17 февр. 2008 г.

Моцарт-гала

Если бы этот концерт состоялся год назад, он мог бы потеряться на фоне всеобщих славословий и здравиц в честь 250-летия со дня рождения Моцарта. Год назад на юбилей великого австрийского композитора не откликнулся только ленивый, да еще тот, кто не любит шумихи и суеты. Тогда, в дни юбилея, было много шума. Футболки “Моцарт”, пивные и кофейные кружки “Моцарт”, бутылочки для детского питания и мячи для гольфа “Моцарт”, конфеты и чай, одеколон и вино, пиво... - все называлось “Моцартом”. Все, даже вкусные колбаски “Mozartwurst”. Все на продажу. Моцарт – наше все...
Сегодня, когда юбилей позади и шум утих, самое время прислушаться и понять великую музыку Моцарта. Она ведь совсем не такая простая, не приторно-придворная, не дежурно-королевская. Моцарт - загадка не только для нас, потомков. Он был не особо понятен и своим современникам, в том числе близким родственникам. “У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины”, - напишет ему в одном из писем отец. И добавит, что Вольфганг то слишком ленив, снисходителен, терпелив, то слишком строптив и беспокоен, слишком торопит ход событий вместо того, чтобы предоставить им идти своим чередом.
Образ Моцарта неуловим. Его изображали по-разному: маленьким мальчиком, музицирующим на клавесине для прекрасных придворных дам; послушным сыном своего отца; юношей, влюблявшимся во всех оперных певиц; оскорбленным музыкантом, отказавшимся служить деспотичному князю-архиепископу; гениальным композитором, умирающим от голода, холода и тягот жизни. Все эти представления одновременно верны и ложны. Возможно, наиболее подходящим для Моцарта определением является слово “ангельский”. Да, ангельский и именно поэтому чрезвычайно трудный для понимания. За внешним обаянием скрывается глубокая тайна. Как сказано у Рильке, “каждый ангел ужасен”.
Образ Моцарта неуловим. Наверняка известно только одно: он – гений. А это не так уж и мало. В музыке Моцарта есть все: мелодичность, красота, философская глубина, величие чувств, уникальность музыкальных идей. От оперы-буфф до “Реквиема”, от легких пьес к духовным песнопениям – дистанция огромного размера!
Перед началом репетиций новой программы Русского камерного хора в беседе со мной хормейстер и дирижер Наталья Ляшенко сказала: “Моцарт – самая хорошая школа для голоса и слуха. Ничего лучше музыки Моцарта не может научить темпу, ритму, всем составляющим вокальной техники”. На концерте, состоявшемся 17 января в уютном Латкин-холле, зрители услышали плоды этой учебы - хоровая музыка Моцарта была представлена высокопрофессиональным коллективом, отличающимся прекрасным техническим мастерством и выразительным исполнением. По традиции, концерт сопровождался комментариями профессора славянского факультета Северо-Западного университета Ирвина Вайла – человека, без помощи которого сегодня невозможно представить себе Хор. Ирвин Вайл читает и разбирает со студентами текст, а Наталья Ляшенко проводит репетиции. Так получается прекрасное сочетание литературы и музыки.
Для Натальи Ляшенко это не первое обращение к творчеству Моцарта. В 1993 году в городке Эймс она сделала с хором университета штата Айова концертную программу, составленную из оперных сцен (в том числе Моцарта), а на следующий год дирижировала “Свадьбой Фигаро”. И вот – новая встреча с Моцартом, уже вместе с Русским хором.
Концерт начался отрывками из опер Моцарта. Наряду с известными ариями и хоровыми частями “Дон Жуана” и “Женитьбы Фигаро” особый интерес представляли музыкальные фрагменты гораздо менее известных опер композитора “Идоменей” и “Похищение из Сераля”. Большая часть участников хора не являются музыкантами-профессионалами, и меня в который раз поразило умение Натальи Ляшенко научить чувствовать и понимать хоровое пение, понимать ансамбль. Послушайте, как великолепно звучит сегодня хор! Из месяца в месяц, от выступления к выступлению он становится ярче, интереснее, выразительнее. Безукоризненная музыкальность, совершенный строй, хороший ансамбль, красивый и богатый звук... – хор Натальи Ляшенко уверенно выдвигается в число лучших хоров Чикаго. На высоте, под стать хору, оказались и солисты. Среди них были как студенты вокального факультета университета Элизабет Шляйхер, Эллисон Валента, Марк Донлин, Майкл О’Халлоран, так и солисты, выращенные в хоре: Татьяна Дюбаль, Наталья Боданская, Дэвид Лауб. За роялем священнодействовал талантливый пианист Сергей Конеренко.
Во второй части концерта мы услышали духовную музыку Моцарта – отрывки из произведений “Regina coeli”, “Vesperae solennes de Confessore”, фрагмент “Реквиема” “Dies irae”.
Моцарт умер в 35 лет в нищете, слабеющей рукой торопливо записывая последние ноты своего “Реквиема”. Первый биограф композитора Немечек приводит слова Моцарта неизвестному адресату на итальянском языке, вероятнее всего, либреттисту Лоренцо да Понте: “...Моя голова раскалывается, разговариваю с трудом и не могу отогнать от глаз образ неизвестного, постоянно вижу его перед собой, он меня умоляет, торопит, с нетерпением требует от меня работу. Продолжаю, потому что сочинение мне менее утомительно, нежели праздность. Впрочем, мне нечего опасаться. По всему чувствую: час пробил; я готов умереть; я кончил прежде, чем воспользовался своим талантом. Жизнь была столь прекрасна, карьера начиналась при столь счастливых предзнаменованиях, но изменить собственную судьбу нельзя. Никому не измерить своих дней, нужно смириться. Пусть будет то, чего желает провидение”.
Я слушал в исполнении Русского хора духовные сочинения Моцарта и думал о том, как же трудно исполнять эту музыку. Духовная музыка не прощает лукавства и неискренности. Но лукавства и неискренности не было на концерте Хора. Наталье Ляшенко удалось подобрать верный эмоциональный ключ к исполнению сложнейших сочинений композитора, и, как результат, мы услышали подлинные переживания и подлинные чувства. Вообще, мне кажется, духовная музыка Моцарта до сих пор находится в тени его остальных произведений. А между тем музыка эта совершенно гениальная. Мы слышим дыхание вечности, мы ощущаем надежду. Когда звучит духовная музыка Моцарта, исчезают тревоги, а на душе становится светло и тепло. Все вокруг пронизано неосознанным предчувствием тайны. Это ли не достойный финал прекрасного вечера хоровой музыки “Моцарт-гала”, который подарил нам Русский камерный хор музыкального факультета Северо-Западного университета. Поблагодарим же его за это и... прислушаемся к музыке жизни, звучащей повсеместно. Что бы это ни было - все это немного Моцарт, немного вечность и немного мы...

PS.
Как обычно, Русский камерный хор открыт для всех любителей пения. Записаться в него можно по телефону 847-920-1789. Репетиции проходят по вторникам с 7.00 до 9.30 вечера. Приходите – не пожалеете!

Комментариев нет: