3 и 4 марта впервые в Чикаго выступит Балет Монте-Карло (Les Ballets de Monte-Carlo). Национальная балетная
компания Монако покажет жемчужину мирового балетного искусства - балет Петра
Ильича Чайковского “Спящая красавица” (“Sleeping Beauty (La Belle)”).
Говорят, что именно после просмотра “Спящей красавицы” в Большом театре
балетоманом стал русский художник Александр Бенуа. По изяществу и разнообразию
танцев, по мелодичности музыки этот балет не имеет себе равных. “Спящая
красавица” - сокровищница хореографических шедевров. Каждый спектакль открывает
что-то новое, на каждом спектакле Аврора просыпается к новой жизни...
Премьера балета в постановке Мариуса Петипа состоялась в Мариинском театре
3 января 1890 года. “Спящая...” сразу завоевала всемирную популярность. Сколько
постановок было за это время - классических и современных, традиционных и
скандальных, детских и только мужских!.. Труппа из Монте-Карло привозит в
Чикаго нашумевшую постановку своего художественного руководителя Жана-Кристофа
Майо.
Майо создал не просто новую “Спящую красавицу”. Он
придумал чувственный и немного
ироничный балетный язык, в котором сказочный сюжет Шарля Перро выглядит вполне
естественно. Отсюда название – “La Belle”, “Красавица”. В новой версии не принц своим поцелуем пробуждает к жизни
спящую красавицу, а красавица, проснувшись через сто лет, дарит поцелуй тому
мужчине, которого полюбила.
А начинается все с того, что принцесса, проклятая злобной
феей Карабос, как маленький ребенок, порезала пальчик и погрузилась в глубокий
сон. Принц, живущий, по версии Майо, в соседнем дворце, решает спасти спящую
красавицу. Он немедленно бежит к ней, чтобы совершить подвиг. Увидев ее, он так
же мгновенно влюбляется и втайне женится на ней. Когда через несколько лет
принц становится королем, его брак с красавицей раскрывается. Королева-мать в
ярости – она хочет помешать счастливой жизни молодых. (Кстати, одна и та же
танцовщица исполняет партии феи Карабос и Королевы-матери. Не она ли по ночам
превращается в фею? Ответ мы увидим в спектакле.) Майо говорит: “Есть такая пословица: “То, что не убивает, делает
сильнее”. Красавица испытала сильнейший стресс, встретившись с
женихами-принцами, которые фактически пришли купить ее. Красавица чувствует
сексуальную агрессию мужчин, воспринимает их как насильников и предпочитает
лучше навеки уснуть, чем выйти замуж без любви. В сказке Перро есть очень
красивая и важная подробность: сто лет Красавица не просто спит, а видит сны.
Ей снится мужчина, который ее полюбит и который будет так же уязвим, как она.
Для нее любовь к нему - единственный способ восстановить самоуважение, вернуть
желание жить. Что еще важно: Красавица сама целует Принца, потому что узнала
того, кого видела во сне. Их поцелуй - им начинается адажио - длится две с
половиной минуты”. Вот такая новая сказка на старый лад.
Еще одна оригинальная находка Майо – музыка.
Хореографу показалось мало хрестоматийной музыки Чайковского к балету, и он
использовал фрагменты не менее хрестоматийной увертюры Петра Ильича “Ромео и
Джульетта”. Майо объясняет свой выбор так: “Музыка Чайковского, безусловно,
говорит с каждым артистом и с каждым человеком - у каждого возникают свои
отношения с ней. Мне не хотелось использовать ровно тот же музыкальный
материал, что и у Мариуса Петипа. Мне кажется, у всех великих авторов весь
комплекс произведений составляет единое целое, и постичь настоящую глубину
возможно, только, исследуя разные сочинения. Когда я включил в новую партитуру
“Ромео и Джульетту“, получилось абсолютно естественно”.
Премьера балета состоялась в 2001 году. В 2016
году Майо создал вторую версию, которую мы и увидим в Чикаго. Хореограф говорит: ”Я
создал “Красавицу” более пятнадцати лет назад. Конечно, та версия балета,
которую публика увидит сегодня, отличается от оригинальной. Мои балеты
постоянно меняются. Они не застывают во времени, не сводятся к единственному
варианту. Искусство хореографии находится в постоянном движении, бесконечно
трансформируется. В труппу приходят новые танцовщики, привнося в спектакль свои
чувства, восприятие, свой уникальный талант. Работающие над балетом
специалисты, будь то дизайнеры, сценографы, музыканты или авторы либретто, тоже
проходят через перемены, добавляя новые идеи. Я не перестаю говорить, что мои
спектакли – это не запись в архиве, не неприкосновенный экспонат. Наоборот, для
меня радость видеть, как они преображаются. Это главный стимул, чтобы
продолжать работу”.
Балет Монте-Карло был создан в 1985 году по
инициативе принцессы Ганноверской Каролины. Ее целью стало возрождение великих
балетных традиций Монако, начатых в начале XX века Сергеем Дягилевым и его Ballet Russes.
Кстати, председатель Совета директоров театра “Аудиториум” Татьяна Кастроверде
Москаленко напомнила на пресс-конференции, что Дягилев и его “Русский балет”
гастролировали в Чикаго в 1916 году. Выступала труппа, разумеется, в театре
“Аудиториум”. Спустя сто с лишним лет историческая сцена принимает компанию,
декларирующую верность великим классическим традициям прошлого.
С 1993 года художественным руководителем Балета
Монте-Карло является Жан-Кристоф Майо. Он начинал как танцовщик, работал в
труппе Розеллы Хайтауэр (Международная школа танца в Каннах), в течение пяти
лет был солистом Гамбургского балета Джона Ноймайера. После ухода со сцены
из-за травмы руководил Национальным центром хореографии Тура и балетной труппой
театра Тура.
За четверть века руководства Балетом Монте-Карло
Майо создал более тридцати балетов и принес маленькому театру из Монако
всемирную известность. Среди лучших балетов Майо – “К земле обетованной”
(1995), “Ромео и Джульетта” (1996), “Золушка” (1999), “Сон” (2005), “Другая
песнь” (2006), “Фауст” (2007), “Озеро” (2011), “Хорео” (2013), “Труппа
“Щелкунчика” (2013). В 2014 году Майо поставил в Большом театре балет
“Укрощение строптивой”, получивший несколько премий “Золотая маска”, в том
числе - за лучший балетный спектакль. Майо - кавалер Ордена княжества Монако,
французских орденов Искусств и Почетного легиона. Лауреат премий Benois de la Danse в
номинации “Лучший хореограф” (2008 год) и Danza Valencia (2010 год).
Перечислю команду Майо: художник-постановщик -
Эрнест Пиньон-Эрнест, художник по костюмам - Филипп Гийотель, художник по свету
- Доминик Дрийо.
Мастерство солистов и кордебалета, красочные декорации, калейдоскоп костюмов в сочетании с волшебной музыкой Петра Ильича Чайковского превращают “Спящую красавицу” Балета Монте-Карло в настоящее событие в культурной жизни Чикаго. Не пропустите!
Мастерство солистов и кордебалета, красочные декорации, калейдоскоп костюмов в сочетании с волшебной музыкой Петра Ильича Чайковского превращают “Спящую красавицу” Балета Монте-Карло в настоящее событие в культурной жизни Чикаго. Не пропустите!
“Спящая красавица” – часть ежегодной Международной
танцевальной программы театра (International Dance Series). Впереди в этой программе нас ждут гастроли
Американского театра танца Алвина Эйли и Национального балета Кубы. Но об этом
– в следующий раз на страницах Балетного обозрения.
Nota bene! Спектакль “Спящая красавица” Балета Монте-Карло пройдет 3 марта в 7.30 pm и 4 марта в 2.00 pm в помещении Auditorium Theatre по адресу: 50 East Congress Parkway, Chicago, IL 60601. Билеты на эти и другие
спектакли и концерты сезона 2017-18 годов можно заказать по телефону 312-341-2300,
на сайте AuditoriumTheatre.org или приобрести в кассе театра.
Фотографии к статье:
Фото 1. Сцена из балета ”Спящая красавица”. Фото – Элис Бланджеро
Фото 2. Сцена из балета ”Спящая красавица”. Фото – Элис Бланджеро
Фото 3. Сцена из балета ”Спящая красавица”. Фото – Элис Бланджеро
Фото 4. Сцена из балета ”Спящая красавица”. Фото – Элис Бланджеро
Фото 5. Жан-Кристоф Майо. Фото – Элис Бланджеро
Комментариев нет:
Отправить комментарий