24 июн. 2025 г.

“Music of the Baroque”. Новый сезон. Глюк, Бах, Гендель


Чикагский оркестр “Music of the Baroque” объявил новый, пятьдесят пятый сезон. Он называется “Изумрудная годовщина”. Будет много барочной музыки - хорошей и разной. Как всегда, программы оркестра исполняются в Театре музыки и танца “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance, 205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601) и в Концертном зале ближайшего пригорода Чикаго Скоки (North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd., Skokie, IL 60076). Коротко - о программах сезона.

14 сентября, 3.00 pm, North Shore Center; 15 сентября, 7.30 pm, Harris Theater. Программа N1: “Орфей и ЭвридикаК.В.Глюка. Хор и оркестр “Music of the Baroque”. Дирижер - музыкальный руководитель оркестра “Music of the Baroque”, дама-командор ордена Британской империи (этот почетный титул она получила в январе 2021 года) Джейн Гловер. Солисты: Хайди Стобер, сопрано; Аруе Нуссбаум Коэн, контртенор; Ханна Де Прист, сопрано (дебют с оркестром).

За последние два года мы видели две драматические версии бессмертного мифа об Орфее и Эвридике: спектакль “Эвридика” по пьесе Сары Руль в постановке Брейдена Абрахама в Writers Theatre в сезоне 2023-24 годов и мартовский спектакль израильского театра Гешер “Не оглядывайся назад” по пьесе Жана Ануя в постановке Римаса Туминаса. А вот оперу Глюка в первоначальной версии 1762 года мы не слышали в Чикаго очень давно. За этот шедевр барочной музыки оркестр “Music of the Baroque” берется впервые в своей истории. Премьера оперы состоялась в венском Бургтеатре 5 октября 1762 года. Впоследствии написанную для мужского альта (кастрата) партию Орфея Глюк переписал для тенора, поскольку во Франции кастратам не разрешалось петь на сцене. Кроме того, для премьеры в Париже Глюк вставил несколько балетных сцен, включая “Танец фурий” и “Танец блаженных духов”. Постановка второй редакции (на французском языке) прошла в Париже, в Королевской академии музыки, 2 августа 1774 года.


12
октября, 3.00 pm, North Shore Center; 13 октября, 7.30 pm, Harris Theater.

Программа N2: Бранденбургские концерты И.С.Баха. Оркестром “Music of the Baroque” руководит главный приглашенный дирижер Николас Кремер.

1719 год. Иоганн Себастьян Бах служит капельмейстером при дворе князя Анхальт-Кетенского Леопольда в немецком городе Кетен. Князь ценил Баха, шедро платил ему и следил за состоянием музыкальных иструментов. Однажды князь послал Баха в Берлин в “командировку”: он приказал композитору купить новый клавесин. С поручением Бах справился. В столице он встретился с маркграфом Бранденбург-Шведтским Кристианом Людвигом. Через два года маркграф получил от Баха подарок: цикл из шести концертов для нескольких инструментов. Бах хотел вырваться из провинциального Кетена и надеялся на место капельмейстера в Берлине. Увы, несмотря на все старания композитора - ноты были написаны каллиграфическим почерком, примечания сделаны на французском языке, - маркграф не ответил Баху. Партитура пролежала в библиотеке капеллы более ста лет и была обнаружена

совершенно случайно. В историю музыки концерты Баха вошли под названием “Бранденбургские”. Живые, радостные, полные танцевальных ритмов и мелодий, они стали невероятно популярными. Бах заставил играть вместе всевозможные музыкальные инструменты, включая трубу и блок-флейту. Впрочем, у Баха все - совершенство, в его каждой ноте - вдохновение. Как говорил первый биограф композитора Форкель: “Бах - человек, которому, как никому другому, покровительствовало само Искусство Музыки”. Роберт Шуман восклицал: “Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее - он вечный”. Но лучше всех о музыке Баха написала музыковед Ванда Ландовски: “Бах понимает все, и все находит отклик в его душе: пасторальная идиллия и атмосфера деревенской ярмарки, величие готики и смирение грешника... Все близко Баху, и все в баховской музыке близко нам, нашей жизни, нашему страданию, отчаянию, блаженству... В баховской музыке заключено нечто непреходящее, нечто такое, что заставляет нас желать слушать ее вновь и вновь. Это обновление и дает нам, пусть малое, представление о вечности”.

Английский дирижер и клавесинист Николас Кремер считается специалистом по музыке Баха и барочному репертуару. С 1985 по 1993 годы он возглавлял Лондонский баховский оркестр. Весной Кремер дирижировал драматической ораторией “Феодора” Г.Ф.Генделя. Концерты были организованы в честь восьмидесятилетия со дня рождения маэстро.


30
ноября, 7.30 pm, North Shore Center; 1 декабря, 7.30 pm, Симфонический центр (220 S. Michigan Ave., Chicago). Программа N3: Оратория “Мессия” Г.Ф.Генделя. Хор и оркестр “Music of the Baroque”. Дирижер - Джейн Гловер. Солисты: Джулия ван Дорен, сопрано; номинант на премию “Грэмми” Саша Кук, меццо-сопрано (дебют с оркестром); Майлс Микканен, тенор; Уилл Ливерман, баритон.

Гендель не был религиозен. Настоящей верой стала для него благотворительность. Вот и “Мессия” предназначалась исключительно для исполнения с благотворительной целью. Первое исполнение оратории в Дублине 12 апреля 1742 года состоялось в пользу бедных. Доход от концерта был целиком разделен между “Обществом помощи узникам долговой тюрьмы”, “Больницей для бедных” (бесплатной больницей, основанной в 1726 году шестью хирургами) и лондонским приютом. Когда успех “Мессии” утвердился в Лондоне, Гендель решил передавать сбор от ежегодных концертов в пользу “Убежища для найденышей”. Даже ослепнув, он продолжал дирижировать ораторией в благотворительных концертах. Гендель запретил своему издателю печатать что-либо из этой оратории, и первое издание появилось только в 1763 году. Он завещал “Убежищу для найденышей” копию партитуры со всеми партиями. Другую копию он отдал “Обществу помощи узникам долговой тюрьмы” в Дублине с правом, как было записано, “сколько угодно пользоваться для нужд Общества”. В списках Приюта упоминается и имя маленькой Марии-Августы Гендель, родившейся 15 апреля 1758 года. Это была девочка-найденыш, которой композитор дал свое имя.

После дебюта в Симфоническом центре с Реквиемом Верди и успеха в прошлом сезоне с “Рождественской ораторией” Баха оркестр “Music of the Baroque” снова на один вечер арендует “дом” Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО). До пандемии монополия на исполнение “Мессии” была у чикагского The Apollo Chorus. Он исполнял это произведение каждый год, начиная с 1879 года! Но последние три года мы слышим “Мессию” в Симфоническом центре с другими исполнителями.

В августе хор “Music of the Baroque” и дама Джейн Гловер исполнят “Мессию” на Музыкальном фестивале в Аспене (Aspen Music Festival), а через неделю после концертов в Чикаго отправятся в Нью-Йорк, где выступят с “Мессией” вместе с Нью-Йоркским филармоническим оркестром.

Программа N4: Праздничные вечера барочной музыки (Holiday Brass & Choral Concerts). В традиционной предновогодней программе: произведения композиторов Средневековья, Возрождения и Барокко. Среди композиторов - итальянский органист Джованни Габриэли (1555-1612), немецкий композитор и органист Михаэль Преториус (1571-1621). Дирижер Николас Кремер впервые дирижирует этой программой.

Программа идет четыре раза: 18 декабря, 7.30 pm, Grace Lutheran Church, 7300 W. Division St, River Forest, IL 60305; 19 декабря, 7.30 pm, St. Michael’s Church, 1633 North Cleveland Ave, Chicago, IL 60614; 20 декабря, 2.00 pm, Saints Faith, Hope, & Charity Church, 191 Linden St, Winnetka, IL 60093; 21 декабря, 2.00 pm, Alice Millar Chapel, 1870 Sheridan Rd, Evanston, IL 60208.

24 января 2026 года, 7.30 pm, Harris Theater; 25 января 2026 года, 3.00 pm, North Shore Center. Программа N5: “Отцы и сыновья”: Четвертая оркестровая сюита ре мажор И.С.Баха, Концерт для флейты с оркестром соль мажор К.Ф.Э.Баха, Второй концерт для флейты с оркестром ре мажор В.А.Моцарта, Симфония фа мажор Л.Моцарта. Солист - концертмейстер секции флейт Симфонического оркестра Сиэтла Демарр Макгилл. Оркестром “Music of the Baroque” дирижирует Джейн Гловер.

Следом за сочинением Иоганна Себастьяна Баха последует произведение его сына - одаренного Карла Филиппа Эмануэля; после шедевра юного Моцарта мы услышим редко исполняемую Симфонию его отца Леопольда.

Демарр Макгилл родился в Чикаго. С флейтой познакомился в семь лет и с тех пор, по его словам, “с ней не расстается”. Учился в чикагской Merit School of Music, Институте Кертиса и Джульярдской школе. Часто концертирует с братом, кларнетистом Энтони. Я слышал их игру на Grant Park Music Festival в 2019 году. Они солировали в “Concerto Duo” Джоэла Пакетта и в Тарантелле для флейты и кларнета с оркестром К.Сен-Санса. Их дуэт произвел очень хорошее впечатление.

1 марта 2026 года, 7.30 pm, North Shore Center; 2 марта 2026 года, 7.30 pm, Harris Theater. Программа N6: “Блокбастеры эпохи барокко”: Пятый бранденбургский концерт И.С.Баха, мотет “Silete venti” Г.Ф.Генделя, сюита из оперы “Королева фей” Г.Перселла. Солистка - сопрано Рован Пирс (дебют с оркестром). Оркестром “Music of the Baroque” дирижирует Ричард Эгарр (дебют с оркестром).

Концерты, которые никого не оставят равнодушными, - ведь в них исполняются самые популярные произведения эпохи барокко!

Сопрано из Йоркшира Рован Пирс специализируется на барочном репертуаре. Выступает, в основном, в Великобритании. Ее голос звучит в сериале “Бриджертоны” (“Bridgerton”, с 2020 года, Netflix). За дирижерским пультом дебютирует бывший музыкальный руководитель оркестров Philharmonia Baroque и Academy of Ancient Music Ричард Эгарр.

12 апреля 2026 года, 7.30 pm, North Shore Center; 13 апреля 2026 года, 7.30 pm, Harris Theater. Программа N7: “Вивальди и его друзья: Концерт для струнных соль минор и Концерт для двух скрипок соль минор Антонио Вивальди, Симфония фа мажор Джованни Баттиста Саммартини (1700-1775), концерт “La Follia” Франческо Джеминиани (1687-1762), Concerto Grosso си бемоль мажор Арканджело Корелли (1653-1713), Концерт для скрипки Пьетро Нардини (1722–1793), Симфония си мажор Гаэтано Пуньяни (1731–1798). Солистка - концертмейстер “Music of the Baroque” Джина Дибелло. Оркестром дирижирует Фабио Бионди (дебют с оркестром).

Еще одна любопытная программа, в которой мы услышим сочинения Антонио Вивальди, а также его друзей, современников и последователей - прекрасных композиторов, оставшихся в тени гения. Одним из них по праву считается итальянский скрипач и композитор Арканджело Корелли - основоположник жанра “concerti grossi”, в переводе с итальянского - “большие концерты”. Именно Корелли придумал, чтобы солировал не один инструмент, а группа однородных (чаще всего - скрипки, но бывают альты и виолончели) или несколько разных инструментов.

Вариации на темы концерта La Folliaамериканской скрипачки и композитора Мичи Вианко мы слышали на только что закончившемся XV Фестивале камерной музыки Анжелы Иоффе и Вадима Глузмана (North Shore Chamber Music Festival).

Итальянский скрипач и дирижер Фабио Бьонди - еще один специалист по барочной музыке. Основатель (в 1990 году) и бессменный руководитель оркестра “Галантная Европа” с аутичным исполнением барочной музыки. С 2005 года - музыкальный руководитель Ставангерского симфонического оркестра (Норвегия), с 2010 года - дирижер Лозаннского камерного оркестра. Играет на скрипке Карло Фердинандо Гальяно работы 1766 года.

Скрипачка Джина Дибелло родилась и выросла в Чикаго. Ее отец Джозеф Дибелло много лет играет в группе контрабасов ЧСО, мать Бонита - скрипачка оркестра Лирик-оперы. Первые уроки скрипичного мастерства Джина получила в четыре года в Betty Haag Academy. Училась в Кливлендской школе музыки и Джульярдской школе. Играла в симфонических оркестрах Миннесоты и Детройта. С апреля 2013 года - в группе первых скрипок ЧСО, с 2016 года - концертмейстер “Music of the Baroque”. Живет в чикагском районе Uptown с мужем, перкуссионистом Яном Дингом и тремя котами: Гровером, Мини и Софией.

17 мая, 7.30 pm, Saints Faith, Hope, & Charity Church (191 Linden St., Winnetka); 18 мая, 7.30 pm, Fourth Presbyterian Church (126 E. Chestnut St., Chicago). Программа N8: “Небесные голоса: “Komm, Jesu, komm” и “Jesu, meine Freude” И.С.Баха, Кирие (первая часть) из Мессы Нотр-Дам Гийома де Машо (1300-1377), “Armes, amours” Ф.Андре (вторая половина XIV века), песня “Alma redemptoris mater” Йоханнеса Окегема (около 1425-1497), кантата “Nymphes des bois” Жоскена Депре (1450-1521), мотет “Spem in alium” Томаса Таллиса (1505-1585), псалм “Haec dies” Уильяма Берда (1539-1623), песни “Si ch’io vorrei morire”, “Luci serene e chiare”, “Hor che’l ciel” Клаудио Монтеверди (1567-1643). Оркестром и хором “Music of the Baroque” дирижирует руководитель хорового и профессор дирижерского отделений Северо-Западного университета Эндрю Мегилл.

С самого начала музыка барокко основывалась на хоровом пении, исполняемом в соборах. Второй год подряд финальный концерт сезона посвящен шедеврам хоровой духовной музыки от эпохи Возрождения и сочинений Монтеверди до бессмертной баховской кантаты “Jesu, meine Freude”. Что может быть более прекрасного и возвышенного?..

Принцип формирования оркестра “Music of the Baroque” похож на тот, что принят в знаменитом лондонском оркестре Academy of St. Martin in the Fields, состоящем из музыкантов других оркестров Лондона. В оркестре “Music of the Baroque” играют замечательные музыканты, известные по работе в ЧСО, оркестрам Лирик-оперы и Грант-парка. Возможно, сходство объясняется британским “следом” в чикагском оркестре. С 2002 года музыкальным руководителем “Music of the Baroque” является Джейн Гловер. С самого начала профессиональной карьеры ее интересовала барочная музыка. Профессиональный дебют Гловер состоялся на фестивале в Вексфорде в 1975 году. Она дирижировала оперой Ф.Кавалли “Эритрея” в собственной редакции. С 1981 до 1985 года была музыкальным руководителем Glyndebourne Touring Company, с 1984 до 1991 годов - художественным руководителем ансамбля Loldon Mozart Players. С 2009 по 2016 год Гловер возглавляла оперный факультет в Лондонской королевской академии музыки, сейчас она является почетным профессором этого учебного заведения (Felix Mendelssohn Visiting Professor). Гловер известна по операм Моцарта, Монтеверди, Генделя, Бриттена. Она активно выступает по всему миру с лекциями. Популярны ее книги “Женщины Моцарта” и “Гендель в Лондоне”.

Nota bene! Абонементы на концерты оркестра “Music of the Baroque” - по телефону 312-551-1414 и на сайте www.baroque.org/. Одиночные билеты поступят в продажу 4 августа.

Фотографии к статье:

Фото 1. Оркестр и хор “Music of the Baroque”. Фото - Эллиот Мандел

Фото 2. Джейн Гловер дирижирует “Music of the Baroque” . Фото - Эллиот Мандел

Фото 3. Оркестр и хор “Music of the Baroque”. Фото - Эллиот Мандел

Комментариев нет: