26 янв. 2013 г.

Гамбургский балет в Чикаго

1 и 2 февраля в Чикаго впервые пройдут гастроли Гамбургского балета. Всемирно известная труппа представляет балет “Нижинский” в постановке Джона Ноймайера.

История балета в Гамбурге начинается с открытия в 1678 году оперного театра. Первыми спектаклями были балеты на музыку Ж.-Б.Люли и Г.Телемана. В 1738 году городская опера закрылась, но в город приезжали гастролирующие артисты, и наряду с операми и драматическими спектаклями обязательным “блюдом” были балеты. Так, в 1769 году вся городская знать посчитала своим долгом посетить балет “Дон Жуан” на музыку К.В.Глюка. В Гамбурге выступали лучшие балерины своего времени Мария Тальони, Люсиль Гран, Фанни Черрито, в городе работала австрийская балерина Катти Ланнер, несколько лет после выхода на пенсию жила Фанни Элслер. В конце XIX века репертуар гамбургской труппы составляли балеты “Коппелия” Л.Делиба, “Фея кукол” Й.Байера, сочинения представителей венской школы. Гамбургский балет долгое время считался всего лишь придатком к опере и оставался достаточно провинциальным явлением на танцевальной карте Европы. Положение не смогла исправить даже звезда танцевального авангарда двадцатых годов XX века Дора Хойер, возглавлявшая компанию с 1949 по 1951 годы. Все изменилось после 1959 года, когда генеральным менеджером Гамбургской государственной оперы стал Рольф Либерманн, а руководителем балетной труппы – Петер ван Дейк. Он начал постепенно выстраивать общую линию развития гамбургского балета. Уже к началу шестидесятых годов XX века гамбургская труппа первой из европейских танцевальных компаний стала включать в свой репертуар балеты Дж.Баланчина. В июне 1962 года в Гамбурге прошла официальная церемония празднования восьмидесятилетия со дня рождения Игоря Стравинского. Маэстро дирижировал премьерой композиций “Аполло”, “Орфей” и “Агон” в хореографии Баланчина. А с 1973 года в истории Гамбургского балета начался новый период - труппу возглавил один из ведущих балетмейстеров XX века Джон Ноймайер.

Родившийся в Милуоки (штат Висконсин) Ноймайер учился в Копенгагене и Лондонской королевской школе балета. Он начал свою творческую карьеру в качестве танцовщика, с 1963 по 1969 годы был солистом Штутгартского балета. Довольно скоро почувствовал интерес к хореографии и сам стал ставить балеты. С 1969 по 1973 годы Ноймайер возглавлял балетную труппу Франкфуртской оперы. В феврале 2009 года балетный мир отметил семидесятилетие хореографа, а летом этого года исполнится сорок лет пребывания Ноймайера на посту директора и главного балетмейстера Гамбургского балета. На счету Ноймайера более ста двадцати классических и современных балетов. Он – лауреат практически всех премий, существующих в области танца в разных странах, в том числе приза “Benois de la danse” - своеобразного балетного “Оскара”, учрежденного в России в 1991 году.

Под руководством Ноймайера Гамбургский балет стремительно ворвался в элиту мирового танца. Талант балетмейстера проявляется в яркой и всегда неожиданной трактовке классических произведений. Его “Лебединое озеро” проходит в зале суда безумного баварского короля Людвига Второго, а феерические танцы в Цикле Густава Малера поражают оригинальным прочтением и захватывают воображение даже завзятых балетоманов. Балет Ноймайера “Страсти по Матфею” начал свою жизнь в гамбургской церкви Святого Михаила, а сейчас во всем мире он известен как одна из визитных карточек компании. В репертуаре Гамбургской труппы – балеты по произведениям Шекспира: “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева, “Гамлет” М.Типпета, “Отелло” А.Пярта и А.Шнитке. Среди других амбициозных проектов Ноймайера – “Пер Гюнт” А.Шнитке,Русалочка” Л.Ауэрбах, “Liliom” М.Леграна, “Одиссея” Дж.Коропоса. Наряду с работами Ноймайера в репертуаре Гамбургского балета - спектакли Дж.Баланчина, Джона Кранко, Матса Эка (свою сенсационную “Спящую красавицу” в 1996 году шведский хореограф поставил именно в Гамбурге). Каждый год в своем театре Ноймайер проводит открытые репетиции, лекции, встречи со студентами. В конце каждого сезона в Гамбурге проходят Дни балета, на которых компания показывает свои лучшие спектакли. В 1989 году при Гамбургской государственной опере был открыт огромный Балетный центр (Ballettzentrum) с жилыми зданиями, студиями, репетиционными помещениями и школой-интернатом...

В Чикаго Гамбургский балет представляет спектакльНижинский”, посвященный судьбе великого русского танцовщика ХХ века. Спектакль этот по-настоящему авторский. Джон Ноймайер является не только хореографом, но и автором сценария, сценографом, художником по костюмам и свету, составителем музыкального ряда.

По его словам, легче сделать все самому, чем объяснить посторонним то сложнейшее переплетение ассоциаций, человеческих характеров и фантомов воображения, поэтических метафор и реалистических деталей, которое составляет плоть этого эпического повествования.

В одиннадцать лет Джон Ноймайер прочел биографию Вацлава Нижинского и с тех пор интересуется всем, что связано с ним: “У меня отношения с этой необыкновенной личностью длятся всю жизнь. Психологически я легко соотношу себя с ним. Я собираю статьи, журналы, в которых говорится о Нижинском. Мне всегда хотелось поставить балет о нем, но я относился к этому с огромной осторожностью. Мой балет - попытка создать портрет его души. Магия Нижинского - чудо. Само искусство танца было воплощено в этой фигуре. И рассказать об этом словами невозможно. Для этого нужен гений. А я рассказываю об этом средствами балета”.

Действие балета начинается и заканчивается 19 января 1919 года в зале отеля “Suvretta-Haus” швейцарского города Санкт-Мориц, где состоялось последнее публичное выступление Вацлава Нижинского. Там произошла, как он сам говорил, “свадьба с Богом”. А между этими двумя сценами разворачивается трагическая одиссея гениального безумца: от первых па в Императорском училище до событий Первой мировой войны. Средствами балета Ноймайер проводит нас по дорогам жизни Вацлава Нижинского, рассказывает о его взаимоотношениях с женой Ромолой, братом Станиславом, импресарио Сергеем Дягилевым. В балете использованы цитаты и прямые реминисценции из балетов “Русских сезонов” Сергея Дягилева. Костюмы и декорации частично основаны на рисунках Леона Бакста и Александра Бенуа.

В составе гамбургской труппы – восемьдесят человек, представляющие двадцать шесть стран, в том числе страны бывшего СССР. В партии Нижинского в Чикаго мы увидим одного из наших соотечественников – ведущего солиста гамбургской труппы Александра Рябко. В остальных партиях: Иван Урбан (Сергей Дягилев), Хелен Буше (Ромола), Алекс Мартинес (Станислав), Патриция Тихи (Бронислава), Эдвин Ревазов (отец Нижинского), Сильвия Аццони (Тамара Карсавина), Александр Труш (Леонид Мясин).

В спектакле звучат фрагменты из Прелюдии N20 Ф.Шопена, “Карнавала” Р.Шумана, Первой, Третьей и Четвертой частей “Шахерезады” Н.Римского-Корсакова, Третьей части Сонаты для альта и фортепиано и Одиннадцатой симфонии Д.Шостаковича.

Премьера балета, приуроченная к пятидесятилетию со дня смерти Вацлава Нижинского, состоялась в Гамбурге 2 июля 2000 года.

Длительность спектакля – 2 часа 40 минут с одним антрактом.

Выступления в Чикаго открывают гастрольный тур Гамбургского балета по городам США. После Чикаго труппа отправляется в Калифорнию. В планах – спектакли в городах Коста-Меса (8-10 февраля) и Сан-Франциско (13-19 февраля).

Гастроли Гамбургского балета вызывают повышенный интерес. Объявлено, что спектакль собирается посетить мэр Чикаго Рам Эмануэль. Так что приобретайте билеты заранее!

1-2 февраля, 7.30 pm. Harris Theater for Music and Dance in Millennium Park. 205 East Randolph Drive, Chicago, IL, 60601. Заказ билетов по телефону 312-334-7777, на сайте http://www.harristheaterchicago.org/ или в кассе театра.

Фотографии к статье:

Фото 1. Сцена из спектакля “Нижинский”

Фото 2. Джон Ноймайер

Фото 3. Сцена из спектакля “Нижинский”

Комментариев нет: