17 янв. 2014 г.

Чикагский симфонический центр представляет... Концерты 19 - 28 января 2014 года


2014 год Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) под управлением музыкального руководителя Риккардо Мути начал с нового европейского турне. Позади – выступления на Канарских островах, в городах Лас-Пальмас-де-Гран-Канария и Санта-Крус-де-Тенерифе. 16 января ЧСО проводит единственный концерт в филармонии Эссена. В программе – произведения Дж.Верди, Р.Штрауса, С.Прокофьева. Заключительным аккордом тура станет концерт 18 января в филармонии Люксембурга. Прозвучат произведеня Л.ван Бетховена и Г.Берлиоза.

Первый концерт ЧСО в Чикаго в 2014 году состоится 24 января (об этом – ниже), первый концерт с Риккардо Мути – 30 января (об этом – в следующий раз). А пока в Симфоническом центре выступают другие исполнители.


19 января, 7.00 pm. Вокальный цикл “Зимний путь” Ф.Шуберта прозвучит в исполнении замечательных интерпретаторов музыки великого немецкого композитора, баритона Маттиаса Герна и пианиста Кристофа Эшенбаха.

Надо сказать, что вторая половина сезона ЧСО пройдет под знаком музыки Франца Шуберта. На пресс-конференции маэстро Риккардо Мути сказал: “Оркестр должен достичь особой глубины при исполнении музыки Шуберта. После симфоний Шуберта зрители выйдут из зала обогащенными”. В течение следующих нескольких месяцев будут исполнены Третья, Четвертая, Восьмая и Девятая симфонии Шуберта, Фортепианный концерт (солистка – Митсуко Учида), Месса N5 ля бемоль-мажор, Увертюра в итальянском стиле (первое исполнение ЧСО). Музыканты ЧСО и пианистка Митсуко Учида исполнят фортепианный квинтет “Форель”.

21 января, 8.00 pm. “Без участия струнных” – так называется концерт медных духовых и ударных инструментов The Civic Orchestra под управлением главного дирижера Клиффа Колнота. В программе: Фанфары для простого человека А.Копланда, Симфония духовых инструментов (версия 1947 года) И.Стравинского, пьеса “Экзотические птицы” для фортепиано и ударных О.Мессиана (партия фортепиано – Уинстон Кои). В качестве “бонуса” оркестром подготовлено попурри из известных оркестровых фрагментов в аранжировке Клиффа Колнота.

24 января, 8.00 pm. В этот вечер Симфонический центр превратится в кинозал, и под живую музыку Бернарда Херрманна в исполнении ЧСО мы вновь увидим один из лучших фильмов Альфреда Хичкока “Головокружение” (“Vertigo”, 1958). В главных ролях: Джеймс Стюарт и Ким Новак. Музыку Херрманна к этому фильму критик газеты “The New York Times” назвал симфонией для фильма и оркестра. Дирижер – Ричард Кауфман.


25 и 28 января, 7.30 pm. В эти два вечера компанию ЧСО составит рок-группа “Chicago”. Она была создана в Чикаго в 1967 году. Особенностью группы является ее состав. Наряду с традиционными для рок-музыки инструментами (гитара, ударные) в группу входят саксофонист, тромбонист и трубач. В 1971 году “Chicago” стала первой рок-группой, выступившей в Карнеги-холле. Группа и сегодня активно гастролирует и записывает новые альбомы. На предстоящих совместных концертах группы и оркестра прозвучат наиболее известные хиты, среди которых - “If You Leave Me Now,” “(I've Been) SearchinSo Long” и “Saturday in the Park”. Дирижер - Ричард Кауфман.
 

26 января, 3.00 pm. Первый из трех концертов, в которых американский пианист Эмануэль Акс и певица из Швеции Анна София фон Оттер исполнят произведения И.Брамса и мировые премьеры сочинений современных композиторов.

В последние годы Эмануэль Акс часто выступает в Симфоническом центре, организует фортепианные программы. В 2012 году он был куратором Фортепианного фестиваля “Ключи к городу”, а в этом году придумал новое – The Brahms Project.

Идея этого проекта родилась у Акса так. Он вспомнил о Сонате для скрипки и фортепиано, написанной в 1853 году совместно А.Дитрихом (первая часть Allegro), Р.Шуманом (вторая часть Intermezzo и финал) и И.Брамсом (третья часть Scherzo). Соната была посвящена и подарена австрийскому скрипачу и композитору еврейского происхождения Йозефу Иоахиму. Личным девизом молодого Иоахима была фраза “Свободен, но одинок”. На немецком языке это пишется так – “Frei aber einsam”. Начальные буквы слов F-A-E соответствуют нотам фа-ля-ми. На этой музыкальной теме и строится соната. Спустя годы Брамс провозгласил свой вариант этой фразы “Свободен, но счастлив” (“Frei aber froh”). Начальные буквы слов F-A-F, соответствующие нотам фа-ля-фа, композитор зашифровал в своей Третьей симфонии. Связывая великих композиторов прошлого с нашими современниками, Эмануэль Акс задумал в своих концертах совместить исполнение произведений Брамса с новыми сочинениями молодых композиторов. Кто знает, может быть, мы получим новые шифры и “новые” ноты?! Акс выбрал четырех: американских композиторов Нико Мули и Мисси Маццоли, шведского композитора Андерса Хилборга и его австралийского коллегу Бретта Дина. На прошлой неделе стало известно, что премьера сочинения Хилборга перенесена на более поздний срок.

Проект Акса – совместная акция Чикагского симфонического центра, филармонии Лос-Анджелеса, университета Беркли и Карнеги-холла.

В программе первого концерта - песни и фортепианные произведения И.Брамса, а также две мировые премьеры: пьеса “Bolts of Loving Thunderдля фортепиано Мисси Маццоли и пьеса “So Many Things” для меццо-сопрано и фортепиано Нико Мули.

Живущая в Бруклине композитор Мисси Маццоли выиграла целый ряд международных наград, в том числе – четыре ASCAP Young Composer Awards. Несколько лет назад она основала группу “Victoire”.

Нью-йоркского композитора Нико Мули я открыл для себя несколько лет назад в Равинии после премьеры его концерта “Край мира” для пяти фортепиано. Композитор он очень интересный и многообещающий. После окончания Джульярдской школы некоторое время работал с Филипом Глассом, а потом увлекся сочинением опер. Его дебют как оперного композитора состоялся в 2012 году в Филадельфии. Местный оперный театр поставил первую оперу Мули “Темные аллеи”, в которой рассказывается о женщине, попавшей в секту мормонов. Вторая опера Мули “Два подростка” наделала много шума на премьере в Английской национальной опере. Опера основана на реальной истории, случившейся в 2004 году в Англии, вернее, в виртуальном пространстве этой страны. Под видом девушки-секретного агента в сети развлекался четырнадцатилетний подросток. Он познакомился с парнем, “влюбил” его в себя (читай: в девушку) и убедил убить одного человека, неизлечимо больного раком. Оказалось, этим человеком был сам подросток. Парень напал на него с ножом и в больнице признался в содеянном. Один оказался виновным в покушении на убийство, другой – в подстрекательстве к убийству. В Лондоне зрители были шокированы: спецэффекты, современная речь подростков, чат, “каменты”, арии типа “What the fuck” из уст теноров и сопрано – такого оперная сцена еще не слышала и не видела! Два года понадобилось Мули, чтобы доработать свое сочинение, и вторая премьера состоялась в октябре 2013 года в Метрополитен-опере. А любителям кино напомню, что Мули – автор музыки к фильму Стивена Долдри “Чтец” (“The Reader”, 2009) с Кейт Уинслет и Рафом Файнсом в главных ролях.

Следующим концертом The Brahms Project станет совместное выступление Акса и Йо Йо Ма 21 февраля. Прозвучат Сонаты Брамса для виолончели и фортепиано. Но об этом – в февральских выпусках Музыкального Чикаго.

Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра можно заказать на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.

Фотографии к статье:
Фото 1. Маттиас Герн
Фото 2. Рок-группа “Chicago
Фото 3. Эмануэль Акс. Фото – Лиза Мари Мазуччо

 

Комментариев нет: