Действующие лица и исполнители:
Лейла – Марина Ребека,
Надир – Мэтью Поленцани,
Зурга – Мариуш Квечень,
Нурабад – Андреа Сильвестрелли.
Дирижеры – сэр Эндрю Дэвис и Роберт Тветен (10
декабря).
Постановка Оперы Сан-Диего. Режиссер - Эндрю Синклер.
19 ноября - 10 декабря 2017 года (семь
спектаклей).
Продолжительность спектакля – 2 часа 25 минут с
одним антрактом.
Опера исполняется на французском языке с английскими субтитрами.
Опера исполняется на французском языке с английскими субтитрами.
1863 год. Жоржу Бизе двадцать четыре года. Впереди
- “Кармен” (свою главную оперу он сочинит через двенадцать лет) и мировая
слава; позади – трехлетняя поездка в Италию, в течение которой молодой
композитор жадно впитывал шедевры мировой культуры. В 1858 году он писал
матери: “Прочел более пятидесяти хороших книг как по истории, так и по
литературе; путешествовал, познакомился немного с историей искусства, стал
немного разбираться в живописи, скульптуре...”. (Обратите внимание на скромное
“немного”.)
Вернувшись в Париж, Бизе жадно включился в
творческую жизнь города. Париж бурлит: в прозе властителями дум становятся
Флобер и Гюго, в поэзии растет слава Бодлера, в живописи начинают свой
творческий путь Делакруа, Мане, Писарро. Бизе счастлив, он мечтает работать и с
радостью принимает заказ от парижского Théâtre-Lyrique на
трехактную и “экзотическую”, как ему сказали в театре, оперу. Либреттисты Мишель Карре и Эжен Кормон были от этой идеи не в восторге, но сочинили
сентиментальную историю о любовном
треугольнике на острове Цейлон.
Искатель жемчуга Зурга и молодой охотник Надир полюбили одну и ту же девушку, а
девушка эта приняла обет целомудрия, и, как сказал поэт, “стала жрица... и
общается с богами”. По всем законам любовного треугольника герои еще не раз
пересекутся, и любовь победит все обеты...
Бизе привлекала экзотика Востока, и он рьяно
взялся за дело. В “Искателях жемчуга” как раз восточные мотивы прописаны
наиболее ярко и выразительно. Музыка оперы полна нежных, лиричных моментов:
романс Надира “Je crois entendre encore”,
каватина Лейлы “Me voila seule dans la nuit”, дуэт Лейлы и Надира “Léïla! Léïla!...Dieu puissant, le voilà!”, ария Зурги “Je suis
jaloux...”, дуэт Надира и Зурги “Au fond du shrine saint” - один из самых красивых мужских дуэтов в истории музыки. Бизе распорядился,
чтобы этот дуэт звучал на его похоронах. Так и
произошло 3 июня 1875 года. (Дуэт
Надира и Зурги звучит в фильме Питера Уэйра “Галлиполи”.)
Премьера “Искателей
жемчуга” состоялась в парижском Théâtre-Lyrique 30 сентября 1863 года. Публика встретила оперу хорошо,
а критики отнеслись к ней довольно прохладно.
Бизе обвинили в том, что во время своих итальянских каникул он попал под
влияние “нового итальянского стиля”. Хуже того, его обвинили в “вагнеризме” - популярном эпитете, которым “обзывали” молодых композиторов того времени. Критики
упражнялись в остроумии и язвили, что в опере нет “ни поиска, ни
жемчужин”. Бенджамин Жувен из Le Figaro так и написал: “В либретто нет охотника, в музыке
нет жемчуга”. Сохранился лишь доброжелательный отзыв Берлиоза насчет
“значительного количества прекрасных выразительных отрывков, полных огня и
богатого колорита...”.
После премьеры спектакль сыграли восемнадцать раз,
что очень неплохо для одного сезона, но после этого опера исчезла из репертуара
и о ней забыли более чем на двадцать лет. В Ла Скала оперу поставили в 1886
году на итальянском языке, с тех пор она стала время от времени исполняться в
европейских оперных театрах. Оригинальная
партитура оперы была потеряна, что привело к появлениям подделок. Милан
воспользовался услугами французского композитора Бенджамина Годара для
финального трио (подражание “Фаусту” Гуно). Сохранились несколько вариантов
финала оперы, в том числе тот, в котором Лейла совершает самоубийство.
Американская премьера “Искателей жемчуга” состоялась в августе 1893 года в Филадельфии. На
спектакле в МЕТ в сезоне 1916-17 годов партию Надира исполнил великий Энрико
Карузо, однако опера прошла три раза и о ней забыли на сто (!) лет.
В начале двадцатого века барочная опера и
бельканто уступили лидерство веризму, и французский репертуар оказался на
обочине общественного интереса. Положение стало меняться во второй половине XX века. В семидесятых годах начались работы по
восстановлению авторской версии оперы. Она ставилась в театрах Парижа, Вены и
Берлина. В США постановки “Искателей жемчуга” были чрезвычайно редки. Чемпионом здесь является Лирик-опера. В чикагском
театре “Искатели жемчуга”
впервые прозвучали 11 ноября 1966 года и с тех пор ставятся примерно один раз в
десять лет. Кроме Лирик-оперы, вспоминают разве что спектакль
в Нью-Йоркской городской опере.
Мода на “Искателей жемчуга” пришла с новым веком.
Спектакли ставились с частотой, которая поразила бы самого Бизе. За последние
двадцать лет в Северной Америке опера ставилась чаще, чем за предыдущие сто
лет. Объяснение этому, как мне кажется, одно. После десятилетий нововведений
минималистской школы оперные театры снова вернулись к ласкающим слух мелодиям. А что может быть лучше
мелодий Бизе - мастера, подарившего миру бессмертную “Кармен”?
В сезоне 2015-16 годов - второй раз за всю историю
театра - опера “Искатели жемчуга” появилась на сцене МЕТ. Она шла в серии
“Метрополитен-опера в кино”, так что, возможно, многие смогли посмотреть этот
спектакль. Партии Лейлы исполняла Диана Дамрау, Надира - Мэтью Поленцани, Зурги
- Мариуш Квечень. (Мужской состав такой же, как в Лирик-опере.)
Последний раз в Лирик-опере спектакль ставился в
сезоне 2008-09 годов. Тогда мы услышали возобновление
постановки Николаса Джоэля сезона 1997-98 годов, посвященной памяти многолетней
руководительницы Лирик-оперы Ардис Крейник. В партии Лейлы выступала Николь
Кэбелл, в партии Зурги - Натан Ганн.
И вот - новая встреча с почти сказочными героями. После
триумфа в “Норме” в МЕТ с
партией Лейлы в Лирик-оперу возвращается блистательная латышская певица Марина
Ребека. Она дебютировала в
театре в партии Виолетты в “Травиате” в сезоне 2013-14 годов, в сезоне 2014-15
годов исполнила партию Донны Анны в моцартовском “Дон Жуане”. В партии Лейлы Ребека дебютировала в 2014 году в
Цюрихской опере (режиссер – Дженс Даниэль, дирижер – Пьер Фурнье). Вот что она
рассказала об этой постановке: “Мы исполняли первую, оригинальную версию оперы.
Постановка неплохая - только очень страшно было. В начале оперы меня спускали
на домкрате с потолка. Я стояла сверху, под ногами ничего не видно: только
сцена и зал. Мне нужно было преодолеть страх высоты, на высоченных каблуках
забраться на третий этаж декораций, выйти на середину (от меня до края сцены -
меньше метра, без перил), под самой крышей сцены сесть в позу Лотоса и спеть
молитву “Брама всесильный”. Было страшновато. Я была закрыта фатой, сверху на
меня светили прожекторы, мне было жарко, я практически не видела дирижера,
страховки не было... Один раз декорация вместо того, чтобы поехать назад,
поехала вперед, и меня чуть было не столкнули в зал”. Надеюсь, в чикагской
постановке таких экстримов не будет.
В прошлые приезды Марина рассказала нам много
интересного о ролях, спектаклях и современном оперном мире. В этот раз нас ждет
продолжение разговора. Интервью с певицей читайте в будущих выпусках Оперного
обозрения.
В партии Зурги - еще один любимец Лирик-оперы,
замечательный польский баритон Мариуш Квечень. Мы слышали его в двух
главных партиях - “визитных карточках”. Это, конечно, Дон Жуан (сезон 2014-15
годов с Мариной - Донной Анной) и Онегин (прошлый сезон). В этом сезоне в
Ковент-Гарден Квечень исполнит партии Дон Жуана и Марчелло в “Богеме”. Первый
сольный альбом певца называется “Славянские герои” (“Slavic Heroes”).
Среди достижений Квеченя - партии Родриго (“Дон Карлос” Дж.Верди в
Сан-Франциско и Лондоне), Герцога Ноттингемского (“Роберто Деверо” Г.Доницетти
в МЕТ) и короля Рогера в одноименной опере К.Шимановского (Парижская опера,
Опера Санта-Фе, Ковент-Гарден, Оперный театр Бильбао).
Начиная с сезона 1995-96 годов, Мэтью Поленцани
исполнил на сцене Лирик-оперы тринадцать партий. В этом сезоне у него сразу две
центральные партии. После Герцога в “Риголетто” - Надир в “Искателях жемчуга”.
В ближайших планах певца - “Фаворитка” в Баварской опере, “Любовный напиток” в
МЕТ (обе оперы Г.Доницетти), “Луиза Миллер” Дж.Верди в Цюрихской опере.
Звездный состав солистов дополняет итальянский бас
Андреа Сильвестрелли в партии Нурабада. Последний раз в Лирик-опере мы
слышали его в прошлом сезоне в партии Оровеза в “Норме”. В последние годы
Сильвестрелли активно исполняет немецкий репертуар, в частности, оперы Вагнера.
Австралийский режиссер Эндрю
Синклер работает в разных оперных театрах. Особенные связи у него с Ковент-Гарден.
Для Лирик-оперы Синклер поставил “Лоэнгрин” Р.Вагнера (сезон 2010-11 годов).
Декорации и костюмы выполнены
легендарным английским модельером и дизайнером, “принцессой панка” с ярко-розовыми волосами Зандрой Роудс. В ее нарядах в разные годы появлялись Элизабет Тейлор и Ума Турман,
принцесса Диана и Сара Джессика Паркер, Фредди Меркюри и Мадонна. Она
эпатировала мир сорок лет назад и продолжает делать это сегодня, в свои
семьдесят семь. В 2003 году она
открыла в Лондоне Музей моды и текстиля. Роудс - командор ордена Британской
империи. На вопрос журналиста, что вам дает этот титул, она ответила:
“Абсолютно ничего. Это просто значит, что моя страна оценила мои заслуги перед
миром...”
В оперном мире Зандра впервые
появилась в 2000 году, придумав коллекцию костюмов для “Волшебной флейты” в Опере
Сан-Диего. В 2004 году она вернулась в калифорнийский оперный театр, чтобы
создать костюмы к опере “Искатели жемчуга”. Зандра Роудс говорит: “Тогдашний
руководитель Оперы Сан-Диего попросил меня придумать что-то не слишком
реальное. Так появились волшебные бирюзовые, оранжевые и розовые пальмы...
Цветовая палитра постановки яркая, с непременным розовым оттенком. Все жители
морской деревни одеты в бирюзовые тона. Это эфирный, волшебный мир. Лейла - в
красивом розовом и желтом сари с волшебным цветочным головным убором... Мы
расписали занавес. Я была так взволнована, так проникла в музыку! Даже не
представляла себе, что постановка в конечном итоге поедет по всей Америке. Было
замечательно видеть это в разных театрах”.
Замечательно, что после Сан-Франциско,
Нью-Йорка, Сиэттла, Вашингтона и Монреаля постановку увидят зрители Чикаго.
Nota bene! Билеты на оперу ”Искатели жемчуга” и другие спектакли сезона 2017-18 годов
Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а
также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Лирик-оперы
Фото 1. ЛОГО Лирик-оперы
Фото 2. Марина Ребека. Фото – Дарио Акоста
Фото 3. Мариуш Квечень. Фото – Миколай Миколайчук
Фото 4. Мэтью Поленцани. Фото – Фэй Фокс
Фото 5. Андреа Сильвестрелли. Фото – Columbia Artist
Management
Комментариев нет:
Отправить комментарий