...Что вселяет в меня надежду? Музыка.
Ведь перед симфонией Бетховена,
перед моцартовским “Дон Жуаном”
или “Тристаном и Изольдой” Вагнера
все люди равны.
Даниэль Баренбойм
Пятнадцать лет “музыкальным императором” Чикаго был блистательный пианист и дирижер, один из ярчайших музыкантов современности Даниэль Баренбойм. Его любили и ненавидели, ему завидовали и старались подражать, его политические выступления вызывали скандалы и протесты, но одно оставалось неизменным – присутствие Баренбойма сразу поднимало концерт на качественно новый уровень. Высочайшая музыкальная культура, чувство вкуса, умение находить контакт не с чиновниками от музыки, а с простыми музыкантами – вот что отличало и отличает Баренбойма. Неслучайно именно музыканты (а не руководители!) Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) назвали его своим “пожизненным почетным дирижером”.
С Чикаго музыканта всегда связывали особые отношения. В книге “Жизнь в музыке” он называет город своим вторым домом и одним из городов, которые всегда были верны ему. Дебют Баренбойма в Чикаго в качестве пианиста состоялся в январе 1958 года. Концерты прошли по инициативе импресарио Сола Юрока. В том же году Баренбойм впервые услышал ЧСО под управлением Фрица Райнера. Баренбойм вспоминает: “Это было для меня потрясение. Я никогда прежде не слышал оркестра такого уровня и такого качества. Чикагский оркестр был великолепно отлаженной машиной с бьющимся человеческим сердцем”. С ЧСО Баренбойм впервые выступил как пианист в 1969 году, а на следующий год впервые дирижировал этим оркестром. С тех пор его регулярная работа с ЧСО стала, по его словам, “одним из основных направлений музыкальной жизни”. Баренбойм дирижировал оркестром ежегодно шесть недель – это был для него первый опыт работы с оркестром такого высокого уровня. Вот еще одна цитата из Баренбойма: “ЧСО – это комбинация высочайших музыкальных стандартов с теплыми человеческими взаимоотношениями. Когда я дирижирую этим оркестром, я чувствую, что все, что могу дать ему, недостаточно для него, что такие музыканты заслуживают лучшего и большего. Редко встретишь группу подобных профессионалов с постоянным стремлением к совершенству. С первых дней работы в Чикаго я знал, что готов исполнять музыку с этим оркестром до конца жизни”. “Это была мечта, о которой я даже не осмеливался мечтать,” – так говорил Баренбойм о возможности возглавить когда-нибудь ЧСО. Первый разговор об этом состоялся у Баренбойма с Георгом Шолти в 1983 году на Байрейтском музыкальном фестивале. Шолти считал Баренбойма своим идеальным преемником. (Он мог убедиться в этом на примере оркестра Де Пари, который после ухода Шолти в 1975 году возглавил Баренбойм.) Баренбойм пишет: “Я не мог представить себе лучшего предшественника, чем Шолти, и был глубоко тронут его уверенностью во мне”. В конце восьмидесятых мечты Баренбойма, казавшиеся ему несбыточными, превратились в реальность. Дирижер получил официальное предложение стать музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра. С 1991 года в истории чикагского оркестра открылась новая глава.
“У меня были вполне определенные планы, как нужно работать с оркестром, - отмечает музыкант. - Дирижерская палочка беззвучна. Главное – музыканты!” Медленно и кропотливо Даниэль Баренбойм преобразовывал звук, не нарушая при этом того, что было создано в этом коллективе на протяжении долгих десятилетий. Баренбойм омолодил оркестр. Из ста семи музыкантов, играющих в оркестре сегодня, тридцать пять (почти треть!) пришли в коллектив при нем, то есть после 1991 года. В оркестре появились новые концертмейстеры духовых инструментов: гобоисты Алекс Кляйн и Евгений Изотов, фаготист Дэвид Макгилл, флейтист Мэттью Дюфор. Изменения коснулись почти каждой группы оркестра. Полностью обновилась группа трубачей. Последним из старой гвардии, прослужив в оркестре пятьдесят три года, в 2001 году из коллектива ушел феноменальный первый трубач Адольф Херсет – живая легенда Чикаго. При Баренбойме начали свою работу в оркестре талантливый концертмейстер оркестра скрипач Роберт Чен и концертмейстер группы трубачей Кристофер Мартин. Сегодня ЧСО моложе и интернациональнее по составу, чем когда бы то ни было. Баренбойм любит повторять: “Оркестр – это наше общество в миниатюре”. В числе новых музыкантов - представители Китая, Канады, Тайваня, Голландии, Японии, Франции. С января 2001 года в группе ударных инструментов оркестра служит киевлянин Вадим Карпинос - выпускник Манхеттенской школы музыки. Продолжают работать в оркестре и ветераны, начинавшие свою карьеру у легендарного Шолти, - концертмейстер группы волторн с 1966 года Дэйл Клевенджер, играющий на литаврах Дональд Косс, пианистка Мэри Сауэр (она служит в оркестре с 1959 года).
Баренбойм объездил с ЧСО всю Европу, был в Японии и Латинской Америке, представлял коллектив на крупнейших музыкальных фестивалях в Зальцбурге и Люцерне. Во многом благодаря его усилиям любители музыки во всем мире говорят об уникальном “чикагском звуке” оркестра, который остается неизменным на протяжении почти стодвадцатилетней славной истории коллектива. Согласно опросу английского журнала “Граммофон”, проведенному в ноябре 2008 года среди музыкальных критиков разных стран, ЧСО стал лучшим симфоническим оркестром Америки и пятым в мире – после амстердамского оркестра “Концертгебоу”, “Винер филармоникер”, “Берлинер филармоникер” и Лондонского симфонического оркестра.
Благодаря личным контактам и дружбе Баренбойма с самыми выдающимися музыкантами мира мы имели возможность слышать и видеть их на сцене Симфонического центра. Часто раздавались голоса, что в Чикаго выступают одни и те же исполнители. Действительно, компания Баренбойма, особенно в последние годы, оставалась неизменной. Но, согласитесь, уважаемые читатели, ведь это были лучшие из лучших! Пианисты Ланг Ланг, Евгений Кисин, Альфред Брендель, Эмманюэль Экс, Маурицио Поллини; скрипачи Максим Венгеров, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Анна-София Муттер, виолончелисты Мстислав Ростропович и Йо-Йо Ма – по разнообразию и насыщенности программа чикагской филармонии сравнима с лучшими концертными залами Европы!
Активно исполняя классический репертуар, Баренбойм в то же время является неутомимым пропагандистом современной музыки. В книге “Жизнь в музыке” он пишет: “В Чикаго у меня репутация музыканта, слишком часто исполняющего современную музыку, а в Берлине меня обвиняют в недостаточном внимании к этой музыке...”. Кстати, свой интерес к современной музыке Баренбойм в очередной раз продемонстрировал совсем недавно, в октябре, исполнив на сцене Берлинской оперы концертную программу из произведений Софьи Губайдулиной, Дмитрия Шостаковича и его любимой ученицы - недавно ушедшей из жизни Галины Уствольской.
Что нового и интересного было в жизни Баренбойма за эти два с половиной года, после отъезда маэстро из Чикаго? Спустя несколько месяцев, осенью 2006 года, он был назначен главным приглашенным дирижером миланского театра “Ла Скала”. Маэстро продолжает возглавлять Берлинскую государственную оперу “Унтер ден Линден” (“Под липами”) и оркестр Штаатскапелла. Осенью 2000 года этот берлинский оркестр избрал Баренбойма своим пожизненным главным дирижером.
В феврале 2007 года с оркестром “Винер филармоникер” Баренбойм выступил в Москве. В марте 2008 года на сцене Берлинской оперы с огромным успехом прошла опера С.Прокофьева “Игрок” в постановке Дмитрия Чернякова, совместная работа Берлинской оперы и миланского театра “Ла Скала”. За дирижерским пультом стоял Даниэль Баренбойм. В октябре Берлинская опера представила новую постановку “Евгения Онегина”. Режиссер спектакля – Ахим Фрайер. Партию Татьяны исполнила любимица Баренбойма, выпускница Московской консерватории, в прошлом - солистка Музыкального театра К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, а ныне – солистка Берлинской оперы Анна Самуил.
15 ноября 2007 года музыканту исполнилось 65 лет. Он продолжает выступать и как пианист, и как дирижер, по-прежнему являясь желанным гостем лучших концертных залов мира.
В ноябре 2006 года маэстро стал обладателем ежегодной премии Еврейского музея в Берлине, в феврале 2007 года ему вручена престижная Гессенская Премия мира. Одним из лауреатов премии является Далай Лама. В 2007 году музыкант был награжден Императорской премией - высшей наградой, присуждаемой в Японии деятелям искусства. Среди лауреатов премии – Пьер Булез, Леонард Бернстайн, Мстислав Ростропович, Клаудио Аббадо, Марта Аргерих, Федерико Феллини, Ингмар Бергман, Акира Куросава, Анджей Вайда, Питер Брук, Пина Бауш, Майя Плисецкая. В прошлом году Баренбойм был награжден высшей наградой Франции - Орденом Почетного легиона, “Золотой медалью” института имени И.Гете, получил мантию Почетного доктора Оксфордского университета. В сентябре 2007 года генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун объявил о назначении Баренбойма Послом мира.
Являясь принципиальным и бескомпромиссным сторонником свободы слова, музыкант создает немало проблем для организаторов своих концертов и гастролей. Всем памятно выступление Баренбойма в Иерусалиме в 2001 году. В программе музыкального фестиваля было объявлено исполнение музыкантами Берлинской государственной оперы акта из оперы Вагнера “Валькирия”, но по просьбе общественности дирекция фестиваля попросила дирижера отменить выступление. Баренбойм изменил программу, однако по окончании концерта предложил желающим остаться в зале и послушать оркестровый фрагмент одной из опер Вагнера. Этот поступок вызвал противоречивую общественную реакцию и бурную дискуссию в израильской прессе. Баренбойм вспоминает: “Единственным скандалом была реакция политиков. Перед исполнением музыки Вагнера у меня был сорокаминутный разговор с публикой. Я сказал, что прекрасно понимаю тех, кто не может слушать эту музыку, и если они хотят, они могут покинуть зал. Из трех тысяч человек из зала вышли около ста зрителей”. После этого выступления музыка Вагнера в Израиле по-прежнему остается под запретом.
Гневные проклятия обрушились на Баренбойма и тогда, когда он со своим оркестром “Западно-восточный диван”, составленным из израильских и арабских музыкантов, выступил в Рамалле. В сентябре 2005 года в Израиле состоялась презентация книги Баренбойма, написанной им в соавторстве с профессором Колумбийского университета Эдвардом Саидом. Во время ланча к нему подошла журналистка радио израильской армии. Баренбойм отказался дать ей интервью из-за того, что она была одета в военную форму. После этого министр образования Израиля Лимор Ливнат гневно раскритиковал Баренбойма за этот инцидент, назвав его “настоящим юдофобом и антисемитом”. На следующий день в интервью на том самом радио Баренбойм сказал: “Что же в этом антисемитского? Просто я считаю, что нельзя появляться в форме там, где обсуждают книгу, написанную вместе с палестинцем, – это неуважение к чувствам других. Ничего общего с антисемитизмом тут нет”. Напомню, что “антисемит” Баренбойм, находясь на гастролях в любой точке мира, всегда подчеркивает, что является гражданином Израиля. Во время гастролей в Москве с парижским оркестром Де Пари в 1986 году он потребовал установить на сцене рядом с флагами СССР и Франции флаг Израиля. А ведь дело было задолго до восстановления дипломатических отношений между Израилем и СССР!..
В январе 2008 года Даниэль Баренбойм получил палестинское гражданство. Музыкант заявил, что данная акция должна стать примером мирного сосуществования двух народов: “Это большая честь для меня - получить палестинский паспорт. Судьбы палестинского и израильского народов неразрывно связаны. Мы обречены на совместное существование, хотя я лично предпочитаю называть эту связь благословением”. Гражданство Палестинской автономии стало уже четвертым в “коллекции” маэстро: он является гражданином Израиля, Испании и Аргентины. Баренбойм – не первый из знаменитых иностранцев, получивших гражданство в Рамалле. В начале декабря 2005 года палестинский паспорт был вручен Папе Римскому Бенедикту XVI.
В общем, шум вокруг имени Баренбойма не утихает, однако шум этот – не главное. Главным для музыканта остается Музыка, гениальным интерпретатором которой он является вот уже более полувека! В планах у музыканта на 2009 год – “Тристан и Изольда” Р.Вагнера в “Ла Скала”, “Парсифаль” и “Лоэнгрин” Вагнера в Берлинской опере, новый концертный тур с оркестром “Западно-восточный диван”, концерты с Еленой Башкировой, Маурицио Поллини, Томасом Квастхофом, Раду Лупу, Ефимом Бронфманом, Ланг Лангом. А 1 января 2009 года Баренбойм будет дирижировать традиционным новогодним концертом в Венской опере.
В эти дни маэстро находится в Америке. 23 ноября состоялся концерт Баренбойма и Джеймса Ливайна в Карнеги-холле, а 28 ноября Баренбойм впервые дирижировал в Метрополитен-опере. Музыкант дебютировал на сцене этого театра со своей любимой оперой - “Тристан и Изольда” Р.Вагнера. 4, 5 и 11 декабря состоятся концерты Баренбойма с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Дж.Ливайна. Программу, которую мы услышим в Чикаго, Баренбойм исполняет всего в трех городах Америки: 8 декабря – в Филадельфии, 14 декабря – в Метрополитен-опере в Нью-Йорке (последний раз такая честь – провести сольный концерт в крупнейшем оперном театре мира – была предоставлена в 1986 году Владимиру Горовицу!), 18 декабря – в Чикаго. В программе – фортепианные произведения Ференца Листа: Три сонета Петрарки из цикла “Годы странствий”, Фантазия-соната “После чтения Данте” и Транскрипции на темы опер “Трубадур”, “Аида”, “Риголетто” Дж.Верди.
Спустя два с половиной года после отъезда и спустя полвека после своего фортепианного дебюта в городе Даниэль Баренбойм возвращается в Чикаго!
Ведь перед симфонией Бетховена,
перед моцартовским “Дон Жуаном”
или “Тристаном и Изольдой” Вагнера
все люди равны.
Даниэль Баренбойм
Пятнадцать лет “музыкальным императором” Чикаго был блистательный пианист и дирижер, один из ярчайших музыкантов современности Даниэль Баренбойм. Его любили и ненавидели, ему завидовали и старались подражать, его политические выступления вызывали скандалы и протесты, но одно оставалось неизменным – присутствие Баренбойма сразу поднимало концерт на качественно новый уровень. Высочайшая музыкальная культура, чувство вкуса, умение находить контакт не с чиновниками от музыки, а с простыми музыкантами – вот что отличало и отличает Баренбойма. Неслучайно именно музыканты (а не руководители!) Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) назвали его своим “пожизненным почетным дирижером”.
С Чикаго музыканта всегда связывали особые отношения. В книге “Жизнь в музыке” он называет город своим вторым домом и одним из городов, которые всегда были верны ему. Дебют Баренбойма в Чикаго в качестве пианиста состоялся в январе 1958 года. Концерты прошли по инициативе импресарио Сола Юрока. В том же году Баренбойм впервые услышал ЧСО под управлением Фрица Райнера. Баренбойм вспоминает: “Это было для меня потрясение. Я никогда прежде не слышал оркестра такого уровня и такого качества. Чикагский оркестр был великолепно отлаженной машиной с бьющимся человеческим сердцем”. С ЧСО Баренбойм впервые выступил как пианист в 1969 году, а на следующий год впервые дирижировал этим оркестром. С тех пор его регулярная работа с ЧСО стала, по его словам, “одним из основных направлений музыкальной жизни”. Баренбойм дирижировал оркестром ежегодно шесть недель – это был для него первый опыт работы с оркестром такого высокого уровня. Вот еще одна цитата из Баренбойма: “ЧСО – это комбинация высочайших музыкальных стандартов с теплыми человеческими взаимоотношениями. Когда я дирижирую этим оркестром, я чувствую, что все, что могу дать ему, недостаточно для него, что такие музыканты заслуживают лучшего и большего. Редко встретишь группу подобных профессионалов с постоянным стремлением к совершенству. С первых дней работы в Чикаго я знал, что готов исполнять музыку с этим оркестром до конца жизни”. “Это была мечта, о которой я даже не осмеливался мечтать,” – так говорил Баренбойм о возможности возглавить когда-нибудь ЧСО. Первый разговор об этом состоялся у Баренбойма с Георгом Шолти в 1983 году на Байрейтском музыкальном фестивале. Шолти считал Баренбойма своим идеальным преемником. (Он мог убедиться в этом на примере оркестра Де Пари, который после ухода Шолти в 1975 году возглавил Баренбойм.) Баренбойм пишет: “Я не мог представить себе лучшего предшественника, чем Шолти, и был глубоко тронут его уверенностью во мне”. В конце восьмидесятых мечты Баренбойма, казавшиеся ему несбыточными, превратились в реальность. Дирижер получил официальное предложение стать музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра. С 1991 года в истории чикагского оркестра открылась новая глава.
“У меня были вполне определенные планы, как нужно работать с оркестром, - отмечает музыкант. - Дирижерская палочка беззвучна. Главное – музыканты!” Медленно и кропотливо Даниэль Баренбойм преобразовывал звук, не нарушая при этом того, что было создано в этом коллективе на протяжении долгих десятилетий. Баренбойм омолодил оркестр. Из ста семи музыкантов, играющих в оркестре сегодня, тридцать пять (почти треть!) пришли в коллектив при нем, то есть после 1991 года. В оркестре появились новые концертмейстеры духовых инструментов: гобоисты Алекс Кляйн и Евгений Изотов, фаготист Дэвид Макгилл, флейтист Мэттью Дюфор. Изменения коснулись почти каждой группы оркестра. Полностью обновилась группа трубачей. Последним из старой гвардии, прослужив в оркестре пятьдесят три года, в 2001 году из коллектива ушел феноменальный первый трубач Адольф Херсет – живая легенда Чикаго. При Баренбойме начали свою работу в оркестре талантливый концертмейстер оркестра скрипач Роберт Чен и концертмейстер группы трубачей Кристофер Мартин. Сегодня ЧСО моложе и интернациональнее по составу, чем когда бы то ни было. Баренбойм любит повторять: “Оркестр – это наше общество в миниатюре”. В числе новых музыкантов - представители Китая, Канады, Тайваня, Голландии, Японии, Франции. С января 2001 года в группе ударных инструментов оркестра служит киевлянин Вадим Карпинос - выпускник Манхеттенской школы музыки. Продолжают работать в оркестре и ветераны, начинавшие свою карьеру у легендарного Шолти, - концертмейстер группы волторн с 1966 года Дэйл Клевенджер, играющий на литаврах Дональд Косс, пианистка Мэри Сауэр (она служит в оркестре с 1959 года).
Баренбойм объездил с ЧСО всю Европу, был в Японии и Латинской Америке, представлял коллектив на крупнейших музыкальных фестивалях в Зальцбурге и Люцерне. Во многом благодаря его усилиям любители музыки во всем мире говорят об уникальном “чикагском звуке” оркестра, который остается неизменным на протяжении почти стодвадцатилетней славной истории коллектива. Согласно опросу английского журнала “Граммофон”, проведенному в ноябре 2008 года среди музыкальных критиков разных стран, ЧСО стал лучшим симфоническим оркестром Америки и пятым в мире – после амстердамского оркестра “Концертгебоу”, “Винер филармоникер”, “Берлинер филармоникер” и Лондонского симфонического оркестра.
Благодаря личным контактам и дружбе Баренбойма с самыми выдающимися музыкантами мира мы имели возможность слышать и видеть их на сцене Симфонического центра. Часто раздавались голоса, что в Чикаго выступают одни и те же исполнители. Действительно, компания Баренбойма, особенно в последние годы, оставалась неизменной. Но, согласитесь, уважаемые читатели, ведь это были лучшие из лучших! Пианисты Ланг Ланг, Евгений Кисин, Альфред Брендель, Эмманюэль Экс, Маурицио Поллини; скрипачи Максим Венгеров, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Анна-София Муттер, виолончелисты Мстислав Ростропович и Йо-Йо Ма – по разнообразию и насыщенности программа чикагской филармонии сравнима с лучшими концертными залами Европы!
Активно исполняя классический репертуар, Баренбойм в то же время является неутомимым пропагандистом современной музыки. В книге “Жизнь в музыке” он пишет: “В Чикаго у меня репутация музыканта, слишком часто исполняющего современную музыку, а в Берлине меня обвиняют в недостаточном внимании к этой музыке...”. Кстати, свой интерес к современной музыке Баренбойм в очередной раз продемонстрировал совсем недавно, в октябре, исполнив на сцене Берлинской оперы концертную программу из произведений Софьи Губайдулиной, Дмитрия Шостаковича и его любимой ученицы - недавно ушедшей из жизни Галины Уствольской.
Что нового и интересного было в жизни Баренбойма за эти два с половиной года, после отъезда маэстро из Чикаго? Спустя несколько месяцев, осенью 2006 года, он был назначен главным приглашенным дирижером миланского театра “Ла Скала”. Маэстро продолжает возглавлять Берлинскую государственную оперу “Унтер ден Линден” (“Под липами”) и оркестр Штаатскапелла. Осенью 2000 года этот берлинский оркестр избрал Баренбойма своим пожизненным главным дирижером.
В феврале 2007 года с оркестром “Винер филармоникер” Баренбойм выступил в Москве. В марте 2008 года на сцене Берлинской оперы с огромным успехом прошла опера С.Прокофьева “Игрок” в постановке Дмитрия Чернякова, совместная работа Берлинской оперы и миланского театра “Ла Скала”. За дирижерским пультом стоял Даниэль Баренбойм. В октябре Берлинская опера представила новую постановку “Евгения Онегина”. Режиссер спектакля – Ахим Фрайер. Партию Татьяны исполнила любимица Баренбойма, выпускница Московской консерватории, в прошлом - солистка Музыкального театра К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, а ныне – солистка Берлинской оперы Анна Самуил.
15 ноября 2007 года музыканту исполнилось 65 лет. Он продолжает выступать и как пианист, и как дирижер, по-прежнему являясь желанным гостем лучших концертных залов мира.
В ноябре 2006 года маэстро стал обладателем ежегодной премии Еврейского музея в Берлине, в феврале 2007 года ему вручена престижная Гессенская Премия мира. Одним из лауреатов премии является Далай Лама. В 2007 году музыкант был награжден Императорской премией - высшей наградой, присуждаемой в Японии деятелям искусства. Среди лауреатов премии – Пьер Булез, Леонард Бернстайн, Мстислав Ростропович, Клаудио Аббадо, Марта Аргерих, Федерико Феллини, Ингмар Бергман, Акира Куросава, Анджей Вайда, Питер Брук, Пина Бауш, Майя Плисецкая. В прошлом году Баренбойм был награжден высшей наградой Франции - Орденом Почетного легиона, “Золотой медалью” института имени И.Гете, получил мантию Почетного доктора Оксфордского университета. В сентябре 2007 года генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун объявил о назначении Баренбойма Послом мира.
Являясь принципиальным и бескомпромиссным сторонником свободы слова, музыкант создает немало проблем для организаторов своих концертов и гастролей. Всем памятно выступление Баренбойма в Иерусалиме в 2001 году. В программе музыкального фестиваля было объявлено исполнение музыкантами Берлинской государственной оперы акта из оперы Вагнера “Валькирия”, но по просьбе общественности дирекция фестиваля попросила дирижера отменить выступление. Баренбойм изменил программу, однако по окончании концерта предложил желающим остаться в зале и послушать оркестровый фрагмент одной из опер Вагнера. Этот поступок вызвал противоречивую общественную реакцию и бурную дискуссию в израильской прессе. Баренбойм вспоминает: “Единственным скандалом была реакция политиков. Перед исполнением музыки Вагнера у меня был сорокаминутный разговор с публикой. Я сказал, что прекрасно понимаю тех, кто не может слушать эту музыку, и если они хотят, они могут покинуть зал. Из трех тысяч человек из зала вышли около ста зрителей”. После этого выступления музыка Вагнера в Израиле по-прежнему остается под запретом.
Гневные проклятия обрушились на Баренбойма и тогда, когда он со своим оркестром “Западно-восточный диван”, составленным из израильских и арабских музыкантов, выступил в Рамалле. В сентябре 2005 года в Израиле состоялась презентация книги Баренбойма, написанной им в соавторстве с профессором Колумбийского университета Эдвардом Саидом. Во время ланча к нему подошла журналистка радио израильской армии. Баренбойм отказался дать ей интервью из-за того, что она была одета в военную форму. После этого министр образования Израиля Лимор Ливнат гневно раскритиковал Баренбойма за этот инцидент, назвав его “настоящим юдофобом и антисемитом”. На следующий день в интервью на том самом радио Баренбойм сказал: “Что же в этом антисемитского? Просто я считаю, что нельзя появляться в форме там, где обсуждают книгу, написанную вместе с палестинцем, – это неуважение к чувствам других. Ничего общего с антисемитизмом тут нет”. Напомню, что “антисемит” Баренбойм, находясь на гастролях в любой точке мира, всегда подчеркивает, что является гражданином Израиля. Во время гастролей в Москве с парижским оркестром Де Пари в 1986 году он потребовал установить на сцене рядом с флагами СССР и Франции флаг Израиля. А ведь дело было задолго до восстановления дипломатических отношений между Израилем и СССР!..
В январе 2008 года Даниэль Баренбойм получил палестинское гражданство. Музыкант заявил, что данная акция должна стать примером мирного сосуществования двух народов: “Это большая честь для меня - получить палестинский паспорт. Судьбы палестинского и израильского народов неразрывно связаны. Мы обречены на совместное существование, хотя я лично предпочитаю называть эту связь благословением”. Гражданство Палестинской автономии стало уже четвертым в “коллекции” маэстро: он является гражданином Израиля, Испании и Аргентины. Баренбойм – не первый из знаменитых иностранцев, получивших гражданство в Рамалле. В начале декабря 2005 года палестинский паспорт был вручен Папе Римскому Бенедикту XVI.
В общем, шум вокруг имени Баренбойма не утихает, однако шум этот – не главное. Главным для музыканта остается Музыка, гениальным интерпретатором которой он является вот уже более полувека! В планах у музыканта на 2009 год – “Тристан и Изольда” Р.Вагнера в “Ла Скала”, “Парсифаль” и “Лоэнгрин” Вагнера в Берлинской опере, новый концертный тур с оркестром “Западно-восточный диван”, концерты с Еленой Башкировой, Маурицио Поллини, Томасом Квастхофом, Раду Лупу, Ефимом Бронфманом, Ланг Лангом. А 1 января 2009 года Баренбойм будет дирижировать традиционным новогодним концертом в Венской опере.
В эти дни маэстро находится в Америке. 23 ноября состоялся концерт Баренбойма и Джеймса Ливайна в Карнеги-холле, а 28 ноября Баренбойм впервые дирижировал в Метрополитен-опере. Музыкант дебютировал на сцене этого театра со своей любимой оперой - “Тристан и Изольда” Р.Вагнера. 4, 5 и 11 декабря состоятся концерты Баренбойма с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Дж.Ливайна. Программу, которую мы услышим в Чикаго, Баренбойм исполняет всего в трех городах Америки: 8 декабря – в Филадельфии, 14 декабря – в Метрополитен-опере в Нью-Йорке (последний раз такая честь – провести сольный концерт в крупнейшем оперном театре мира – была предоставлена в 1986 году Владимиру Горовицу!), 18 декабря – в Чикаго. В программе – фортепианные произведения Ференца Листа: Три сонета Петрарки из цикла “Годы странствий”, Фантазия-соната “После чтения Данте” и Транскрипции на темы опер “Трубадур”, “Аида”, “Риголетто” Дж.Верди.
Спустя два с половиной года после отъезда и спустя полвека после своего фортепианного дебюта в городе Даниэль Баренбойм возвращается в Чикаго!
Комментариев нет:
Отправить комментарий