После Королевских театров – Национального и
Оперного – я приглашаю вас в совершенно другой мир – мир канадского режиссера Робера
Лепажа. В дни моего пребывания в Лондоне в Roundhouse Theatre шел его новый спектакль
“Игральные карты: пики” (“Playing Cards 1: SPADES”) – первая часть будущей
тетралогии. О режиссере и его спектакле – в этой статье.
Робер Лепаж – одна из определяющих фигур современного театра. Его каждая новая постановка вызывает бурю разнообразных эмоций: от полного неприятия до безоговорочного поклонения. Он работает в драматическом театре и цирке, с театром кабуки и китайской оперой, театром теней и вьетнамским кукольным театром на воде, играет в кино, ставит оперы, пишет сценарии, танцует с Сильви Гиллем, фонтанирует идеями и дразнит критиков своей полной непредсказуемостью. Уже в 1984 году первый спектакль Лепажа “Круговорот” (“Circulations”) получил престижную награду в Канаде, а следующий – “Трилогия Дракона” (“The Dragons’ Trilogy”) сделал его известным во всем мире. С 1989 по 1993 годы он был художественным руководителем Национального центра искусств в Оттаве, в 1997 году создал в Квебеке культурный центр La Caserne Dalhousie.
В 1992 году Лепаж стал первым представителем
Северной Америки, кому доверили поставить Шекспира (“Сон в летнюю ночь”) на
сцене Королевского национального театра Лондона. Не обошлось без скандала:
режиссер покрыл сцену театра таким количеством грязи, что зрителям первых рядов
выдавали специальные пластиковые плащи, чтобы они не запачкались. После
Шекспира Лепажу захотелось поработать в совершенно другом жанре, и в 1993 году
он поставил объехавшее весь мир эстрадное шоу Питера Габриэля “Секретный
мировой тур”. Преклоняющийся перед Лепажем певец описывает его как создателя
“театра для людей, которые не любят театр”.
Лепаж – основатель (1994 год) и бессменный
руководитель театра Ex Machina в Квебеке. (Это название происходит от выражения “deus ex machina”. В
античном театре выражение обозначало бога, появляющегося в развязке спектакля при
помощи специальных механизмов (например, “спускающегося с небес”) и решающего проблемы
героев. Это будет иметь отношение к спектаклю “Играющие карты: пики”, но об
этом - ниже.)
Имеющий свой театр Лепаж всегда с удовольствием
откликается на предложения со стороны. Так, в 2005 году, оставив на время
драматический театр, он отправился в Cirque du Soleil и создал, как говорят
критики, лучшее цирковое шоу всех времен и народов “KÀ”. Спустя пять лет он сделал с этой цирковой компанией еще один спектакль
“TOTEM”.
Лепаж чувствует себя комфортно и в оперном мире.
Последними оперными спектаклями режиссера стали тетралогия Р.Вагнера “Кольцо
нибелунгов” (2011 год) – самая дорогостоящая постановка в истории
Метрополитен-оперы - и опера английского композитора Томаса Адеса “Буря” (2012
год) там же, в МЕТе.
Каждая новая работа Лепажа привлекает к себе
огромное внимание, будь то восьмичасовой эпос “Липсинк” (“Lipsynch”, 2007), драма о противостоянии Запада и Востока “Голубой дракон” (“The Blue Dragon”, 2008) или танцевальная сага “Эонагата” (“Eonnagata”, 2009). Не стал исключением и новый спектакль мастера “Игральные карты:
пики”.
Пустая и круглая, как в цирке, сцена. Когда гаснет
свет, в центре возникают два светящихся табло с изображениями карт: пикового и
бубнового тузов. Потом вместо них появляется надпись “Joker”, и
начинается спектакль. Добро пожаловать в столицу Игры и Порока Лас-Вегас. Все
готово к “параду” героев.
Уверенный в себе бизнесмен Марк. Приехал на
пресс-конференцию. Игрок.
Красотка Габриэла. Приехала из Парижа по делам.
Пара французов-молодоженов из Квебека. Приехали в
Лас-Вегас на свадебную церемонию. Церемонию проводит двойник Элвиса Пресли. Все
происходящее их явно раздражает, но они терпят.
Элегантный мужчина. Живет в Лас-Вегасе.
Действие спектакля происходит в 2003 году. В одном
из эпизодов Джордж Буш по телевидению объявляет о начале войны в Ираке.
Телевизор установлен в служебном помещении одного из казино, где работают
иммигранты (нелегальные – как мы потом узнаем) из Мексики. Речь Буша проходит
на фоне их жаркого спора. Одна горничная все время падает в обморок и
подозревает у себя что-то нехорошее, но на предложение вызвать врача приходит в
ужас: “Только не это, я прошу вас!” Лучше умереть, чем вызвать врача, - ведь
она нелегалка, и официальный вызов врача грозит ей депортацией.
Пока в Лас-Вегасе проигрывают деньги, в невадской
пустыне новобранцев готовят к вторжению в Ирак. Мы знакомимся замкнутым
датчанином Хоглером и жизнерадостным испанцем Риккардо. Садист-сержант, муштра,
нелепые приказы... – все как в обычной армии. Только нам всячески подчеркивают,
что это учебка перед боем и скоро этих солдат пошлют в Ирак убивать людей...
Вскоре сюжетные линии основных героев спектакля
пересекутся. Габриэла встретится с Марком, пара французов после свадьбы,
которую провел двойник Элвиса Пресли (все, как они хотели!), познакомится с тем
самым элегантным мужчиной, и новобрачная изменит с ним скучному
мужу-математику, горничная, украв деньги, сходит, наконец, к врачу и узнает,
что ничего страшного с ней не происходит... Герои спектакля отчаянно
сопротивляются невзгодам, но силы неравны, и хэппи-энда ни у кого не
случается.
Лепаж говорит: “Начиная игру, артист должен забыть
предвзятые представления о своем ремесле. Так же, как и акробаты должны быть открыты
сценическому искусству, актеры должны быть готовы к новому и выводить игру на совершенно
иной уровень”. И еще одна цитата из Лепажа: “Говорят, что актерские эмоции на
сцене должны быть подлинными. Это не так: эмоции должны быть в зале, среди
зрителей. Потому что часто эмоции, которые с лихвой присутствуют на сцене,
отсутствуют в зрительном зале. В результате актеры страдают, а публике скучно.
Мне хотелось бы, чтобы было наоборот”.
Актеры Лепажа хорошо усвоили уроки мастера. В
“...пиках” заняты шесть актеров: Сильвио Арриола, Нурия Гарсия, Тони Гуйлфойл,
Мартин Хаберстро, Софи Мартин, Роберто Мори. Каждый играет по несколько ролей и
делает это превосходно. Актеры вместе с режиссером являются соавторами
спектакля.
Процесс создания “Игральных карт” начинался так.
Лепаж попросил актеров выйти на сцену, сесть за стол и... сыграть в карты. А
дальше пошла импровизация. В качестве сцены сразу было выбрано казино. Режиссер
рассказывает: “Лас-Вегас – это ведь модель мира в миниатюре, своего рода огромный
парк, выросший на основных культурных достижениях человечества: подделка Эйфелевой башни
и египетских пирамид, симулякр Парижа, имитация гондолы и итальянской деревни.
А еще Лас-Вегас – город-оазис, город в центре пустыни”. Лепаж
с актерами продолжали импровизировать. “Вокруг города американские вооруженные силы создали много военных
баз и подобие иракской деревни. В ней солдаты коалиции тренируются во время
войны в Персидском заливе, а на выходные ездят отдыхать в Лас-Вегас.”
Постепенно стали оживать другие характеры: работники отелей (часто –
нелегальные иммигранты), люди, живущие в городе, и те, кто приезжают в город,
чтобы сходить на шоу или провести время в бассейне, люди, которые участвуют в
конференциях, влюбляются или платят двадцать пять долларов, чтобы пройти
бракосочетание с ведущим – двойником Пресли. Постепенно вырисовались контуры
спектакля...
Робер Лепаж всегда славился умением рассказать
Историю. В данном случае, как мне кажется, его подвела излишняя
политизированность. Спектакль этот не просто антивоенный или антиамериканский –
я бы назвал его антибуржуазным и насквозь
идеологичным. При этом герои, говорящие на испанском и
французском языках, должны, по мысли режиссера, вызывать симпатию и сочувствие.
А англоязычные персонажи (в основном, американцы) все как один погрязли в
пороке.
Вынужденная пойти на кражу денег горничная говорит
в свое оправдание: “Есть такая болезнь: “Нужда”. Она страшнее, чем рак,
страшнее всего”. А в следующей сцене нам
опять показывают Лас-Вегас. “Cash out”, “Win”, бегающие знаки долларов, “Super Jackpot”, “777”, “Insert Coin”. Вот он, дикий мир капитала, вот он - исчадие ада Лас-Вегас. Мелькают цифры
выигрышей, люди просаживают состояния, а где-то рядом рушатся судьбы и гибнут
люди. Об этом же слоган спектакля: “Пока на Багдад падают бомбы, Лас-Вегас
играет”.
От режиссера уровня Лепажа ожидаешь
большего, чем банальностей типа “война - это плохо” и “отсутствие социальных
гарантий - это плохо”. В качестве большего в “...картах” предлагается круговая
сцена и, как следствие, иной способ сценического пространства. Вот это
становится наиболее притягивающим звеном спектакля. Вот об этом стоит
поговорить.
Итак, пустая и круглая сцена. Нет ни кулис, ни
занавеса, ни декораций. Неожиданно, из-под сцены, из люков и отверстий, как deus ex machina,
возникают не только актеры, но и реквизит, декорации: двери, кресла, солдатские
кровати, диван в гостиничном номере, барная стойка, бассейн. Робер Лепаж
говорит: “Я хочу рассказать историю мира – универсальную историю, и для этого
мне нужно пространство не просто круговое, но сферическое. Вы знаете, что
меняется, когда думаешь о сферическом пространстве? Начинаешь думать, как
включить в действие потолок! Все жесты, движения, объекты требуют образов в
трех измерениях. В этом плане мне ближе цирковое пространство, где истории
рассказаны в вертикальной плоскости: человечество плетет свою историю в
середине, его мечты находятся наверху, демоны и страхи – внизу. Вместо
использования одной комнаты, в которой герои говорят банальности в одном
измерении (горизонтальный стиль), я вывожу их из рая и ада и представляю их
жизнь физически через направление их выхода к зрителям. Работая с мифами, ты
получаешь целый новый словарь, близкий к миру Таро (“тайному знанию”) и миру
грез. Это заставляет вас придумывать ситуации, где люди и объекты прилетают
сверху и приземляются на сцене или выпрыгивают из-под пола. Параметры сцены
заставляют работать другой тип поэтического воображения, выраженный другим
сценическим языком”.
Дизайнеру сцены Джину Хэзелу Лепаж поставил задачу
разработать схему приспособлений под сценой. В итоге получилась сложная
конструкция с тридцатью шестью люками и общим весом в шесть тонн: платформа с
люками, движущиеся лестницы, по которым актеры выходят и уходят, поднимающиеся
и опускающиеся двери, коридоры, где актеры сидят на низких стульях. У каждого
актера – своя небольшая зона, “кусок пирога”, как говорит Лепаж, где он может
скрыться в ожидании следующего выхода. Лепаж говорит, что давно хотел сделать
подобного рода спектакль: “В XX веке театры подражали кинотеатрам, используя
горизонтальный способ рассказа истории. В результате мы оказались в ловушке
заданного формата. Обычное театральное пространство имеет некоторые
достоинства, но я чувствую, что оно сковывает ощущения зрителя как части более
широкого целого. В кино зритель чувствует свою сопричастность только с героями
на экране. В театре ощущение аудитории меняет все. Я начал интересоваться,
может ли круговая сцена заставить зрителя по-новому взглянуть на происходящие
на ней события”.
Лепаж всегда находится в авангарде мирового театрального
процесса, жадно впитывая новейшие технологии и используя их в своих спектаклях.
Художественная концепция “Игральных карт” придумывалась Лепажем исходя из
возможностей сцены. В Лондоне этим требованиям удовлетворяет Roundhouse Theatre. В
мире таких театров пока девять. Кроме лондонского, это - La Comete
(Шалон-ан-Шампань, Франция), Teatro Circo Price (Мадрид, Испания), Ostre Gasvark Teater (Копенгаген, Дания),
Хорватская ассоциация артистов (Загреб, Хорватия), La Tohu
(Монреаль, Канада), Cirque Jules Verne (Амьен, Франция), Cirque-Theatre
(Эльбеф, Франция), La Coupole (Париж), Piccolo Teatro (Милан, Италия), Gasklockorna (Гавле, Швеция), Westergasfabriek (Амстердам, Нидерланды).
Американских театров пока в этом списке нет, хотя некоторые сценические
площадки при необходимости вполне могут быть перестроены и превращены в
круговые. В Чикаго такими возможностями обладает зал Lookingglass Theatre.
Год назад десять “круглых” театров объединились в единую
сеть “360 Network” с таким расчетом, чтобы спектакли, сделанные для любого из них, могли
играться на остальных сценах. Первым опытом подобного рода и стал спектакль
Лепажа.
Идеи Лепажа, безусловно, интересны, но на практике
все оказывается не так красиво, как на словах. Объемная конструкция под сценой
работает своей жизнью, а сидящий сверху зритель видит героев, высовывающихся по
пояс из своих люков, произносящих монологи и исчезающих куда-то вниз. Это
любопытно первые пятнадцать минут – потом это надоедает. К тому же, не могу
сказать, что мне нравится, когда целая сцена играется спиной ко мне, а
поскольку сцена круглая, актеры неминуемо оказываются к кому-то спиной. И в
этот момент для меня слабым утешением является мысль о том, что в следующую минуту
круг сцены повернется и я увижу лица актеров.
Конструктивистские игры Лепажа интересны, в
основном, ему самому и его актерам. То, что замечательно работает в цирке,
утомляет и несколько раздражает в драматическом театре.
Первая часть тетралогии была посвящена войне. Само
слово “SPADES” - “пика” или “меч” - относится к оружию войны. Впереди нас ждут три
части, и, как обещал режиссер, в каждой будут свои особенности. Уже начата
работа над второй частью “Сердца” (“HEARTS”). Тема будущего спектакля –
любовь, действие будет происходить в Париже. Остальные две части – “Алмазы” (“DIAMONDS”) и “Трефы” (“CLUBS”). Посмотрим, куда двинется Лепаж дальше и какими
новыми открытиями он захочет с нами поделиться.
Драматург спектакля “Игральные карты: пики” –
Питер Бурман. Композитор – Филипп Бахман. Он является директором театра La Comete в
городе Шалон-ан-Шампань и инициатором союза “360 Network”. Спектакль “Игральные
карты: пики” идет на английском, французском, испанском языках с английскими
субтитрами.
Nota bene! До 14 апреля 2013 года спектакль Робера Лепажа
“Игральные карты: пики” можно увидеть в Париже в театре “Odeon – Theatre de l’Europe”.
Заказ билетов на сайте www.theatre-odeon.eu/. Российская премьера спектакля состоится летом 2013 года
в Москве в рамках XI Международного театрального фестиваля имени А.Чехова. Спектакль будет сыгран в
помещении Цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре.
Фотографии к статье:
Фото 1. Робер Лепаж. Фото Джули Перре
Фото 2. Сцена из спектакля “Игральные
карты: пики”. Фото Дэвида Левена
Фото 3. Нурия Гарсия и Мартин Хаберстро в
спектакле “Игральные карты: пики”. Фото Дэвида Левена
Фото 4. Нурия Гарсия и Тони Гуйлфойл в спектакле
“Игральные карты: пики”. Фото Дэвида Левена
Фото 5. Тони Гуйлфойл и Мартин Хаберстро в
спектакле “Игральные карты: пики”. Фото Дэвида Левена
Комментариев нет:
Отправить комментарий