Сентябрьские заметки об августовских впечатлениях
На редкость урожайным выдался август для любителей музыки. Классика и джаз, блюз и фламенко – каждый мог найти что-то для себя. Не претендуя на полноту картины, расскажу о концертах, которые привлекли мое внимание.
15 августа.
“Пасторальная симфония Бетховена”. Ингрид Флитер и оркестр Грант-парка. Музыкальный фестиваль в Грант-парке.
Несмотря на название концерта, главной интригой вечера стало первое выступление с оркестром в Чикаго молодой аргентинской пианистки Ингрид Флитер. Она дебютировала весной с сольным концертом в Чикагском университете, и это выступление вызвало большой резонанс. Флитер сыграла ярко и уверенно, всерьез заставив говорить о себе. И вот – вторая встреча с пианисткой. На этот раз она солировала во Втором концерте Фредерика Шопена для фортепиано с оркестром – одном из красивейших произведений композитора. Шопен сочинил этот Концерт в девятнадцать лет, в пору его влюбленности в певицу Констанцию Гладковскую. В музыке Концерта, будь то мелодическое Maestoso, лирическое Larghetto или танцевально-бравурное Allegro vivace, мы слышим взволнованность чувств, любовные переживания, томления души молодого композитора. Вот что писал Шопен о второй части Концерта: “Для меня это - раздумье в прекрасную весеннюю пору, при луне. Поэтому я дал аккомпанемент с сурдинами, то есть поручил его скрипкам, приглушенным чем-то вроде гребешков, которые, прижимаясь к струнам, придают им какой-то носовой, серебристый тембр”. Как сыграть этот “аккомпанемент с сурдинами”, как выразить “носовой, серебристый тембр” музыки гениального композитора? Здесь, кроме техники, требуется нечто большее – то, что отличает просто хорошего пианиста от пианиста-личности, пианиста-философа. Ингрид Флитер сыграла Второй концерт технически безупречно, ее игра была выразительна и точна, но при этом ей явно не хватало тех самых блесток вдохновения, которые в избытке предоставляет Шопен для исполнителя. Все было сыграно как-то по-ученически, по-школьному. Ее исполнение было интересным, но откровением не стало. Возможно, виной тому интересы пианистки. Оказывается, она интересуется компьютерной графикой и если бы не стала пианисткой, возможно, пошла бы в веб-дизайнеры. А музыка – штука ревнивая, она требует полной отдачи и не прощает других увлечений.
Ингрид Флитер родилась в 1973 году в Буэнос-Айресе, в возрасте одиннадцати лет дала свой первый сольный концерт, в шестнадцать - дебютировала в концерте с оркестром в театре “Колон” Буэнос-Айреса. В 1992 году по совету своей великой соотечественницы Марты Аргерих Флитер переехала в Европу, где продолжила свои занятия фортепиано. Сначала это была Высшая школа музыки во Фрайбурге (педагог – Виталий Маргулис), затем стажировка у Карло Бруно в Риме и в Академии в Имоле у Франко Скалы и Бориса Петрушанского. Флитер – победитель нескольких фортепианных конкурсов в Аргентине, лауреат Первой премии международного конкурса пианистов в Канту и конкурса Ферручо Бузони в Италии. В 2000 году она завоевала Серебряную медаль на одном из авторитетнейших конкурсов пианистов в Варшаве, а в январе 2006 года стала лауреатом престижной музыкальной премии Гилмор – пятым обладателем этой премии в категории “фортепианное искусство”. В одном из интервью Ингрид Флитер сказала, что предпочитает живые выступления студийным записям. Пианистка много гастролирует по странам и континентам, принимает участие во многих музыкальных фестивалях. Она окончательно переселилась в Европу и обосновалась в Италии.
В оркестре Грант-парка я бы выделил певучую выразительность струнной группы. Особенно это касается второй, медленной части (Larghetto) Концерта. А что до Шестой (“Пасторальной”) симфонии Л.ван Бетховена, то послушать ее до конца не удалось. Начавшийся ливень поначалу выступал параллельно с оркестром, но в третьей победил его. Вскоре последовали раскаты грома, так что последнюю часть уже слышно не было. Зрители спешно ретировались, не дожидаясь финальных аккордов. В тот вечер Пасторальная симфония не соответствовала своему названию.
17 августа.
“Gipsy Kings”. Музыкальный фестиваль в Равинии.
“Демон дремлет в душе цыгана и просыпается со звуками сарабанды” - такими словами начиналась афиша, рекламирующая представление фламенко в 1781 году. Спустя 226 лет такую афишу можно поставить перед выступлением популярнейшей группы “Gipsy Kings” – современных продолжателей древнего, уникального цыганско-андалусского искусства песнопения. “Цыганских королей” придумал известный испанский певец в стиле фламенко Хосе Реис, чьи родители бежали из родной страны во время гражданской войны. Реис создал “...королей” в деревне Арле на юге Франции, пригласив в группу сыновей и шурина. Было это в далеком 1979 году. Тогда группа называлась его именем. Название “Gipsy Kings”, а вместе с ним и всемирную славу коллектив получил спустя несколько лет.
Главное в музыке “цыганских королей” – энергия, азарт, страсть. Эти качества, помноженные на виртуозное владение инструментами, неизменно приводят в восторг зрителей. А их было в тот вечер, наверно, рекордное количество. Столько людей в парке мне видеть еще не приходилось: не то, что сесть, яблоку упасть было негде! Да публика особо и не цеплялась за места - усидеть на концерте все равно было просто невозможно. Танцевали и пожилые, и молодые, танцевали в павильоне и на траве, танцевали белки, зайцы и даже примкнувшие к ним цикады. И звучали завораживающие звуки гитары. Как в стихах Гарсии Лорки:
Гитара,и во сне твои слезы слышу.Рыданье души усталой,души погибшейиз круглого рта твоего вылетает,гитара.
На концерте мы услышали новые композиции группы и старые, любимые миллионами мелодии, давно ставшие визитной карточкой “...королей”, - “Djobi Djoba”, “Bamboleo”, “Volare”. Весь концерт музыканты общались с публикой на цыганском диалекте “Gitane”, не произнеся ни одного слова по-английски, кроме “Thank you”. И, что самое удивительное, публика отвечала им. Хотя что тут удивительного? Тот язык, на котором поют свои песни “Цыганские короли”, - универсален. Это язык фламенко, знойных латиноамериканских и испанских мелодий, до краев наполненный цыганским весельем и жизнелюбием. А когда душа цыгана просыпается, начинается Праздник – праздник, который остается в памяти надолго!
20 августа.
Квартет Патрисии Барбер. Джаз-клуб “Green Mill”.
По понедельникам в чикагском джаз-клубе ”Green Mill” играет и поет Патрисия Барбер. Голос певицы один из критиков описал, как “сплошной темный шепот, исходящий из глубины души”. У нее действительно удивительный голос – нежный и чувственный, глуховатый и бархатный. Под стать голосу и игра на фортепиано – яркая, скользящая в верхних регистрах, и глубокая, проникновенная в нижних. Начиная с середины восьмидесятых годов, певица выпустила девять альбомов. Среди них – как оригинальные обработки популярных мелодий, так и собственные композиции. Патрисия Барбер – замечательный композитор: умный, тонкий, интеллектуальный. Она – самоучка, пришедшая в джаз из психологического факультета университета. Гены взяли свое: ее отец был известным саксофонистом, играл с Гленом Миллером. При этом джаз Патрисии Барбер далек от традиционного миллеровского джаза – это, скорее, пограничные мелодии, где-то между джазом и блюзом.
Патрисия Барбер обладает взрывным темпераментом. Она эмоциональна и непредсказуема. Ее концерты – удивительные шоу, в которых одинаково интересно не только то, что она поет, но и как. Все ее гримасничанье, все ее непроизвольно вырывающиеся звуки, предыхания, крики... – то, что делает на сцене эта женщина, описать просто невозможно. Это надо видеть!
Патрисия Барбер неоднократно удивляла своих поклонников: то срывается в Европу, гуляет по Парижу, занимается изучением французского языка, поет композиции в стиле “шансон” а-ля Эдит Пиаф; то возвращается в лоно джаза и собирает новый квартет; то пишет песни на стихи Овидия в джазовой обработке... Сегодня ее называют лидером женской джазовой школы, на ее концерты не попасть, она часто выступает в Европе. Вот только некоторые точки ее последнего гастрольного тура: Париж и Лондон, Гамбург и Цюрих, Вена и Амстердам, Лиссабон и Милан, Мадрид и города Испании, Москва и Санкт-Петербург... Но когда она возвращается в Чикаго, певица остается верна своему любимому джаз-клубу, талисманом которого является вот уже тринадцатый год. Недавно Патрисия Барбер получила грант от университета в Беркли, и начало осени она проведет в Калифорнии. Но уже с 29 октября 2007 года ее снова можно будет услышать в Чикаго. Так что, уважаемые читатели, если вы хотите услышать тонкий интеллектуальный завораживающий джаз, не забудьте: по понедельникам в джаз-клубе ”Green Mill” играет и поет Патрисия Барбер.
29 августа.
Джоан Осборн и Би Би Кинг. Музыкальный фестиваль в Равинии.
В августе в Равинии классической музыки было не так много. Она уступила место джазу, року, блюзу; на фестивале выступали популярные исполнители и звезды прошлых лет. В концерте 29 августа соединились два поколения музыкантов: молодая американская певица Джоан Осборн и легенда мирового блюза Би Би Кинг. Выступление Осборн было приурочено к выходу ее нового альбома “Breakfast in Bed”. Певица исполнила две композиции из этого альбома.
Трудно определить жанр, в котором работает Осборн. Мы услышали элементы блюза и кантри-музыки, музыки в стиле соул и ритм-н-блюза. По словам певицы, сочиняя песни для своего нового CD, она вдохновлялась классическим “филадельфийским звуком”. Сказать по правде, добиться сравнения с эталоном у Джоан Осборн не получилось: звук был плохой, и ее композиции оставили меня равнодушным. Думаю, большинство собравшихся в тот вечер в Равинии пришли все-таки не ради нее, а для того, чтобы еще раз услышать неподражаемого Би Би Кинга. Его музыка все так же полна энергии и оптимизма, все так же неизменна фирменная вибрация его легендарной “Люсили”, все так же звучит его непревзойденный голос, а его появление на сцене вызывает такой же неподдельный восторг многотысячной аудитории, как много десятилетий тому назад. Свою прошлогоднюю рецензию на концерт великого музыканта я назвал: “Би Би Кинг по-прежнему Король!” Спустя год я могу повторить эти слова еще раз. На сцену вышел старый тучный человек, сел в кресло и стал разговаривать со своими зрителями: “У меня болят ноги. У меня болит спина. Я многого не помню. Правда, я помню, что мне 81 год. Но я люблю блюз. И мне нужны вы – мои слушатели. Вы помогали мне все эти шестьдесят лет. Вы поможете мне и сегодня...” После этого первый блюзмен планеты заиграл. Заиграл так, как молодым и не снится: энергично, ярко, весело. На протяжении всего концерта он находился в кресле, но при этом назвать его действия “сидением” просто невозможно. Музыкант двигался всем телом, пританцовывал, отбивал мелодию ногами, дирижировал, давал команды музыкантам, шутил, смеялся... – мы увидели бушующий вулкан жизнелюбия в исполнении человека-оркестра! И вновь, как и в прошлое лето, мы прощались с Би Би Кингом со словами: до новых встреч, Король!
Закончились музыкальные фестивали в парке “Миллениум” и в Равинии, и музыкальная жизнь переместилась в концертные залы и театры Чикаго.
В сентябре Чикаго посетит один из самых прославленных дирижеров – маэстро Рикардо Мути. Его приезда ждали давно, ведь он не выступал в городе с 1974 года! И вот, наконец, спустя тридцать три года состоится долгожданная встреча. После недели в Чикаго, во время которой Мути продирижирует тремя программами, маэстро возглавит Чикагский симфонический оркестр в первой поездке в Европу после ухода Даниэля Баренбойма. В свете продолжающихся поисков нового музыкального руководителя ЧСО нынешний приезд Рикардо Мути приобретает особое значение. Хотя после отставки с поста руководителя оркестра театра “Ла Скала” сам Мути отказывается занимать какую-либо ответственную должность, ограничиваясь ролью “свободного художника”, в кулуарах оркестра о нем по-прежнему говорят, как об одном из наиболее реальных кандидатов на вакантное место музыкального руководителя. Но, в любом случае, его появление в Чикаго за пультом ЧСО пропустить невозможно.
В сентябре открывает свой 53-й сезон чикагская Лирик-опера. Первым спектаклем нового сезона станет шедевр Джузеппе Верди “Травиата” в постановке Франко Корсаро. Опера идет двумя составами: в сентябре-октябре и зимой будущего года. В осеннем составе партию Виолетты исполнит американская певица, колоратурное сопрано Элизабет Футрал. Ее связывают особые отношения с Лирик-оперой: певица два года стажировалась в Чикаго, в этом городе началась ее певческая карьера. Из наиболее успешных партий в Лирик-опере хочется отметить Джанетту и Адину в “Любовном напитке” Доницетти, Барбарину и Сюзанну в “Севильском цирюльнике” Россини, а также последнюю партию, которую она исполняла в Чикаго, - это была Партенопа в одноименной опере Генделя. И вот – новая партия, партия Травиаты. В остальных партиях: Жермон – Марк Делаван – американский баритон, часто поющий в Лирик-опере, Флора – Баффи Багот, Гастон – Дэвид Портилло, Дуфол – Филипп Краус. За дирижерским пультом – Бруно Бартолетти.
Нас ждут интереснейшие концерты, встречи, выступления. Музыкальная жизнь в городе продолжается!
PS.
Концерты Чикагского симфонического оркестра под управлением Рикардо Мути состоятся 14-21 сентября по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, IL 60604. Билеты можно заказать по телефону (312) 294-3333 или зарезервировать на Интернет-сайте http://www.cso.org/.
Опера Дж.Верди “Травиата” пройдет 29 сентября, 3, 6, 9, 12 и 15 октября 2007 года в Лирик-опере по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Билеты можно заказать по телефону (312) 332-2244 или зарезервировать на Интернет-сайте http://www.cso.org/.
9 сент. 2007 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий