...Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.
Борис Пастернак
Беккет неизменно раздражает людей своей честностью.
Питер Брук
Для этого спектакля и малая сцена Шекспировского театра была явно велика. Три актера. Пустая сцена. Абсолютный аскетизм. “Пустое пространство”, как назвал свою книгу Питер Брук, и “голый текст”. В сущности, ничего особенного. Так, пустячки. Новеллы о “лишних людях”. Вот только трагедии на этой сцене разворачиваются настоящие, и казавшиеся поначалу абсурдистскими фрагменты становятся фрагментами жизни.
“Фрагменты” – это собрание пяти коротких сценок, поставленных по пьесам Сэмюэля Беккета “Опасный театр”, “Рокаби”, “Сцена без слов”, “Никто”, “Приди и уйди”.
Вот слепой скрипач (Марчелло Маньи) встречает безногого бомжа (Джос Хубен) на улице – эта сцена вместо названия “Опасный театр” могла бы называться “Встречей двух одиночеств”. И неважно, где происходит действие: оно происходит “на дне”. Одинокая женщина (Кэтрин Хантер) сидит у окна, смотрит на окно напротив, разговаривает сама с собой, и... на наших глазах за эти минуты разворачивается настоящая трагедия (новелла “Рокаби”). Гипнотический голос, выразительные глаза, отстраненное лицо - филигранно сыгранный пронзительный монолог блестящей актрисы Кэтрин Хантер.
“Сцена без слов” предлагает зрителям два взгляда на одни и те же движения и поступки. Взгляд первый, пессимистический. Человек (Марчелло Маньи) открывает глаза и с брезгливостью смотрит на окружающий мир. Он чистит зубы, моется, одевается, выходит на улицу. Воздух, еда, солнце – все вызывает у него злость и раздражение. День заканчивается так же, как и начинается. Ничего хорошего не было, нет и по определению быть не может.
Взгляд второй, оптимистический. Человек (Джос Хубен) открывает глаза и с радостью воспринимает окружающий мир. Мир не изменился – изменилось отношение к нему. Там, где пессимист видит болото, оптимист находит отражение солнца...
В блестяще разыгранных пантомимических этюдах заключена простая, в сущности, мысль: от нас, от нашего настроения зависит окружающий мир. Улыбнитесь, и мир улыбнется вам! Питер Брук писал: “Беккет был перфекционистом. Но может ли быть кто-либо перфекционистом без интуиции?.. Сегодня, оглядываясь назад, мы видим, какими фальшивыми были ярлыки, приклеенные к драматургу. Темный, мрачный, пессимистичный... Вместо этого Беккет с надеждой заглядывает в глубины подсознания. Он отвергает всяческие догмы и теории, и его юмор не позволяет нам отчаиваться”.
В аскетическом варианте спектакля, предложенного Питером Бруком, особое значение приобретают актеры. Им не за что спрятаться, и играют они “до полной гибели, всерьез”. По ходу спектакля каждый из участников берет на себя “роль первой скрипки”, чтобы в следующей сцене передать ее другому. Давайте познакомимся с актерами поближе.
Кто есть кто в современном театре. Кэтрин Хантер – английская актриса. Ее настоящее имя – Кэтрин Хаджипатерас. Будущая звезда английской сцены родилась в Нью-Йорке в греческой семье. Выросла в Лондоне. Актерское образование получила в Бристольском университете. Ведущая актриса лондонского театра “Complicite”. Играла на сцене Шекспировского театра “Глобус”, театра “Ройал корт”. Лауреат премии Лоуренса Оливье 1991 года за лучшее исполнение женской роли в спектакле “Визит” Ф.Дюренматта в Королевском национальном театре. Снималась в фильме “Гарри Поттер и орден Феникса” (2007) в роли миссис Арабеллы Фигг. Говорит на греческом, французском, английском, итальянском языках.
Джос Хубен – бельгийский актер. Учился в международной театральной школе “L’Ecole Jacques Lecoq” в Париже. Сейчас он преподает в этой школе. Актер театра “Complicite”. Режиссер комедийной труппы “Правильный размер”, которая дважды удостаивалась премии Лоуренса Оливье. Педагог, режиссер, консультант множества театральных постановок и проектов. Говорит на бельгийском, французском, английском, немецком языках.
Марчелло Маньи – итальянский актер. Родился в городе Бергамо (Италия). Учился в Болонском университете и в международной театральной школе “L’Ecole Jacques Lecoq” в Париже. Один из создателей театра “Complicite”. Режиссер, педагог, хореограф. Марчелло Маньи играл с Кэтлин Хантер в пьесах Аристофана, Шекспира, Т.Уильямса, Б.Брехта в Королевском национальном театре, шекспировском театре “Глобус”, театре “Clwyd”. Сейчас актер совместно с К.Хантер занят подготовкой вечера “Истории со всего мира”.
Первоначально “Фрагменты” были поставлены на французском языке в октябре 2006 года в парижском театре “Де Буф дю Нор”. В сентябре 2007 года в Лондоне, в театре “Young Vic” Питер Брук выпустил вторую, английскую версию постановки. До Америки спектакль побывал в Ирландии, Испании, Италии и Австрии. После Чикаго труппа отправляется в Гонконг на международный фестиваль искусств.
С Чикаго Питера Брука связывают особые отношения. В 2001 году он привез в город новую интерпретацию “Гамлета”, сделанную им специально для театра “Де Буф дю Нор”. В 2002 году режиссер показал экспериментальную работу “Костюм” с участием актеров из Южной Африки. “Фрагменты” – третья работа Брука, увиденная чикагскими любителями театра. Кстати, Чикаго – единственный американский город, в котором Питер Брук представляет свой новый спектакль.
Восьмидесятидвухлетний Питер Брук поставил за свою долгую творческую жизнь более пятидесяти спектаклей и более десяти фильмов. Он родился в Лондоне, работал на прославленной сцене Королевского шекспировского театра, ставил сложные философские шекспировские спектакли (“Король Лир”, “Гамлет”, “Макбет”), но в какой-то момент академическая сцена оказалась скучна для него. Он переехал в Париж и в 1971 году создал Международный центр театральных исследований. С тех пор Брук постоянно экспериментирует со словом, с образами, со светом. Из костюмного театра он переходит к театру площадному, театру улицы; декларируя неприятие политического театра, в разгар вьетнамской войны показывает яркую антивоенную пьесу (спектакль “Мы”); устав от парижской сцены, отправляется в Африку и готовит спектакли на открытом воздухе; устав от Африки, возвращается в Европу и ставит изысканные итальянские классические оперы в “Ковент-гардене”; экспериментирует с классикой, жадно бросается к современной драматургии и возвращается в театр абсурда... Питеру Бруку интересны разные актеры – он работал с европейскими, азиатскими, африканскими актерами, с актерами разных рас, вероисповеданий, культур, театральных школ.
Кто-то, наверно, вспомнив лучшие постановки Питера Брука, скажет, что “Фрагменты” слишком просты для него. Да, наверно. Но, мне кажется, что это та самая “неслыханная простота” Мастера, которая сродни гениальности. Ведь все гениальное просто! Питер Брук всю жизнь находится в поиске, он строит театр, который называет “живым”, - театр, очищенный от фальши, штампов, неискренности. Спектакль “Фрагменты” – еще один шаг в этом направлении.
17 февр. 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий