Блистательная канадская
цирковая компания Cirque Du Soleil (Цирк Солнца) за свою более чем тридцатилетнюю историю создала тридцать восемь представлений.
Многие из них демонстрировались
в разных странах мира. Только в Чикаго Цирк Солнца показал семнадцать
спектаклей. Но есть шоу, которые предназначены специально для определенного
зала и находят постоянный “приют” в конкретном месте. Восемь представлений
цирка уже многие годы являются “невыездными”. Их можно увидеть только в
гостиницах-казино Лас-Вегаса. Это -
“Mystere” в Treasure
Island, “О” в Bellagio Resort & Casino, “Zumanity, The Sensual Side of Cirque du
Soleil” в New
York-New York Hotel & Casino, “The Beatles LOVE” в The Mirage Hotel &
Casino, “CRISS ANGEL
Believe” в Luxor Hotel and Casino,
“ZARKANA” в ARIA Resort & Casino, “Michael Jackson ONE” в Mandalay
Bay и представление, равного которому не знала история. Все подробности о шоу “KÀ” (MGM Grand Hotel & Casino) - в
этой статье.
Название шоу происходит от
древних египетских сказаний. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
читаем: “Ка - существо высшего порядка,
стоявшее, по верованию древних египтян, в непосредственных отношениях к своему
земному проявлению... К. имели не только люди, но и неодушевленные предметы, и
боги; последние - нескольких К.”.
“KÀ” - безусловно, “неодушевленное существо высшего порядка”, особенно если мы говорим о спектакле Cirque Du Soleil. “KÀ” поражает воображение даже самых искушенных любителей
циркового искусства. Представление разворачивается на колоссальной
360-градусной вращающейся сцене, которая является не просто фоном, а элементом
действия, виртуального путешествия с воздушными гимнастами, видеопроекциями и
эмоциональным саундтреком.
“KÀ” - это шоу огня: дикого, мощного, всепроникающего.
Такой огонь может разделить или объединить, осветить или уничтожить.
“KÀ” - сентиментальная и трогательная сказка, история
взросления близнецов: девушки (Дженнифер Хейт) и юноши (Гуо Пенгфай). Они пускаются в опасное путешествие и побеждают в схватке
со злом, преодолевая на своем пути множество препятствий. Им надо быть начеку
каждую секунду. Враги не дремлют: они вылетают с разных сторон, сотни стрел
пролетают рядом... Кажется, все зло мира восстало против невинных близнецов.
Одно неловкое движение - и близнецы окажутся в пропасти или в воде, или в огне,
или на небесах (в прямом значении этих слов).
“KÀ” - это вершина развлекательных зрелищ, выставка
технических достижений в театральном искусстве. Создатели спектакля расширили
наши представления о сцене как таковой. Испокон веков она была расположена
горизонтально перед зрительным залом. На ней происходило действие трагедий,
комедий, опер, балетов, цирковых и каких угодно еще представлений. Забудьте все
это, придя на шоу “KÀ” и
переступив порог одноименного театра. Здесь сцена превращается в вертикальную
стену, на/по которой летают-ползают-бегают эквилибристы, клоуны, гимнасты;
сцена уходит целиком вниз, превращается то в гигантский корабль, то в бурное
море, то в небесную даль, то в огненный шар, то в пустоту и полыхающую огнем пропасть...
Дух захватывает от визуальных
эффектов спектакля. Он смотрится гораздо зрелищней, чем любые эффекты в кино.
Наверно, потому что все происходит перед нашими глазами. Была сцена - стала пропасть; был корабль - утонул...
Сцена шторма, опрокидывающего корабль, - одна из самых впечатляющих в
спектакле. Специально разработанная конструкция корабля весит свыше восьмисот
шестидесяти килограммов, его качание и повороты полностью управляются артистами
со сцены.
Невероятно зрелищно смотрится
эпизод метели. Девушку спасают горные жители, поднимаясь на пятьдесят футов по
вертикальной стене, чтобы присоединиться к своим соплеменникам на вершине.
Видеопроекция ледяной скалы реагирует на движения артистов, создавая эффект
падающих камней. В это время воины-акробаты - враги девушки - шагают между
стрелами, вращаются в воздухе в безумно сложных номерах на перпендикулярной
плоскости. Стена чувствительна к
прикосновениям. В момент ее касания акробатами запускается анимация.
Следом за сестрой в беду
попадает брат-близнец. Он заключен в объятия Колеса смерти и спасается только
благодаря помощи доброй девушки - дочери главного лучника (Норико Такахаши).
Никогда прежде в театре мы не
видели такого огромного количества труднейших трюков. Буйная фантазия
создателей безгранична. Каждая новая сцена - шаг вперед, каждый новый трюк -
нечто особенное и уникальное. При этом техническое совершенство не является
самоцелью. При кажущейся перегруженности техническими
эффектами спектакль полон лирики, иронии,
чувства юмора. Замечателен эпизод, когда близнецы, оказавшиеся после
кораблекрушения на песчаном пляже, сталкиваются с гигантскими морскими
существами - совсем не страшными, а очень милыми. Добродушная черепаха, озорная
морская звезда, игривый краб... Люди-куклы сохраняют естественные движения
животных. Все остальное - акробатическое мастерство исполнителей. Песок в этой
сцене создается с использованием трехсот пятидесяти кубических футов зернистого
материала.
Элементом спектакля становится не только сцена, но
и декорации шоу. Кажется, что сами стены театра, где происходит действие,
дышат, двигаются, поют...
Все это чудо фантазии и
технологий придумал и воссоздал на сцене “обыкновенный волшебник” Робер Лепаж. Он достоин того, чтобы рассказать о
нем подробней.
Лепаж – одна из определяющих фигур современного
театра. Его каждая новая постановка вызывает бурю разнообразных эмоций: от
полного неприятия до безоговорочного поклонения. Он работает в драматическом
театре и цирке, с театром кабуки и китайской оперой, театром теней и
вьетнамским кукольным театром на воде, играет в кино, ставит оперы, пишет
сценарии, танцует с Сильви Гиллем, фонтанирует идеями и дразнит критиков своей
полной непредсказуемостью. Уже в 1984 году первый спектакль Лепажа “Круговорот”
(“Circulations”) получил престижную награду в Канаде, а следующий - “Трилогия Дракона” (“The Dragons’ Trilogy”) -
сделал его известным во всем мире. С 1989 по 1993 годы он был художественным
руководителем Национального центра искусств в Оттаве, в 1997 году создал в
Квебеке культурный центр La Caserne Dalhousie.
В 1992 году Лепаж стал первым представителем
Северной Америки, кому доверили поставить Шекспира (“Сон в летнюю ночь”) на
сцене Королевского национального театра Лондона. Не обошлось без скандала:
режиссер покрыл сцену театра таким количеством грязи, что зрителям первых рядов
выдавали специальные пластиковые плащи, чтобы они не испачкались. После
Шекспира Лепажу захотелось поработать в совершенно другом жанре, и в 1993 году
он поставил объехавшее весь мир эстрадное шоу Питера Габриэля “Секретный
мировой тур”. Преклоняющийся перед Лепажем певец описывает его как создателя
“театра для людей, которые не любят театр”.
Лепаж – основатель (1994 год) и бессменный
руководитель театра Ex Machina в Квебеке. (Это название происходит от выражения
“deus ex machina”. В
античном театре выражение обозначало бога, появляющегося в развязке спектакля
при помощи специальных механизмов (“спускающегося с небес”) и решающего проблемы
героев.)
В 2013 году Робер Лепаж выпустил спектакль
“Гамлет/Коллаж“ в Московском театре Наций. Исполнителем всех ролей стал Евгений
Миронов.
Каждая новая работа Лепажа привлекает к себе
огромное внимание, будь то восьмичасовой эпос “Липсинк” (“Lipsynch”, 2007), драма о противостоянии Запада и Востока “Голубой дракон” (“The Blue Dragon”,
2008), танцевальная сага “Эонагата” (“Eonnagata”, 2009) или недавний спектакль
режиссера “Ночь в библиотеке” (“The Library at Night”, 2015), где зрителям выдаются шлемы и они
отправляются в путешествие по библиотекам мира.
Лепаж помешан на конструктивистских идеях. В
каждом своем новом спектакле он проверяет новые технологии и пользуется ими для
создания чего-то нового. Премьера шоу “KÀ” состоялась
26 ноября 2004 года, но побывал я на нем недавно. А в Лондоне в Roundhouse Theatre в феврале 2013 года я посмотрел спектакль Лепажа “Игральные
карты: пики” (“Playing Cards 1: SPADES”) - первую часть его тетралогии “Игральные
карты”. (Остальные три части - “Сердца” (“HEARTS”),
“Алмазы” (“DIAMONDS”), “Трефы” (“CLUBS”).)
Спустя девять лет после премьеры в Лас-Вегасе
Лепаж придумал спектакль, который в двух своих главных сюжетах перекликается с
шоу “KÀ”. Во-первых, действие
происходит в казино Лас-Вегаса, во-вторых - и это уже сюжет технический, - режиссер опять экспериментирует со сценой.
Лепаж
говорит: “Лас-Вегас – это модель мира в миниатюре, своего рода огромный парк,
выросший на основных культурных достижениях человечества: подделка Эйфелевой
башни и египетских пирамид, симулякр Парижа, имитация гондолы и итальянской
деревни. А еще Лас-Вегас – город-оазис, город в центре пустыни”. Лепаж с
актерами придумали, что вокруг Лас-Вегаса американские вооруженные силы создали
военные базы и подобие иракской деревни. В ней солдаты коалиции тренируются во
время войны в Персидском заливе, а на выходные ездят отдыхать в Лас-Вегас.
Другие персонажи спектакля: работники отелей (часто – нелегальные иммигранты);
люди, живущие в городе, и те, кто приезжают в город, чтобы сходить на шоу или
провести время в бассейне; люди, которые участвуют в конференциях, влюбляются
или платят двадцать пять долларов, чтобы пройти бракосочетание с ведущим –
двойником Пресли... Вынужденная пойти на кражу денег горничная говорит в свое
оправдание: “Есть такая болезнь: “Нужда”. Она страшнее, чем рак, страшнее
всего”. А в следующей сцене нам показывают Лас-Вегас. “Cash out”, “Win”, бегающие
знаки долларов, “Super Jackpot”, “777”, “Insert Coin”. Вот он,
дикий мир капитала, вот он – исчадие ада Лас-Вегас. Мелькают цифры выигрышей,
люди просаживают состояния, а где-то рядом рушатся судьбы и гибнут люди. Об
этом же слоган спектакля: “Пока на Багдад падают бомбы, Лас-Вегас играет”.
В “Игральных картах...” Лепаж предложил новый вид
сцены - опять сцена! - и, как следствие, иной способ сценического пространства.
Сцена пустая и круглая. Нет ни кулис, ни занавеса, ни декораций. Неожиданно,
из-под сцены, из люков и отверстий, как deus ex machina, возникают не только актеры, но и реквизит,
декорации: двери, кресла, солдатские кровати, диван в гостиничном номере,
барная стойка, бассейн. Лепаж говорит: “Я хочу рассказать историю мира –
универсальную историю, и для этого мне нужно пространство не просто круговое,
но сферическое. Вы знаете, что меняется, когда думаешь о сферическом пространстве?
Начинаешь думать, как включить в действие потолок! Все жесты, движения, объекты
требуют образов в трех измерениях. В этом плане мне ближе цирковое
пространство, где истории рассказаны в вертикальной плоскости: человечество
плетет свою историю в середине, его мечты находятся наверху, демоны и страхи –
внизу. Вместо использования одной комнаты, в которой герои говорят банальности
в одном измерении (горизонтальный стиль), я вывожу их из рая и ада и
представляю их жизнь физически через направление их выхода к зрителям. Работая
с мифами, ты получаешь целый новый словарь, близкий к миру Таро (“тайному
знанию”) и миру грез. Это заставляет вас придумывать ситуации, где люди и
объекты прилетают сверху и приземляются на сцене или выпрыгивают из-под пола.
Параметры сцены заставляют работать другой тип поэтического воображения,
выраженный другим сценическим языком”.
Дизайнеру Джину Хэзелу Лепаж поставил задачу
разработать схему приспособлений под сценой. В итоге получилась сложная
конструкция с тридцатью шестью люками и общим весом в шесть тонн: платформа,
движущиеся лестницы, по которым актеры выходят и уходят, поднимающиеся и
опускающиеся двери, коридоры, где актеры сидят на низких стульях. У каждого
актера – своя небольшая зона, “кусок пирога”, как говорит Лепаж, где он может
скрыться в ожидании следующего выхода. Лепаж говорит, что давно хотел сделать
подобного рода спектакль: “В XX веке театры подражали кинотеатрам, используя
горизонтальный способ рассказа истории. В результате мы оказались в ловушке
заданного формата. Обычное театральное пространство имеет некоторые
достоинства, но я чувствую, что оно сковывает ощущения зрителя как части более
широкого целого. В кино зритель чувствует свою сопричастность только с героями
на экране. В театре ощущение аудитории меняет все. Я начал интересоваться,
может ли круговая сцена заставить зрителя по-новому взглянуть на происходящие
на ней события”.
Продолжим экскурсию по “сценам Лепажа”. Для этого
отправимся в оперу - Лепаж чувствует себя комфортно и в оперном мире. В Метрополитен-опере он дебютировал в 2008 году с оперой Г.Берлиоза
“Осуждение Фауста”. В сезоне 2010-11 годов он поставил в МЕТ
тетралогию Р.Вагнера “Кольцо нибелунга”. Эти спектакли стали самыми
дорогостоящими в истории нью-йоркского оперного театра. Там же, в МЕТ, он
поставил оперы английского композитора Томаса Адеса “Буря” (сезон 2012-13
годов) и финского композитора Кайи Саариахо “Любовь издалека” (сезон 2016-17 годов). В “Любви...” Лепаж снова
преобразил привычный вариант сцены, придумав поместить действие в... воду.
Опера Саариахо заведомо статична, однако ее
статичность компенсируется изобретательностью постановки. Свет и море – вот
главные элементы спектакля Лепажа. Более чем два десятка параллельных нитей из
двадцати восьми тысяч красочных светодиодов создают постоянно меняющийся
(иногда - спокойный, иногда - бурный) морской фон. Свет помогает нам понять всю
степень любви разделенных водой главных героев оперы - трубадура и принцессы,
свет обеспечивает визуальное дополнение к музыке. Лепаж говорит: “Опера - о
воде, о том, как в музыкальном плане настроение воды тесно связано с различными
настроениями героев. Но когда вы прямо используете воду на сцене, то это все
равно, что делать шоу с маленькими детьми или животными, или насекомыми. Вода
делает, что хочет, воду нельзя контролировать... Двадцать восемь тысяч
светодиодов - звучит внушительно, но на самом деле это очень мало, если вы
хотите создать масштабное видеоизображение. Люди привыкли к телевидению высокой
четкости (high-definition)... Мне хотелось сделать что-то импрессионистское. Сидеть в течение
нескольких часов, глядя на море, - в этом есть что-то медитативное. Как
смотреть на костер. Спектакль хорош, когда в нем есть встреча пространства и
времени, когда время и пространство становятся несущественными“.
Получилось действительно потрясающе красиво –
музыка на фоне мерцания воды, солисты в водных отражениях. Получилось
действительно нечто медитативное - как раз то, о чем говорил режиссер.
Еще одна цитата из Лепажа: “Начиная игру, артист
должен забыть предвзятые представления о своем ремесле. Так же, как и акробаты
должны быть открыты сценическому искусству, актеры должны быть готовы к новому
и выводить игру на совершенно иной уровень... Говорят, что актерские эмоции на
сцене должны быть подлинными. Это не так: эмоции должны быть в зале, среди
зрителей. Часто эмоции, которые с лихвой присутствуют на сцене, отсутствуют в
зрительном зале. В результате актеры страдают, а публике скучно. Мне хотелось
бы, чтобы было наоборот”. Актеры Лепажа хорошо усвоили уроки мастера.
Через пять лет после “KÀ”
Лепаж вернулся в Cirque du Soleil и
поставил с этой цирковой компанией еще один спектакль - “TOTEM”.
Но довольно о Лепаже. Перечислю других создателей
шоу “KÀ”: режиссер трюков - Гай Карон,
художник - Марк Фишер, дизайнер костюмов - Мари-Шанталь Валланкорт, хореограф -
Жак Хайм. В создании шоу
участвовали восемьдесят художников со всего мира. Технический директор Эрик Уолстэд говорит: “Шоу “КА” -
самая большая в мире реальная видеоигра ценой сто шестьдесят пять миллионов
долларов”.
Как всегда бывает в Cirque Du Soleil, за пятнадцать минут до начала спектакля начинается
игра со зрителями. Но в этом шоу все серьезно. Один из артистов выводит одного
из зрителей и на его примере показывает, что случится с теми, кто будет
пользоваться сотовыми телефонами во время представления. Артист забирает у зрителя телефон и бросает его в огонь, а потом
в пламя попадает и сам зритель. Да, это вам не детские шуточки - здесь долго
церемониться не станут!..
Еще одна отличительная особенность Cirque du Soleil -
оригинальная музыка, специально написанная к спектаклю. В шоу “KÀ” звучит музыка известного канадского композитора и
аранжировщика Рене Дюпере. Его музыка звучит в двух шоу Cirque Du Soleil “Mystère” и “Alegría”, а также
в представлениях Nouvelle Expérience, We Reinvent the Circus, Saltimbanco. За композицию “Ismya Vova”,
созданную для рекламной компании Air Canada,
Дюпере получил Золотую премию на Международном фестивале в Нью-Йорке. В 1998
году он основал звукозаписывающую студию Netza.
Немного истории. Cirque du Soleil был основан в 1984 году
канадским артистом и музыкантом Ги Лалиберте вместе с двадцатью уличными
артистами. В первый год в составе труппы было семьдесят три человека, включая
двадцать цирковых артистов. Сам Лалиберте участвовал в представлениях на ходулях
и был глотателем огня. С 1984 года спектакли цирка посмотрели почти сто
пятьдесят миллионов зрителей в более чем сорока пяти странах мира на всех
континентах. С 1992 года компания не получает грантов от правительственных или
частных организаций, а существует только на собственные деньги. Офис находится в Монреале (Квебек, Канада).
Cirque Du Soleil соединяет все лучшее, что есть в канадском,
американском и европейском цирках. Живая музыка, вовлечение зрителя в представление,
остроумные сценки с участием клоунов соседствуют с жонглерами, трюками со
скакалкой, прыжками на трапеции и батуте... Клоунские
репризы и игра со зрителями служат необходимым дополнением к главному “блюду” -
сложнейшим акробатическим номерам. В Cirque du Soleil работают около четырех
тысяч человек. Членами труппы являются более тысячи трехсот артистов,
представляющих более пятидесяти стран мира и говорящих на двадцати пяти языках.
В каждом представлении цирка, в том числе – в шоу “KÀ” – участвуют русскоязычные артисты.
Если вы, уважаемые читатели, планируете посетить
город Игр и Развлечений, обязательно сходите на шоу “KÀ”. Не все же время в казино
просиживать. Удовольствие, положительные эмоции и приятное “послевкусие” вам
гарантированы! А казино от вас никуда не уйдет - деньги проиграть всегда
успеете. Лас-Вегас никогда не спит!
Nota bene! Шоу “KÀ” можно увидеть в Лас-Вегасе, в
помещении MGM Grand Hotel & Casino с субботы по среду в 7.00 pm и 9.30 pm (по четвергам и пятницам спектаклей нет). Заказ билетов по телефонам
866-774-7117 или 702-531-2000, на сайтах www.ka.com или www.mgmgrand.com, в кассе театра по адресу: 3779 South Las Vegas Blvd., Las Vegas, NV 89109, в других театральных кассах Лас-Вегаса. Подробную информацию об
истории создания и сегодняшнем дне Cirque du Soleil можно найти на сайте www.cirquedusoleil.com.
Фотографии к статье:
Фото 1-2. Сцены из шоу “KÀ”. Фото – Эрик Джеймисон
Фото 3. Робер Лепаж. Фото Джули Перре
Фото 4. Сцена из шоу “KÀ”. Фото – Эрик Джеймисон
Фото 5-6. Театр “KÀ”. Фото - Cirque Du Solei
Комментариев нет:
Отправить комментарий