3 авг. 2025 г.

От фон Зуппе до Леры Ауэрбах. Grant Park Music Festival. 6-9 августа 2025 года


6 августа, 6.30 pm
. В программе: увертюра к оперетте “Поэт и крестьянин” Ф.фон Зуппе, Испанская симфония для скрипки и оркестра Э.Лало (солист - Джошуа Белл), увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта” П.Чайковского. Оркестром Грант-парка дирижирует музыкальный руководитель Grant Park Music Festival Джанкарло Герреро.

Концерт начнется с увертюры к оперетте “Поэт и крестьянин” Франца фон Зуппе (1819-1895) - невероятно популярного в свое время австрийского композитора, одного из родоначальников жанра оперетты. В наше время его сочинения исполняются не так часто, но когда это происходит, публика непременно бывает в восторге. Так было, например, на концерте открытия сезона 2019-20 годов, когда Чикагский симфонический оркестр под управлением Риккардо Мути исполнил увертюру к оперетте фон Зуппе “Боккаччо”. Это было прекрасное продолжение вечера с вином и шампанским.

Джошуа Белл солирует в Испанской симфонии для скрипки и оркестра французского композитора Эдуара Лало (1823-1892). Первым исполнителем этого искрометного произведения, посвященного любимой композитором Испании, был друг Лало, великий скрипач Пабло де Сарасате (1844-1908). Белл родился в 1967 году, первые уроки игры на скрипке получил в возрасте четырех лет. В двенадцать, во многом благодаря влиянию педагога Джозефа Гингольда, решил связать свою жизнь со скрипкой. В Карнеги-холл дебютировал в 1981 году с Симфоническим оркестром Сент-Луиса. Лауреат премии “Грэмми“ 2001 года за альбом с записью Скрипичного концерта Николаса Моу. Английский композитор посвятил этот концерт Беллу. Мы часто слышали Белла в разных концертах в Симфоническом центре и на Музыкальном фестивале Равиния. В 2016 году он музицировал с коллегой по учебе в Школе музыки Индианского университета, трубачом Крисом Ботти; в 2018 году - солировал в Шотландской фантазии для скрипки с оркестром Макса Бруха.

Открытая репетиция - 6 августа в 11.00 am. Лекция об исполняемых произведениях - 6 августа в 5.30 pm в “Chase Promenade North Tent”. Концерт транслируется в прямом эфире на радиостанции 98.7WFMT (Чикаго) и на сайте wfmt.com/listen. 

8 августа, 6.30 pm; 9 августа, 7.30 pm. В программе: увертюра “Постройка дома” Б.Бриттена, концерт “Поющие комнаты” для скрипки, хора и оркестра Дж.Хигдон (солистка - Дженнифер Ко, премьера в Иллинойсе), пьеса “Икар” Л.Ауэрбах (премьера в Чикаго), сюита из музыки к балету “Жар-птица” (версия 1919 года) И.Стравинского. Оркестром и хором Грант-парка дирижирует Джанкарло Герреро.

Помните ахматовские строки: “Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда”? Примерно из того же “сора растут” музыкальные произведения. Вот прекрасный пример: увертюра “Постройка дома” появилась в творчестве английского композитора Бенджамина Бриттена в 1967 году под впечатлением от - внимание! - строительных работ по переделке мельницы под концертный зал для музыкального фестиваля. Дело было в городке Снейп под Олдборо (графство Суффолк), где жил и творил наш герой-композитор.

Между произведениями мужчин-классиков Бриттена и Стравинского прозвучат произведения наших современниц Дженнифер Хигдон и Леры Ауэрбах.


Лауреат Пулитцеровской премии, трехкратный лауреат премии “Грэмми”, лауреат Nemmers Prize 2018 года Дженнифер Хигдон хорошо известна в кругах любителей академической музыки. Ее опера “Холодная гора” по роману Шарля Фрейзера была поставлена в Опере Санта-Фе в 2015 году. Мне запомнилась ее десятиминутная симфоническая поэма “blue cathedral” (именно так, с маленькой буквы) - сочинение 1999 года, написанное в честь семидесятипятилетия Института Кертиса в Филадельфии, где с 1994 года она преподает на отделении композиции. Хигдон посвятила музыку умершему от рака брату. Впервые Поэма прозвучала в Чикаго в августе 2019 года на Grant Park Music Festival в исполнении Оркестра Грант-парка под управлением Карлоса Кальмара.

Концерт “Поющие комнаты” был написан Хигдон по заказу трех оркестров: Филадельфийского, Атлантского и Миннесотского. Премьера состоялась 17 января 2008 года в Филадельфии, первой исполнительницей стала Дженнифер Ко, Филадельфийским симфоническим оркестром дирижировал Кристоф Эшенбах.


Лера Ауэрбах - человек фантастической одаренности и разнообразных талантов. Она поэт и писательница, дирижер и пианистка, художник и скульптор, фотограф и композитор. Я беседовал с Лерой дважды: в декабре 2022 года после американской премьеры ее Концерта для виолончели с оркестром “Записки сумасшедшего” (Чикагским симфоническим оркестром дирижировал Манфред Хенек, солист - Готье Капюсон) и в марте 2023 года перед чикагской премьерой “Русалочки” Балета Джоффри в хореографии Джона Ноймайера. Она рассказала мне много интересного о музыке, химерах, вдохновении и многом другом. А вот что говорит Лера о пьесе “Икар”: “Меня всегда завораживал миф об Икаре. В детстве я жила в Древней Греции. Эта книга мифов была моей любимой. Мир ревнивых богов и богоподобных людей был для меня реальнее, чем мир за окнами, полный кроваво-красных флагов (красный цвет советского флага символизировал кровь героев Революции) и портретов Ленина-Маркса-Энгельса с кустистыми бровями Брежнева, смотрящего на меня со стен зданий. В каком-то смысле эти два мира размывались. Внешний мир приобретал гораздо больше смысла сквозь призму древнегреческих мифов, где бог, оберегающий власть, нередко пожирал своих детей. Икар был одним из моих героев (или антигероев, в зависимости от интерпретации) - крылатым мальчиком, который осмелился подлететь слишком близко к солнцу. Крылья сделал его отец, Дедал - искусный мастер, спроектировавший знаменитый лабиринт на Крите, где держали Минотавра. Дедал был пленником, и крылья были его единственным способом сбежать. Дедал предупреждал Икара не подлетать слишком близко к солнцу, но какой подросток послушает отца? Окрыленный свободой, Икар взмывал все выше и выше, пока воск на его крыльях не растаял и он не упал в океан. Ох, эта гравитация! Иногда мне кажется, что именно закон гравитации на самом деле определяет наше существование”.

Премьера “Икара” состоялась 18 июля 2011 года на Музыкальном фестивале в Вербье. Фестивальным оркестром дирижировал Шарль Дютуа.

Открытые репетиции - 5 и 8 августа в 11.00 am; 5 августа в 3.00 pm; 7 августа в 10.30 am. Лекции об исполняемых произведениях - 8 августа в 5.30 pm и 9 августа в 6.30 pm в “Chase Promenade North Tent”. 

Nota bene! Grant Park Music Festival проходит в павильоне Джей Притцкер Миллениум-парка (205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601). Все концерты фестиваля бесплатные. Предварительное резервирование мест не требуется. При этом если вы хотите сидеть в VIP-зоне, билеты можно купить. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Passes). Справки и резервирование билетов - на сайте gpmf.org или по телефону 312-742-7647.

Фотографии к статье:

Фото 1. Джошуа Белл. Фото - Себастьян Мадей

Фото 2. Дженнифер Хигдон. Фото - musicacademy.org/profile/jennifer-higdon/

Фото 3. Лера Ауэрбах. Фото - Раньеро Тацци

Комментариев нет: