На прошлой неделе радостная новость пришла из
Чикагского симфонического центра. Музыкальный руководитель Чикагского
симфонического оркестра (далее – ЧСО) Риккардо Мути еще на два года продлил
контракт с оркестром. Новый контракт заканчивается в августе 2022 года. Я
думаю, это известие обрадует в Чикаго многих. Праздник Музыки продолжается!
Стали известны подробности нового сезона ЧСО. Нас
ждут встречи с замечательными солистами и дирижерами, будет много дебютов,
хорошей и разной музыки. О программе нового сезона читайте в следующем выпуске
Музыкального обозрения. А пока - о том, что будет совсем скоро.
В этом сезоне оркестр не выезжает в далекие
зарубежные туры, зато дважды гастролирует по Америке. В течение одиннадцати
дней в октябре ЧСО дал девять концертов на Западном побережье.
С 7 по 17 февраля ЧСО под управлением музыкального
руководителя Риккардо Мути отправится на Восточное побережье. В программе тура
- восемь концертов в пяти городах. Тур откроется 7 февраля концертом в
Вашингтонском Кеннеди-центре (The John F. Kennedy Center for the Performing Arts). Это будет первое выступление ЧСО с Риккардо
Мути с 2005 года и трехсотпятидесятый концерт маэстро с оркестром со времени
его дебюта в 1973 году. В Вашингтоне оркестр встретится со своим бывшим боссом
Деборой Раттер. Она была президентом ЧСО с 2003 по 2014 годы, после чего
переехала в столицу, чтобы занять пост президента Кеннеди-центра. Именно Деборе
мы обязаны приглашением маэстро Мути. Она впервые встретилась с ним в начале
2005 года. Речь тогда шла о появлении дирижера на подиуме Чикагского оркестра в
качестве гостя. “Мы не можем говорить ни о чем, прежде чем маэстро не
поработает с оркестром”, - сказала тогда Раттер. После этого переговоры,
которые гобоист Майкл Хенок назвал “соблазнением маэстро”, продолжались еще в
нескольких городах, куда упрямая и настырная госпожа президентша приезжала
встречаться с Мути. Когда в сентябре 2006 года итальянский дирижер отменил
запланированные концерты с ЧСО, согласившись в это же время продолжить свое
сотрудничество с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, стало казаться, что из
затеи “соблазнения” ничего не выйдет. Но Раттер не оставляла своих попыток и
сумела убедить дирижера приехать в начале следующего сезона. И тут возникла,
как говорят в один голос все музыканты, “любовь со второго взгляда”. Все
разговоры о высокомерии Мути и его нежелании занимать какой-либо пост оказались
не соответствующими действительности. Приехав в Чикаго, Мути был очарован
радушным приемом, который ему устроили музыканты, члены администрации и
спонсоры оркестра. Но и тогда многие в коллективе не верили, что Мути
согласится возглавить ЧСО. Сам дирижер признается: “Мое согласие возглавить оркестр
пришло не сразу, но Чикаго смог растопить мое черствое сердце”.
Контракт с Мути был подписан в Зальцбурге во второй половине дня 5 мая 2008 года. Дебора со смехом рассказывала музыкантам оркестра, как она не могла дождаться окончания обеда. Пока не принесли счет, Мути отказывался даже смотреть на контракт. Ужин для итальянца - дело серьезное, важнее любого контракта будет!.. В Вашингтоне старые друзья Дебора Раттер и Риккардо Мути встретятся вновь.
Контракт с Мути был подписан в Зальцбурге во второй половине дня 5 мая 2008 года. Дебора со смехом рассказывала музыкантам оркестра, как она не могла дождаться окончания обеда. Пока не принесли счет, Мути отказывался даже смотреть на контракт. Ужин для итальянца - дело серьезное, важнее любого контракта будет!.. В Вашингтоне старые друзья Дебора Раттер и Риккардо Мути встретятся вновь.
Вторая остановка оркестра - Карнеги-холл. В
Нью-Йорке запланировано два концерта: 9 и 10 февраля. Как всегда, выступления в
Карнеги-холл всегда вызывают повышенный интерес. В январе в этом зале играл
амстердамский оркестр Концертгебау под управлением Даниэле Гатти, в начале
февраля - Кливлендский симфонический оркестр с Францем Вельзером-Местом.
Конкуренция огромная!..
Из Нью-Йорка ЧСО отправится во Флориду. 12 февраля
- концерт в Нейплсе; 14 и 15 февраля - два концерта в Палм-Бич. Тур закончится
двумя выступлениями (16 и 17 февраля) в городе Чапел-Хилл (штат Северная
Каролина).
В программы концертов включены произведения
молодых американских композиторов: лауреата Пулитцеровской премии Дженнифер
Хигдон и композитора-резидента ЧСО Сэмюэля Адамса. Концерт для духовых
инструментов Хигдон сочинила для легендарной секции медных духовых инструментов
ЧСО по заказу чикагского оркестра, а также Филадельфийского и Балтиморского
симфонических оркестров. Премьера сочинения состоялась 1 февраля в Чикаго.
Концерт Хигдон будет исполнен 9 февраля в Карнеги-холл, 12 февраля в Нейплсе,
14 февраля в Палм-Бич и 16 февраля в Чапел-Хилл.
Премьера сочинения Адамса “много слов любви”
(именно так, прописью и с маленькой буквы) состоялась 16 марта 2017 года в
Чикаго. В туре оно прозвучит 7 февраля в Вашингтоне, 10 февраля в Нью-Йорке и
17 февраля в Чапел-Хилл.
В программе концертов также - увертюра к опере
Дж.Верди “Сицилийская вечерня”, Фантастическое скерцо И.Стравинского, Четыре морские
интерлюдии из оперы Б.Бриттена “Питер Граймс”, Вторая симфония И.Брамса. На концертах в Нью-Йорке (9 февраля), Палм-Бич (15 февраля) и Чапел-Хилл
(16 февраля) прозвучит “Поэма
любви и моря” для голоса с
оркестром французского композитора Эрнеста Шоссона (1855-1899). Солистка -
меццо-сопрано Клементин Маргейн. Эту Поэму певица исполняла на прошлой неделе в
Чикаго. А в сезоне 2016-17 годов мы слышали ее на сцене Лирик-оперы в партии
Дульсинеи в “Дон Кихоте” Ж.Массне.
На концерте в Палм-Бич
15 февраля прозвучит также Концерт для кларнета с оркестром
В.А.Моцарта. Солист - концертмейстер секции кларнетов ЧСО Стивен Уильямсон.
В программе тура предусмотрены мастер-классы,
камерные концерты и встречи с музыкантами.
По сложившейся уже традиции в отсутствие ЧСО в
Симфоническом центре звучит Джаз.
9 февраля, 8.00 pm. В очередной программе джазовой серии - концерт
чикагских музыкантов: барабанщика Майка Рида (проект Flesh & Bone) и
трубача Амира Эльсафара, выступающего с ансамблем Two Rivers.
Майкл Рид – основатель Pitchfork Music Festival, один из кураторов Чикагского джазового фестиваля, владелец чикагского клуба
Constellation (3111 N Western Ave, Chicago, IL 60618). Амир Эльсафар и ансамбль Two Rivers
исполнят песни из своего последнего альбома “Not Two” (2017 год).
17 февраля, 3.00 pm. Встречаем Новый год по китайскому календарю в
компании с
солистами Chongquing Chuanju Opera и Theatre Zhejiang Symphony
Orchestra.
18 февраля, 3.00 pm. Три фортепианные сонаты Шуберта (си мажор, ля минор, ре мажор) - такова программа сольного концерта замечательной
японской пианистки Митсуко Учида. Она родилась 20 декабря 1948 года в пригороде
Токио в семье дипломата. В двенадцать лет с семьей переехала в Вену, где отец получил
должность посла Японии в Австрии. Училась в Музыкальной академии. Лауреат Первой
премии Международного конкурса пианистов имени Л.ван Бетховена (Вена, 1969 год)
и Второй премии Международного конкурса пианистов имени Ф.Шопена (Варшава, 1970
год). В разные годы - резидент Кливлендского симфонического и Берлинского
филармонического оркестров. Артистический директор Музыкального фестиваля в Мальборо.
В настоящее время живет в Лондоне.
Митсуко Учида – одна из лучших в мире исполнительниц
классической фортепианной музыки. Среди ее любимых композиторов – Бетховен, Шопен,
Моцарт и Шуберт, чьи произведения она исполняет уже много лет. Газета New York Classical Review назвала Учиду выдающимся
интерпретатором музыки Шуберта.
Фотографии к статье:
Фото 1. Риккардо Мути и ЧСО. Фото - Тодд Розенберг
Фото 2. Митсуко Учида. Фото - Аведон
Комментариев нет:
Отправить комментарий