Ах, Любовь,
Неприличная,
Прекрасная,
До чего ж я по тебе тоскую!..
Юджин О’Нил
В театральной жизни Чикаго 2009 год начнется с погружения в отчаянный, безысходный, трагический мир одного из самых талантливых писателей XX века, лауреата Нобелевской и четырех (случай исключительный!) Пулитцеровских премий, первого американского драматурга Юджина О’Нила. Первого в буквальном смысле этого слова, ибо до О’Нила американской драматургии просто не существовало. Из О’Нила “вышли” все: и Теннеси Уильямс, и Лилиан Хеллман, и Торнтон Уайлдер, и Артур Миллер, и Уильям Сароян, и Эдвард Олби... Но первым был он – нелюдимый, мрачный, вечно небритый Юджин О’Нил.
...Наркомания – бич семьи О’Нила. Мать Юджина была наркоманкой, его брат Джимми умер от наркотиков, его средний сын кочевал по больницам для наркоманов. Да и сам будущий драматург уже к двадцати годам опустился на самое дно, кочуя в алкогольно-наркотическом дурмане по грязным борделям и барам. Он родился в Нью-Йорке в актерской семье. Свое детство будущий драматург вспоминает как бесконечную череду разъездов. Он поступил в Принстонский университет, но спустя год был отчислен из него, работал в торговой фирме рекламным агентом и кассиром в театре, потом какое-то время играл маленькие роли в труппе отца. Дальше актерство уступает место журналистике. Наш герой становится репортером, пишет репортажи в газету. Но и это длится недолго. Захотелось экзотики, и Юджин О’Нил записывается матросом на торговые судна, плавающие в Южную Америку и Южную Африку, а потом и в экспедицию золотоискателей в Гондурас. В 1912 году О’Нил совершил попытку самоубийства, но был спасен. В том же году заболел туберкулезом, лечился в санатории. Поправившись, вернулся к учебе и поступил в Гарвардский университет на отделение драматургии. (Изучая жизнь О’Нила, поражает легкость, с которой бывший алкоголик поступает в лучшие университеты Америки. Сначала – Принстон, потом Гарвард!) К 1915 году Юджин О’Нил уже четко знал, чему он хочет посвятить свою жизнь. Он бы, наверно, последовал примеру своего брата и не смог выкарабкаться из мира наркотиков и алкоголя, если бы не мечта о писательстве. Юджин О’Нил хотел стать писателем, и это помогло ему выжить. Он перестал пить, и период бурной молодости сменился периодом “запойной” работы со словом.
Его радикализм отпугивал многих. Премьеры его спектаклей часто сопровождались публичными скандалами, судебными исками, запретами. Его ругали за чрезмерную натуралистичность, мрачность, пессимизм. Действительно, Юджин О'Нил - один из самых трагических писателей. В его пьесах нет спокойствия и благодушия, его герои мучаются сами и мучают других, в его мире невозможны счастливые финалы. Но драматург упорно шел своим путем, отмахиваясь от нападок недругов. И, лишь сказав в литературе все, что он хотел сказать, он вновь вернулся к выпивке.
Юджин О’Нил всю жизнь был одинок. От первой жены он ушел, оставив ее беременной. Их сын стал крупным специалистом в области античной литературы. Он покончил с собой в 1951 году. Со своей дочкой от второго брака Уной О’Нил разорвал всякие отношения, когда она в шестнадцать лет вышла замуж за Чарли Чаплина, и так ни разу и не увидел своих пятерых внуков. Причиной гнева драматурга был возраст великого актера. Жених был на год моложе тестя. В середине сороковых О’Нил женился в третий раз, но отношения с женой не сложились. В 1951 году после очередной ссоры он ночью ушел из дома, упал в темноте на камни, сломал колено и час пролежал без помощи. После этого случая его жена пыталась покончить с собой, приняв большую дозу снотворного, и несколько месяцев провела в клинике для душевнобольных. В конце жизни драматург вел затворническое существование. Он собирался осуществить грандиозный замысел: написать цикл из одиннадцати пьес, в котором думал рассказать о двух веках жизни одной американской семьи. К сожалению, планам О'Нила не удалось осуществиться. В 1952 году его настигла болезнь Паркинсона, и он потерял возможность писать.
Юджин О’Нил умер в 1953 году в возрасте шестидесяти пяти лет. За несколько месяцев до смерти он сжег все черновики и несколько недописанных пьес, а также сдал свой архив в Йельский университет.
После себя Юджин О’Нил оставил богатое драматургическое наследие - пятьдесят пьес. Среди них есть настоящие шедевры (“Любовь под вязами”, “Долгий день уходит в ночь”, “Луна для пасынков судьбы”), есть пьесы экспериментальные (“Император Джонс”, “Косматая обезьяна”, “Продавец льда”), сатирические (“Марко-миллионщик”, “О, молодость!”), исторические (“Траур – участь Электры”, “Разносчик льда грядет”)...
На русский язык пьесы О’Нила переводили достаточно оперативно, но при этом история постановок пьес американского драматурга на русской сцене совсем невелика. Русскому зрителю его открыл Александр Таиров. На сцене Камерного театра он поставил три пьесы О’Нила: “Косматая обезьяна” и “Любовь под вязами” в 1926 году и “Всем детям Божьим даны крылья” в 1929 году. Во всех спектаклях главные роли исполняла Алиса Коонен. Дальше – тишина на долгие годы. Мелькали, конечно, отдельные постановки его пьес на московской и провинциальной сценах, но о какой-либо традиции говорить не приходится. В 1967 году Лев Свердлин поставил в театре имени В.Маяковского пьесу О’Нила “Душа поэта”, сегодня в театре “Et Cetera” у Калягина идет пьеса О’Нила “За горизонтом”. Таких примеров немного. Русский театр с гораздо большим энтузиазмом брался за пьесы Теннеси Уильямса и Эдварда Олби. Тем интереснее инициатива театра “Гудман”, организующего фестиваль драматургии Юджина О’Нила. Мы увидим театральные труппы из Голландии, Бразилии, Нью-Йорка и Чикаго. Расскажу кратко о спектаклях фестиваля.
Театр “Гудман”. “Любовь под вязами”.
17 января – 22 февраля 2009 года.
Режиссер – Роберт Фоллс.
В главных ролях: Брайан Денехи, Карла Гуджино, Пабло Шрайбер.
Артистический директор театра “Гудман” Роберт Фоллс представляет свою трактовку драмы Юджина О’Нила “Любовь под вязами” (1924). Особый интерес связан с исполнителем роли Эфраима Кэбота, одним из лучших американских актеров Брайаном Денехи. Напомню, что сотрудничество с Фоллсом принесло Денехи две премии “Тони” за лучшее исполнение мужской роли: в 1999 году за роль Вилли Ломена в “Смерти коммивояжера” А.Миллера и в 2003 году за роль Джеймса Тайрона в пьесе того же О’Нила “Долгий день уходит в ночь”. “Любовь под вязами” станет пятым обращением дуэта Фоллс-Денехи к драматургии американского автора. Кроме “Долгого дня...” Роберт Фоллс ставил с участием Денехи спектакли “Продавец льда грядет” (1990 год), “Душа поэта” (1996 год) и “Хьюи” (2004 год).
В ролях Абби и Эбина выступают популярные киноактеры Карла Гуджино и Пабло Шрайбер.
7 февраля после спектакля состоится встреча с режиссером Робертом Фоллсом.
“Wooster Group” (Нью-Йорк). “Император Джонс”.
7 – 11 января 2009 года.
Режиссер – Элизабет Лекомте.
В главных ролях: Кэйт Волк, Ари Флиакос, Скотт Шеферд.
Театр “Wooster Group” – один из интереснейших коллективов Нью-Йорка. Он родился в 1975 году в самом богемном районе Сохо, на улице Вустер. С первых лет своего существования театр объявил себя приверженцем традиций Бертольта Брехта, Антонена Арто, Ежи Гротовского, а его главным девизом стал слом всевозможных канонов привычного зрительского восприятия. Коллектив стал одним из родоначальников нового жанра “технотеатра”. Он поражал зрителя непривычным прочтением классических и современных произведений, разнообразием сценических форм, экспериментами в области звука, цвета, видео. Еще в семидесятые годы театр стал активно использовать телевидение, и многочисленные телеэкраны стали фирменным знаком театра. Сегодня театр с большим успехом пользуется достижениями в области компьютерной графики. В разные годы с колективом сотрудничали такие блистательные актеры, как Уиллем Дефо и Фрэнсис Макдорманд. Бессменный главный режиссер театра – Элизабет Лекомте.
В Чикаго труппа представляет пьесу раннего О’Нила “Император Джонс”.
10 января в 3 часа дня в театре “Гудман” состоится встреча режиссера Элизабет Лекомте и актеров театра со зрителями. Вход свободный.
“CompanhiaTriptal” (Бразилия).
“В зоне”. 14 – 18 января 2009 года.
“Долгий день уходит в ночь”. 21 – 25 января 2009 года.
“К востоку, на Кардифф”. 28 – 31 января 2009 года.
Режиссер – Андре Гаролли.
Спектакли идут на португальском языке с английскими субтитрами.
Бразильская театральная компания “Triptal” показывает три спектакля из морской тетралогии О’Нила. Она была написана в период с 1914 по 1917 годы и отражает опыт автора, плавающего матросом на торговых судах. Тетралогия О’Нила – это поэтические воспоминания автора о его морской жизни.
Юджин О’Нил всегда принимал активное участие в постановках своих пьес. Так было и с “морскими” пьесами. Все они были поставлены в театре “Провинстаун-плэйерс”. Премьера спектакля “К востоку, на Кардифф” в 1916 году считается датой рождения новой американской драматургии.
Спектакль “В зоне” был удостоен престижной бразильской театральной премии.
29 января в 6 часов вечера в АРТ-институте состоится встреча режиссера Андре Гаролли со зрителями. Вход свободный.
“The Hypocrites” (Чикаго). “Косматая обезьяна”.
7 – 21 февраля 2009 года.
Режиссер – Шин Грэйни.
Экспериментальную пьесу О’Нила “Косматая обезьяна” актеры чикагского театра “The Hypocrites” играют в партере и на балконе, а публика располагается на сцене.
21 февраля после спектакля состоится встреча режиссеров Шина Грэйни и Грега Аллена со зрителями.
“Toneelgroep” (Амстердам, Голландия). “Траур – участь Электры”.
25 – 28 февраля 2009 года.
Режиссер – Иво ван Хове.
Спектакль идет на голландском языке с английскими субтитрами.
Театральная труппа из Голландии “Toneelgroep” привозит на фестиваль спектакль “Траур – участь Электры” по одноименной трилогии Юджина О’Нила. Действие пьесы происходит после окончания Гражданской войны в США. В основе сюжета – история крушения могущественного клана Мэннонов. Обладая способностью мифологизировать современность, О’Нил изображает узнаваемых современных персонажей и их жизненные коллизии в вечных категориях мифа. Отсюда - переклички с древнегреческими трагедиями Эсхила и “Электрой” Софокла.
Газета “Нью-Йорк таймс” назвала театр “Toneelgroep” ведущим театром Голландии. В разные годы с коллективом сотрудничали такие известные европейские театральные режиссеры, как Кристофер Марталер, Кшиштоф Варликовски, Эмио Греко. “Траур – участь Электры” поставил генеральный директор театра Иво ван Хове – тот самый режиссер, о котором больше всего говорили на последнем Авиньонском фестивале в связи с премьерой его “Римских трагедий”, шестичасовой инсценировкой трех шекспировских пьес: “Кориолан”, “Юлий Цезарь”, “Антоний и Клеопатра”. Спектакль “Траур – участь Электры” был поставлен в 1995 году. Он впервые будет показан в США.
25 февраля в 5 часов дня в театре “Гудман” состоится дискуссия о творчестве Юджина О’Нила. В дискуссии участвуют режиссеры Иво ван Хове и Роберт Фоллс. Вход свободный.
“The Neo-Futurists” (Чикаго). “Странная интерлюдия”.
6 – 8 марта 2009 года.
Режиссер – Грег Аллен.
Еще одна театральная труппа из Чикаго – “Неофутуристы” - участвует в фестивале драматургии Юджина О’Нила со спектаклем “Странная интерлюдия”. История Нины Лидс и ее трех любовников – самая длинная и странная пьеса драматурга. Она длится пять с половиной часов. При жизни О’Нила спектакль провалился и надолго выпал из театрального репертуара. Специально к фестивалю основатель “Неофутуристов” режиссер Грег Аллен взялся за восстановление пьесы.
Наша справка. Подробную информацию о программе фестиваля вы найдете на сайте театра http://www.goodmantheatre.org/. Там же можно заказать билеты на все спектакли фестиваля. Адрес театра: 170 N. Dearborn St. Chicago, Illinois 60601.
Телефон – 312-443-3800.
4 янв. 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий