17 июн. 2025 г.

Чикаго. Мути. Реквием Верди. Симфонический центр, 19 - 26 июня 2025 года


19-21, 24 июня, 7.30 pm
. Кульминация сто тридцать четвертого сезона Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) - Реквием Дж.Верди. Исполнители: Елена Гусева, сопрано; Марианна Кребасса, меццо-сопрано; Джон Осборн, тенор; Магеррам Гусейнов, бас-баритон. Чикагским симфоническим хором руководит Дональд Палумбо. Дирижер - Риккардо Мути.

Маэстро Мути боготворит Верди. Он говорит: “Я посвятил свою жизнь изучению творчества Верди. Мне кажется, правда у меня в кармане. Тем не менее, если существует загробная жизнь, я боюсь встретить там Верди. Если он скажет, что я был неправ, я умру второй раз. Но эта встреча невозможна. Верди, конечно, в раю, а я, наверно, попаду в ад... Я всегда подчеркиваю связь между Верди и Моцартом. Верди, как и Моцарт, - композитор будущего. Верди говорит с нами о нас, о нашей любви, зависти, желаниях, слабостях. Мир Верди отличается от мира Глюка или метафизического, идеологического мира супергероев Вагнера. Верди актуален сегодня и останется актуален всегда... Я много раз повторял слова, сказанные великим итальянским поэтом Габриэле д’Аннунцио: “Верди озвучил все наши надежды и печали. Он плакал и любил всех нас”.

Риккардо Мути давно и заслуженно считается лучшим интерпретатором творчества Верди. Карьеру оперного дирижера маэстро начал в 1969 году с “Разбойников” Верди на флорентийском музыкальном фестивале “Maggio Musicale Fiorentino”. Мути интересовался не только популярными операми Верди, но и Verdi minore, то есть теми операми, которые не сильно интересовали оперные театры. Среди них - “Аттила”. Мути дирижировал этой оперой первый раз во Флоренции в 1972 году с Николаем Гяуровым (Аттила) и Лейлой Генсер (Одабелла). Маэстро говорит: “У меня сохранились прекрасные воспоминания об этой работе. Мне так нравилась “Аттила”, что когда театр Ла Скала искал музыкальную тему для телефонных операторов в кассе, я выбрал мелодию Увертюры к этой опере. Многие годы, когда вы звонили в Ла Скала, вы слышали эту мелодию”.


За девятнадцать лет руководства Ла Скала Риккардо Мути поставил около пятидесяти опер. Он говорит: “Самое важное - даже не то, что я повысил качество исполнения, а то, что вернул в Ла Скала трилогию Верди “Травиата”-“Риголетто”-“Трубадур”. Я бы хотел, чтобы мой период в Ла Скала запомнился именно этим”.

В 2001 году - столетнюю годовщину со дня смерти Верди - маэстро дирижировал в Ла Скала восемью (!) операми и отдельно провел специальный концерт с редкими сочинениями композитора. Одной из причин открытия Риккардо Мути Академии молодых дирижеров было желание передать новому поколению музыкантов секреты исполнения музыки Верди. Маэстро получил их от Антонино Вотто, ассистента Артуро Тосканини. А Тосканини знал Верди и исполнял его музыку при его жизни (первой была “Аида” в 1886 году) - прямая традиция, идущая от композитора.

Реквием - монументальный семичастный цикл для четырех солистов, смешанного хора и оркестра; единственное крупное произведение Верди, не предназначенное для оперного театра. При этом не зря многие называют Реквием “лучшей оперой” Верди. Реквием аккумулирует в себе все, чем так славятся оперы итальянского композитора, - яркость, пластичность, гениальная, “неслыханная простота” мелодий, богатство гармонии, разнообразие оркестровки. Грандиозные фанфары “Аиды” перешли в часть “Tuba mirum”, “Lacrymosa” изначально сочинялась для “Дон Карлоса”, для дуэта тенора и баса... - таких заимствований в Реквиеме можно найти много. В этой величественной музыке слышны благородство и страсть, тоска и отчаяние, нежность и надежда, то есть все фирменные “блюда” вердиевских опер. Трудно найти в мировой музыке другое произведение, где духовное и светское, мирское и божественное сливаются так тесно. Музыка Реквиема благородством и чистотой линий может сравниться только с великими живописными полотнами мастеров эпохи Возрождения - настолько безраздельно царят в этой музыке боль, смирение и любовь.

Джузеппе Верди не был атеистом, но и набожным его не назовешь. Он был, по словам жены Жозефины, “сомневающимся верующим”. В молодости он проходил каждое воскресенье по полтора километра, чтобы дойти до церкви, но это случалось не по велению души - просто в той церкви он служил органистом. Позже, став знаменитым композитором, он мог вместе с женой подойти к церкви и, не зайдя внутрь, прогуливаться, ожидая жену на улице. Нерелигиозность Верди наложила отпечаток на его музыку, и религиозный по форме и настроению Реквием композитора оказался светским по духу.

История возникновения Реквиема началась в 1868 году. В Париже умер Джакомо Россини, и Верди предложил Болонье - городу, где Россини вырос и впервые вкусил запах славы, - сочинить Реквием, включив в него отдельные фрагменты из произведений итальянского композитора. Городские власти с энтузиазмом согласились, Верди принялся за работу, однако из этой затеи ничего не вышло. Спустя пять лет, после смерти своего друга, поэта, национального героя Италии, одного из лидеров освободительного движения Алессандро Манцони Верди вернулся к идее Реквиема. “Я глубоко опечален смертью нашего великого человека! - написал он на следующий день после смерти Манцони. - Я приеду на днях, чтобы посетить его могилу, один, так, чтобы меня не видели, и с тем, чтобы, может быть, предложить нечто, дабы почтить его память”. Вскоре Верди сообщил в миланский муниципалитет о своем желании посвятить памяти Манцони новое музыкальное произведение. Композитор не пришел на пышные похороны поэта. Вместо пафосных слов у гроба он готовился посмертно подарить своему другу совсем другой подарок - музыку, навсегда обессмертившую его имя.

Премьера Реквиема состоялась 22 мая 1874 года в Миланской церкви святого Марка. Современники Верди были единодушны в оценке этого сочинения. “Такое произведение мог написать только гений”, - написал Иоганнес Брамс. Рихард Вагнер после венского исполнения Реквиема в 1875 году вышел из зала, не сказав ни единого слова. За него это сделала жена композитора Козима: “После ТАКОЙ музыки лучшим решением было бы промолчать”.

Первое исполнение Реквиема в Чикаго состоялось в марте 1877 года. По инициативе Бетховенского общества Реквием прозвучал в Plymouth Congregational Church. Газета Chicago Tribune писала о трех месяцах репетиций и хоре в составе ста сорока пяти человек: “почти такой же огромный хор, как на премьере в Милане”. Газета отметила, что количество женщин вдвое превышает количество мужчин. Исполнение прошло с огромным успехом, а хоровая часть “Sanctus” была с энтузиазмом повторена “на бис”. С тех пор каждый раз исполнение Реквиема превращалось в событие для всего города. Так было пять месяцев спустя после смерти Верди, когда хор “Аполло” представил сочинение в недавно построенном театре “Аудиториум”. Менеджер театра заявил репортерам, что не может поверить, что какой-либо другой концерт может собрать больше людей, чем Реквием. Так было в апреле 1919 года на концерте ЧСО, посвященного памяти героев, погибших в годы Первой мировой войны, и спустя месяц, на концерте в Чикагском университете, посвященном памяти погибших на войне выпускников. Так было на первом исполнении Реквиема в Равинии в июле 1951 года и на первом абонементном исполнении Реквиема в феврале 1952 года. В Симфоническом центре оркестром руководил легендарный австрийский дирижер Бруно Вальтер. Фриц Райнер стал первым музыкальным руководителем ЧСО, исполнившим Реквием. Его примеру последовали Джин Мартинон, сэр Георг Шолти, Даниэль Баренбойм, приглашенные дирижеры Карло Мария Джулини и Клаудио Аббадо. Сейчас эта славная когорта имен пополнилась именем Риккардо Мути. В должность музыкального руководителя ЧСО маэстро вступил в сентябре 2010 года, но уже для первых концертов в качестве “director designate” (избранного дирижера) 15-17 января 2009 года он выбрал Реквием. Мне посчастливилось побывать на одном из этих концертов. Мути собрал блестящий состав исполнителей: Ольга Бородина, Барбара Фриттоли, Марио Зеффири, Ильдар Абдразаков. Все - яркие личности, обладатели волшебных голосов, каждый из них в полной мере проникся идеей дирижера и идеально соответствовал его замыслу. Во время концертов была сделана запись первого совместного диска Риккардо Мути и ЧСО. Дебют удался: в 2010 году запись получила две премии “Грэмми”: в категориях “Лучший альбом классической музыки” и “Лучшее хоровое исполнение”. Это третья запись Реквиема в дискографии Мути и ЧСО. До этого ЧСО дважды записывал Реквием: в 1977 году с сэром Георгом Шолти (среди солистов выделялась Леонтин Прайс) и в 1993 году с Даниэлем Баренбоймом (в этой записи участвовали Пласидо Доминго и Ферруччо Фурланетто). Что касается Мути, то он записывал вердиевский шедевр в 1979 и 1987 годах.

В 2013 году маэстро Мути вновь включил Реквием в репертуар ЧСО. Концерты были посвящены двухсотлетию со дня рождения композитора. Состав солистов был несколько другим: Татьяна Сержан (это было первое появление певицы в Чикаго), Даниэла Барселлона, Марио Зеффири, Дмитрий Белосельский.

В ноябре 2018 года по инициативе Риккардо Мути состоялась третья встреча с шедевром Верди. В составе солистов были: Виттория Йео, сопрано; Даниэла Барселлона, меццо-сопрано; Петр Бечала, тенор; Дмитрий Белосельский, бас. Концерты были приурочены к столетию со дня окончания Первой мировой войны.

В четвертый раз четверка солистов полностью поменялась. Начнем с дебютантки - сопрано Елены Гусевой. Она родилась в городе Курган (Россия). Выпускница Московской консерватории по классу Галины Писаренко. С 2011 года - солистка Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. В 2017 году с партией Ярославны (“Князь Игорь” А.Бородина) дебютировала в Гамбургской опере, в сезоне 2017-18 годов с партией Полины (“Игрок” С.Прокофьева) - в Венской опере. С тех пор постоянно выступает в европейских оперных театрах. В прошлом сезоне выступала в оперных театрах Валенсии, Лиона, Дрездена, Гамбурга, недавно исполнила партию Княжны в “Русалке” А.Дворжака в Баварской опере.

После окончания консерватории в Монпелье в 2008 году французская певица Марианна Кребасса дебютировала на сцене местного театра, а через короткое время заключила двухлетний контракт с Парижской оперой. Певица одинаково свободно чувствует себя в барочном репертуаре (на Зальцбургском фестивале 2012 года дебютировала в опере Генделя “Тамерлан“), в операх Моцарта (“Луций Сулла“) и Верди (“Риголетто“), в репертуаре XX века (“Лулу“ Берга) и в современных операх (“Шарлотта Саломон“ Марка-Андре Дальбави на Зальцбургском фестивале 2014 года). В мае 2015 года Кребасса участвовала в проходившем в Чикаго Фестивале французской музыки “Меланхолия и страсти”. Идейным вдохновителем и составителем программы фестиваля был композитор и дирижер Эса-Пекка Салонен. С ЧСО Кребасса была среди солистов одноактной оперы-балета “Дитя и волшебство” М.Равеля и поэмы “Дева-избранница” К.Дебюсси. В 2017 году Кребасса произвела фурор исполнением партии Секста в опере “Милосердие Тита“ В.А.Моцарта в Зальцбурге. В интервью изданию Сноб интендант Зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзер говорил: “Пение само по своей природе эротично, оно излучает сексуальное желание. Не будем углубляться во тьму времен, вспомним прошлое лето, когда в “Милосердии Тита“ прозвучала ария “Сесто Parto, ma tu ben mio“ в исполнении Марианны Кребассы. Две тысячи человек буквально замерли и выдохнули “ах“. Это было изумительно по чистоте и точности!“

В Лирик-опере Кребасса запомнилась в партиях Дорабеллы в опере “Так поступают все женщины“ В.А.Моцарта (сезон 2017-18 годов) и Розины в “Севильском цирюльнике” Дж.Россини (сезон 2019-20 годов).

Азербайджанский бас-баритон Магеррам Гусейнов выступал с маэстро Мути в Реквиеме во Франции (с Национальным симфоническим оркестром Франции) и в США (с Филадельфийским симфоническим оркестром). С ЧСО выступает впервые. 

Американский тенор Джон Осборн из штата Айова известен исполнением партий в операх бельканто. В интервью изданию Opera News он рассказал, как достигает глубины интерпретации: “Через душевные переживания: с каменным сердцем никогда не получится выразить свою радость и печаль. Ты можешь передать только свой опыт сильной депрессии или безумного романтического влечения, ожидание удовольствия или причиненную некогда близким тебе человеком боль. Искренне чувствуя внутреннее состояние персонажа, ты способен открыть себя”.


С Чикагским симфоническим хором снова работает Дональд Палумбо. Пятнадцать лет он работал хормейстером Лирик-оперы, а с сезона 2007-2008 годов занял аналогичный пост в нью-йоркской Метрополитен-опере. За годы работы в Чикаго Палумбо подготовил около ста спектаклей, превратив хор Лирик-оперы в выдающийся коллектив. Мы могли критиковать постановки, голоса солистов, оркестр... - все что угодно, только не хор, который всегда оставался на высочайшем уровне. Дональд Палумбо пришел в чикагский театр после стажировки в Ла Скала и работы в крупнейших оперных театрах Европы и Америки. Он стал первым американцем, занимавшим пост руководителя хора на престижном Зальцбургском музыкальном фестивале (1999-2001 годы). Тогдашний генеральный директор Лирик-оперы Уильям Мэйсон, комментируя уход Палумбо, был краток: “МЕТ получил лучшего”. Лучший возвращался в Чикаго летом 2022 и летом 2023 годов. В 2022 году он работал с Чикагским симфоническим хором на концертном исполнении оперы “Бал-маскарад” Дж.Верди, в 2023 - готовил Хор к Торжественной мессе Л.ван Бетховена.

С 2016 года Палумбо преподает в Джульярдской школе. В июне 2024 года он ушел с поста хормейстера Метрополитен-оперы и участвует в жизни театра лишь в исключительных случаях. По приглашению маэстро Мути третий раз Палумбо выступит в качестве приглашенного хормейстера, а с 1 июля 2025 года он становится новым хормейстером Симфонического хора. Контракт подписан на три года. Палумбо будет готовить хоровые программы как в Симфоническом центре, так и на Музыкальном фестивале Равиния.

За полтора часа до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Уильяма Уайта об исполняемых произведениях.

26 июня, 3.00 pm. Последний в этом сезоне фильм серии “CSO at the Movies” - “Назад в будущее” (“Back to the Future”, 1985) Роберта Земекиса, история мальчика, случайно попавшего из 1985 в 1955 год. В ролях: Майкл Джей Фокс, Кристофер Ллойд, Лиа Томпсон, Криспин Гловер, Томас Ф.Уилсон. Музыка Алана Сильвестри была номинирована на премию “Грэмми” в категории “Лучший альбом - саундтрек к фильму”. ЧСО дирижирует Дэвид Ньюман.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Фотографии к статье:

Фото 1. Концертное исполнение оперы “Фальстаф”. Чикаго, 21 апреля 2016 года. Фото - Тодд Розенберг

Фото 2. Концертное исполнение оперы “Бал-маскарад”. Чикаго, 23 июня 2022 года. Фото - Тодд Розенберг

Фото 3. Магеррам Гусейнов. Фото - ЧСО

Фото 4. Дональд Палумбо. Фото - Тодд Розенберг

Комментариев нет: