9 октября в Steppenwolf Theatre состоялся
вечер памяти многолетнего (с 1995 по 2015 годы) художественного руководителя театра, актрисы Марты
Лейви (1957-2017). С ее именем связаны все успехи театра двух последних десятилетий, в том
числе триумф спектакля “Август: графство Осейдж” на Бродвее, девять премий
“Тони”, Пулитцеровская премия, создание Театральной школы (School at Steppenwolf) и новой сцены театра (Garage Theater). Под руководством Марты Лейви труппа театра была
удвоена. В ней появились драматурги Трейси Леттс и Тарелл Элвин Маккрени,
актеры Алана Аренаса, Кейт Аррингтон, Иан Барфорд, Уильям Петерсен и нынешний
художественный руководитель Анна Шапиро. Сегодня в штате театра - сорок девять
человек.
Выступавшие на вечере друзья и коллеги Марты Лейви отмечали прежде всего ее
преданность театру. Актер Джефф Перри сказал, что
лидерские качества Марты проявились с первого же дня, когда она появилась в
театре. Всего через два года, в 1995 году, она была назначена на пост
руководителя. “Мы быстро поняли, что Марта справится”, - добавил Перри. О
лидерских качествах Марты говорил исполнительный директор Steppenwolf Дэвид
Шмитц. Вот еще несколько цитат из выступлений коллег и друзей Марты.
Один из основателей театра Терри
Кинни: “Марта привела нас на
театральную карту страны в новом качестве”.
Художественный руководитель
Steppenwolf Theatre Анна Шапиро: “Вместе с основателями театра Гэри Синизом,
Терри Кинни и Джеффом Перри Марта действительно стремилась, чтобы Steppenwolf
стал домом для писателей.
Рождение новых пьес стало для нее
столь же важным, как и работа с актерами”.
Актер Бен Камерон: “Благодаря Лейви Steppenwolf Theatre
возродился после того, как актеры-основатели театра перебрались в Голливуд”.
Драматург Брюс Норрис: “Марта была полностью
сосредоточена на постановках в Чикаго. Временами ей было тяжело, в девяностых
она боролась с анорексией. Она всегда говорила мне: “Эй, парень, я нахожусь на
самом раннем этапе”. Она максимально использовала отведенное ей время”.
Энди Уайт из Lookingglass Theater вспомнил ее
пронизывающий взгляд, а коллега Курт Коламбус назвал стиль актрисы
“интеллектуально отточенным”.
Семью Марты представляла ее старшая сестра Мишель,
которая сказала: “Мы прощаемся с Мартой в окружении людей, которых она любила”.
Марту Лейви боялись, к ней прислушивались, ее
уважали... За глаза называли “мамой”. Я встречался с Мартой всего один раз - 18
августа 2014 года, за месяц до открытия юбилейного, сорокового сезона. По
лестнице навстречу мне быстрым шагом поднялась невысокая женщина в элегантном
шарфике (она их обожала и носила все время), пригласила в комнату, и началась
беседа.
Марта Лейви родилась в городе Лоуренс, штат
Канзас. По ее словам, это место не сильно повлияло на ее мировоззрение. Мама
Марты вспоминала, что девочка с детства любила театр, ставила спектакли в
подвале дома. В школе Марта посещала класс драматического искусства и уже тогда
мечтала стать актрисой. Один из ее учителей подал идею получить театральное
образование в Северо-Западном университете. Так Марта оказалась в Чикаго.
Я спросил актрису, как началось ее сотрудничество
с театром Steppenwolf.
-
В 1980 году я впервые увидела спектакль театра. Он
назывался “Спокойной ночи, Грейси” (“Say Goodnight, Gracie”).
Режиссер был Остин Пендлтон. Там играли несколько актеров, в том числе – Джон
Малкович. Я подумала, какой я была бы счастливой, если бы мне довелось сыграть
с ТАКИМ актером?! Вскоре после этого я окончила Северо-Западный университет по
специальности “театр” и стала заниматься в актерской студии при Steppenwolf Theatre. Моим
педагогом был Малкович. В 1981 году он ставил в студии спектакль “Дикари” по
пьесе Кристофера Хэмптона. Там шла речь о колониализме в Южной Америке, и
Малковичу нужны были актеры – исполнители ролей индейцев. Мы с моим сокурсником
сыграли эти роли. Таким было мое введение в жизнь театра, ставшего для меня
родным. Я была счастлива, любила актеров, полна энтузиазма и желания
работать...
-
Какие ваши актерские работы вы бы хотели выделить?
-
Я вспоминаю работу в спектакле “Дядя Дэн и Лемон”
(“Aunt Dan and Lemon”) по
пьесе Уоллеса Шона (сезон 1986-87 годов) в постановке Фрэнка Галати. В Goodman Theatre Галати
ставил спектакль “Зимняя сказка” по Шекспиру...
Марта задумалась и добавила:
-
Трудно выделить что-то одно. Я просто люблю
играть...
-
Художественный руководитель театра – тоже ваша
роль?
-
Это серьезная роль. Все произошло само собой. В
1993 году я писала кандидатскую диссертацию в Северо-Западном университете,
когда меня пригласили стать членом труппы театра. Спустя два года освободилось
место руководителя, и выбор пал на меня. Это было коллективное решение
отцов-основателей и труппы.
-
Ваш театр гораздо ближе русскому психологическому
театру, чем многие другие театры Америки...
-
Для меня много значит имя Чехова. Несколько лет
назад мы ставили “Три сестры”, до этого – “Вишневый сад”, еще раньше на сцене
театра шел “Дядя Ваня”... Чехов выхватывает для нас определенные моменты жизни.
Он показывает, исследует поведение человека, которое трудно понять с точки
зрения рациональной логики. Для этого существует другая, эмоциональная логика,
и она оставляет в нас глубокий след. Такая логика принимает иррациональность
поступков. Чехов – автор очень привлекательный для нашего ансамбля. При этом,
как известно, он – “спинной мозг” американской театральной традиции.
-
Без мюзиклов, без внешне привлекательных эффектов,
без заигрывания с публикой - и при этом зал театра всегда полон. Поделитесь
секретом: как вы умудряетесь удерживать интерес к театру?
-
Это нелегко. Я не знаю ответа на этот вопрос. Мы
ставим пьесы, которые интересны нашему зрителю. Со зрителем очень важно
поддерживать диалог. После каждого спектакля мы проводим беседы, обсуждаем
увиденное. Нам важна зрительская оценка.
-
Что значит театр для вас?
-
Театр - важная часть моей жизни. Играть,
перевоплощаться в разных персонажей, видеть, как люди смеются, плачут,
чувствовать зрительный зал – это высший дар, доступный творческому человеку.
“Дуайен” труппы, Марта Лейви всегда была, по
словам режиссера Эми Мортон, “последней инстанцией” театра. Когда я спросил ее
о любимых драматургах, она упомянула Трейси Леттса и Брюса Норриса, когда
заговорил об актерах – вспомнила Джона Малковича, Джона Махони, Яна Барфорда.
Марта любила своих коллег, людей, с которыми работала вместе. Больше всего меня
поразили ее горящие глаза и увлеченность, с которой она рассказывала о театре.
Она любила Steppenwolf и была предана ему всю жизнь. Сегодня ее имя
увековечено в табличке на участке Halsted Street рядом с родным театром - местом,
где прошли лучшие годы ее жизни.
Сорок второй сезон Steppenwolf Theatre начался с драмы “The Rembrandt” по пьесе Джессики Дики в постановке Халли Гордон с Френсисом Гинаном и
Джоном Махони в главных ролях. На малой сцене театра в эти дни идет спектакль “Суровое
испытание” (“The Crucible”) по пьесе Артура Миллера 1952 года. Режиссер -
Джонатан Берри. В ролях: Ави Рок, Эчака Агба, Ларри Балдаччи, Тейлор Блим, Эрик
Хеллман.
В основе спектакля -
историческое событие, вошедшее в историю под названием “Суд над салемскими
ведьмами”.
1692 год. Городок Салем, штат
Массачусетс. Абигаль Уильямс, влюбленная в женатого мужчину Джона Проктора,
хочет приворожить его. С девушками-подругами она идет в лес и по совету одной
из них - Титубы - пьет кровь курицы. По городку распространяется слух, что в
девушек вселился дьявол. Абигаль рассказывает, что все беды от Титубы. Под
пытками бедная девушка признается, что она подчиняется Сатане, но настоящие
беды не от нее, а от настоящих ведьм. В свою очередь Абигаль доносит на жену
своего любимого, и ее тут же арестовывают. “Вирус” доносительства стремительно
захватывает городок. Спасти невиновных может только сам Джон...
Это были страшные времена для
Салема. В период с февраля 1692 по май 1693 годов по обвинению в колдовстве повесили девятнадцать человек, один мужчина был раздавлен камнями и около двухсот
человек посадили в тюрьму.
Работая над пьесой, Артур
Миллер меньше всего думал об историчности персонажей. В аллегорической форме он
представил нравы, царившие в Америке эпохи маккартизма и “охоты на ведьм”. (Сам
термин “охота на ведьм” отсылает нас к процессу в Салеме.) Миллер показывает,
до каких пределов могут дойти поиски врагов, манипулирование общественным
мнением и отсутствие независимого мышления. К несчастью, эти темы остаются
актуальными и сегодня как в Америке, так и в России.
Драматургия Миллера оказалась в
эти дни востребованной в Чикаго. Одновременно с “Суровым испытанием” в Goodman Theatre с успехом идет спектакль “Вид с моста” по пьесе Миллера
1955 года.
В дальнейших планах Steppenwolf Theatre - политическая сатира “The Minutes“ по пьесе Трейси Леттса в
постановке Анны Шапиро с Яном Барфордом, Френсисом Гинаном и Тимом Хоппером в
главных ролях (9 ноября - 31 декабря 2017 года, мировая премьера, Downstairs Theatre). Это
- седьмая пьеса Леттса, премьера которой проходит на сцене театра, и пятая
совместная работа автора с режиссером Анной Шапиро.
Комментируя выбор репертуара,
художественный руководитель театра Анна Шапиро сказала: “С пьесами, наполненными юмором и оптимизмом, непочтительностью по отношению
к политикам и самоанализом, наш театр готов продолжать работу, которую он
делает с момента основания. Мы планируем быть жизненно важным, вдохновляющим
культурным центром города и страны. Чикаго и Америка нуждаются в нас сейчас
больше, чем когда-либо“.
Я думаю, Марта Лейви подписалась бы под этими словами.
Nota bene! Заказ билетов на все спектакли Steppenwolf Theatre сезона 2017-18 годов - по телефону 312-335-1650, на сайте http://www.steppenwolf.org/ или в кассе театра по адресу: 1650 North Halsted Street, Chicago, IL 60614.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Steppenwolf Theatre (Сверху
статьи)
Фото 2. Марта Лейви в зале Steppenwolf Theatre. Фото
– Джоэль Мурман
Фото 3. Мемориальная надпись “Путь Марты Лейви” на
Halsted Street. Фото
– Джоэл Мурман
Фото 4. Трейси Леттс на вечере памяти Марты Лейви
в Steppenwolf Theatre 9
октября 2017 года. Фото – Майкл Бросилоу
Фото 5. Анна Шапиро на вечере памяти Марты Лейви в
Steppenwolf Theatre 9
октября 2017 года. Фото – Майкл Бросилоу
Фото 6. Эмблема Steppenwolf Theatre на
здании театра. Фото – Кайл Флабекер
Комментариев нет:
Отправить комментарий