В конце апреля – начале мая довелось мне побывать в Нью-Йорке. “По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья...” Так писал (по другому, правда, поводу) Александр Сергеевич Пушкин, и приблизительно так чувствовал я себя в Нью-Йорке, дивясь необъятными размерами, вакханалией рекламы, но в первую очередь - разнообразием культурной жизни города. Мне повезло: в крупнейшем оперном театре мира Метрополитен-опера мне удалось послушать сочинение Гаэтано Доницетти “Дочь полка” (“La Fille du Regiment”). Мировая премьера оперы состоялась в Париже в театре “Опера-комик” 11 февраля 1840 года. Уже спустя два года силами итальянской труппы опера была поставлена в Одессе, в 1846 году состоялась ее премьера в Петербурге. Благодаря зажигательной музыке и увлекательному сюжету “Дочь полка” стала одной из самых популярных комических опер и обошла почти все сцены мира. В зависимости от местного колорита режиссеры переделывали либретто, меняли национальности героев и финал оперы, но, несмотря ни на какие постановочные фокусы и авторские прочтения, “Дочь полка” неизменно вызывала живейший интерес публики. Однако со временем она была благополучно забыта и в последнее время редко ставилась на сцене. Во многом это связано с безумно сложными в техническом отношении партиями героев. Партия Тонио считается самой сложной партией тенорового репертуара. Немыслимые колоратуры, требующие особой постановки голоса, широчайший диапазон, сложнейшие переходы от одного регистра к другому и, как апофеоз, девять верхних “До” в одной арии! Перефразируя слова героя одного популярного фильма, можно сказать, что решиться исполнить эту партию – это не подвиг, но что-то героическое в этом есть! На это отважится далеко не каждый, даже самый выдающийся певец. Одним из последних великих Тонио был Лучано Паваротти. Сорок лет назад специально для него “Дочь полка” была поставлена на сцене лондонского “Ковент-гардена”. После Паваротти место смельчака долгое время оставалось вакантным. И вот несколько лет назад его занял блистательный перуанский тенор Хуан Диего Флорес. В прошлом году он пел Тонио в “Ла Скала”, в этом году он повторил свою коронную партию в МЕТ. Однако, я кажется, забегаю вперед. О солистах – позже, а пока о самой опере.
В ней рассказывается история любимицы французского гренадерского полка сиротки Мари. Она не помнит своих родителей, ее вырастили и воспитали солдаты-гренадеры. Опекуном Мари является сержант Сюльпис, не допускающий и мысли о ее браке со штатским: только “настоящий полковник” сможет сделать Мари счастливой! А Мари, конечно же, по всем законам жанра влюбляется в простого парня по имени Тонио. Молодые влюбленные скрываются от сержанта и гренадеров, мечтая о свадьбе. Положение осложняется появлением маркизы Беркенфилд, которая много лет назад потеряла ребенка и теперь узнает, что это Мари. К огорчению солдат и Тонио, маркиза силой увозит девушку в свой замок, где специально приставленные учителя должны воспитать ее в светском духе и искоренить воспоминания о прошлом. Все попытки превращения Мари в светскую даму кончаются неудачей: солдатское воспитание пробивается наружу. Мари с отвращением относится к навязанному ей жениху-аристократу. Все ее мысли связаны с Тонио и родным полком. И вот как-то под звуки военного марша в дом маркизы врываются друзья Мари, и среди них Тонио, дослужившийся до звания капитана, – чего не сделаешь ради любви! Мари счастлива – она, наконец, вернется к своему образу жизни. Аристократы шокированы, жених убегает, Мари выходит замуж за Тонио, и занавес опускается под гром аплодисментов...
Метрополитен-опера (если точнее, “Дочь полка” - совместное производство лондонского “Ковент-гардена”, Венской оперы и Метрополитен-оперы)
блестяще показала, как нужно ставить комические оперы. Легко, на смехе, озорно... Как смешна походка Мари (Натали Дессе), как по-солдатски четки ее движения! Как карикатурно выглядит старый ворчун, сержант Сюльпис (Алессандро Корбелли), командуя полком и воспитывая девушку! Как стремителен Тонио (Хуан Диего Флорес) в своем желании сделать все возможное для Мари! Как нелепо и смешно выглядят попытки маркизы Беркенфилд (Фелисити Палмер) перевоспитать Мари! Как чудесно подыгрывает солистам гренадерский полк, активно участвуя в действии! (Очередная победа хормейстера Дональда Палумбо. Он работает в МЕТе первый сезон, до этого долгие годы служил хормейстером в Лирик-опере.) “Дочь полка” пестрит виртуозно поставленными мизансценами, в стремительном темпе сменяющими друг друга. Чего стоит только танк, на котором появляется Тонио, чтобы вызволить Мари из аристократической тюрьмы! Оттуда, как Ленин с броневика, Тонио поет свою выходную арию. Все сделано с большим чувством вкуса, остроумно и очень динамично. Не припомню, когда еще на оперном спектакле я столько смеялся, опера полностью оправдывает подзаголовок “комическая”. Браво режиссеру спектакля, французскому мастеру Лорену Пелли! “Дочь полка” - дебют режиссера на сцене МЕТа. Всего в послужном списке Пелли – более пятидесяти оперных постановок за последние двадцать лет. В этом году режиссер стал артистическим директором Национального театра в Тулузе.
Волшебная музыка Доницетти служит полноправным участником насыщенного до предела стремительного действия. “Дочь полка” пленяет неиссякаемым остроумием, мелодической щедростью и виртуозным блеском вокальных партий. Безусловными героями спектакля стали исполнители главных партий Натали Дессе и Хуан Диего Флорес.
Партия Мари как будто создана для Дессе. Одно удовольствие наблюдать, как играючи, с невероятной виртуозностью исполняет певица безумно трудные пассажи, при этом абсолютно перевоплощаясь в свою героиню. Когда она в военных галифе с подтяжками впервые появляется на сцене, ее даже не сразу узнаешь. Она таскает мешки с бельем, гладит мужские рубашки, чистит картошку, развешивает панталоны... В ее угловатых манерах и бесформенной фигуре невозможно распознать красивую, да еще влюбленную девушку. А во втором действии она попадает в замок к маркизе, и та учит ее хорошим (аристократическим) манерам. Зал хохочет, когда бедная Мари-Дессе (в платье, что непривычно для “дочери полка”) мучается, изучая скучнейшую арию, – видимо, одну из тех, которые регулярно исполняют аристократы за завтраком... Можно пересказывать практически каждую сцену с участием певицы, ибо все они тщательно выверены и доведены до совершенства. Никогда прежде в опере мне не приходилось видеть такого идеального сочетания актерской игры и вокальной техники.
Французскую певицу Натали Дессе за ее фантастической красоты голос критики назвали “французским чудом”. Она родилась 19 апреля 1965 года в Лионе. В раннем возрасте с семьей переехала в Бордо. Натали мечтала о балете, но поступила в консерваторию драматических искусство Бордо на отделение актерского мастерства и вокальное отделение. Училась она просто потрясающе: закончила пятилетний курс всего за один год и закончила консерваторию в двадцать лет! После короткого периода работы в хоре театра “Капитолий” в Тулузе в 1989 году и Второй премии на конкурсе вокалистов “Concours des Voix nouvelles” Дессе поступила в школу оперного пения при Парижской опере, после окончания которой получила первые приглашения в качестве солистки. В 1992 году Дессе исполнила партию Олимпии в опере Оффенбаха “Сказки Гофмана” в постановке Романа Полански в Опера де Бастиль. На следующий год Дессе была приглашена в Венскую оперу на партию Блондхен в “Похищении из Сераля” Моцарта, вслед за этим последовали приглашения в крупнейшие оперные театры мира. “Надежда Франции” исполняет одну партию за другой. Ее любимыми являются Царица ночи в “Волшебной флейте” В.А.Моцарта, Эвридика в “Орфее и Эвридике” К.В.Глюка, Амина в “Сомнамбуле” В.Беллини, Цербинетта в “Ариадне на Наксосе” Р.Штрауса. Натали Дессе нарасхват, о французской звезде говорит весь музыкальный мир! В 2001 году она впервые исполняет партию Лючии в опере Доницетти “Лючия де Ламермур”, и тогда же у нее возникают проблемы с голосом. Певица отменяет почти все запланированные заранее спектакли в Венской опере, и в июле 2002 года ей делают операцию на голосовых связках. Голос возвращается, певица снова включается в активную творческую жизнь. Уже в феврале 2003 года она выступила с сольным концертом в Париже, но вскоре опять начались проблемы с голосом. Ей была сделана еще одна операция. Две тяжелейшие операции на связках за два года! Многие думали, что вокальной карьере Натали Дессе придет конец. Многие, но только не она. Преодолев все преграды и научившись заново петь, она вернулась победительницей. С середины 2005 года она вновь активно выступает на оперных сценах мира.
Работать с Дессе нелегко. Она своенравна, заводится с пол-оборота, не терпит халтуры. В работе дотошна до мелочей. Оперный режиссер Роберт Карсен, который работал с ней над образом Царицы ночи, говорит о певице так: “Натали Дессе настолько открыта к любым неожиданностям, что, работая с ней, я не боюсь экспериментировать. С ней возможно все”.
Натали Дессе четыре раза становилась обладателем ежегодной французской премии в области академической музыки “Музыкальные победы”. В 2007 году она получила премию имени Лоуренса Оливье за выдающиеся достижения в оперном искусстве. В 2009 году к своему обширному репертуару Натали Дессе добавит партию Виолетты в “Травиате” Дж.Верди. Она исполнит ее в Сан-Францисской опере. Режиссером спектакля заявлен все тот же Лорен Пелли, а партию Жоржа Жермона исполнит муж певицы, французский баритон Лорен Наури.
Чикагские любители оперы хорошо знают волшебный голос Натали Дессе. Она выступала в Лирик-опере в партиях Моргана в “Альчине” Г.Ф.Генделя, Лючии в “Лючии де Ламермур” Г.Доницетти. Осенью в Чикаго состоится новая встреча с певицей. Она исполнит партию Манон в одноименной опере Жюля Массне в первой постановке нового сезона Лирик-оперы (сентябрь-октябрь 2008 года).
А вот когда к нам снова приедет “перуанское чудо”, пока остается неизвестным. Пока в Лирик-опере Хуан Диего Флорес выступал всего один раз, исполнив партию Дона Рамиро в опере Дж.Россини “Золушка”.
Тенор Хуан Диего Флорес родился 13 января 1973 года в Лиме (Перу). Учился в Национальной консерватории музыки в Лиме и Институте Кертиса в Филадельфии. Профессиональный дебют на оперной сцене состоялся у певца в партии Коррадино в опере Дж.Россини “Матильда Де Шабран” на фестивале музыки Россини в Пезаро в 1996 году. Первый CD Флореса также состоял из оперных арий Россини. Запись получила награду в области классической музыки в Каннах в 2003 году. Такой же награды в 2004 году был удостоен новый альбом Флореса “Una Furtiva Lagrima”. Сам певец называет свой изумительный по красоте тембра и безупречный в техническом отношении голос “меланхолическим голосом Россини и композиторов-романтиков”.
Я помню, в партии Дона Рамиро прекрасный голос певца сочетался с некоторой актерской невыразительностью. Флорес тогда немного выбивался из общего состава спектакля своей неподвижностью. Он пел, обращаясь в зрительный зал, а не к Золушке, показывая нам фантастические возможности голоса. В партии Тонио все было не так. Помимо своего вокального таланта певец раскрылся как замечательный комедийный актер.
В первом акте все, конечно, ждали знаменитой арии Тонио “Ah, mes amis” – той самой, которая сделала звездой Лучано Паваротти. Все ждали повторения Чуда, и Флорес оправдал ожидания. Последние звуки оркестра утонули в море аплодисментов. Стоячая овация зрительного зала не дала возможности продолжить спектакль, и Флорес спел арию на бис. До Нью-Йорка он повторил эту арию в Болонье, Генуе, в Японии и в феврале 2007 года в “Ла Скале”. После пятиминутных оваций дирижер позволил оркестру вновь сыграть арию и певец повторил свою партию. Впервые за почти три четверти века (!) в миланском оперном театре была исполнена ария на бис. Последний раз такая честь была предоставлена в “Ла Скала” великому Федору Шаляпину. В 1933 году он повторил на бис арию Бартоло из “Севильского цирюльника” Дж.Россини. Дело в том, что итальянский дирижер Артуро Тосканини категорически запретил бисирование, так как это нарушает драматургическую последовательность действия. Этот запрет нарушался только дважды, и оба раза исключения были сделаны для хора в операх Дж.Верди “Ломбардцы в первом крестовом походе” в 1984 году и “Набукко” в 1996. Что касается солистов, то запрет соблюдался неукоснительно. Самые великие певцы XX века никогда не пели на бис в “Ла Скала”. Негласный запрет на это действовал и в МЕТе. Однако с приходом в театр нового генерального директора Питера Гелба ситуация стала меняться. И действительно, зрители приходят в театр услышать солистов, и если исполнение нравится публике и они просят солистов повторить арии, почему это нужно запрещать? Тем более, что великие голоса встречаются редко, а потому пение на бис не станет системой, а всегда останется приятным исключением.
До премьеры “Дочери полка” в Нью-Йорке Гелб разговаривал с Флоресом и сказал ему, что если публика попросит и певец захочет, он не будет возражать против повторения арии. Когда на первом исполнении оперы раздалась буря аплодисментов, Гелб был у себя в кабинете. Директор нажал кнопку на своем столе, дирижер спектакля Марко Амилиато получил сигнал, оркестр заиграл вступление, и Флорес повторил арию. Так продолжалось на каждом спектакле, так было и в тот день, когда я слушал оперу.
В “Дочери полка” хороши все: итальянский баритон Алессандро Корбелли в партии сержанта Сюльписа, английское меццо-сопрано Фелисити Палмер в образе маркизы Беркенфилд, баритон Дональд Максвелл в партии дворецкого... В целом “Дочь полка” смело можно назвать одной из самых увлекательных оперных постановок последних лет.
Находясь в зале Метрополитен-оперы и слушая “Дочь полка”, я невольно сравнивал нью-йоркский театр с чикагским. Различий много, начиная от субтитров. Если в Лирик-опере над сценой висит длинный узкий экран, где пишутся английские субтитры, то в МЕТе перед каждым сидением (даже перед стоячими – я проверил!) находится светящееся табло. Говорят, музыкальный руководитель Метрополитен-оперы Джеймс Ливайн сказал, что не хочет принуждать зрителей читать перевод, если они этого не хотят. Поэтому в Нью-Йорке придумали другой вариант: маленькое табло на спинке сидения перед тобой. Его можно включить в процессе представления.
Поразила прекрасная акустика МЕТа. Не секрет, что в Лирик-опере есть зоны, куда лучше не садиться – рискуешь ничего не услышать. В МЕТе такого нет. Отовсюду замечательно видно и слышно. Поразило большое количество молодых лиц в зрительном зале. Я привык, что в оперный театр обычно ходят старики. В МЕТе все не так: много молодежи, публика реагирует на происходящее очень живо. Да и пожилые люди совсем не такие сонные, как в Чикаго. Рядом со мной сидела старушка и бурно выражала свои эмоции, откликаясь на каждую, удачно взятую ноту. А рядом с женой сидел оперный фанат и, как она рассказывала, так волновался перед каждым верхним “До” Флореса, как будто ему самому предстояло его взять. Кроме этого, на спектакле, исполнявшемся на французском языке, смеялись еще до всякого перевода. Казалось, что весь зал, кроме нас, неучей, понимает французский.
Так что не только “Дочь полка”, но и сам оперный театр произвел самое благоприятное впечатление. Впрочем, с недавнего времени лучшие оперные спектакли МЕТа можно смотреть в кинотеатрах Америки и всего мира. Желающие могли увидеть и обозреваемую мною сегодня оперу. 26 апреля 2008 года “Дочь полка” в прямом эфире демонстрировалась в кино.
Да, звучит невероятно, но это так: опера пришла в кино! Невиданный эксперимент вот уже третий год проводит Питер Гелб, третий год лучшие оперные спектакли Метрополитен-оперы можно увидеть в кинотеатрах по всему миру, в том числе в Чикаго и пригородах. За три года инициатива Гелба приобрела огромную популярность. Опера – искусство дорогое, доступное далеко не всем. Что делать тем любителям оперы, которые живут в провинции, вдали от крупных городов и оперных театров, и не имеют возможности послушать оперу в зрительном зале? Подобно телевидению, кинотеатр становится единственным общедоступным местом, где можно услышать и увидеть лучших солистов, звезд современной оперы. К тому же с помощью сотен камер, умело распределенных по всему огромному МЕТу, можно заметить самые мелкие детали, которые в самом зале визуально доступны лишь зрителям первых рядов. Когда смотришь и слушаешь оперу в кинотеатре, возникает абсолютный эффект присутствия в зрительном зале. Более того, камера пробирается даже за кулисы, показывая солистов за минуту до выхода на сцену. Как написала в одном блоге юная любительница оперы: “Круговорот живого электричества в зале между артистами и зрителем сам по себе производит колоссальное впечатление, а в кино-опере это ощущение чудесным образом удваивается: представляешь тысячи тебе подобных зрителей в разных уголках мира, смотрящих то же самое, что ты в данную секунду”.С каждым сезоном количество спектаклей, которые можно увидеть в кинотеатрах, увеличивается. В сезоне 2008-09 годов их будет одиннадцать. Привожу расписание предстоящих показов.
22 сентября 2008 года. 6.30 pm ET. (Трансляция только в Северной Америке.)
Торжественное открытие 125-го сезона Метрополитен-оперы. В программе:
“Травиата” Дж.Верди. Акт II.
“Манон” Ж.Массне. Акт III.
“Каприччио” Р.Штраус. Финальная сцена.
Дирижеры – Джеймс Ливайн и Марко Армилиато.
В главных партиях: Рене Флеминг, Рамон Варгас, Томас Хэмпсон.
11 октября 2008 года. 1.00 pm ET. “Саломея” Р.Штраус.
Дирижер – Микко Франк. Режиссер – Юрген Флимм.
В главных партиях: Карита Маттила, Илдико Комлози, Ким Бегли.
8 ноября 2008 года. 1.00 pm ET. “Доктор Атомик” Дж.Адамс.
Дирижер – Алан Жилберт. Режиссер – Пенни Вулкок.
В главных партиях: Саша Кук, Мередит Орвади, Джеральд Финли.
22 ноября 2008 года. 1.00 pm ET. “Осуждение Фауста” Г.Берлиоз.
Дирижер – Джеймс Ливайн. Режиссер – Роберт Лепаж.
В главных партиях: Сюзан Грэм, Марчелло Джордани, Джон Реллиа.
20 декабря 2008 года. 12.00 pm ET. “Таис” Ж.Массне.
Дирижер – Джезус Лопес-Лобос. Режиссер – Джон Кокс.
В главных партиях: Рене Флеминг, Томас Хэмпсон, Майкл Шаде.
10 января 2009 года. 1.00 pm ET. “Рондина” Дж.Пуччини.
Дирижер – Марко Армилиато. Режиссер – Николас Джоэл.
В главных партиях: Анжела Георгиу, Роберто Аланья, Лизетт Оропеза.
24 января 2009 года. 1.00 pm ET. “Орфей и Эвридика” К.В.Глюк.
Дирижер – Джеймс Ливайн. Режиссер – Марк Моррис.
В главных партиях: Стефани Блит, Даниэлла Де Низе.
7 февраля 2009 года. 1.00 pm ET. “Лючия де Ламермур” Г.Доницетти.
Дирижер – Марко Армилиато. Режиссер – Мэри Зиммерман.
В главных партиях: Анна Нетребко, Роландо Виллазон, Мариуш Квичин, Ильдар Абдразаков.
7 марта 2009 года. 1.00 pm ET. “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини.
Дирижер – Патрик Саммерс. Режиссер – Энтони Мингелла.
В главных партиях: Кристина Галлардо-Домас, Марчелло Джордани.
21 марта 2009 года. 1.00 pm ET. “Сомнамбула” В.Беллини.
Дирижер – Эвелино Пидо. Режиссер – Мэри Зиммерман.
В главных партиях: Натали Дессе, Хуан Диего Флорес, Мишель Пертузи.
9 мая 2009 года. 12.30 pm ET. “Золушка” Дж.Россини.
Дирижер – Маурицио Бенини. Режиссер – Цезаре Ливи.
В главных партиях: Элина Гаранча, Лоуренс Браунли, Симоне Альберджини.
В Иллинойсе всего шесть кинотеатров, участвующих в акции Метрополитен-оперы, однако в будущем сезоне их количество возрастет. Подробную информацию о предстоящих показах, а также адреса кинотеатров вы найдете на Интернет-сайте http://www.metoperafamily.org/metopera/broadcast/hd_events.aspx.
До встречи на спектаклях Метрополитен-оперы!
1 июня 2008 года
1 июн. 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий