Свершилось! После почти четырехлетнего поиска подходящей кандидатуры президент Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) Дебора Кард объявила, что новым музыкальным руководителем коллектива станет всемирно известный итальянский дирижер маэстро Риккардо Мути.
Еще в начале сентября прошлого года Мути категорически опровергал любые предположения о возможности его назначения на пост музыкального руководителя не только Чикагского, но и любого другого американского оркестра. Он гордо заявлял журналистам: “Я на ноль процентов американец, на сто процентов европеец и на тысячу процентов итальянец”. Его тон изменился после месяца, проведенного с Чикагским оркестром. Две недели Мути дирижировал концертами в Симфоническом центре и две недели провел с оркестром в Европе.
Дебора Кард рассказала журналистам, что она впервые встретилась с маэстро Мути в начале 2005 года. Речь тогда шла о появлении дирижера на подиуме Чикагского оркестра в качестве гостя. “Мы не можем говорить ни о чем, прежде чем маэстро не поработает с оркестром”, - сказала тогда Кард. После этого переговоры, которые гобоист Майкл Хенок назвал “соблазнением маэстро”, продолжались еще в нескольких городах, куда упрямая и настырная президентша приезжала встречаться с Мути. Когда в сентябре 2006 года итальянский дирижер отменил запланированные концерты с ЧСО, согласившись в это же время продолжить свое сотрудничество с Нью-Йорком, стало казаться, что из затеи “соблазнения” ничего не выйдет. Но Кард не оставляла своих попыток и сумела убедить дирижера приехать в начале этого сезона. И тут возникла, как говорят все музыканты в один голос, “любовь с первого взгляда”. Президент ЧСО сказала, что все разговоры о высокомерии Мути и его нежелании занимать какой-либо пост оказались не соответствующими действительности. Приехав в Чикаго, Мути был очарован радушным приемом, который ему устроили музыканты, члены администрации и спонсоры оркестра. Но и тогда многие в коллективе не верили, что Мути согласится возглавить ЧСО. Сам дирижер признается: “Мое согласие возглавить оркестр пришло не сразу. Но Чикаго смог растопить мое черствое сердце”.
Мути назвал ЧСО “идеальной машиной, с одинаковым мастерством исполняющей масштабные произведения, такие, как Третья симфония Прокофьева или “Поэма экстаза” Скрябина (эти произведения ЧСО под управлением Мути исполнял в сентябре 2007 года), и камерные интимные сочинения Шуберта”. “Когда я покинул “Ла Скалу”, - продолжает дирижер, - я думал, что для меня настало время абсолютной свободы. Как птица, я наслаждался этим чувством и был счастлив. Но и птица, бывает, после полета находит дерево и задерживается на нем, не думая об остальных деревьях. Это не значит, что одно дерево лучше другого. Просто так получилось.”
Назначение Риккардо Мути новым музыкальным руководителем ЧСО любезно согласился прокомментировать концертмейстер группы гобоев оркестра Евгений Изотов.
- Я очень доволен принятым решением и с нетерпением жду приезда Риккардо Мути в Чикаго. Мути – феноменальный дирижер. У нас с ним сложились очень хорошие взаимоотношения. Как творческие, так и личностные. Мути – фигура харизматичная. В ЧСО очень много ярких личностей, и нам, скорее всего, не подошел бы просто хороший дирижер, который со временем вырос бы и стал достоин оркестра. В этом отношении фигура Мути равновелика самому оркестру. Надеюсь, что наш “медовый месяц”, начатый в сентябре, продолжится на долгие годы.
- Вы ожидали этого решения?
- Я удивлен, что это решение произошло так быстро. Мы думали, что подождем до следующего года. Но, видимо, Дебора Кард использовала нашу русскую поговорку “Куй железо, пока горячо”.
- Как проходил процесс выбора кандидата?
- Процесс выбора кандидата занял четыре года. После того, что произошло в Филадельфийском оркестре, когда Кристоф Эшенбах не нашел взаимопонимания с коллективом, менеджеры больших оркестров стали внимательнее прислушиваться к мнению музыкантов. История в Филадельфии стала серьезным предупреждением для администрации. В конечном счете нам, музыкантам, работать с дирижером. В ЧСО был создан Комитет по поиску нового музыкального руководителя. Этот Комитет тесно работал с администрацией оркестра. После встречи с каждым дирижером у нас проводился опрос музыкантов по многим критериям. Это была тщательная и долгая работа. И на фоне других дирижеров Риккардо Мути был самым предпочтительным выбором.
- В эпоху Баренбойма Чикаго познакомился с яркими молодыми солистами – звездами первой величины. Максим Венгеров, Ланг Ланг, Николай Знайдер...- этот список можно продолжать. Увидим ли мы с приходом Мути новых талантливых артистов, которые прежде не жаловали Чикаго своим появлением?
- Хочется на это надеяться. Приход нового творческого лидера – это всегда новая эпоха. Мы всегда готовы познакомиться с новыми талантами уровня Максима Венгерова. Но это вопрос скорее к дирижеру. Мы очень много знаем о нем, но как сложатся взаимоотношения в процессе работы, не знает никто. В этом отношении наш выбор похож на выбор кандидата в президенты. Мы можем долго и тщательно изучать их биографии и слушать, что они говорят, но что они будут делать, остается загадкой. Все покажет время. Пока мы с воодушевлением ждем приезда маэстро.
А вот слова многолетнего концертмейстера Чикагского симфонического оркестра Сэмюэля Магада:
- Это - великолепное для оркестра назначение! Маэстро Мути – талантливый дирижер с великолепной харизмой. Музыканты оркестра очень любят его. Я видел несколько концертов ЧСО с Мути в прошлом году. Оркестр под его управлением играл просто прекрасно!”
- Этот выбор – заслуга менеджмента или музыкантов?
- Большую роль в назначении Мути сыграло мнение музыкантов оркестра. Музыканты счастливы работать с маэстро!
- Как вы считаете, это лучший выбор для оркестра?
- О да, лучшего варианта нельзя было представить. Это фантастический выбор! Я не думал, что маэстро Мути согласится приехать в Чикаго. Поздравляю Дебору Кард с тем, что ей удалось уговорить маэстро. Я очень доволен этим решением.
- Будут ли сделаны какие-нибудь изменения в репертуаре оркестра?
- Не думаю, что репертуар оркестра изменится. Риккардо Мути подвластна любая музыка. Он дирижирует оперой, исполняет классические симфонические произведения, современную музыку... Сегодня я смотрю в будущее гораздо оптимистичнее, чем несколько лет назад. Будущее оркестра в надежных руках!
- Но ведь Риккардо Мути не собирается переезжать в Чикаго. Он будет жить в Италии. Он будет приезжать и уезжать...
- Я думаю, сегодня это нормальное явление для больших оркестров. Мы не должны ожидать, что руководитель оркестра станет жить в одном квартале от Симфонического центра. Администрация оркестра хотела, чтобы Баренбойм жил в Чикаго все эти годы, но он не жил здесь, он жил в Берлине. Они хотели, чтобы Шолти жил здесь, но Шолти жил в Лондоне. Прошлые руководители окрестра не жили в Чикаго, и Мути не станет жить в Чикаго, но это не имеет значения. Мути будет приезжать, дирижировать десять недель в Чикаго, дирижировать оркестром на гастролях – этого вполне достаточно для дирижера ТАКОГО уровня и оркестра ТАКОГО уровня.
Гордость Италии, один из самых выдающихся дирижеров современности Риккардо Мути родился в Неаполе 28 июля 1941 года. Отец – врач и музыкант-любитель. Мать – певица. В семье рождались только мальчики: Риккардо был одним из пяти, и только он стал профессиональным музыкантом. (Остальные братья получили “нормальные” специальности: экономист, инженер, социолог, психиатр. Все братья живут в Италии.) Музыкальные способности проявились у Риккардо рано. Он легко поступил и с отличием окончил консерваторию Сан Пьетро а Маелла по классу фортепиано, дирижирования и композиции. Размышляя над тем, стоит ли ему становиться музыкантом-профессионалом, Мути изучал философию в университете Неаполя. Отдав предпочтение музыке, он решил, что одной консерватории ему недостаточно. Мути переезжает в Милан и поступает в консерваторию имени Джузеппе Верди, где учится под руководством Бруно Беттинелли по классу композиции и Антонино Вотто по классу дирижирования. Кроме них, своим учителем Мути называет друга и соратника Федерико Феллини, композитора Нино Роту. Впервые Мути привлек внимание критиков и публики в 1967 году, когда жюри дирижерского конкурса Гвидо Кантелли в Милане единодушно присудило ему первую премию. С этого момента карьера молодого музыканта стремительно пошла вверх. На следующий год он был назначен главным дирижером оркестра “Maggio Musicale Fiorentino” (этот пост дирижер занимал до 1980 года). В 1971 году Герберт фон Караян пригласил маэстро на Зальцбургский музыкальный фестиваль. Это выступление положило начало постоянному сотрудничеству Мути с этим фестивалем, которое продолжается и сегодня.
Для Америки дирижера открыл великий Юджин Орманди. Побывав на репетиции молодого итальянца, мэтр пригласил его отобедать с ним, а позднее предложил выступить с Филадельфийским симфоническим оркестром в качестве приглашенного дирижера. Американский дебют Риккардо Мути состоялся 27 октября 1972 года. Дебют Мути в качестве дирижера ЧСО прошел на фестивале в Равинии летом 1973 года. Потом, в марте 1975 года, он всего один раз появился на сцене Чикагского симфонического центра. После этого – перерыв длиной в тридцать два года!..
Впечатляет список оркестров, которыми руководил Риккардо Мути: Лондонский филармонический (1972-1982 годы; итальянский виртуоз сменил на этом посту Отто Клемперера), Филадельфийский симфонический оркестр (1980-1992 годы; этот оркестр достался ему из рук Юджина Орманди), оркестр “Filarmonica della Scala” театра “Ла Скала” (1986-2005 годы).
Когда 7 декабря 1986 года Мути впервые появился за дирижерским пультом миланского оперного театра (это была опера Дж.Верди “Набукко”), успех был так велик, что публика заставила повторить на бис знаменитый хор “Va, pensiero”, почитаемый в Италии как неофициальный гимн страны. Подобного не случалось в “Ла Скала” со времен Артуро Тосканини, полвека назад строго запретившего бисы. Казалось, Риккардо Мути ждет в “Ла Скала” безоблачная жизнь. Однако годы, проведенные в миланском театре, не были легкими для дирижера. То и дело вспыхивали разногласия между ним и политиками, между ним и профсоюзом оркестра.
В 1998 году оркестр объявил забастовку на премьере “Травиаты”, и Мути ничего не оставалось, как, извинившись перед публикой, самому сесть к роялю. Певцы допевали оперу под аккомпанемент рояля. В 2001 году ситуация повторилась на премьере “Фальстафа”. Спектакль был в последний момент отменен... В общем, обстоятельства сложились так, что дирижер вынужден был уйти. Мути говорит: “Причина моего ухода не была связана с музыкой и творчеством, конфликт лежал не в сфере искусства. Для меня стало невозможно продолжать работать в театре. Я провел там девятнадцать прекрасных лет, но потом наши пути разошлись”.
Скандальная отставка дирижера с поста руководителя оркестра “Ла Скала” в 2005 году лишь добавила популярности Мути. За ним стояли в очереди менеджеры крупнейших оркестров, а сам маэстро, упиваясь славой, наслаждался свободой. Так было почти три года. И вот – неожиданное, радостное для Чикаго известие.
Назначение Мути выглядит большой победой менеджмента оркестра, его администрации и прежде всего президента Деборы Кард. Нью-Йоркский филармонический оркестр пять лет безуспешно пытался уговорить Мути возглавить коллектив, но итальянский маэстро согласился лишь стать главным приглашенным дирижером. Его контракт с Нью-Йорком начинается в 2009 году. Но приглашенный дирижер – должность, скорее, номинальная и почетная. Подлинным хозяином в оркестре является главный дирижер или музыкальный руководитель. Так что в выборе между Нью-Йорком и Чикаго Мути предпочел Чикаго.
Удивительными выглядят слова дирижера о “понимании всего комплекса немузыкальных обязанностей, включая сбор средств и участие в общественных мероприятиях”. Именно эти, “немузыкальные” обязанности музыкального руководителя стали причиной разногласий Баренбойма с администрацией оркестра. Трудно поверить, что неистовый итальянец станет собирать деньги и представительствовать на скучных, но необходимых для казны оркестра мероприятиях, но уже само по себе это заявление говорит о многом. Мути сказал: “Я помню годы, проведенные в Филадельфии, и четко понимаю, что быть музыкальным руководителем американского оркестра не означает только исполнять музыку. Это значит – работать с общественностью”.
Риккардо Мути становится первым музыкальным руководителем-итальянцем за стосемнадцатилетнюю историю ЧСО. Кроме этого, когда он станет у руля оркестра, ему исполнится шестьдесят восемь лет. Он станет старейшим дирижером, возглавлявшим когда-либо чикагский оркестр. Фрицу Райнеру было шестьдесят четыре, когда он стал полновластным хозяином оркестра. Шолти занял этот пост в пятьдесят семь лет.
Контракт с Мути был подписан в Зальцбурге во второй половине дня 5 мая. Дебора Кард со смехом рассказывала музыкантам оркестра, как она не могла дождаться окончания обеда. Пока не принесли счет, Мути отказывался даже смотреть на контракт. Вот уж точно – итальянец на тысячу процентов! Ужин в Италии – дело серьезное, серьезнее любого контракта будет! (Кстати, Мути предпочитает итальянскую кухню любой другой, а в числе любимых ресторанов называет “Сан Пьетро” в Нью-Йорке и “Spiaggia” в Чикаго. То же и с машинами. Самые любимые – итальянские спортивные. Ну а про футбольный клуб и говорить не приходится – конечно, итальянский: “Наполи”.)
В момент подписания контракта Мути работал с молодежным оркестром “Луиджи Керубини” над оперой Паизиелло “Il Matrimonio inaspettato”, по-русски - “Неожиданный брак”. Так вот, журналисты немедленно откликнулись на символическое название оперы. Дирижер сказал: “Я не выбирал эту оперу по названию. Просто так совпало”. А одно из интервью после подписания контракта он заключил шуткой: “Вы знаете, что означает мой приход в Чикаго? Неожиданный брак!”
Музыканты ЧСО узнали о назначении Мути в тот же день. Их собрали в актовом зале Симфонического центра и объявили о подписанном накануне в Зальцбурге контракте. “Аплодисменты были бурными”, - поделился с корреспондентом “Нью-Йорк таймс” Евгений Изотов. Контрабасист Роб Кэссинджер добавил: “Всего несколько человек на планете можно назвать гигантами дирижирования. Риккардо Мути – один из них. Для меня будет огромной радостью предстоящая работа с ним”.
В своем заявлении для прессы Риккардо Мути заявил: “Я очень взволнован предстоящими событиями. Я уверен, что мы сможем работать вместе и сделать музыкальную жизнь Чикаго интереснее и разнообразнее... Мне не надо делать карьеру. Мне не надо никому доказывать, кто такой Мути. Я хочу посвятить себя музицированию с ЧСО и открыть глаза на музыку новому поколению слушателей. Имея за плечами сорокалетний опыт дирижирования, я знаю, что важно не количество проведенного с оркестром времени, а качество. Чикаго станет моей второй родиной. Мне бы очень хотелось, чтобы последняя в моей жизни “помолвка” с оркестром надолго запомнилась людям”.
Говоря о репертуаре оркестра, Мути отметил: “Мой репертуар варьируется между барокко и современной музыкой. Специализироваться на чем-либо одном – значит, ограничивать себя в другом. Великий оркестр должен уметь играть все, и ЧСО умеет играть любую музыку”.
Риккардо Мути станет десятым, юбилейным музыкальным руководителем ЧСО. Вспомним его знаменитых предшественников:
Теодор Томас – 1891-1905 годы; Фредерик Сток – 1905-1942 годы;
Дезире Дефо – 1943-47 годы; Артур Родзински – 1947-1948 годы;
Рафаэль Кубелик – 1950-1953 годы; Фриц Райнер – 1953-1962 годы;
Джин Мартинон – 1963-1968 годы; Георг Шолти – 1969-1991 годы;
Даниэль Баренбойм – 1991-2006 годы.
Впервые в истории ЧСО, начиная с осени 2006 года и до осени 2010 года в оркестре будет продолжаться двоевластие. Как сказал в беседе со мной Евгений Изотов: “Можно позавидовать любому оркестру, которому удастся заполучить в качестве временного дирижера фигуру уровня Хайтинка или Булеза. А в Чикаго работают они оба”. Главным дирижером ЧСО по-прежнему является прославленный голландский музыкант сэр Бернард Хайтинк, а Почетным дирижером оркестра – один из самых интересных композиторов XX века Пьер Булез.
Мути приступит к своим обязанностям в сентябре 2010 года. Согласно подписанному контракту, Мути будет дирижировать ЧСО как минимум десять недель в году в течение пяти лет, начиная с сезона 2010-11 годов. Кроме концертов в Чикаго, маэстро будет стоять во главе оркестра во время его гастрольных туров, проводить прослушивания музыкантов, определять репертуарную политику оркестра. До этого в сезоне 2009-2010 годов Мути пробудет с оркестром две недели. А еще раньше - 15-17 января 2009 года - состоится его выступление в Симфоническом центре. ЧСО под управлением Мути исполнит “Реквием” Дж.Верди. В числе солистов – звезды мировой оперной сцены Барбара Фриттоли, Ольга Бородина, Ильдар Абдразаков.
2 июня Мути прилетит в Чикаго для встречи с музыкантами оркестра.
Итак, в великий оркестр приходит великий дирижер. Риккардо Мути придирчив, требователен и строг во всем, что касается работы. Он готов часами сидеть над одной музыкальной фразой, добиваясь совершенства. Иногда его называют тираном, но это не так. “В моем возрасте мне не нужно уже бороться за власть или успех. Я просто хочу профессионально заниматься любимым делом,” - подчеркивает дирижер. А вот что говорит о нем Мария Гулегина: “Мути для меня - идеальный маэстро. Он не только разбирает с певцами партию, но и учит жизни. Он никогда не выпячивает себя - просто делает все для музыки и для композитора. Я ему верю”.
Риккардо Мути дирижирует по-разному: иногда довольствуясь лаконичными жестами, иногда широко, энергично, танцуя и приседая за пультом. Риккардо Мути - не только прекрасный дирижер, но и актер. За ним интересно наблюдать: позы, жесты, театральные движения – все тщательно отрепетировано и великолепно сыграно. И сам он – артистичный, изысканный, аристократичный...
Про Мути рассказывают удивительные вещи. Он сам готовит партии с солистами, не жалея времени на отделку мельчайших фраз, пока не добьется стилистической точности. Он является одним из главных популяризаторов музыки, часто выступает в университетах и по телевидению с лекциями. Он доводит публику до гомерического хохота ироничными пересказами и комментариями старинных либретто, а попутно в доступной форме разъясняет проблемы стиля и драматургии классических произведений.
Жена Риккардо Мути Кристина Маццавилани – певица, создатель и руководитель музыкального фестиваля в Равенне (Италия). У них трое детей. Сыновья не пошли по стопам родителей: Франческо стал архитектором, Доменико – юристом. Зато дочь – красавица Чара - стала актрисой и певицей. Шесть месяцев назад Риккардо Мути стал дедушкой – у Франческо и Сюзанны появился первенец. В честь деда его назвали Риккардо.
Мути с женой живут в Равенне и на вилле в Анифе – маленьком австрийском городке недалеко от Зальцбурга.
Что изменится в музыкальной жизни Чикаго после появления Мути? Ответ на этот вопрос мы узнаем только через два года, но уже сегодня можно сказать: жить в Чикаго станет интересней!
11 мая 2008 года
12 мая 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий