С 7 по 10 июня в Норсбруке (Northbrook, пригород Чикаго) состоится Седьмой международный фестиваль камерной музыки (North Shore Chamber Music Festival). Фестиваль был создан в 2011 году по инициативе скрипача-виртуоза Вадима Глузмана (он является художественным руководителем фестиваля) и его жены, пианистки Анжелы Иоффе (она занимает пост исполнительного директора). За прошедшие годы фестиваль превратился в крупное культурное событие не только для Чикаго и пригородов, но и для всего Среднего Запада.
Газета Chicago Tribune назвала фестиваль “большим международным событием”, а Chicago Classical Review - “событием, которое нельзя пропустить”. В течение первых пяти лет концерты фестиваля посетили более шести тысяч пятисот человек из Чикаго и пригородов.
На V фестивале в 2015 году был основан Фонд имени Аркадия Фомина (Arkady Fomin Scholarship Fund) - замечательного музыканта, художественного руководителя Новой консерватории в Далласе и Conservatory Music в Дуранго (Колорадо), основателя проходящего в Колорадо Горного фестиваля (Mountains Festival). Фомин был педагогом Вадима Глузмана. Вадим отзывается о нем с неизменной теплотой и уважением. Задача фонда – поддержка молодых дарований. Вадим говорит: “Мы предоставляем юным музыкантам стипендии, они получают возможность поработать с опытными солистами”. В фестивале 2015 года приняли участие тринадцатилетние скрипачки Маша Лакисова и Элли Чой (Haag/Galvin Young Artists). С более старшими коллегами-музыкантами они с блеском исполнили “Времена года” и Концерт для четырех скрипок Антонио Вивальди. Лауреат Фонда 2016 года - виолончелист Даниэль Калер. Он родился в Вилметте, закончил New Trier High School. В 2006 году участвовал в программе “America's Got Talent” на канале NBC. В настоящее время учится в Институте музыки в Кливленде.
Лауреат Фонда имени Фомина 2017 года - семнадцатилетний скрипач Джошуа Браун. Он завоевал уже несколько международных премий, в том числе Приз зрительских симпатий на IX Международном конкурсе Чайковского для молодых музыкантов. В настоящее время Джошуа учится в Музыкальном институте Чикаго у педагогов Алмиты и Роландо Вамос.
В этом году на фестивале дебютируют Струнный квартет ”Escher” (Нью-Йорк) и Камерный оркестр ProMusica (Колумбус, Огайо) под управлением музыкального руководителя, австрийского маэстро Давида Данцмайра. Недавно он занял пост главного дирижера Загребского филармонического оркестра. В Чикаго дирижера хорошо знают: он дирижировал Civic Orchestra, несколько лет был музыкальным руководителем Иллинойского филармонического оркестра.
В концертах фестиваля участвуют музыканты Чикагского симфонического оркестра, концертмейстеры секций контрабасов и фаготов Александр Ханна и Кайт Банке.
От признанных классических шедевров Моцарта, Бетховена, Брамса до музыки Стравинского, редко исполняемого произведения чешского композитора Вилема Тауски и мировой премьеры трио Адама Неймана - первого произведения, написанного по заказу фестиваля, - предстоящий фестиваль будет интересен как знающим меломанам, так и неискушенным любителям музыки. Перед вами – некоторые подробности предстоящих концертов.
7 июня, 7.30 pm. Концерт открытия фестиваля называется “История солдата”. В программе: Первый струнный квартет Л.ван Бетховена (исполнители: Струнный квартет ”Escher” в составе: Адам Барнетт-Харт, скрипка; Аарон Бойд, скрипка; Пьер Лапойнт, альт; Брук Спелтц, виолончель), “История солдата” И.Стравинского (исполнители: Вадим Глузман, скрипка; Александр Ханна, контрабас; Илья Штеренберг, кларнет; Кайт Банке, фагот; Калеб Хадсон, труба; Шахар Исраэль, тромбон; Синтия Йе, перкуссин; Генри Фогель, ведущий; Рей Фривен, Черт; Давид Данцмайр, дирижер).
“История солдата” Игоря Стравинского - “сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая, в двух частях, для чтеца, двух артистов (Солдат и Черт), мимической роли (Принцесса), кларнета, фагота, тромбона, ударных, скрипки и контрабаса”. В основе произведения - русская народная сказка из сборника Афанасьева, переложенная либреттистом Шарлем Рамю. В “Диалогах” Стравинского читаем: “Сюжет я обнаружил в одной из сказок Афанасьева о солдате и черте... Афанасьев собрал свои рассказы среди крестьян-рекрутов русско-турецкой войны. Однако мой замысел состоял в том, чтобы отнести нашу пьесу к любой эпохе, ко многим национальностям и ни к одной в отдельности... Названия местности также были вымышлены, они должны были меняться в зависимости от места, где давался спектакль. Я по-прежнему поощряю постановщиков в придании спектаклю локального колорита...”
Стравинский сочинил “Историю солдата” в 1918 году, обозначив переход от балетной к театральной фазе своего творчества. Этот переход композитору пришлось сделать не по своей воле. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Спасаясь от большевиков, Стравинский приехал в Швейцарию, где и воплотил свой замысел. Он рассчитывал ездить с представлением по деревням и показать его по всей Швейцарии, однако вскоре после премьеры в Европе вспыхнула эпидемия испанского гриппа. Стравинский заболел, и гастроли по стране отменились.
На репетициях “Истории солдата” Стравинский вновь встретился со швейцарским дирижером Эрнестом Ансерме. Именно по рекомендации композитора в 1915 году Ансерме стал главным дирижером Русского балета Дягилева и гастролировал с ним во многих странах мира. В будущем он часто оказывался первым исполнителем произведений Стравинского. Премьера “Истории солдата” состоялась в Лозанне 28 сентября 1918 года.
Замечательна музыка Игоря Стравинского! Обыгрывание русских народных песен и мелодий объединяется в “Истории...” с маршем, вальсом, танго, фокстротом, регтаймом и... джазом. Стравинский был под впечатлением новой необычной музыки. Он писал: “Джаз означал совершенно новое звучание моей музыки, и “История солдата” отмечает окончательный разрыв с русской оркестровой школой, на которой я был воспитан...”
В Чикаго “История солдата” исполнялась на фестивале в Равинии в 2009 году вместе с пьесой Курта Вайля и Бертольта Брехта “Зонгшпиль Махагони”. Мы увидели настоящий драматический спектакль, в котором “солировал” камерный ансамбль Чикагского симфонического оркестра под управлением тогдашнего музыкального руководителя фестиваля Джеймса Конлона. Уверен, новое исполнение “Истории солдата” будет не менее захватывающим.
9 июня, 6.00 pm. “Новое поколение” представляет... Концерт музыкантов Betty Haag Academy of Music, Roosevelt University и лауреата Фонда Фомина 2017 года Джошуа Брауна. Вход свободный для обладателей билетов на концерт в 7.30 pm.
9 июня, 7.30 pm. Концерт называется “Brahms - the Philosopher, the Gypsy”. В программе: Квинтет си минор И.Брамса для кларнета (Илья Штеренберг, кларнет; Струнный квартет “Escher”), мировая премьера Трио для скрипки, кларнета и фортепиано Адама Неймана (Вадим Глузман, скрипка; Илья Штеренберг, кларнет; Анжела Иоффе, фортепиано), Фортепианный квартет соль минор И.Брамса (Адам Нейман, фортепиано; Вадим Глузман, скрипка; Пол Нойбауэр, альт; Брук Спелц, виолончель). Финал этого квартета “Rondo alla Zingara“ - Цыганское рондо - никого не оставит равнодушным. Вечер завершится исполнением традиционной цыганской музыки.
10 июня, 6.00 pm. Беседа со зрителями “Мир музыки - вчера и сегодня”. В беседе принимают участие бывший президент ЧСО (он занимал этот пост на протяжении восемнадцати лет) и Лиги американских оркестров, декан, профессор Roosevelt University Генри Фогель, художественный руководитель фестиваля Вадим Глузман и Director of Artistic Planning, Orpheus Chamber Orchestra (Нью-Йорк) Майкл Волперт. Вход свободный для обладателей билетов на концерт в 7.30 pm.
10 июня, 7.30 pm. Финальный концерт фестиваля “A Mostly Mozart Gala”. В программе: Рондо для скрипки и оркестра до мажор В.А.Моцарта (Джошуа Браун, скрипка; камерный оркестр ProMusica, Давид Данцмайр, дирижер), Двадцать девятая симфония В.А.Моцарта ля мажор (камерный оркестр ProMusica, Давид Данцмайр, дирижер), “Ковентри: медитация для струнных” Вилема Тауски (камерный оркестр ProMusica, Давид Данцмайр, дирижер), Концертная симфония ми бемоль мажор В.А.Моцарта (Вадим Глузман, скрипка; Пол Нойбауэр, альт; камерный оркестр ProMusica, Давид Данцмайр, дирижер).
Как это было и в прошлые годы, фестиваль заново открывает забытые имена и произведения. “Изюминкой” этого концерта станет пьеса “Ковентри: медитация для струнных” чешского композитора Вилема Тауски (1910-2004). Ковентри - город в Великобритании, в 1940 году переживший серию бомбардировок со стороны фашистской Германии. Погибли сотни горожан, тысячи семей остались без крова. Разрушения оказались настолько огромными, что немецкий язык вскоре пополнился глаголом “кoventrieren“ - “сравнять с землей“, а черная страница в истории города вошла в историю под названием “Ковентри-блиц“.
Вилем Тауски лично пережил последствия блицкрига в Ковентри. Он родился и вырос в Чехии, работал в Опере Брно и в возрасте девятнадцати лет уже дирижировал “Турандот“. Спасаясь от нацистов, композитор бежал в 1939 году сначала в Париж, а затем в Великобританию, где записался добровольцем в Армию Чехии в изгнании. На следующий день после воздушного налета на Ковентри он с отрядом солдат прибыл в этот город, чтобы расчистить завалы и помочь выжившим. Мужество людей вдохновили Тауски написать “Медитацию...“. Позднее он скажет: “Нас послали в Ковентри, но города не было. Мы увидели только стоящую на ночном небе башню старого собора. С лежащими телами и пылающим огнем башня высилась, как символ надежды“.
Произведение “Ковентри: медитация для струнных” было написано Тауски в 1941 году для струнного квартета и впервые исполнено во время традиционных дневных концертов в Национальной галерее Лондона. В Ковентри премьера сочинения состоялась 11 ноября 2000 года на концерте в честь Дня памяти павших в исполнении Квартета Мартину (Martinu Quartet). Позже Тауски аранжировал это сочинение для струнного оркестра. Премьера новой версии прозвучала в исполнении Камерного оркестра Северной Богемии в чешском городе Усти-над-Лабем. Именно эту версию мы услышим на фестивале.
Nota bene! Концерты VII Международного музыкального фестиваля камерной музыки пройдут 7, 9 и 10 июня в помещении Village PresbyterianChurch по адресу: 1300 Shermer Road, Northbrook, IL 60062. $30-$50/$15 для студентов, скидка 20% для пожилых людей. Билеты можно приобрести по телефону 847-370-3984, электронной почте office@nscmf.org, почте (North Shore Chamber Music Festival, P.O. Box 85, Northbrook, IL 60065) и на сайте www.nscmf.org, на котором вы также найдете подробную информацию об истории создания фестиваля и предстоящих концертах. Встретимся на фестивале!
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО фестиваля
Фото 2-6. Вадим Глузман. Фото – Марко Борггрев
Фото 7. Вадим Глузман и Анжела Иоффе. Фото – Леонард Бельский
Фото 8. Анжела Иоффе. Фото - Леонард Бельский
Фото 9. На концерте фестиваля. Фото - Леонард Бельский
Комментариев нет:
Отправить комментарий