3 мар. 2019 г.

Кирилл Герштейн. Новая встреча. Skyline Piano Artist series представляет...



Четвертый сезон подряд в Школе музыки Северо-Западного университета (Northwestern University’s Henry and Leigh Bienen School of Music) проходит серия сольных фортепианных концертов лучших пианистов планеты (Skyline Piano Artist Series). В ноябре с большим успехом прошел вечер израильского пианиста Инона Барнатана, в феврале аншлаг сопутствовал выступлению прекрасной Ольги Керн. Впереди - новая встреча с выдающимся пианистом современности.



2 марта, 7.30 pm. Концерт лауреата Премии имени Ирвинга Гилмора Кирилла Герштейна. В программе: Героические вариации Л.ван Бетховена, соната 1 октября 1905 года (С улицы) Л.Яначека, сюита Погребальное шествие” Ф.Листа, песня “Les soirs illuminés par l'ardeur du charbonК.Дебюсси, сюита “Гробница Куперена” М.Равеля.

Кирилл Герштейн родился в Воронеже в 1979 году. Его отец – математик, мать – музыкант и педагог. Она занимается развитием музыкальных способностей детей. У маленького Кирилла просто не оставалось ничего другого, как стать ее самым способным учеником. В беседе со мной пианист сказал:

-          Я не помню, когда начал заниматься музыкой. Из тумана выплывают какие-то очертания, где музыка уже присутствовала. С музыкой я вырос, но у меня не было несчастного детства вундеркинда. Было время на чтение, общение, я был нормальным ребенком и никогда не занимался по пять-шесть часов гаммами, сольфеджио, этюдами Шопена...

Когда Кириллу было четыре года, родители отдали его в музыкальную школу. А спустя два года в Воронеже открылась специальная музыкальная школа-десятилетка. Кирилл начал заниматься в этой школе и проучился там несколько лет.

-          Уже лет в восемь-девять меня стал интересовать джаз. У моих родителей было много пластинок, в том числе – джазовых. Мне нравились необычные джазовые звуки, что-то я пытался имитировать. В одиннадцать лет я выиграл фортепианный конкурс Баха в Польше. Там я познакомился с музыкантами, которые занимались классической музыкой и проявляли интерес к джазу. Позже я принимал участие в джазовом фестивале в Санкт-Петербурге, почетным гостем которого был легендарный джазовый вибрафонист Гэри Бертон. Он тогда был вице-президентом колледжа музыки Беркли в Бостоне. Я познакомился с ним, и он попросил меня прислать свои записи. В 1993 году меня пригласили в Беркли на летний пятинедельный молодежный джазовый семинар. Это было для меня невероятным информационным взрывом. Все можно было послушать и посмотреть, в библиотеке были доступны записи, о которых я только читал... Было очень интересно. А после семинара колледж предложил мне полную стипендию на все годы учебы.


В 1994 году четырнадцатилетний юноша поступает в одну из самых известных джазовых школ в Америке и становится самым молодым студентом в ее истории.

-          Когда произошел ваш поворот к классической музыке?

-          На протяжении трех лет я очень интенсивно учился джазу, уделяя классической музыке гораздо меньше времени. Я пытался совмещать классику с джазом, но где-то к 1996 году стало ясно, что это совмещение невозможно. Я понял, что надо выбирать. На тот момент я был пресыщен джазом, и классический репертуар был для меня более занимательным процессом, чем безусловно восхитительное и прелестное чувство импровизирования на ходу. Я выбрал классику, поехал учиться в Манхэттенскую школу музыки и получил за четыре года степени бакалавра и мастера. С сентября 2000 года я продолжил обучение в Испании у пианиста и педагога Дмитрия Александровича Башкирова.

-          Вы начали обучение в России, продолжили в Америке, а в Европе вернулись к великим традициям русской фортепианной школы. Ведь Башкиров – ученик Гольденвейзера, а там и до Рахманинова недалеко...

-          Безусловно. После американской фазы я впал в хорошем смысле в старомосковскую, консерваторскую атмосферу. Это был замечательный период для меня. Учили нас прекрасные и заботливые преподаватели, учили невероятно интенсивно. Педагог Рахманинова Зверев вспоминал, как у него учились студенты, как они крутились у него дома, как общались с музыкантами, приходившими к нему... Ни в коем случае не сравнивая себя с этими гениальными людьми, мне кажется, что по ощущениям это было похоже на рассказы о старороссийском образовании. Башкиров жил рядом с нами, буквально посреди школы. Формально обучение составляло два урока в неделю, но его работа с учениками не заканчивалась с окончанием урока, а продолжалась прослушиванием записей, обсуждением книг, чаепитиями, совместным приготовлением еды, советами и просто человеческим общением. После учебы в Испании я продолжал учиться в Фортепианной академии на острове Комо в Италии, где преподают тот же Башкиров и другие педагоги.


По словам Герштейна, европейская часть его жизни “окрепла”, и он стал часто наведываться еще и в Будапешт. Он учился у венгерского педагога Ференца Радоша, вырастившего целую плеяду блестящих музыкантов, в том числе Андраша Шифа и Золтана Кочиша. В 2001 году Кирилл Герштейн стал лауреатом Первой премии Международного конкурса пианистов имени А.Рубинштейна в Тель-Авиве. Эта премия открыла ему возможность для концертной деятельности.

На мой вопрос, какую музыку он предпочитает играть, Кирилл ответил так:

-          То, что я предпочитаю на данный момент, - это, что я играю на данный момент. Мои вкусы меняются ежедневно в зависимости от репертуара. Конечно, есть традиционные центры притяжения. Музыка Баха, сонаты Бетховена. Как сказал Бузони: “Хорошо темперированный клавир” Баха – это Ветхий завет пианиста, а Лунная соната Бетховена - Новый”. Конечно, Лист, Шуман. Безусловно, Рахманинов – невероятная фигура и в личностном, и в музыкальном смысле... У меня достаточно эклектичный вкус. Прелесть заключается в разнообразии жанров, авторов, стилей, направлений.


Дебют Герштейна с Чикагским симфоническим оркестром состоялся в марте 2010 года.  Пианист исполнил Второй фортепианный концерт С.Рахманинова. После этого мы неоднократно слышали Кирилла как с оркестром, так и на сольных концертах в Симфоническом центре, на Музыкальном фестивале в Равинии и на Grant Park Music Festival в парке “Миллениум”. Последний раз - со Вторым фортепианным концертом Ф.Листа на фестивале “Грант-парк-2018” (дирижер - Джемма Нью). А вот в Северо-Западном университете пианист выступит впервые.



Nota bene! Позднее в этом сезоне в рамках Skyline Piano Artist Series состоятся концерты Александра Торадзе (12 апреля), Марка-Андре Хамелина (3 мая), Джеймса Джилса (30 мая). Все концерты пройдут в помещении Mary B. Galvin Recital Hall по адресу: 70 Arts Circle Drive, Evanston, IL 60208. $30/$10 - для студентов (необходимо наличие удостоверения личности). Абонементы и билеты на одиночные концерты - на сайте concertsatbienen.org, по телефону 847-467-4000 или в кассе Pick-Staiger Concert Hall ticket office по адресу: 50 Arts Circle Drive, Evanston, IL 60208. Вся информация - по телефону 847-491-5441.



Фотографии к статье:
Фото 1-5.
Кирилл Герштейн. Все фото – Марко Борхрев

Комментариев нет: