Весна в Чикаго – время “большого” балета. Каждый год в это время в город приезжают ведущие балетные труппы мира. Не стал исключением и этот год. После триумфальных гастролей Грузинского и Пермского балетов Чикаго увидит две лучшие американские балетные труппы - Американский театр балета и Американский театр танца Алвина Эйли.
Встреча с классикой
Американский балетный театр (далее – АБТ) хорошо знаком чикагским любителям балетного искусства. Только за последние годы мы увидели такие балеты, как “Жизель” и “Корсар” А.Адана, “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева. АБТ не ограничивается классическими постановками – с театром в разные годы сотрудничали крупнейшие современные балетмейстеры Твила Тарп, Кларк Типпет, Марк Моррис. Но для гастролей в Чикаго театр неизменно выбирает классику. На этот раз мы увидим жемчужину мирового балетного искусства - балет Петра Ильича Чайковского “Спящая красавица”. По изяществу и разнообразию танцев, по мелодичности музыки этот балет не имеет себе равных. “Спящая красавица” - сокровищница хореографических шедевров, где каждый исполнитель и каждый зритель может найти что-то на свой вкус. Премьера балета в постановке Мариуса Петипа состоялась в Мариинском театре 3 января 1890 года. “Спящая...” сразу завоевала всемирную популярность. Сколько постановок было за это время - классических и современных, традиционных и скандальных, детских и только мужских!.. На протяжении XX века балетмейстеры не переставали модернизировать этот балет. На гастролях в Чикаго будет представлена еще одна новая редакция “Спящей...”. На этот раз - в постановке артистического директора театра Кевина Маккензи, бывшей балерины АБТ Гелси Киркланд и Майкла Чернова. Премьера этой постановки состоялась в Нью-Йорке весной прошлого года. После этого театр внес некоторые изменения в постановку и костюмы. В Чикаго новая “Спящая...” показывается впервые. Мы увидим семь представлений балета с 9 по 13 апреля на сцене Лирик-оперы. В сегодняшнем составе АБТ нет ни одной ярко выраженной звезды, поэтому на этот раз театр показывает семь примерно равных по составу пар - исполнителей партий принцессы Аврора и принца Дезире.
9 апреля (среда), 7.30 pm. Торжественное открытие гастролей. В главных партиях: Самара Рейс и Хозе Мануэль Карено.
10 апреля (четверг), 2.00 pm. В главных партиях: Мишель Уайлс и Дэвид Холберг.
10 апреля (четверг), 7.30 pm. В главных партиях: Сара Рейн и Херман Корнео.
11 апреля (пятница), 8.00 pm. В главных партиях: Джули Кент и Марчело Гомес.
12 апреля (суббота), 2.00 pm. В главных партиях: Джиллиан Мерфи и Эйтан Стифел.
12 апреля (суббота), 8.00 pm. В главных партиях: Ирина Дворовенко и Максим Белоцерковский.
13 апреля (воскресенье), 2.00 pm. В главных партиях: Палома Херрера и Анхел Коррела.
Адрес чикагской Лирик-оперы: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606
Билеты можно заказать по Интернету (www.ticketmaster.com), по телефону - (312) 902-1500 или приобрести в кассе театра.
Американский модерн
В отличие от АБТ, знакомящего Чикаго с новыми прочтениями классических постановок, Американский театр танца Алвина Эйли представляет спектакли, соединяющие классические традиции с современными американскими и африканскими танцами. Украшением труппы являются солисты-мужчины – яркие, прыгучие, сильные. Таким был и отец-основатель театра Алвин Эйли. Он родился в маленьком техасском городке в рабочей семье. Переехав в детстве в Лос-Анджелес, робкий, застенчивый Эйли неожиданно начинает заниматься танцами. Он был невероятно атлетичен, и вскоре к нему пришли первые успехи. Эйли получил прекрасное образование, его учителем был хореограф и танцор Лестер Хортон. Эйли начинал работу в труппах Калифорнии и Нью-Йорка, участвовал в бродвейских спектаклях и готовился к созданию собственного танцевального коллектива. В 1958 году Эйли пригласил к себе семь танцоров и стал с нуля создавать новую труппу. С первых лет его коллектив (название “Американский театр танца” появится позднее) проводил много времени в дороге, посещая маленькие города и показывая свои постановки огромному количеству людей, которые никогда до этого не видели танцевальных спектаклей. Эйли стремился донести искусство танца до самых простых людей, мнением которых он дорожил зачастую больше, чем мнением высоколобых критиков. Труппа Эйли побывала в странах Юго-Восточной Азии, Австралии, Европы, Африки. В 1970 году коллектив стал первой американской балетной труппой, побывавшей на гастролях в СССР за пятьдесят лет. До него, в двадцатые годы, в СССР гастролировала Айседора Дункан. После выступления труппы Эйли в Ленинграде артистам устроили двадцатиминутную овацию.
В 1969 году при театре Эйли создал специальную балетную Школу. В ней студенты изучают историю искусства балета и современного танца, технику танца, танцевальные композиции и театральный дизайн.
За годы работы с коллективом Эйли поставил около пятидесяти балетов. Его творения до сих пор идут на сценах АБТ, Парижской оперы, Лондонского фестивального балета, Королевского датского балета. Алвин Эйли - доктор искусств Принстонского университета, лауреат Премии мира ООН и медали президента США за выдающиеся достижения в искусстве. Закончив танцевать в 1965 году, Эйли сосредоточился на хореографической, административной и финансовой деятельности. Он умер в 1989 году в возрасте пятидесяти восьми лет. Последние девятнадцать лет театром руководит его любимая ученица, в прошлом – ведущая балерина театра Джудит Джеймисон.
В 2006 году театр уже гастролировал в Чикаго. Он показывал разные программы, состоящие, в основном, из одноактных балетов.
Событием нынешних гастролях станет балет легендарного Мориса Бежара “Петрушка” на музыку И.Стравинского. Французский хореограф по-новому прочитал традиционную фокинскую постановку этого балета. Театр представляет возобновление одной из своих самых ранних работ – спектакля “Путь поезда Феби Сноу” в постановке танцовщика и хореографа Тэлли Битти. Мы увидим также одноактный балет Эйли “Цветы”, посвященный трагической судьбе певицы Дженис Джоплин, умершей от злоупотребления алкоголем и наркотиками. В балете звучат композиции певицы, а также песни групп “Пинк Флойд” и “Блайнд Фэйс”.Наряду со старыми постановками Чикаго увидит и новые. В их числе - балет Роберта Баттла “Разворот” на музыку Густава Чарпентиера. Арию композитора специально для Американского театра танца записала Леонтин Прайс. Премьера спектакля состоялась в 2005 году.
Еще мы увидим балет Алвина Эйли “Ночное создание”, посвященный Дюку Эллингтону, “Отражения” – балет для одного танцора на музыку Эллингтона, “Рутина” – в этом балете звучат композиции Рэя Чарльза и Брендона Маккана, “Любовные истории” – хореографическая аллегория Джудит Джеймисон, созданная ею в соавторстве с пионером хип-хопа Робертом Бэттлом на музыку Стива Уандера.
Заключительным аккордом всех спектаклей станет исполнение легендарного одноактного балета “Откровения”, поставленного Эйли в 1960 году и давно вошедшего в разряд классики балетного искусства XX века. “Откровения” – это серия афроамериканских религиозных обрядов. В их числе - групповая молитва (“I've Been Buked”), церемония ритуального крещения (“Wade in the Water”), момент причастия (“I Wanna Be Ready”), дуэт священника и прихожанина (“Fix Me, Jesus”) и финальное торжественное пение евангелия (“Rocka My Soul in the Bosom of Abraham”). В качестве музыкальной основы спектакля Эйли использовал негритянские спиричуэлс и госпелс.
Нынешние гастроли театра проходят в юбилейный год – год пятидесятилетия театра. Надо сказать, что традиции, заложенные Эйли, живы до сих пор. Что-то невероятное происходит на спектаклях этого театра: зрители настолько подпадают под мощную энергетику солистов, кордебалет танцует так зажигательно и вдохновенно, что, кажется, магия танца уносит вас в заоблачные дали, и вы готовы мчаться с артистами на край света! Кураж, взрывная сила эмоций, животная пластичность и атлетизм - таковы отличительные черты этого коллектива. Незадолго до смерти Эйли сказал в одном из интервью: “Я стараюсь показать миру, что мы все одинаковы и неважно, какого цвета наша кожа. Важно только качество нашей работы”. Качество работы театра и сегодня остается высочайшим. Если кто-то из вас, уважаемые читатели, еще не были на спектаклях этого театра, - сходите и посмотрите! В театре танца Алвина Эйли достаточно побывать один раз, чтобы стать его горячим поклонником и возвращаться в него снова и снова.
Спектакли пройдут с 16 по 20 апреля на сцене театра “Аудиториум”.
16 апреля (среда), 7.30 pm. “Петрушка”, “Цветы”, “Откровения”.
17 апреля (четверг), 7.30 pm. “Петрушка”, “Путь поезда Феби Сноу”, “Откровения”.
18 апреля (пятница), 11.00 am. “В седло”, “Откровения”.
18 апреля (пятница), 8.00 pm. “Ночное создание”, “Поступь”, “Путь Феби Сноу”, “Откровения”.
19 апреля (суббота), 2.00 pm. “Любовные истории”, “Отражения”, “Рутина”, “Откровения”.
19 апреля (суббота), 8.00 pm. “Петрушка”, “Цветы”, “Разворот”, “Откровения”.
20 апреля (воскресенье), 3.00 pm. “Любовные истории”, “Отражения ”, “Рутина”, “Откровения”.
Адрес театра “Аудиториум”: 50 E. Congress Parkway, Chicago, IL 60605.
Билеты можно заказать по Интернету (www.ticketmaster.com), по телефону (312) 902-1500 или приобрести в кассе театра.
7 апр. 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий