9 апр. 2013 г.

Чикагский симфонический центр представляет...


 
Риккардо Мути снова в Чикаго! Напомню, из-за гриппа маэстро отменил свои февральские концерты, и предстоящие выступления станут первыми в этом году. Риккардо Мути исполнит с Чикагским симфоническим оркестром (далее – ЧСО) три программы и проведет одну открытую репетицию с Civic Orchestra.

11-13 апреля, 8.00 pm; 16 апреля, 7.30 pm. Монументальная Месса си минор Иоганна Себастьяна Баха – что может быть лучше для первой программы Р.Мути и ЧСО! Месса была закончена в 1750 году, за несколько месяцев до смерти Баха, так что многие музыковеды называют это сочинение музыкальным завещанием великого композитора.

В концерте участвуют новые для Чикаго имена: солисты Элеонора Буратто (сопрано) и Анна Малавази (меццо-сопрано) – в последние несколько лет они часто выступают в операх и концертах с Риккардо Мути, солист Венской оперы Адам Плачетка (бас-баритон) и Саймир Пиргу (тенор) – в 2010 году мы слышали его на фестивале в Равинии в концертном исполнении оперы В.А.Моцарта “Так поступают все”. Чикагским симфоническим хором руководит, как всегда, хормейстер Дайан Волф.

За час до начала каждого концерта на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная лекция профессора дирижерского факультета Северо-Западного университета, музыкального руководителя и дирижера Apollo Chorus of Chicago Стивена Олтопа.

15 апреля, 7.00 pm. Второй раз Риккардо Мути предоставляет возможность всем желающим стать свидетелями его репетиции с Civic Orchestra. В прошлом году маэстро репетировал Вторую симфонию С.Франка, а в этом году мы услышим репетицию Второй симфонии И.Брамса.  

18 апреля, 8.00 pm; 19 апреля, 1.30 pm; 23 апреля, 7.30 pm. Вторая программа ЧСО под управлением Р.Мути составлена из популярнейших классических произведений и, я уверен, привлечет особый интерес. Будут исполнены Концерт для струнных ля мажор А.Вивальди, Симфония N38 (“Пражская”) В.А.Моцарта и Симфония N4 Л.ван Бетховена.

Перед началом каждого концерта в Симфоническом центре (18 апреля, 7.00 pm и 23 апреля, 6.30 pm, Grainger Ballroom; 19 апреля, 12.15 pm, Armour Stage) состоится тридцатиминутная лекция дирижера Карла Грапентина.

25-27 апреля, 8.00 pm. “Мути и Поллини” – так называется третья, заключительная программа апрельских концертов Риккардо Мути, в которой маэстро выступает со своим другом, блистательным итальянским пианистом Маурицио Поллини. Выпускники Миланской консерватории имени Джузеппе Верди, ученики одного педагога Бруно Беттинелли встречаются вместе на чикагской сцене! Поллини солирует в Двадцать первом фортепианном концерте В.А.Моцарта. В программе также увертюры “Освещение дома” Л.ван Бетховена, “Морская тишь и счастливое плавание” Ф.Мендельсона и Симфония N3 (“Рейнская”) Р.Шумана.

За час до начала каждого концерта на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная лекция дирижера Уильяма Уайта.

Chicago Symphony Center, 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604. Билеты на концерты текущего сезона и абонементы на будущий сезон можно приобрести в кассе, заказать по телефону 312-294-3000 или зарезервировать на сайте www.cso.org.
 
Фотография к статье:
Риккардо Мути дирижирует Чикагским симфоническим оркестром. Фото Тодда Розенберга

8 апр. 2013 г.

“Волшебной арфе” – 465 лет! Перед встречей с Дрезденской Штаатскапеллой в Чикаго



За последние несколько лет в Чикаго побывали многие прославленные оркестры Европы. Мы слышали великолепное звучание лейпцигского Гевандхауз-оркестра и оркестра Амстердама “Концертгебау”, Венского, Лондонского симфонических оркестров и оркестра театра “Ла Скала”, оркестра Мариинского театра и Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. 14 апреля нас ждет встреча с одним из старейших симфонических оркестров мира – Дрезденской государственной капеллой или, как ее (по-немецки) называют во всем мире, Дрезденской Штаатскапеллой.

В этом году оркестру исполняется четыреста шестьдесят пять лет! С момента своего основания в 1548 году оркестр играл важную роль в истории Дрездена. В городе жили и творили такие известные композиторы и органисты, как Михаэль Преториус и Гейнрих Шютц. На протяжении тридцати лет (с 1734 по 1763 годы) капельмейстером оркестра при дворе курфюрста саксонского Августа II Сильного служил легендарный немецкий музыкант Иоганн Адольф Хассе. При нем Дрезден становится крупнейшим музыкальным центром Европы. Хассе пишет оперу за оперой, главные партии в них исполняет жена композитора, итальянская певица Фаустина Бордони-Хассе. Лучшие музыканты считают за честь играть с Дрезденской Штаатскапеллой, лучшие голоса мира соревнуются за право выступить в Дрезденской опере. Даже поражение Саксонии в Семилетней войне (1756-1763 годы) не поколебило высочайшего музыкального авторитета Дрездена. Состоявшийся после окончания наполеоновских битв Венский конгресс провозгласил Саксонию королевством, а королевство со своей стороны пожелало развивать искусство и в первую очередь музыку. В Дрездене в то время была только Итальянская опера, но в 1817 году директор новой Королевской капеллы создал в городе Немецкую оперу. Она достигла своего расцвета под руководством первого композитора двора Карла Марии фон Вебера. Он руководил капеллой и Немецкой оперой в течение девяти лет: с 1817 по 1826 годы. Традиции фон Вебера продолжили Карл Готтлиб Рессингер и служивший в его ассистентах Рихард Вагнер. В 1823 году Людвиг ван Бетховен записывает в своем дневнике: “Со всех сторон слышно, что Капелла в Дрездене – лучший оркестр в Европе”. Итальянская опера не выдержала конкуренции с Немецкой и была расформирована, а Немецкая опера процветала.

В 1838 году архитектор Готтфрид Земпер получил заказ на создание Оперного театра, и в 1841 году состоялось торжественное открытие Дрезденской оперы. С тех пор дрезденцы называют театр оперой Земпера. Дрезденская Штаатскапелла получила постоянную прописку в этом театре, и оркестр, несмотря на огромное количество концертов, гастролей, записей, остается оркестром при опере.

В 1842 году в Дрезден был приглашен Рихард Вагнер, и уже в первые годы своего существования в Дрезденской опере прошли мировые премьеры его сочинений: “Риенци, последний из трибунов”, “Летучий голландец”, “Тангейзер”... Вагнер переехал в Дрезден, стал Королевским саксонским капельмейстером двора и принялся за работу. Композитор называл Дрезденскую Штаатскапеллу “волшебной арфой”, которая поддерживала и развивала его идеи о гармоническом звучании музыки. Вагнер работал в театре вплоть до 1849 года, но, к сожалению, он занимался не только сочинительством опер. Композитор познакомился с русским революционером Михаилом Бакуниным, стал заниматься революционной деятельностью и в результате, чтобы избежать ареста, был вынужден бежать в Цюрих. В Дрезден он больше не вернулся. Его сотрудничество с Дрезденской оперой на этом завершилось.

В 1869 году в Дрездене случился пожар, и здание театра полностью сгорело. За работу взялся сын Земпера. Дрезденская опера вновь была открыта в 1878 году.

В 1858 году были проданы первые абонементы на концерты оркестра. Этой инициативе, получившей впоследствии распространение по всему миру, в этом году исполняется сто пятьдесят лет! А еще в Дрездене был впервые учрежден специальный пост композитора при Капелле. Его занял придворный композитор Иоганн Себастьян Бах. Кстати, с Дрезденом связана одна очень известная история. В 1717 году в город приехал известный французский музыкант Луи Маршан. Дрезденский капельмейстер Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными клавесинистами. Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан, который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Баха, спешно и тайно покинул город. Состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному.

После Баха позиция композитора при Капелле оставалась незанятой, и лишь в 2008 году традиция возобновилась: титул получила сорокапятилетняя Изабель Мандри... Но вернемся к истории оркестра.

После Первой мировой войны Королевская капелла получила название Саксонской государственной оперы и Саксонской государственной капеллы. В 1923 году при оркестре была образована Школа музыки, известная сегодня как Государственная академия музыки и театра. Первым руководителем Школы был Фриц Буш, много лет Академию возглавлял Карл Бем. Большую часть сегодняшнего состава оркестра составляют выпускники Академии. Они продолжают славные традиции великих музыкантов прошлого. Может быть, в продолжении этих традиций и состоит секрет особой атмосферы, царящей в оркестре?..

В 1945 году при бомбардировке Дрездена здание оперного театра было полностью разрушено. Спустя сорок лет оно было воссоздано в точном соотвествии с планом Земпера и сегодня вновь занимает свое историческое место на Театральной площади. Ренессансная архитектура, утонченная орнаментика и особая акустика делают дрезденский театр Земпера одной из вершин театральной архитектуры.

Среди прославленных имен, сотрудничавших с Дрезденским оркестром на протяжении четырех с половиной столетий, выделяется имя Рихарда Штрауса. Более шестидесяти лет длилась связь Штаатскапеллы и выдающегося композитора! Их взаимная привязанность началась в 1882 году, когда тринадцать музыкантов оркестра впервые исполнили Серенаду для духовых Штрауса. В Дрездене прозвучали мировые премьеры девяти (!) опер композитора, от ранних шедевров “Погасшие огни”, “Саломея”, “Электра”, “Кавалер роз” до оперы “Дафна”, написанной им в 1938 году. Штраус посвятил музыкантам Штаатскапеллы свою “Альпийскую симфонию” и продирижировал мировой премьерой этого сочинения в 1915 году. Дружба композитора и оркестра была столь близкой, что в городе стали говорить о Штаатскапелле как об оркестре Штрауса. На праздновании четырехсотлетия со дня основания оркестра в 1948 году восьмидесятичетырехлетний маэстро (за год до его смерти) сказал: “С этим оркестром у меня связаны великолепные воспоминания. Звук этого несравненного оркестра всегда приводит меня в восхищение и заставляет произносить слова нежной благодарности”.

В разные годы Дрезденской оперой и оркестром руководили прославленные музыканты Эрнст фон Шух (1882-1914), Джозеф Келберт (1945-1950), Рудольф Кемпе (1949-1953), Курт Зандерлинг (1964-1967), Герберт Бромстедт (1975-1985, он записал с оркестром полный цикл Симфоний Бетховена), Джузеппе Синополи (он руководил оркестром с 1992 года вплоть до своей смерти в 2001 году). Почетным дирижером оркестра долгие годы является сэр Колин Дэвис. С 1914 по 1921 годы во главе Дрезденской оперы и Штаатскапеллы стоял Фриц Райнер – дирижер, сыгравший огромную роль в истории Чикагского симфонического оркестра. Параллели с Чикаго продолжаются по сегодняшний день. На протяжении трех лет – с 2002 по 2004 годы – главным дирижером оркестра был Бернард Хайтинк. Как известно, с 2006 по 2010 годы он занимал пост главного дирижера ЧСО, а сейчас каждый год приезжает в Чикаго в качестве приглашенного дирижера.

С 2007 по 2012 годы Дрезденской оперой и Штаатскапеллой руководил талантливый итальянский дирижер Фабио Луизи, нынешний руководитель Цюрихской оперы и главный приглашенный дирижер Метрополитен-оперы.

В Чикаго Дрезденская Штаатскапелла приезжает с новым главным дирижером – немецким маэстро Кристианом Телеманом.

Концерт Дрезденской Штаатскапеллы полностью составлен из произведений Иоганнеса Брамса. В программе – Академическая фестивальная увертюра, Четвертая симфония и Концерт для скрипки с оркестром. Солистка – Лиза Батиашвили.

Лиза Батиашвили родилась в музыкальной семье в Грузии. Первые уроки скрипичной игры получила от своего отца. В 1991 года семья переехала в Германию. Лиза училась в Гамбургской высшей школе музыки (класс профессора Марка Лубоцкого) и Мюнхенской консерватории (класс профессора Анны Чумаченко). В 1995 году завоевала Вторую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Сибелиуса в Хельсинки, в 2006 году была удостоена премии “Бетховенское кольцо” на Бетховенском музыкальном фестивале в Бонне. Лиза Батиашвили записывается на студии “Deutsche Grammophone”, активно гастролирует, выступая с лучшими оркестрами Европы. В США она почти каждый сезон играет с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, часто солирует в выступлениях Филадельфийского и Бостонского симфонических оркестров. В Чикаго мы слышали Батиашвили только однажды - в марте 2006 года. С ЧСО она блестяще исполнила Скрипичный концерт Сибелиуса.

В музыкальном магазине на первом этаже Симфонического центра можно будет купить новый CD (он поступил в продажу в феврале этого года) с записью Скрипичного концерта И.Брамса с теми же исполнителями, а после концерта Лиза Батиашвили подпишет всем желающим этот диск.

Nota bene! Концерт Дрезденской Штаатскапеллы состоится 14 апреля в три часа дня в Чикагском симфоническом центре по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604. Справки и заказ билетов по телефону 312-294-3000, а также на сайте Симфонического центра http://www.cso.org/.

Фотографии к статье:

Фото 1-2. Дрезденская Штаатскапелла. Фото Маттиаса Кройтцигера

Фото 3. Лиза Батиашвили

 

6 апр. 2013 г.

Salt Creek Ballet представляет: “Алиса в стране чудес”


20 и 21 апреля труппа Salt Creek Ballet представляет балет “Алиса в стране чудес”.

Эта компания существует на базе одноименной балетной школы, образованной в 1985 году усилиями известного американского педагога Патрисии Сигурдсон. С 1998 года руководителями школы являются выпускники Вагановской академии, бывшие солисты балета Малого (ныне – Михайловского) оперного театра, педагоги Жанна Дубровская и Сергей Казадаев. Ежегодно компания Salt Creek Ballet представляет одиннадцать балетных концертов. В школе преподает балетмейстер Валерий Долгалло. В беседе со мной он рассказал, что считает свою работу “школой отдохновения”: “Там мне не нужно заниматься черновой работой. Это наш “соленый ручеек” – “Salt Creek ballet”, школа в западном пригороде Чикаго Вестмонте. В школе работают мои друзья Жанна Дубровская и Сергей Казадаев, с которыми мы танцевали в Малом оперном театре. В этой школе занимаются по методике Вагановского училища. Лучшие ученики школы – лауреаты многочисленных балетных конкурсов – танцуют в компании Salt Creek ballet. Сергей Казадаев является продолжателем великих традиций русской балетмейстерской школы. Он сделал изумительные балеты “Карнавал животных” на музыку Сен-Санса, “Чудесный мандарин”, “Пляски смерти”, “Римская симфония”...”.

“Алиса в стране чудес” - новый балет Казадаева, сделанный им в содружестве с бывшей солисткой Hubbard Street Dance Chicago Сюзан О’Коннелл. Партию Королевы Червей исполняет восемнадцатилетняя ученица Glenbrook South High School Ева Туманова. Она родилась в Москве. С двух лет живет с родителями в США, при этом свободно говорит на русском языке. Балетный мир девочка узнала с раннего детства. Родители – пианисты, работают в школе с утра до вечера. Ребенка одного не оставишь, вот и приходилось маленькую Еву брать с собой. В балетной школе Salt Creek Ballet Ева учится с восьми лет. За это время она станцевала много больших и маленьких партий.

 
Об истории и сегодняшнем дне Salt Creek Ballet читайте на сайте школы http://www.saltcreekballet.org/. Там же вы найдете подробную информацию о предстоящем спектакле. Телефон школы - 630-769-1199.

“Алиса в стране чудес”. 20-21 апреля, 2.00 pm. North Shore Center for the Performing Arts in Skokie. 205 East Randolph Drive, Chicago, IL, 60601. $32-26 для взрослых, $25-20 для детей младше двенадцати лет. Заказ билетов по телефону 847-673-6300 или на сайте www.northshorecenter.org.

Фотографии к статье:
Фото 1. Постер к спектаклю "Алиса в стране чудес"
Фото 2. Ева Туманова. Фото Paladino
Фото 3. Ева Туманова на репетиции. Фото Хайди Петерс
 

2 апр. 2013 г.

Чикагский оперный театр: “Мария из Буэнос-Айреса” (“María de Buenos Aires”)


С 20 по 28 апреля Чикагский оперный театр (далее – ЧОТ) впервые в Чикаго показывает “танго опериту” Астора Пьяццоллы “Мария из Буэнос-Айреса” - единственное произведение, написанное выдающимся аргентинским композитором в жанре nuevo tango. В создании “опериты” Пьяццолле помогал уругвайский поэт Орасио Феррер.

Идея сочинения зародилась у возлюбленной Пьяццоллы, исполнительницы аргентинских народных песен из Буэнос-Айреса Эгле Мартин. Пьяццолла был вдохновлен работой и собирался предложить Эгле главную партию. Но пока он дописывал свое сочинение, они расстались. Премьера “опериты” без особого успеха состоялась в Буэнос-Айресе в мае 1968 года. На премьере партию Марии исполнила другая певица – Амелита Балтар, а партию Эль Дуэнде исполнил автор стихов Орасио Феррер. Американская премьера “опериты” состоялась в Хьюстонской опере в 1991 году, премьера на восточном побережье (в другой постановке) – в Опере Лонг-Бич в 2004 году. В прошлом году Опера Лонг-Бич повторила свою постановку. Теперь ее увидит чикагский зритель.

В качестве режиссера-постановщика, дизайнера и дирижера спектакля выступает генеральный директор ЧОТ Андреас Митишек. В его версии действие спектакля перенесено в самое страшное для Аргентины время – период так называемой “грязной войны” 1976-1983 годов, когда в стране правила военная хунта, совершались пытки, похищались люди, без суда и следствия проходили казни. За эти годы тридцать тысяч человек оказались без вести пропавшими.

На прошлой неделе мне удалось побеседовать с Андреасом Митишеком. Вот что он рассказал о своей постановке:

-        Астор Пьяццолла и его музыка настолько привлекательны, что никого не могут оставить равнодушным. Для меня это сочинение – не просто сладкое танго. В интерпретации Пьяццоллы танго – это музыка, не только относящаяся к танцу. Конечно, красное платье и сексуальные движения – частица танго, но это не все. Танго Пьяццоллы – прежде всего выражение души человека. Для композитора, как и для его героини Марии, танго было танцем жизни и смерти. В танго воплощено все: гармония, форма, звуки. Пьяццолла – композитор универсальный, и “Мария из Буэнос-Айреса” – комбинация классики, джаза и танго... Я решил поставить этот спектакль в определенном времени – семидесятых годах XX века, во времена правления военной хунты. Мария – сердце и душа Аргентины, метафора любви и надежды. Наша Мария представляет аргентинских женщин, которые были соблазнительными, как танго, и достаточно сильными, чтобы преодолеть диктатуру в стране, где преобладает мужской шовинизм. Пьяццолла изменил представление о танго, он революционизировал этот танец. Для меня период “грязной войны” был “танцем” кровавых пыток. Этот “танец” исполняли высшие эшелоны общества и власти. В нашей постановке Мария становится жертвой “грязной войны”, но она возрождается в протестах тысяч матерей, чьи дети исчезли. Именно эти матери в конечном итоге победили военную хунту. В такой концепции это произведение начинает звучать мощнее. Оно соотносится с рельностью, которую до сих пор помнят много людей. Но “Мария...” - это история не только аргентинского народа. Она происходила и продолжает происходить в других частях земного шара...

Я спросил у Митишека, как бы отнесся Пьяццолла к его концепции, и услышал в ответ:

-        Не знаю, согласился ли бы с ней композитор, но мой подход к великим произведениям состоит в том, что их можно представлять по-разному. Было бы очень скучно, если бы был только один правильный подход к постановкам тех или иных сочинений. Конечно, Пьяццолла не сочинял музыку, думая о “грязной войне”, а поэт не писал об этом стихи. Но в этом и состоит великая сила классики. Она звучит актуально и спустя много лет после смерти композитора. Пьяццолла рассказывает универсальную историю, как метафору, и она не потеряла своей актуальности и сегодня. Это история о женщине, которая родилась в трущобах Буэнос-Айреса, выросла в этом городе, была вовлечена в события, происходящие там, а потом была оскорблена и убита. Она приходит в другой мир, а в конце оперы рождается снова. В моем представлении Мария – одна из тех, кто сопротивлялся диктаторскому режиму и пострадал от него. Либретто этой истории настолько поэтичное, что дает повод для творческих экспериментов. Я не знаю, какова была бы реакция Пьяццоллы, но я помню, какой был у нас контакт с аудиторией в Калифорнии и каково было понимание публикой сути произведения. Удивительно, как актуально звучит эта история в нашей “оправе”!

Полная версия интервью с Андреасом Митишеком появится в ближайших выпусках газеты “Реклама”.

Все три певца, участвующие в спектакле, дебютируют на сцене ЧОТ. Это – Пибоди Саусвелл (Мария), Грегорио Гонсалес (Эль Пайядор), Грегорио Люке (Эль Дуэнде).

Меццо-сопрано Пибоди Саусвелл исполняла ведущие партии на сценах Оперы Лонг-Бич. Среди них – Рамирес в опере А.Вивальди “Монтесума”, Лисичка в опере Л.Яначека “Приключения лисички-плутовки”, Нерис в опере Л.Керубини “Медея”, Нефертити о опере Ф.Гласса “Эхнатон”, Гарсия Лорка в опере О.Голийова “Айнадамар”.

Баритон Грегорио Гонсалес родился в Мексике, выступал в Европе и США. В его репертуаре – оперы Генделя, Доницетти, современных композиторов. Гонсалес исполнял партию Клуга в опере Виктора Ульмана “Император Атлантиды”, а совсем недавно - партию Ди Косимо в мировой премьере оперы Даниэля Катана “Почтальон” в Опере Лос-Анджелеса (главную партию Пабло Неруды пел Пласидо Доминго) и в Вене. Мстислав Ростропович говорил о певце не только как о прекрасном баритоне, но и о великолепном музыканте, а Пласидо Доминго отмечал в нем отменное актерское мастерство.

Третий участник спектакля Грегорио Люке – искусствовед, бывший директор Музея латиноамериканского искусства в Лонг-Бич. В роли Эль Дуэнде Люке демонстрирует те же рвение и энтузиазм, с которыми он устраивает художественные выставки по США и всему миру.

В спектакле “Мария из Буэнос-Айреса” участвуют артисты Luna Negra Dance Theater (Чикаго). Спектакль демонстрируется на испанском языке с английскими субтитрами.

Сезон ЧОТ 2013 года закроется в сентябре чикагской премьерой оперы Джузеппе Верди “Жанна Д’Арк”. Эта опера стала победителем конкурса “The Peoples Opera”, набрав по итогам голосования в 2010 году наибольшее количество голосов зрителей. Этим спектаклем ЧОТ отмечает двухсотлетний юбилей великого итальянского композитора.

Nota bene! “Мария из Буэнос-Айреса” идет 20, 24, 26 апреля в 7.30 pm и 28 апреля в 3.00 pm в помещении Harris Theater по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601. Справки и заказ билетов по телефону 312-704-8414 или на сайте www.ChicagoOperaTheater.org. Для новых подписчиков Чикагский оперный театр предлагает скидку 30%.

Фотографии к статье:
Фото 1. Постер к спектаклю “Мария из Буэнос-Айреса”
Фото 2. Сцена из спектакля “Мария из Буэнос-Айреса” (Опера Лонг-Бич, январь 2012) Фото Кейта Яна Полякоффа

 

1 апр. 2013 г.

Goodman Theatre: “Мера за меру” (“Measure for Measure”) и будущий сезон


Шекспировские страсти царят в эти дни в Goodman Theatre. До 14 апреля в постановке главного режиссера театра Роберта Фоллса идет спектакль по пьесе У.Шекспира “Мера за меру” (“Measure for Measure”). В числе двадцати пяти актеров, участвующих в постановке, - Джеффри Карлсон, Алехандра Эскаланте, Кевин Фугаро, Джон Дадд, Джеймс Ньюкомб, Джей Уиттакер.

“Мера за меру” - первое обращение Фоллса к драматургии Шекспира после “Короля Лира”, спектакля 2006 года со Стейси Кичем в главной роли. После премьеры режиссер сказал: “Я счастлив поставить “Мера за меру” - очень сложную, смешную, трогательную драму о государственной и частной морали. Я считаю эту пьесу одной из величайших в творчестве Шекспира. Вопрос переплетения власти и религии, который поднимает Шекспир, остается актуальным и сегодня”.

В Goodman Theatre проходит Шестой международный театральный фестиваль испаноязычных театров (Latino Theatre Festival 2013). Центральным событием фестиваля стали гастроли театра из Гаваны The Teatro Buendia. Самая знаменитая независимая театральная компания Кубы известна необычной адаптацией классических текстов, темы которых отражают проблемы современного кубинского общества. Театр, основанный в 1986 году актрисой Флорой Лаутен, дебютировал в Чикаго на прошлом фестивале в 2010 году. Тогда актеры из Гаваны показали “Визит старой дамы” Фридриха Дюрренматта и “Шарантон” Ракел Каррио. На этот раз кубинский коллектив с огромным успехом сыграл спектакль “Педро Парамо” (“Pedro Paramo”) по одноименному роману классика мексиканской литературы Хуана Рульфо. В рамках фестиваля испаноязычных театров состоятся премьеры еще двух спектаклей: “Самая счастливая песня исполняется последней” (“The Happiest Song Plays Last”, Goodman Theatre в содружестве с Teatro Vista, 13 апреля – 12 мая) и “Дом/Земля” (Albany Park Theater Project, Home/Land”, 18-28 июля).

Кульминацией сезона обещает стать мировая премьера нового мюзикла “Книга джунглей” (“The Jungle Book”), основанного на сборнике рассказов Редьяра Киплинга и одноименного анимационного фильма студии Disney. Автором инсценировки и режиссером спектакля выступит хорошо знакомая нам Мэри Зиммерман. Новый сезон в театре называют “сезон мечты”. Вот лишь некоторые из будущих спектаклей: “Pullman Porter Blues” Черила Уэста (режиссер – Чак Смит, с 14 сентября 2013 года), “Luna Gale” Ребекки Гиллман (режиссер – Роберт Фоллс, с 18 января 2014 года), “Венера в мехах” Дэвида Айвза (“Venus in Fur”, по одноименной повести Л. фон Захер-Мазоха, режиссер – Джоани Шульц, с 8 марта 2014 года), “The White Snake” (автор и режиссер – Мэри Зиммерман, с 3 мая 2014 года), “Brigadoon” Алана Джея Лернера (режиссер – Рейчел Рокуэлл, с 27 июня 2014 года).

Goodman Theatre. Справки и заказ билетов на все спектакли этого сезона и абонементов на сезон 2013-14 годов по телефону 312-443-3800, на сайте www.goodmantheatre.org/ или в кассе театра по адресу: 170 North Dearborn St. Chicago, IL 60601.

Фотографии к статье:

Фото 1. Джеймс Ньюкомб в спектакле “Мера за меру”. Фото Лиз Лорен

31 мар. 2013 г.

Chicago Shakespeare Theater: “Отелло” и будущий сезон


До 28 апреля на малой сцене Чикагского шекспировского театра идет спектакль “Отелло” (“Othello: The Remix”). Эта ультрасовременная – в стиле хип-хоп – постановка, созданная братьями Кю (Q Brothers), представляла американское театральное искусство на всемирной театральной Олимпиаде в Лондоне в мае 2012 года и получила, наряду со спектаклем Белорусского Свободного театра “Король Лир”, высочайшие оценки зрителей и критиков. После Лондона спектакль показали на международном театральном фестивале в Эдинбурге, его увидели зрители Германии. И вот, наконец, долгожданная американская премьера.

Братья Джи и Джей Кю родились и выросли в Чикаго. Их профессиональная актерская и музыкальная карьера началась со спектакля “The Bomb-itty of Errors”. Большой успех сопутствовал дебюту братьев на сцене Шекспировского театра со спектаклем “Funk It Up About Nothin’”. После премьеры в Чикаго они гастролировали в Нью-Йорке, городах Великобритании и Австралии. “Отелло” – первая трагедия Шекспира, с которой работают братья. Они являются в полном смысле этого слова авторами спектакля: драматургами, композиторами, сценографами, актерами.

В спектакле также участвуют актеры Джексон Доран и Постелл Прингл. Весь вечер “на арене” ди-джей Клейтон Стемпер.

“Отелло” братьев Кю – абсолютно оригинальная постановка, захватывающая энергией, “драйвом”, талантом участников. А талант, как известно, всегда притягивает!   

В серии “Мировая сцена” нас ждут шотландский драматург и режиссер Кора Биссетт со спектаклем “Убийство на дороге” (премьера в США, 11-26 мая в Чикаго, 4-30 июня в Нью-Йорке) и один из лучших драматических театров Европы, Пикколо театро ди Милано (Италия). Миланский театр совместно с Théatre du Gymnase (Марсель, Франция) впервые в США покажет спектакль “Внутренние голоса” по пьесе Эдуардо де Филиппо в постановке Тони Сервилло (25-29 июня). Спектакль приурочен к выбору города Марселя в качестве культурной столицы Европы 2013 года.

Недавно были объявлены планы театра на сезон 2013-14 годов. Мы увидим бессмертные комедии Э.Ростана “Сирано де Бержерак” (“Cyrano de Bergerac”, режиссер – Пенни Метропулос, 24 сентября – 10 ноября 2013 года) и У.Шекспира “Виндзорские насмешницы” (The Merry Wives of Windsor, режиссер – Барбара Гейнс, 3 декабря 2013 года – 19 января 2014 года), два мюзикла Стивена Сондхейма в постановке Гэри Гриффина “Цыган” (“Gypsy”, 6 февраля – 23 марта 2014 года) и “Дорожное шоу” (“Road Show”, 13 марта – 14 мая 2014 года), а также редко ставящуюся трагедию У.Шекспира “Генрих V” (постановка английского режиссера Кристофера Ласкомба, 29 апреля – 14 июня 2014 года). С “Генриха V” в 1986 году началась история Шекспировского театра. Спектакль был сыгран в одном из чикагских пабов, а потом перенесен на сцену театра. В серии “Мировая сцена” пока известен один театральный коллектив – Kneehigh из графства Корнуолл (Англия). Он покажет театральную пародию на всемирно известную историю о Тристане и Изольде - спектакль “Tristan & Yseult” (30 марта – 13 апреля 2014 года). Остальные участники будут объявлены позднее.

Chicago Shakespeare Theater. Справки и заказ билетов на все спектакли этого сезона и абонементов на сезон 2013-14 годов - по телефону 312-595-5600, на сайте http://www.chicagoshakes.com/ или в кассе театра по адресу 800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611.

Фотография к статье:
Сцена из спектакля “Отелло”. Фото Майкла Бросилоу