В эти дни на сцене
Лирик-оперы Чикаго идет опера Г.Доницетти “Анна Болейн”. Впервые она была
поставлена в театре в сезоне 1985-86 годов для великой Джоан Сазерленд. Спустя
двадцать девять лет первой Анной Болейн Лирик-оперы XXI века стала американская певица Сондра Радвановски. Мы
встретились с ней через два дня после премьеры новой постановки. Сондра была
очень довольна.
-
Все прошло замечательно! Мне нравится постановка Кевина Ньюбери. Она
традиционная, но с вкраплениями новых элементов. Взаимоотношения героев, их
жесты, движения, перемещения по сцене – все выглядит более реалистичным, не
таким формальным, что ли...
-
Для вас имеет значение, что вы исполняете роль не выдуманного, а
исторического персонажа?
-
Конечно. Мы с Кевином обсуждали исторический фон, на котором происходит
действие оперы. Развод Анны Болейн, ее переход в другую веру сыграл огромное
значение для будущего Англии. Я стараюсь быть правдивой в изображении моего
персонажа: сильной и несчастной женщины одновременно.
-
С вокальной точки зрения вам нравится исполнять эту партию?
-
Для меня эта партия – вокальный пир! Я обожаю ее петь! Партия Анны Болейн –
одна из лучших в репертуаре bel canto. Все держится на технике: высокие и низкие ноты, колоратура, мягкое,
громкое пение, переходы – в этой партии можно показать все возможности голоса.
Партия очень красивая и очень сложная. Из трех с половиной часов я на сцене
около трех, в конце – двадцать минут наедине со зрительным залом. Это тяжело.
Между спектаклями я должна жить, как монахиня. (Смеется.) Мне нужно два
дня, чтобы отдохнуть. Не только вокально, но и физически, эмоционально.
-
Я помню ваши предыдущие партии в Лирик-опере: Эльвира, Аида, Леонора. Вы не
только поете – вы проживаете характеры своих героинь...
-
Это же так скучно - просто стоять и петь! Да, мы выступаем в оперном
театре, но ведь это все-таки Театр! Я хочу рассказать своему зрителю историю. А
если я просто стою и пою, то получается концерт.
-
Контролировать голос для вас не проблема?
-
Хорошая техника позволяет это делать. Иногда, когда я неважно себя
чувствую, бывает сложно, но в целом, я думаю, это вполне по силам. Мне сорок
пять лет, и я научилась управлять своими эмоциями. Научилась даже не за счет
опыта на сцене, а благодаря опыту жизненному.
-
У вас есть любимая сцена в “Анне Болейн”?
-
С вокальной точки зрения мне нравится ария “Al dolce guidami...” (“К счастью веди меня...”)
из последней сцены второго акта, а с драматической – дуэт Анны и Джованны Сеймур “Va', infelice, е teso reca” (“Ступай,
несчастная, и подумай”), когда Анна понимает, что Джованна - новая жертва
коварного короля. Для меня этот фрагмент – лучший в опере. Все заканчивается
великолепным crescendo. И, конечно, последняя сцена оперы – сцена смерти Анны: настоящий tour de force для артиста!
-
Готовясь к той или иной роли, вы слушаете записи
ваших великих предшественниц? Если мы говорим об Анне Болейн, то это, конечно
же, Мария Каллас и Джоан Сазерленд.
-
Конечно, я учусь у великих певиц прошлого. Каждое
новое поколение учится у предыдущего. Я всегда нахожусь под
впечатлением от пения Каллас. Мне нравится в ней творческое бесстрашие. Она
делала со своим голосом все, что хотела. Когда надо, ее голос звучал
по-королевски, но она не боялась прозвучать “грязно”, если так надо было по
сюжету для образа ее героини. Ее техника была виртуозной. Я слушала и
Сазерленд, и Монтсеррат Кабалье, и Анну Нетребко. Я слушала, училась, но не
копировала их исполнение. Я не хочу быть второй Каллас или второй Кабалье – я
хочу быть собой. Я делаю своего персонажа, и зритель видит Анну Болейн Сондры
Радвановски... Анна стала моей первой королевой в тюдоровской трилогии
Доницетти. Я спела ее впервые два года назад в Вашингтонской национальной
опере, и за эти два года спела двух остальных королев. Теперь я вернулась к
Анне другой.
-
Вы вернулись не только к Анне – после Верди и
Пуччини вы вернулись к bel canto...
-
Bel canto – это
определенный язык. Теперь, вернувшись к этому языку, я понимаю, что он стал у
меня лучше. Я научилась многому, исполняя Норму, Лукрецию Борджа, Елизавету (опера
Г.Доницетти “Роберто Деверо”. – Прим. автора.), Марию Стюарт, Анну Болейн.
Это другой стиль исполнения... У меня сильный голос, и мне
предлагают самые разные партии, включая Брунгильду и Турандот. Я отвечаю:
“Нет”. Я пела Тоску, пела другие большие партии, а сейчас взяла обратный ход,
после Пуччини и Верди, когда вокальная техника улучшилась, вернулась к операм bel canto. Я
поняла, что я буду петь лучше и дольше, если буду петь эту музыку.
-
Вы говорите “Нет” сегодня. Но ведь это не значит,
что вы не скажете “Да” через несколько лет?
-
Может быть, после пятидесяти. Но не сейчас. Сейчас я хочу петь bel canto. Посмотрите на Джоан Сазерленд.
Она начала с Брунгильды, а потом перешла на bel canto. То же самое было с Марией Каллас. Конечно, профессионал с хорошей
техникой может спеть все. Но нельзя петь Брунгильду, а потом Анну Болейн.
Каллас говорила, что голос – не лифт, на нем нельзя прыгать вверх и вниз. Мои сегодняшние белькантовые партии, я надеюсь, помогут мне петь еще
десять-двадцать лет. Многие говорят, что Моцарт – лекарство для голоса. А для
меня такое лекарство – bel canto.
С Джейми Бартон (Джованна Сеймур) наша героиня
встречалась совсем недавно. В сентябре дуэт Радвановски (Норма) - Бартон
(Адальжиза) открывал новый сезон Оперы Сан-Франциско в новой “Норме”,
поставленной Кевином Ньюбери. С Джоном Релайа (король Генрих VIII), Брайаном Хаймелом (лорд Перси) и
Келли О’Коннор (Сметон) певица встречается впервые. Я спросил Сондру, как
ей работается с партнерами.
-
Они все молодые. Я убита – самая старая в этом
составе! (Смеется.) Работать
в паре с такой замечательной певицей, как Джейми Бартон, - подлинное
наслаждение! С Джейми у нас очень хорошие взаимоотношения. Она –
великолепная певица и настоящий друг. Для меня еще очень важно, что наши голоса
хорошо гармонируют друг с другом. Это было важно в “Норме” и очень важно в
“Анне Болейн”. У голоса Джейми есть сила, диапазон, гибкость... Я сказала
Энтони (Энтони Фрейд – генеральный директор Лирик-оперы Чикаго. – Прим.
автора.), что лучшего состава придумать невозможно! Очень трудно найти пять
равнозначных голосов: Анна - сопрано, Джованна Сеймур – меццо-сопрано, Генрих VIII – бас,
лорд Перси – тенор (партия для “тенора-самоубийцы”), Сметон – контральто. Плюс,
конечно, хороший дирижер, оркестр, хор... В Лирик-опере собраны все необходимые
“ингредиенты” для успеха “блюда”!
-
Прекрасный поворот разговора от оперы к оперному
театру, в котором вы сейчас выступаете. Вы же в Лирик-опере, как дома?
-
Я в Чикаго, как дома. Родилась в пригороде Чикаго,
городке Бервин. Моя мама живет в городке Сент-Чарльз (сорок две мили от
Чикаго), мой брат – в иллинойской Женеве (сорок одна миля от Чикаго). Только я
сбежала в Канаду. (Смеется.) Вышла замуж за канадца и поселилась под
Торонто... Лирик-опера отличается от всех остальных оперных компаний в США. Это
– семья, где все помогают друг другу. Здесь ты можешь быть уверенным, что тебе
не сделают плохо, а помогут и поддержат. В сегодняшнем мире такое отношение к
солистам – большая редкость. Я это очень ценю и всегда с удовольствием
возвращаюсь в Лирик-оперу. В такой атмосфере поется лучше. Давайте посчитаем,
сколько партий я пела? Сусанна (одноименная опера Карлайла Флойда), Леонора,
Эльвира, Аида. Анна Болейн – пятая. Неплохо! Лирик-опера – один из моих самых
любимых оперных театров!
-
Вам есть с чем сравнивать! Вы же поете во всех
лучших театрах мира.
-
Кроме Италии. Я сейчас не пою в Италии.
-
Почему? Из-за публики?
-
Из-за публики и нарушения элементарных этических
норм. В Италии все не так, как в других местах. В итальянском оперном театре
(особенно в Ла Скала) ты все время чувствуешь, что в следующую секунду все
развалится. Полтора года назад я пела в Ла Скала “Бал-маскарад”. Публика орала,
кидала на сцену какие-то предметы, в конце спектакля вызвали полицию... В таких
условиях петь невозможно! Я хочу наслаждаться музыкой, играть, петь, я хочу,
чтобы аудитория хотя бы на время спектакля забыла о долге на кредитных
карточках, о работе, о проблемах в семье, о войнах и погрузилась в другой
мир... А в Италии меня все время что-то отвлекает от искусства, от моей работы.
То публика, то забастовка, то что-то еще... Нельзя хорошо делать свою работу в
постоянном состоянии стресса... Я счастлива, что могу петь там, где хочу. (Сондра
трижды стучит по дереву. – Прим. автора.) Я могу выбирать, и пока я выбираю
НЕ петь в Италии. Это печально, потому что вся история оперы связана с этой
страной, но такова жизнь.
-
У меня был вопрос, что вы ненавидите в оперном
театре, но вы уже ответили на этот вопрос. А что вы больше всего любите в
опере?
-
Люблю музыку, люблю вживаться в образы моих
героев, люблю, чтобы зрительный зал мне сопереживал, плакал, смеялся. Бесценный
дар – на какое-то время иметь возможность владеть сердцами и душами людей.
Музыка облагораживает, излечивает раны, заставляет людей быть лучше, чище,
умнее. Не надо знать русский язык, чтобы понять оперу “Евгений Онегин”. Музыка
тем хороша, что она универсальна. Ее в состоянии понять все.
-
Больной вопрос - современные постановки
классических опер. Бывали ли у вас случаи, когда вы конфликтовали с оперными
режиссерами?
-
Люди думают, что у певцов есть выбор, с кем
ставить спектакли. На самом деле мы не знаем, с кем нам придется петь, кто
будет режиссером, дирижером. В большинстве случаев мы знакомимся с режиссером
на первой репетиции. У меня самый ужасный опыт был в Берлине на опере
“Трубадур”. Режиссером был тот самый Ханс Нойенфельс, который в ноябре выпустил
“Манон Леско” в Баварской опере. Анна Нетребко отказалась участвовать в этой
постановке. (В официальном сообщении директор Баварской оперы заявил о
“расхождении взглядов певицы и режиссера на образ главной героини”. Премьера спектакля
состоялась 15 ноября. Вместо Нетребко партию Манон Леско исполнила латвийская певица
Кристина Ополайс. – Прим. автора.) Я не знала, кто такой этот
господин Нойенфельс. Это был мой дебют в Берлинской опере и... худшая
постановка “Трубадура”, в которой я когда-либо участвовала. В финале спектакля
появлялся обнаженный Иисус на кресте. Потом он сбрасывал с себя крест и начинал
танцевать с епископом. Какое все это имело отношение к “Трубадуру”, я не знаю.
Я попросила режиссера объяснить. Объяснений не последовало. Я вернулась в
гостиницу и начала паковать вещи. Театр уговорил меня остаться. Я согласилась с
условием, что буду стоять и петь на авансцене, чтобы не видеть того, что
происходит за мной. Из этого я вынесла один урок – до подписания контракта надо
спрашивать, какая будет постановка и кто режиссер... Может быть, я старомодна,
но я не люблю слишком современные спектакли. Поэтому – я возвращаюсь к началу
нашего разговора - мне нравится то, что делает Кевин Ньюбери. А вот эти
непонятные постановки, когда хор сидит на унитазах... Или когда вдруг режиссер
говорит мне раздеться... Я не вижу для этого никаких оснований. Я думаю, таким образом
режиссеры просто хотят шокировать публику.
-
При этом билеты раскупаются, залы заполняются, после премьеры выходят
хорошие рецензиии. Чем больше скандала, тем больше зрителей...
-
Мне кажется, зрители начинают уставать от такого рода постановок, а певцы
начинают отказываться от участия в таких спектаклях. Если я не верю в этого
Иисуса на кресте, как я могу заставить поверить в это аудиторию?!
-
На гастролях в Москве несколько лет назад вы говорили про вашу русскую
бабушку...
-
Говорят, она была из благородного рода. К сожалению, ее происхождение
неизвестно. Бабушки и дедушки давно нет с нами – они умерли, когда я была
маленькой. И отец умер. Где-то я читала, что моя фамилия первоначально была
Радваноска или Радванова...
-
Для меня это имя звучит больше на польский манер, чем на русский...
-
Я думаю, было так. Когда бабушка приехала, люди, выдававшие ей документы,
сказали нечто вроде: “Ваше имя невозможно выговорить”. Увы, это только догадки.
Спросить не у кого. Я знаю, что моя бабушка не хотела говорить об этом. Я уже
никогда не узнаю, как было на самом деле. Но русская музыка волнует меня. Моя
любимая русская опера - “Евгений
Онегин”. Я даже однажды пела Татьяну. В Кельне. Это был мой европейский дебют.
-
А дальше? Вы никогда не повторяли ее?
-
Никогда.
Мне не предлагают. Есть Нетребко, есть другие русские
певицы... Я обожаю Татьяну и очень хочу ее петь. Хочу спеть Лизу в “Пиковой
даме”. Русский репертуар мне не предлагают. Из близкого к русскому – только
“Русалка” Дворжака. Зато в камерных концертах я исполняю песни Рахманинова.
Когда я была в Москве, побывала на экскурсии в Большом театре, но ни разу там
не пела. Я выступала в Большом зале Московской консерватории, в Большом зале
Санкт-Петербургской филармонии и в золотом зале Эрмитажа. (Сондра Радвановски
говорит о выступлении в Гербовом зале Эрмитажа на XVII Международном музыкальном фестивале “Дворцы Санкт-Петербурга” в 2009 году.
– Прим. автора.) Я пела в концерте с замечательным Дмитрием
Хворостовским, а мой альбом арий из опер Верди был записан в Москве с дирижером
Константином Орбеляном.
-
Вы помните, когда вы влюбились в оперу?
-
В одиннадцать лет. Я смотрела телевизор, увидела Пласидо Доминго в “Тоске”
и сказала маме: “Я тоже хочу петь”. Я тогда уже пела - в церковном хоре. Начала
брать профессиональные уроки. Всегда пела только классическую музыку. Никакой
“попсы”! Моей первой ролью в местном оперном театре была девушка с сигаретой в
“Кармен”. Мне едва исполнилось тринадцать. Потом - “Гензель и Гретель”...
-
Кто открыл ваш голос?
-
Сначала - руководительница хора. Она обнаружила во мне способности. А
потом... У меня было столько замечательных педагогов! Первым надо назвать имя
французского баритона Маршала Сингера (Martial Singher),
преподававшего в Калифорнийской академии музыки. Он был первым, кто сказал: “Ты
будешь вердиевским сопрано”. А я ответила: “Что это значит?” (Смеется.) Он
посоветовал мне послушать записи Леонтин Прайс. Мне было в то время около
восемнадцати. Сингер научил меня многому.
-
С тех пор к вам приклеился ярлык “вердиевское сопрано”.
-
При том, что я давно не пела Верди… Критики любят поместить певца в
определенную категорию. Это легко. Певица, поющая Верди, вагнеровский певец...
В моем случае это связано с тем, что в начале карьеры я пела много опер Верди.
Верди для меня был ступенькой к Пуччини и bel canto. Верди основан на bel canto. Похожая техника. Это bel canto “на стероидах”. А Пуччини – это Верди “на стероидах”. Петь Верди очень
трудно. Тяжелее, чем bel canto. В операх Верди важно иметь сильный голос, тогда как для опер bel canto сила голоса не имеет решающего
значения. Я не знаю, почему меня называют “вердиевским сопрано”. С таким же
успехом можно сказать “белькантовое сопрано” или “пуччиниевское сопрано”.
Больше всего меня устраивает только одно слово – Сопрано.
-
Конкуренции не боитесь?
-
На оперном Олимпе места хватит всем. Мы с Анной
Нетребко поем во многом схожий репертуар. И места хватает еще на десять таких,
как мы. Никто из нас не может спеть все и везде.
-
Я заметил, что вы совсем не поете современной музыки...
-
Она меня не трогает. Мой педагог по программе молодых оперных певцов при
Метрополитен-опере Рената Скотто сказала как-то одну простую фразу: “Сондра,
пой то, что ты любишь. и это полюбит публика”. Я пробовала петь современную
музыку, но потом поняла, что она не для меня. То же самое с немецкой музыкой. Я
ее пою мало, потому что она не моя. Хотя я спела “Четыре последние песни”
Штрауса. Мой первый Штраус.
-
Ваши контракты, в основном, в Америке и Европе, а живете вы под Торонто. Не
далеко от крупнейших оперных центров?
-
Да, только в Метрополитен-опера я пою каждый год на протяжении двадцати
лет, и мои контракты в театре расписаны по сезон 2018-19 годов включительно.
Конечно, спать дома гораздо комфортней, чем в гостиницах, но я привыкла петь в разных странах, и мне это нравится. Нравится
смотреть на мир! В Оперной компании Торонто я дебютировала в марте этого года в партии
Елизаветы в “Роберто Деверо” Г.Доницетти. Начиная с 2016 года я будут петь там
в каждом сезоне. В 2008 году в театр пришел новый генеральный менеджер Александр
Ниф. Он многое изменил в организации творческого процесса. Мне нравится петь в
Торонто. Зал не очень большой (примерно 2500-2800 мест), с замечательной
акустикой... Мы путешествуем с мужем. Сейчас он рядом со мной, в Чикаго. Он –
мой менеджер, занимается всеми деловыми вопросами. Я умею только петь. (Смеется.)
Фотографии к статье:
Фото 1. Сондра Радвановски. Фото – Павел Антонов
Фото 2-4. Сцены из спектакля “Анна Болейн” Г.Доницетти. Лирик-опера, 2014 год. Фото – Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий