26 февр. 2008 г.

Приглашение к празднику

“Евгений Онегин” Пушкина и Чайковского... Сегодня мы все привыкли к такой связке имен. В пору же создания оперы замысел композитора казался дерзким не только близкому кругу лиц, но и самому автору. Это была, как сейчас говорят, современная драматургия, и Чайковский не думал о счастливой судьбе своего детища. Ему казалось, что обыденность сюжета, лишенного привычных оперных коллизий, не в состоянии будет увлечь зрителей. Жертвуя многими подробностями романа, опуская и меняя иные сюжетные ходы и лирические характеристики-комментарии, Чайковский намеренно сосредоточил свое внимание на личной драме героев. Время и действие романа сконцентрировались в опере по трем новеллам: о Татьяне Лариной, о Ленском, об Онегине. “Евгений Онегин. Лирические сцены в трех действиях. Текст по Пушкину. Музыка Петра Чайковского” - таков заглавный лист оперы. Знаменательно, что свое имя композитор скромно поставил после имени Пушкина.
Обычно новые оперы (а их было до “Онегина” четыре) Чайковский отдавал для исполнения в Императорские театры Москвы и Петербурга. Он стремился попасть на эти сцены и очень горевал, когда постановки задерживались или откладывались. Но в случае с “Онегиным” он переменил свои прежние взгляды и обратился с просьбой к директору Московской консерватории Николаю Рубинштейну: “Постановка оперы в Консерватории есть моя лучшая мечта. Моя новая опера рассчитана на скромные средства и небольшую сцену”.
Премьера “Евгения Онегина” состоялась в марте 1879 года на сцене Малого театра в Москве в исполнении учащихся Московской консерватории. Оперой дирижировал Николай Рубинштейн. Только спустя два года “Евгений Онегин” был поставлен на сцене Большого театра. Первая зарубежная постановка “Онегина” прошла в Праге в 1888 году. Чайковский сам дирижировал оперой. “Евгений Онегин” до конца жизни композитора оставался одним из любимейших его сочинений. Чайковский был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Опера живет уже более ста лет, и нет, кажется, в мире театра, который бы не ставил “Евгения Онегина”. Партии из “Онегина” вошли в золотой репертуар лучших певцов мира. Онегина пел Павел Лисициан, Татьяну – Галина Вишневская, Ленского - Собинов, Козловский и Лемешев, Гремина – Шаляпин, Пирогов, Рейзен, Николай Гяуров. С 1 по 30 марта шедевр Петра Ильича Чайковского будет звучать на сцене чикагской Лирик-оперы.
Отдавая свое детище театрам, Петр Ильич беспокоился, опасаясь, что певцы не смогут избежать складывавшихся десятилетиями оперных штампов. Привычку прикладывать ладони к сердцу и воздевать к небесам руки многим оперным корифеям преодолеть было невозможно. Старые, рутинные каноны оперного театра, где в условных ситуациях с неестественным пафосом взаимодействуют короли и фараоны, герцоги и кардиналы, графы и маркизы, Чайковский считал по отношению к реальной жизни ложью и добавлял, что “эта-то ложь мне противна”. В письме к фон Мекк Чайковский писал: “Как опошлится прелестная картина Пушкина, когда она перенесется на сцену с ее рутиной, с ее бестолковыми традициями, с ее ветеранами и ветераншами, которые безо всякого стыда берутся … за роли шестнадцатилетних девушек и безбородых юношей!” Вот почему Чайковский поручил первое исполнение оперы именно молодым певцам - воспитанникам Московской консерватории. Как же прав был композитор, как часто после этого мы действительно видели на сценах лучших театров “ветеранов и ветеранш, которые без всякого стыда брались за роли шестнадцатилетних девушек и безбородых юношей”!.. Но, судя по составу певцов, в Лирик-опере такого не будет.
Замечательный русский баритон Дмитрий Хворостовский будет петь Онегина в первых пяти спектаклях в Лирик-опере: 1, 5, 8, 11 и 14 марта. Хворостовский впервые исполнил партию Онегина в Красноярском оперном театре, когда ему едва минуло двадцать. Он был самым молодым певцом, когда-либо исполнявшим эту партию. В той постановке его друг пел Ленского. Их дуэт выглядел вызывающе молодым на фоне пенсионного возраста солистов других театров. Потом был перерыв в несколько лет. К партии Онегина сибирский баритон вернулся в 2006 году в Ковент-гардене. “Я очень рад, что какой-то период времени не пел эту партию, - рассказывает Хворостовский. – Она требует большого опыта, которого мне не хватало вначале. Я до сих пор ничего не знаю об Онегине. Я до сих пор нахожусь в поиске.”
Хворостовский пел Онегина в Метрополитен-опере прошлой зимой. Татьяной была тогда Рене Флеминг. После нью-йоркской постановки влиятельный музыкальный критик “Нью-Йорк таймс” Энтони Томазини назвал Хворостовского “рожденным для этой роли”.
Во второй половине марта Хворостовского сменит польский баритон Матиуш Квичен. Он прославился в 2006 году, став первым иностранцем, спевшим Онегина в Большом театре.
В партии Татьяны мы услышим выпускницу Школы оперного пения при чикагском театре, талантливую певицу Дину Кузнецову. Первой главной партией на сцене чикагского театра была у нее партия Лисички в “Приключениях лисички-плутовки” Л.Яначека. В прошлых сезонах она пела Джильду в “Риголетто” Дж.Верди и Джульетту в “Ромео и Джульетте” Ш.Гуно. Так что Дина Кузнецова хорошо известна чикагским любителям оперы. Это будет ее дебют в партии Татьяны.
В партии Ленского на чикагской сцене выступит итальянский лирический тенор Франко Лопардо. Мы слышали его в партии Альфреда в “Риголетто”, а в следующем сезоне он возвращается в Лирик-оперу с партией Пинкертона в “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини.
В партии Ольги на американской оперной сцене дебютирует грузинская певица Нино Сургуладзе, в партии князя Гремина в Лирик-опере дебютирует бас Виталий Ковалев.
В Чикаго мы увидим возобновление постановки 1997 года, сделанной режиссером Робертом Карсеном для Метрополитен-оперы. Карсен хорошо известен чикагским любителям музыки. Это он поставил в Лирик-опере Глюка: “Орфея и Эвридику” и “Ифигению в Тавриде”. А последней постановкой Карсена на чикагской сцене стала опера Ф.Пуленка “Диалоги кармелиток”.
Итак, 53-й сезон чикагская Лирик-опера закрывает шедевром Петра Ильича Чайковского “Евгений Онегин”. За дирижерским пультом – сэр Эндрю Дэвис. Опера исполняется на русском языке с английскими субтитрами. Впервые с 2001 года в городе звучит опера на русском языке. Не пропустите!

PS.
На этой неделе мне удалось встретиться с Дмитрием Хворостовским, Диной Кузнецовой, Ниной Сургуладзе и Виталием Ковалевым. Интервью с ними готовится к печати и будет опубликовано на сайте в ближайшее время.

Опера П.И.Чайковского “Евгений Онегин” пройдет с 1 по 30 марта на сцене Лирик-оперы по адресу 20 N.Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Справки и заказ билетов по телефону 312-332-2244 и по Интернету на сайте Лирик-оперы http://www.lyricopera.org/home.asp.

Комментариев нет: