1 июн. 2008 г.

Девушка-Дерево-Девушка

...Поговорим о сказке. Поговорим об истории любви, верности и преданности со счастливым началом и счастливым концом. Поговорим о представлении “Цветущее дерево” на сцене Чикагского оперного театра (далее – ЧОТ), ибо новое сочинение американского композитора Джона Адамса менее всего похоже на оперу, хоть и называется таковой. Я бы, скорее, назвал “Цветущее дерево” красивым драматическим спектаклем с пением, танцами и пантомимой.
Действие спектакля начинается еще до того момента, когда гаснет свет. Пока зрители рассаживаются, на сцене уже сидят какие-то люди. В центре – Рассказчик (Сэнфорд Силван). Именно он поведает нам, что случится с прекрасной девушкой по имени Кумада (Наташа Джоул), когда она откроет в себе невероятный дар превращаться в цветущее дерево. Каждую неделю Кумада с сестрой убегала в лес и в тайне от матери совершала свой магический ритуал. Девушка превращалась в цветущее дерево, и цветы падали (хотел написать “к ее ногам”, но не все так просто...) к ногам девушки-дерева. Закончив волшебство, она с помощью сестры возвращалась в исходное (человеческое) состояние. Сестры собирали цветы, шли на базар, продавали их и складывали деньги в потайное место. Они собирали деньги для задыхающейся от непосильного труда матери. Однажды превращение Кумады в дерево увидел Принц (Ноа Стюарт). Как увидел он сие чудо, тотчас полюбил простую девушку и захотел жениться на ней, и попросил девушку превратиться в дерево для него, и пришла Кумада к Принцу во дворец, и стали они Женихом и Невестой, и превратилась Кумада в цветущее дерево, и занялись они любовью под сенью дерева ее...
Конец первого действия. Антракт.
(Диалог в антракте. Мужчина – даме.
- Не могу дождаться, что будет дальше.
- Надеюсь, они не разведутся.
- Как можно развестись с деревом?)
Во втором действии было много страданий. Из-за людского коварства Кумада не смогла вернуться в человеческое обличье, осталась деревом, без ручек и ножек, потеряла Принца, лишилась всего, кроме своего неповторимого голоса. Принц, потеряв любимую, затосковал, сердце его, как поведал нам Рассказчик, превратилось в камень. Ходил он по городам и весям, искал Кумаду, и люди не узнавали его. Так продолжалось минут тридцать сценического времени: они пели грустные песни и искали друг друга. Но – это мы помним еще по “Доброму человеку из Сезуана” - “Плохой конец заранее отброшен, Он должен, должен, должен быть хорошим...”. Принц нашел Кумаду, оковы дерева пали, Кумада превратилась в очаровательную женщину, и они стали жить-поживать и детей наживать. Вот и сказке-опере конец, а кто смотрел-слушал-читал – молодец.
Надо сказать, что, несмотря на мое ироничное отношение к сюжету, а особенно к бесконечным трансформациям девушка-дерево-девушка, опера мне понравилась. Приятная мелодичная музыка, в которой слышатся отзвуки тем Яначека и Сибелиуса, прекрасная сценография, оригинальное световое решение (в спектакле преобладает ярко красный цвет), и, конечно, хорошие голоса солистов... – все это заставляло, не отрываясь, следить за происходящими на сцене событиями. “Цветущее дерево“ особенно выигрывает в сравнении со скучной и тяжеловесной оперой “Доктор Атомик”, поставленной зимой этого года в Лирик-опере.
Поющих актеров в спектакле три: Кумада, Принц и Рассказчик. Все остальные лишь представляют слова Рассказчика.
В партии Кумады на американской оперной сцене дебютирует английская певица Наташа Джоул. Слушать ее – одно удовольствие: у нее глубокое, сильное, бархатное сопрано. Партия Кумады очень сложная – во втором действии Джоул, будучи деревом, поет сложнейшую арию лежа, плотно завернутая в шелковую ткань. Однако певица с честью выходит из трудного положения. Наташа Джоул регулярно выступает на оперных сценах Европы, постоянно сотрудничает с Глайндебурнской фестивальной оперой.
В партии Принца – нью-йоркский лирический тенор Ноа Стюарт, в партии Рассказчика – баритон Сэнфорд Силван. Это третья опера Адамса в репертуаре певца. Он пел в партиях Чу Ин-Лая в “Никсоне в Китае” и главную партию в “Смерти Клингхоффера”.
Надо сказать, что годы, проведенные генеральным директором ЧОТ Брайаном Дики в Глайндебурне, наложили отпечаток на его музыкальные вкусы и пристрастия. Он постоянно держит в поле зрения этот музыкальный фестиваль и приглашает в Чикаго по-настоящему ярких, молодых, талантливых певцов.
Кроме солистов, в “Цветущем дереве” участвует хор и девять танцоров.
“Цветущее дерево” – это сказка, а в сказке все должно быть красиво. И здесь ЧОТ полностью отвечает велениям жанра. Очень точно продумана каждая мизансцена, максимально использован каждый сантиметр сценического пространства, все сделано с большим вкусом, оригинально, необычно и красиво. Почти все сцены выглядят отдельными художественными произведениями, застывшими фотографиями. Выделю сценографа Джорджа Сауглайдса (после окончания работы в Чикаго он отправился в Зальцбург, где его ждет “Отелло” на летнем музыкальном фестивале) и дизайнера по свету Аарона Блака. Вообще, отдельные слова благодарности заслуживает вся постановочная группа спектакля. Здесь, что ни имя, то - явление. Режиссер Никола Рааб славится нестандартным подходом к новым и редко исполняемым произведениям. Она давно и плодотворно сотрудничает с ЧОТ. Ее последней работой в театре была постановка оперы Гектора Берлиоза “Беатрис и Бенедикт” в прошлом сезоне. В спектакле много танцев, которые поставил известный итальянский хореограф, директор Балетной школы при Венской опере, руководитель балетной труппы Венской оперы Ренато Занелла.
История создания “Цветущего дерева” такова. После крупных форм с политическим уклоном – опер “Никсон в Китае” и “Доктор Атомик” - Джону Адамсу захотелось сочинить что-нибудь камерное, лиричное, сказочное. Друг композитора, режиссер Питер Селларс предложил ему в качестве сюжета древнюю индийскую сказку о прекрасной девушке по имени Кумада. Адамса заворожила сказка, и с детской увлеченностью он принялся сочинять оперу. “Цветущее дерево” посвящено 250-летнему юбилею Моцарта, в этом сочинении использованы сюжетные темы моцартовской “Волшебной флейты”. В переводе сказки с хинди на английский Адамсу помог преподаватель Чикагского университета, специалист по индийской литературе Рамануян.
Мировая премьера “Цветущего дерева” состоялась в Вене 14 ноября 2006 года. Вслед за этим оперу услышали в Берлине, Сан-Франциско и Лондоне. Чикагские спектакли стали премьерой оперы на Среднем Западе и первой полноценной постановкой “Цветущего дерева” в Америке (в Сан-Франциско показали концертный вариант). На мировой премьере оперы в Вене побывал Брайан Дики. Он в полном смысле слова “заболел” этой оперой и сразу стал вести переговоры о постановке ее в Чикаго. Долго уговаривать Адамса Дики не пришлось. Композитор был так впечатлен постановкой его оперы “Никсон в Китае” в ЧОТ в 2006 году, что согласился не только представить ее в Чикаго, но и продирижировать первыми двумя спектаклями. На остальных трех спектаклях за дирижерским пультом Адамса сменила ассистентка Эса-Пеки Салонена в Лос-Анджелесском симфоническом оркестре, дирижер Джоана Карнейро.
Вскоре после Чикаго “Цветущее дерево” будет поставлено в Амстердаме. На лето 2009 года запланирована постановка оперы в Линкольн-центре в Нью-Йорке.
Так что в целом история прекрасной девушки по имени Кумада получилась. Полный зал и стоячая овация на премьере – лишнее тому подтверждение.

PS.
С 28 мая по 8 июня в ЧОТ можно будет услышать последнюю оперу этого сезона – оперу Георга Фридриха Генделя “Орландо”. Спектакли проходят на сцене Театра музыки и танца “Харрис” по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60602. Заказать билеты можно по телефону 312-704-8414 или на Интернет-сайте театра http://www.chicagooperatheater.org/.


25 мая 2008 года

Комментариев нет: