трех балетов, а также легендарные композиции театра. Сначала о премьерах.



На открытии гастролей состоится североамериканская премьера первого двухактного балета в истории театра. Он называется Lazarus, создан балетмейстером Рене Харрис по заказу Auditorium Theatre и посвящен жизни и творчеству основателя Театра танца Алвина Эйли. В балете поднимается тема расового неравенства, с которым сталкивалась Америка в год основания театра и продолжает сталкиваться сегодня.

Хореограф Рене Харрис недавно был назван первым в истории артистом-резидентом Театра танца. Его предыдущими работами в компании были композиции Love Stories” (2004), Home” (2011), Exodus” (2015).



Театр танца - первая американская компания, пригласившая в 2018 году знаменитого британского хореографа Уэйна Макгрегора для постановки балета Kairos, мировая премьера которого состоялась в 2014 году. Название балета означает, с одной стороны, самое подходящее время для действий”, а с другой переводится как погода”. Это - так называемый синхронный” балет на музыку Макса Рихтера, вернее, его интерпретации Времен года” Вивальди.

Уэйн Макгрегор - резидент-хореограф Королевского балета Ковент-Гарден, автор композиций для балетной труппы Парижской оперы, Нью-Йоркского городского балета, Нидерландского театра танца и многих других балетных театров мира. В Театре танца Макгрегор дебютировал в 2013 году с балетом “Цвет” (Chroma”, мировая премьера - 2006 год). Театр привозил этот спектакль в Чикаго, и меня поразило, с какой любовью хореограф показал красоту человеческого тела через отражения света, тени и движения исполнителей. В спектакле звучала оригинальная музыка композитора Джоби Тэлбота и оркестровые аранжировки композиций Джека Уайта из рок-группы “The White Stripes”. Балет, созданный Макгрегором для Королевского балета, был награжден несколькими престижными театральными премиями и с успехом перенесен на сцены многих театров мира, в том числе Большого театра и Ла Скала.



Балет EN - дебют в Театре танца нью-йоркского хореографа Джессики Ланг. Это - ансамблевая композиция с оригинальной музыкой живущего в Нью-Йорке польского композитора Якуба Чюпински. Название пьесы имеет несколько значений на японском языке, обозначая круг, судьбу, карму... По словам Ланг, композиция “отражает универсальный опыт полного жизненного цикла. По мере движения мы узнаем людей, которых встречаем на жизненном пути и которые играют определенную роль в нашей судьбе”.

Джессика Ланг создала более ста оригинальных композиций, идущих, в том числе, на сценах Американского балетного театра, Pacific Northwest Ballet, Национального балета Японии. С 2011 года она возглавляет танцевальную компанию Jessica Lang Dance (мы видели эту труппу несколько лет назад на гастролях в Чикаго) и ставит балеты по всему миру. В сезоне 2016-17 годов Ланг поставила танцевальные номера для Аиды Дж.Верди - постановки Франчески Замбелло в Опере Сан-Франциско. Говорят, что Ланг - визуальный художник, чье пространство танцует”. В ее постановках всегда есть яркие элементы дизайна, что трансформирует классический балетный язык и делает его эмоционально привлекательным. На прошлогодних гастролях в Чикаго Американского балетного театра мы видели в хореографии Ланг композицию Ее записки (Her Notes”) на сюиту Фанни Мендельсон - немецкой пианистки и композитора начала XIX века, сестры Феликса Мендельсона.

Муж Джессики Ланг - солист Театра танца Канджи Сегава. Он был ассистентом Джессики на постановке балета “EN”.



На гастролях в Северной Америке мы впервые увидим ретроспективу “Бессмертный Эйли” (“Timeless Ailey”), состоящую из фрагментов лучших балетов, созданных на протяжении всей истории коллектива. Среди них - фрагмент из легендарного балета Эйли “Голубая сюита” (“Blues Suite”), с которого началась история новой труппы. Премьера балета состоялась 30 марта 1958 года в Нью-Йорке.

В программе “Бессмертный Эйли” - фрагмент композиции “Па-де-Дюк” (“Pas de Duke”, 1976), интерпретации Эйли классического па-де-де под музыку Дюка Эллингтона. Композиция создавалась Эйли специально для Джудит Джеймисон (долгие годы она была ведущей солисткой труппы, а потом стала художественным руководителем театра) и Михаила Барышникова. Премьера композиции состоялась в 1976 году в Линкольн-центре в Нью-Йорке в рамках фестиваля “Эйли чествует Эллингтона”.

В программе также - фрагменты из балетов “Потоки” (“Streams”, 1970), “Крик” (“Cry”, 1971), “Месса Мэри Лу” (“Mary Lous Mass”, 1971) - совместная работа Эйли с королевой джаза Мэри Лу Уильямс, “Любовные песни” (“Love Songs”, 1972), “Восхождение жаворонка” (“The Lark Ascending”, 1972) на музыку английского композитора Ральф Воан-Уильямс, “Тайные обряды” (“Hidden Rites”, 1973), “Ночное создание” (“Night Creature”, 1974) - наиболее близкое к классическому стилю хореографии произведение Эйли, посвященное Дюку Эллингтону, “Memoria” (1979), “Ступени” (“Phases”, 1980), “Для птицы - с любовью” (“For Bird - With Love”, 1984), “Опус Макшан” (“Opus McShann”, 1986).



Заключительным аккордом всех спектаклей станет легендарный балет “Откровения”, поставленный Эйли в 1960 году и давно вошедший в разряд классики балетного искусства. В качестве музыкальной основы спектакля Эйли использовал спиричуэлс и госпелс. “Откровения” – это серия афроамериканских религиозных обрядов. В их числе - групповая молитва (“I've Been Buked”), церемония ритуального крещения (“Wade in the Water”), момент причастия (“I Wanna Be Ready”), дуэт священника и прихожанина (“Fix Me, Jesus”) и финальное торжественное пение Евангелия (“Rocka My Soul in the Bosom of Abraham”).



Сезон 2018-19 годов для Американского театра танца юбилейный, шестидесятый. Самое время - оглянуться назад и рассказать о том, с чего все начиналось.

Театр танца Алвина Эйли – уникальное, неповторимое явление в балетном искусстве XX века. Создание этого театра в 1958 году стало настоящим событием: до Алвина Эйли никому в голову не приходило соединить европейский классический балет, американский модерн и традиционные африканские танцы.

Украшением труппы являются солисты-мужчины – яркие, прыгучие, сильные. Таким был и отец-основатель театра Алвин Эйли. Он родился в маленьком техасском городке в рабочей семье. Переехав в детстве в Лос-Анджелес, робкий, застенчивый Эйли неожиданно начал заниматься танцами. Он получил прекрасное образование, его учителем был хореограф и танцор Лестер Хортон. Будущий основатель театра начинал работу в труппах Калифорнии и Нью-Йорка, участвовал в бродвейских спектаклях и готовился к созданию собственного танцевального коллектива.

История нового театра начинается с 1958 года, когда Эйли пригласил к себе семь танцоров и стал создавать новую труппу. С первых лет его коллектив (название “Американский театр танца” появится позднее) проводил много времени в дороге, посещая маленькие города и показывая свои постановки огромному количеству людей, которые никогда до этого не видели танцевальных спектаклей. Эйли стремился донести искусство танца до простых людей, мнением которых он дорожил зачастую больше, чем мнением критиков. Театр танца Алвина Эйли побывал в семидесяти одной стране Европы, Африки, Азии, и везде труппе сопутствовал феноменальный успех. В 1970 году коллектив стал первой американской балетной труппой, побывавшей на гастролях в СССР. До него, в двадцатые годы, в СССР гастролировала Айседора Дункан. После выступления труппы Эйли в Ленинграде артистам устроили двадцатиминутную овацию.

В 1969 году Эйли создал при театре специальную балетную Школу. В ней студенты изучают историю искусства балета и современного танца, технику танца, танцевальные композиции и театральный дизайн.

За годы работы с коллективом Эйли поставил семьдесят девять балетов! Его работы до сих пор идут на сценах Американского балетного театра, Парижской оперы, Лондонского фестивального балета, Королевского датского балета. Алвин Эйли был доктором искусств Принстонского университета, лауреатом Премии мира ООН и медали президента США за выдающиеся достижения в искусстве.

Закончив танцевать в 1965 году, Эйли сосредоточился на хореографической и административной деятельности. Он умер в 1989 году в возрасте пятидесяти восьми лет. С 1990 до 2010 годов театром руководила любимая ученица Эйли, в прошлом – ведущая балерина театра Джудит Джеймисон. С июля 2011 года художественным руководителем театра является балетмейстер Роберт Баттл - третий руководитель театра за шестидесятилетнюю историю.

Традиции, заложенные Алвином Эйли, живы до сих пор. Что-то невероятное происходит на спектаклях этого театра: зрители настолько подпадают под мощную энергетику солистов, кордебалет танцует так зажигательно и вдохновенно, что, кажется, магия танца уносит вас в заоблачные дали, и вы готовы мчаться с артистами на край света! Кураж, взрывная сила эмоций, пластичность и атлетизм - таковы отличительные черты этого коллектива.

Незадолго до смерти Эйли сказал: “Я стараюсь показать миру, что мы все одинаковы и неважно, какого цвета наша кожа. Важно только качество нашей работы”.

Качество работы театра и сегодня остается высочайшим. С первых дней своего существования труппа энергично ворвалась в элиту мирового балета и вот уже шестьдесят лет прочно удерживается на вершине славы.

Если кто-то из вас, уважаемые читатели, еще не были на спектаклях Театра танца Алвина Эйли, - сходите и посмотрите! В этом театре достаточно побывать один раз, чтобы стать его горячим поклонником. 



Nota bene! Гастроли Американского театра танца Алвина Эйли пройдут с 6 по 10 марта в помещении театра “Аудиториум” (Auditorium Theatre) по адресу: 50 E W Ida B. Wells Dr, Chicago, IL 60605. 6 марта, 7.00 pm - “Lazarus”, “Откровения”; 7 марта, 7.30 pm - “Kairos”, “EN”, “Откровения”; 8 марта, 11.00 am - часовое представление для школьников и студентов; 8 марта, 7.30 pm - “Бесконечный Эйли”, “Откровения”; 9 марта, 2.00 pm - “Kairos”, “EN”, “Откровения”; 9 марта, 8.00 pm - “Lazarus”, “Откровения”; 10 марта, 3.00 pm - “Lazarus”, “Откровения”. Билеты - на сайте https://www.auditoriumtheatre.org/, по телефону 312-341-2300 или в кассе театра.



Фотографии к статье:

Фото 1. Сцена из балета “Lazarus”. Фото - Пол Колник

Фото 2. Сцена из балета Kairos”. Фото - Пол Колник

Фото 3. Сцена из балета “EN”. Фото - Пол Колник

Фото 4. Сцена из программы “Бессмертный Эйли”. Фото - Нан Мелвилл

Фото 5. Сцена из балета “Откровения”. Фото - Джеймс Брентли

Комментариев нет: