3 мар. 2023 г.

“У любви, как у пташки, крылья...” “Кармен” в Лирик-опере Чикаго


Действующие лица и исполнители:

Кармен - Дженай Бриджес, Дон Хозе - Чарльз Кастроново,

Эскамильо - Андрей Кимач (дебют), Микаэла - Голда Шульц (дебют).

Дирижер - Хенрик Нанаси. Режиссер - Мари Ламбер Ле Бин.

Хореограф - Стефани Мартинес.

Новая постановка. 11 марта - 7 апреля 2023 года (восемь спектаклей).

Продолжительность спектакля - 3 часа 25 минут с двумя антрактами. Опера исполняется на французском языке с английскими субтитрами.

Одна из самых популярных опер мирового музыкального театра появилась в репертуаре Лирик-оперы в первый год существования театра и возвращалась на его подмостки девять раз, последний - в сезоне 2016-17 годов. Примерная периодичность - пять-шесть лет. После нескольких возобновлений постановки 1999 года, созданной британским режиссером Джоном Копли специально для Лирик-оперы и посвященной многолетнему руководителю театра Ардис Крайник, в 2017 году мы увидели постановку еще одного британского режиссера и хореографа Роба Эшфорда. Спектакль запомнился прежде всего замечательными солистками: в партии Кармен на сцене Лирик-оперы блистали Екатерина Губанова и Анита Рачвелишвили.


В этом сезоне нас снова ждет новый спектакль. На этот раз за дело взялся женский дуэт постановщиков. Режиссер Мари Ламбер Ле Бин родилась во Франции. Детство провела в Париже, юность - в Англии. Изучала литературу и театр в Париже и Болонье, продолжила учебу в Академии Ла Скала. Активно ставит оперные спектакли по всему миру. В Лирик-опере мы видели две ее работы в качестве второго режиссера (режиссером-постановщиком был Дэвид Маквикар): “Нюрнбергские мейстерзингеры” Р.Вагнера (сезон 2012-13 годов) и “Милосердие Тита” В.А.Моцарта (сезон 2013-14 годов). “Кармен” - первый самостоятельный проект Мари в Чикаго.

За хореографию отвечает создательница PARA.MAR Dance Theatre, живущая в Чикаго Стефани Мартинес. В 2015 году она была удостоена премии Балета Джоффри “Winning Works: Choreographers of Color”.

Оркестром Лирик-оперы дирижирует венгерский маэстро Хенрик Нанаси. Американский дебют дирижера состоялся в Лирик-опере в сезоне 2015-16 годов. Он дирижировал “Свадьбой Фигаро” В.А.Моцарта. В сезоне 2019-20 годов он вернулся в Чикаго с “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини. Нанаси был музыкальным руководителем берлинской “Комише-опер” с 2012 по 2017 год. “Кармен” он дирижировал в крупнейших оперных театрах мира, в том числе - на сцене Арена ди Верона.


Звездный состав исполнителей возглавляет двукратный лауреат премии “Грэмми”, лауреат премии Мариан Андерсон Дженай Бриджес. Американская пресса называет ее “Бейонсе оперного мира”. Она выросла в городке Лейквуд (штат Вашингтон). В школе играла в баскетбол и готовилась к профессиональной спортивной карьере. Все изменилось в тот день, когда она решила за компанию с подружкой спеть в хоре. Педагог обнаружила талант сразу, а Дженай не сопротивлялась и охотно променяла спорт на музыку. Училась в Манхеттенской школе музыки, Институте Кертиса в Филадельфии и Центре Райана при Лирик-опере. Будучи студенткой Центра, исполнила более пятнадцати партий на сцене чикагского театра. Сегодня она возвращается в Чикаго в статусе одной из самых востребованных певиц мира. Бриджес дважды становилась лауреатом премии “Грэмми”: в 2021 году - за лучшее хоровое исполнение (“Страсти Иешуа” Ричарда Данилпура), в 2022 - за лучшую оперную запись года (“Эхнатон” Ф.Гласса в Метрополитен-опере). С первого исполнения Кармен в Опере Сан-Франциско (2016 год) эта партия стала визитной карточкой певицы.

В партии Дона Хозе - американский лирический тенор Чарльз Кастроново. Он родился в Нью-Йорке. Отец родом из Сицилии (отсюда - итальянская фамилия), мать - из Эквадора. Чарльз вырос в Калифорнии, учился в Калифорнийском университете, стажировался в Опере Лос-Анджелеса. После дебюта в Метрополитен-опере в 1999 году (“Паяцы” Р.Леонкавалло) его карьера стала развиваться стремительно. Вот уже третье десятилетие он поет в крупнейших театрах мира, работает с лучшими дирижерами. В огромном репертуаре певца - партии в диапазоне от Адмета (“Альцеста” Г.Ф.Глюка) и Эдгара (“Лючия ди Ламмермур” Г.Доницетти) до Марио Руопполо в опере мексиканского композитора Даниэля Катана “Почтальон” (Кастроново стал первым исполнителем этой партии на мировой премьере в Опере Лос-Анджелеса). В Лирик-опере дебютировал в сезоне 2010-11 годов в партии Тамино (“Волшебная флейта” В.А.Моцарта), в сезоне 2021-22 годов исполнял партию Неморино в “Любовном напитке” Г.Доницетти. Мне он запомнился по партии Ленского в “Евгении Онегине” сезона 2016-17 годов. В компании с Мариушем Квеченем и Алисой Колосовой он смотрелся прекрасно. Кастроново немного говорит на русском языке, его жена - российская оперная певица Екатерина Сюрина.


Два примечательных дебюта ждут нас в этом спектакле. В партии Микаэлы - сопрано из Южной Африки Голда Шульц. Родители назвали ее в честь Голды Меир. Она выросла в Кейптауне, закончила там университет и какое-то время пела в Опере Кейптауна. Потом переехала в США, поступила в Джульярдскую школу. Настоящую профессиональную карьеру начала в Мюнхене. Сначала (2011-13 годы) - в Оперной студии при Баварской опере, потом (2014-18 годы) - в качестве члена труппы мюнхенского театра. В 2022 году стала лауреатом престижной Баварской культурной премии. В описании премии говорилось: “Сцену наполняет фантастический фейерверк оттенков, когда поет Голда Шульц”. Я впервые услышал Шульц во время пандемии в записи “Вольного стрелка” К.М. фон Вебера из той же Баварской оперы - одной из последних по времени постановок Дмитрия Чернякова. В партии Агаты она была просто блистательна.

В выигрышной для всех баритонов партии тореодора Эскамильо - певец из Украины Андрей Кимач. Оперный мир заговорил о нем после его победы на XIX Международном вокальном конкурсе Би-Би-Си в Кардиффе (2019 BBC Cardiff Singer of the World competition) - том самом, открывшем дорогу к славе Дмитрию Хворостовскому в далеком 1989 году. В конкурсе 2019 года участвовали двадцать певцов из пятнадцати стран мира. Победа Кимача, как писали тогда журналисты, была безоговорочной. В финале он исполнил арии Эскамильо из “Кармен” и Алеко из одноименной оперы Рахманинова. Кроме статуэтки Cardiff Trophy певец получил денежный приз в двадцать тысяч фунтов. У Андрея необычная биография. Он родился в Крыжополе (Винницкая область Украины). По первому образованию - философ, выпускник философского факультета Национального университета Украины имени Тараса Шевченко (2010). Как говорят в таких случаях, любовь к музыке победила. В 2014 году Андрей окончил вокально-дирижерский факультет Национальной музыкальной академии Украины. С 2016 года - солист Херсонской областной филармонии. В 2016–2018 годах - член Молодежной оперной программы Большого театра. Международная карьера певца началась в октябре 2018 года в барселонском театре Лисео в партии Ричарда Форта (“Пуритане” В.Беллини). С нетерпением жду чикагского дебюта Андрея.

В эпизодических партиях - студенты Центра Райана при Лирик-опере, или, как о них принято говорить, будущие звезды мировой оперы: сопрано из Мексики Денис Велес (Фраскита), меццо-сопрано из Мичигана Катрин Деянг (Мерседес), тенор из Нью-Йорка Райан Капоццо (Ремендадо) и Мексики Алехандро Луванос (Лилас Пастья), баритоны из Колумбии Лауреано Куант (Данкайро) и Висконсина Ян Рукер (Моралес), бас из Кентукки Клей Томпсон (Цунига).

За час перед началом спектаклей в Лирик-опере пройдут тридцатиминутные беседы музыковеда Синтии Клери об истории создания “Кармен”.

Nota bene! Билеты на “Кармен” и другие спектакли сезона 2022-23 годов Лирик-оперы Чикаго - по телефону 312-827-5600, на сайте www.lyricopera.org/ или в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.

Фотографии к статье:

Фото 1. Кармен - Дженай Бриджес (Опера Сан-Франциско). Фото - Кори Вивер

Фото 2. Чарльз Кастроново. Фото - Пиа Клоди

Фото 3. Голда Шульц. Фото - Metropolitan Opera

Фото 4. Андрей Кимач. Фото - Александр Андрюшенко

Комментариев нет: