2 нояб. 2008 г.

Концертные залы, театры, музеи...

В разгаре – осень. Культурная жизнь Чикаго, как всегда в это время года, особенно насыщена и разнообразна. Размеров газетной статьи не хватит, чтобы даже фрагментарно выделить все культурные мероприятия, проходящие в эти недели в городе. Не пытаясь объять необъятное, я приглашаю вас, уважаемые читатели, в небольшое путешествие в мир музыки, искусства и литературы. Мы пройдемся с вами по концертным залам и театрам Чикаго, а в конце маршрута заглянем на одну очень интересную выставку. В путь!

Симфонический центр

20 сентября состоялось торжественное открытие сто восемнадцатого сезона Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО). Выдающийся коллектив начинает свой новый сезон “на высокой ноте”. Позади трехнедельное европейское турне оркестра, которое без всякого преувеличения можно назвать триумфальным. За две недели оркестр под управлением главного дирижера Бернарда Хайтинка провел одиннадцать концертов в трех городах: Амстердаме, Лондоне и Люцерне. Выступление Чикагского оркестра привлекло огромное внимание музыкальной общественности и прессы. Особым событием как для оркестра, так и для его главного дирижера стало выступление в столице Голландии. Бернард Йохан Герман Хайтинк родился в Амстердаме, закончил местную консерваторию по классу скрипки, работал вторым дирижером Нидерландского оркестра радио и на протяжении семнадцати лет – с 1961 до 1988 года - возглавлял один из лучших симфонических оркестров мира – Королевский оркестр Амстердама “Концертгебоу”. Дебют дирижера с оркестром состоялся 7 ноября 1956 года, а 7 ноября 2006 года в Амстердаме прошел торжественный гала-концерт, посвященный полувековой истории сотрудничества Хайтинка с “Концертгебоу”. Для Амстердама Хайтинк давно превратился в культовую фигуру. Можете себе представить, что творилось в городе, когда в сентябре 2008 года дирижер привез в Амстердам своего “нового ребенка” – Чикагский симфонический оркестр! Зрители устраивали дирижеру и оркестру двадцатиминутную стоячую овацию после каждого из четырех концертов – знак любви, уважения и благодарности музыкантам!
Три концерта в Лондоне прошли в рамках “променадных” концертов “Би-Би-Си Промс”, а четыре выступления в Люцерне состоялись во время международного музыкального фестиваля. На последнем концерте в Люцерне среди зрителей можно было встретить мэра Чикаго Ричарда Дэйли и его жену Мэгги. Люцерна уже десятый год является побратимом Чикаго, и Дэйли в эти дни как раз находился в Швейцарии. После последнего концерта мэр с супругой побывали в гостях у Хайтинка в его доме на берегу Люцернского озера. В Люцерне оркестр встретился с вдовой многолетнего руководителя ЧСО Георга Шолти Валерией, которая многие годы живет в Швейцарии.
Фотоотчет о европейском турне ЧСО можно посмотреть на сайте оркестра по адресу: http://www.cso.org/europe2008/.
Итак, европейское турне позади. Начались первые концерты оркестра в Чикаго. На открытии сезона солировал любимец чикагской публики, пианист Ланг Ланг. С ЧСО под управлением Чарльза Дютои он виртуозно исполнил Второй фортепианный концерт Ф.Шопена. На концерте прозвучала симфоническая поэма Я.Сибелиуса “Финляндия” и “Картинки с выставки” М.Мусоргского в оркестровке М.Равеля. Из недавних концертов выделю также исполнение оркестром Испанской симфонии Э.Лало (дирижер – Ч.Дютои, соло на скрипке – концертмейстер ЧСО Роберт Чен) и Пятой симфонии Д.Д.Шостаковича (дирижер - Майкл Тилсон Томас).
Прошедшее европейское турне и первые концерты нового сезона показали, что ЧСО находится в блестящей форме. Великолепно звучит струнная группа, виртуозно играют деревянные духовые, знаменитые медные духовые звучат по-прежнему величественно и элегантно. Дирижер-патриарх Бернард Хайтинк переживает вторую молодость, восхищаясь образцовым звучанием оркестра, перезаписывая с ним свои любимые произведения и готовясь к новому турне. Зимой 2009 года ЧСО и его главного дирижера ждут в Китае и Японии.
Оркестр во всеоружии готов встретить нового музыкального руководителя Риккардо Мути. Его ближайшая встреча с оркестром запланирована на январь 2009 года. Прозвучит “Реквием” Дж.Верди.
ЧСО с полным правом можно назвать коллективным послом Чикаго в мире. Можно спорить об уровне театрального искусства в городе, но наличие в Чикаго ТАКОГО оркестра делает его музыкальный уровень необычайно высоким.
Словно испугавшись, что кто-то перехватит инициативу и переманит оркестр к себе на лето, музыкальный фестиваль в Равинии необычно рано объявил о некоторых концертах будущего сезона. В течение семи недель следующего лета ЧСО проведет в Равинии семнадцать концертов. В числе солистов – знакомые все лица: Ланг Ланг, Йо-Йо Ма, Питер Серкин, Ефим Бронфман, Гарик Олсон. 15 августа 2009 года в театре “Мартин” состоится концертное исполнение оперы Дж.Верди “Риголетто”. Внимание: в главной партии – Дмитрий Хворостовский! Оркестром дирижирует Джеймс Конлон.

Лирик-опера

27 сентября оперой Жюля Массне “Манон” открыл свой пятьдесят четвертый сезон старейший оперный театр Чикаго – Лирик-опера. 6 октября состоялось первое представление оперы “Искатели жемчуга” Жоржа Бизе. Эти оперы будут идти на сцене театра до конца октября. А впереди нас ждет встреча с одной из самых скандальных опер XX века - оперой Альбана Берга “Лулу”.
Декаданс и любовная драма, миф о вечной женственности и символизм действия, красивая, холодная, загадочная главная героиня, которая, как магнит, притягивает всех, но сама не любит никого, вереница мужских трупов и растерзанное женское тело в финале – такого на сцене Лирик-оперы мы еще не видели! После венской премьеры “Ящика Пандоры” (одной из двух пьес Франка Видекинда, послуживших основой для либретто оперы) литературовед Карл Краус обозначил тему пьесы, как “трагедию гонимого очарования Женщины”. Кроме авангардного сюжета, “Лулу” - первое в истории оперы произведение, написанное на основе додекафонии. В общем, во всех отношениях постановка “Лулу” в Лирик-опере – событие неординарное. Над спектаклем работает команда, знакомая нам по опере прошлого сезона “Женщина без тени” Р.Штрауса. Партию Лулу впервые в Америке исполнит немецкая певица Марлис Петерсен.

Театр музыки и танца “Харрис”

После успешных гастролей Сан-Францисского балета самый современный в техническом оснащении театр Чикаго приглашает на свою сцену симфонические оркестры. 11 ноября состоится концерт Иерусалимского симфонического оркестра под управлением Леона Ботстайна. Концерт приурочен к шестидесятилетию оркестра и образования государства Израиль. Оба события произошли в 1948 году.
16 ноября пройдет концерт Сент-Луисского симфонического оркестра под управлением Дэвида Робертсона. Оба оркестра выступают с малоизвестными произведениями.
И еще один концерт, не упомянуть который невозможно. 18 декабря в театре состоится сольный вечер Даниэля Баренбойма. Он не был в Чикаго с июня 2005 года, когда покинул пост музыкального руководителя ЧСО, и возвращается в город в качестве пианиста. Ажиотаж перед концертом огромный, все ожидают, что выступление Баренбойма станет событием в музыкальной жизни Чикаго. Музыкант дает в 2008 году всего три сольных концерта в США: два - в Нью-Йорке и один – в Чикаго. В программе – фортепианные произведения Ф.Листа.

Шекспировский театр

Новый сезон этот театр начал в мантии победителя. На состоявшейся 15 июня в Нью-Йорке 62-й церемонии самой престижной американской театральной премии “Тони” коллектив победил в номинации “Лучший региональный театр США”. Титул “лучший” всегда обязывает. Первым спектаклем сезона стал “Амадеус” Питера Шеффера в постановке Гэри Гриффина. Перед нами разворачивается известная всем история взаимоотношений Моцарта и Сальери. Идя по пушкинским стопам, Шеффер подает этот сюжет, как историю убийства гения посредственностью. Только если у Пушкина Сальери подсыпает яд в бокал шампанского и Моцарт умирает быстро, то английский драматург показывает медленное и мучительное убийство гения. Убийство длиною в жизнь. Серьезные биографы Моцарта давно усомнились в достоверности предложенной Пушкиным версии. Существует масса документов, свидетельствующих о том, что придворный композитор Антонио Сальери был непричастен к смерти Вольфганга Амадея, однако “красивая” версия убийства продолжает привлекать внимание художников. Пьеса Питера Шеффера знакома нам по знаменитому фильму Милоша Формана. В спектакле почти нет изменений по сравнению с картиной. Тот же смешливый Моцарт, страдающий Сальери, милая Констанция... Временами действие как бы пробуксовывает, временами, словно опомнившись, резко ускоряется. Не ждите от этого спектакля особых потрясений ни в плане постановки, ни в плане актерской игры. Я бы выделил только Элизабет Ледо в роли Констанции. Выпускница актерского факультета местного университета Лойолы только за последние несколько лет сыграла множество больших и маленьких ролей в таких труппах, как “Court Theatre”, “Steppenwolf Theatre Company”, “Northlight Theatre”, “Writers’ Theatre”, “Drury Lane Theatre Oakbrook”, “About Face Theatre”. В ее активе также – свыше пятнадцати ролей в Репертуарном театре Милуоки. Констанция-Ледо мила, добра, непосредственна. Ей сочувствуешь, ей сопереживаешь... Профессионален бродвейский актер Роберто Селла в роли Сальери, дебютирующий на сцене Шекспировского театра. Менее убедителен Робби Колье Саблетт в роли Моцарта.
В общем, “Амадеус” – добротный, профессиональный спектакль. Это неплохо, но как-то маловато для лучшего регионального театра США. “Амадеус” идет на сцене Шекспировского театра до 9 ноября 2008 года. Тема Моцарта продолжится у “шекспировцев” в детском представлении “Прыгающий Леопольд. Шоу Моцарта” по пьесе Брюса Адольфа. В спектакле участвует камерный ансамбль чикагских музыкантов. Не пропустите: спектакль идет только два дня – 7 и 8 ноября! На малой сцене театра показывают спектакль “Эдвард II” по пьесе английского поэта елизаветинской эпохи, предшественника Шекспира Кристофера Марло. (Рекомендую посмотреть киноэкранизацию этой пьесы – фильм Дерека Джармена “Эдуард II” с Кевином Коллинсом и Тильдой Свинтон.) В дальнейших планах театра – две пьесы “нашего, так сказать, Вильяма”: “Сон в летнюю ночь” в постановке английского режиссера Тима Саппле и “Макбет” Барбары Гейнс с Беном Карлсоном в главной роли.

Театр “Steppenwolf”

Никто, наверно, в театре не мог предположить, что новая пьеса члена коллектива, драматурга и актера Трейси Леттса “Август: графство Осидж”, поставленная Анной Шапиро, получит такой грандиозный резонанс в театральном мире Америки. Пулитцеровская премия за лучшую пьесу года, пять (из восьми номинаций) премий “Тони”, включая две главные – за лучший спектакль и лучшую постановку, ангажементы на Бродвее, гастроли в Лондоне – и все это в течение первого года, прошедшего со дня премьеры! Трейси Леттс стал самым популярным американским драматургом, “Steppenwolf” вновь заставил говорить о себе как о сильном театральном организме.
Тридцать третий сезон театр открыл инсценировкой Франка Галати романа Харуки Мураками “Кафка на берегу” – мистической историей о том, как пятнадцатилетний подросток Кафка Тамура пытается понять жестокий мир взрослых. Галати сократил роман Мураками и сделал добротный, но местами сумбурный спектакль о прощании с детством, о том, как фантазии трансформируются в реальность, о времени, которое “накатывает на тебя, как старый запутанный сон. А ты идешь и идешь - будто продираешься сквозь него. От этого времени не скроешься – даже на краю света. Но даже если это так, ты обязан идти туда. Потому что не можешь не идти”. Снова, как и в случае с “Амадеусом”, не ждите в этой постановке театральных потрясений. Спектакль неплохой, но не более. Роман заметно глубже и интереснее. Из актеров выделю исполнителя главной роли Кристофера Ларкина.
“Кафка на берегу” будет идти на сцене театра до 17 ноября 2008 года. Следующая премьера театра также представляет большой интерес – “Стеклянный зверинец” Т.Уильямса в постановке Ясена Пьянкова. Кстати, впервые эта пьеса выдающегося американского драматурга была поставлена в Чикаго в далеком 1944 году. Она принесла Уильямсу первый громкий успех. “Стеклянный зверинец” идет в “Steppenwolf”е с 25 октября по 9 ноября.

Театр “Lookingglass”

С этим театром у меня связаны самые яркие впечатления прошедшего театрального сезона. Завораживающий “Гефестус: цирковая сказка из греческой мифологии”, мастерски сделанная, остроумная инсценировка классического романа Жюля Верна
“Восемьдесят дней вокруг света” и новый взгляд на бессмертную “Алису в стране чудес” Льюиса Кэрролла – все спектали этого театра были абсолютно новаторскими. “Lookingglass” проповедует идеи пластического театра – театра движения, акробатики, цирка, клоунады, пантомимы, танца; театра, в котором слово значит гораздо меньше, чем действие; театра, где все падает, взрывается, взлетает и улетает; театра динамичного, яркого, зрелищного. Не являясь приверженцем такого стиля, тем не менее не могу не отдать должное выдумке и изобретательности постановщиков, а также физической подготовке актеров.
Будущий сезон “Lookingglass” обещает быть не менее захватывающим.
Театральную адаптацию Хайди Стиллманом романа Ф.Достоевского “Братья Карамазовы” мы увидим совсем скоро. Спектакль демонстрируется с 15 октября по 7 декабря 2008 года. Впереди нас ждет “Наш городок” Торнтона Уайлдера (постановка Анны Шапиро и Джессики Тебус) и “Арабские ночи” (сценарий и постановка – Мэри Зиммерман). Как видите, постановки отнюдь не цирковые, особенно Достоевского и Уайлдера. Интересно, как можно поставить этих авторов, не нарушив при этом стилистику театра?! С трудом представляю себе Митю Карамазова на канате, старца Зосиму-акробата или Федора Павловича с обручем. Разве что Смердяков, появляющийся откуда-то сверху, как привидение... Хотя все может быть, спектакли этого театра всегда непредсказуемы. А разве этого мало для живого искусства?..
Высокое мнение о театре разделяют со мной главный режиссер московского “Театра на Юго-Западе” Валерий Белякович и юная актриса Центра музыки и искусств, ученица Марины Кармановой и Елены Бернат Сашенька Васильева. Во время посещения Чикаго в августе Валерий Романович побывал в “Lookingglass”е и, по его собственным словам, был впечатлен “драйвом” “Алисы...”, а Сашенька в беседе со мной призналась, что ей всегда интересно смотреть новые работы этого коллектива. Мэтры режиссуры и новое поколение выбирают…

Театр “Гудман”

В августе в театре прошел Четвертый международный театральный фестиваль испаноязычных театров. В числе участников фестиваля мы снова увидели труппу
талантливой каталонской танцовшицы и актрисы Марты Карраско. Два года назад она показывала в Чикаго спектакль “Ха-Ха”. В этом году Карраско привезла новую работу – композицию “J’arrive”, соединяющую в себе отрывки из ее предыдущих работ. Подобно труппе “Lookingglass”, театр Марты Карраско – это смесь цирка, драматического театра, пантомимы и танца. Танец особенно близок актрисе, ведь Карраско начинала свою творческую карьеру как танцовщица. После десяти лет выступлений в качестве солистки Марта начала сама ставить спектакли. Сегодня актриса входит в труппу Национального театра Каталонии.
С 19 сентября на сцене “Гудмана” с большим успехом идет мюзикл Маршала Брикмана и Рика Элиса “Наступление нового века” с Рэйчел Йорк и Джеффом Дэниэлсом, а зимой театр организует международный фестиваль “отца американской драмы” Юджина О’Нила. Руководитель театра Роберт Фоллс репетирует пьесу “Любовь под вязами” с одним из лучших американских актеров Брайаном Денехи в главной роли. Напомню, что сотрудничество с Фоллсом принесло Денехи две премии “Тони” за лучшее исполнение мужской роли: в 1999 году – за роль Вилли Ломена в “Смерти коммивояжера” А.Миллера и в 2003 году за роль Джеймса Тайрона в другой пьесе О’Нила “Долгий день уходит в ночь”. Среди участников фестиваля драматургии О’Нила – амстердамская театральная труппа “Toneelgroep”, компания “Triptal” из Бразилии, театры из Нью-Йорка и Чикаго.

“Бродвей в Чикаго”

Замечательный мюзикл “Мама Миа” был показан недавно в Чикаго! В нем совершенно непритязательный сюжет (собственно говоря, сюжеты в мюзиклах всегда непритязательны), незатейливая постановка, ничем не запоминающиеся актерские работы и тем не менее после окончания спектакля остается радостное чувство прикосновения к празднику. Потому что в этом мюзикле есть главное – МУЗЫКА! Она объединяет диалоги, она держит в напряжении зрителя, она заставляет плакать и смеяться. В мюзикле “Мама Миа” звучат двадцать две мелодии группы “АББА”! На протяжении спектакля перед нами проходит летопись группы, мы вспоминаем все лучшие песни, все знакомые хиты знаменитой шведской четверки: Агнеты Фолтског, Анни-Фрида Лингстад, Бенни Андерсона, Бьорна Ульвеуса. Бенни и Бьорн работали над созданием мюзикла, а женская половина квартета была не в восторге от этой идеи. Не пришли они и на мировую премьеру мюзикла, состоявшуюся 24 марта 1999 года. Но постепенно их отношение к “Мама Миа” изменилось к лучшему, и если ведущая уединенный образ жизни Агнета Фолтског посетила только закрытие шведской постановки, то Анни-Фрида Лингстад охотно приезжает на премьеры мюзикла в разные страны мира.
“АББА” распалась более двадцати лет назад, нынче в моде другие кумиры, но создание мюзикла подарило вторую жизнь знаменитым песням великолепного квартета. И точно так же, как сами создатели группы, подпевая солистам, вспоминали свою молодость зрители. И я там был, и тоже славное времечко вспомнил... Но были в зале и те, для кого “АББА” не связана с личными воспоминаниями. Новое поколение, молодые слушатели подпевали солистам, и в зале раздавалось дружное: “I Have A Dream”, “Money, Money”, “Thank You For The Music”, “Mamma Mia”, “Knowing Me, Knowing Me”, “I Do, I Do I Do I Do I Do”...
Сейчас компания “Бродвей в Чикаго” представляет в городе мюзикл “Грязные танцы”, созданный по одноименному фильму. С 6 января 2009 года в Чикаго – мюзикл “Жир”.

Арт-институт

С 20 сентября 2008 года по 4 января 2009 года в чикагском Арт-институте проходит выставка “Анри Картье-Брессон: искусство и фотография в Париже”. В состав экспозиции впервые включены не только фотографии, но и рисунки выдающегося фотографа XX века Анри Картье-Брессона, определившего пути развития современной фотографии. Выставка приурочена к столетию со дня рождения фотографа. Юрий Рост сказал о нем: “Анри Картье-Брессон - поразительное сочетание образованного художника (он учился живописи в мастерской А.Лота в двадцатые годы), высокой нравственности последовательного антифашиста (это проявилось в работах времен испанской войны и участии фотографа во французском Сопротивлении), Любви к человеку и понимания, что в реальном масштабе Времени и Пространства все люди достойны удивления и внимания. Все чудесны”. Надеюсь, представленные на этих страницах фотографии станут достойными продолжателями дела Картье-Брессона. Летопись XX века закончена – летопись века двадцать первого только начинается!

Комментариев нет: