-
Прошлый год был для меня
особенным. Исполнилось десять лет со дня моей победы на Международном конкурсе
пианистов имени Вана Клиберна. Я никогда не забуду, как замечательно принимали
меня в апреле на сольном концерте в Bass Hall Форт-Уорта – в зале, в котором я выиграла конкурс десять лет назад.
После этого в доме Клиберна был потрясающий вечер в мою честь. Море цветов,
речь Клиберна за ужином со словами: “Десять лет – это не срок”, торт в виде
белого закрытого рояля, на котором написано: “Ольга Керн – победитель конкурса
Клиберна. 2001-2011”, – все было настолько трогательно, что я не могла сдержать
слез.
-
Ван Клиберн относится к
вам с особенной нежностью.
-
У нас взаимная любовь. Я
его тоже обожаю... А за неделю до этого я сыграла четыре концерта в Далласе с
Симфоническим оркестром. Это было огромное двухнедельное чествование Ольги Керн
в Техасе. Незабываемо!.. 2011 год был богат на интересные концерты, встречи, впечатления. Я играла в
концерте классической музыки в Лос-Анджелесе, в зале Hollywood Bowl. Зал был переполнен – даже
организаторы были удивлены. Концерт получил хорошую прессу, о нем много
говорили в Америке. В Детройте, Питтсбурге и других городах я играла в
концертах с дирижером Леонардом Слаткиным, участвовала в музыкальном фестивале
в Австрии, в ноябре выступила в Пекине на Международном фортепианном фестивале.
А закончился год туром по Германии с Большим симфоническим оркестром Владимира
Спивакова.
-
В прошлом году умер наш
дедушка, замечательный музыкант и педагог, профессор Иван
Пушечников. Созданием фонда мы с братом хотим почтить его память. После более
чем десятилетнего общения с потрясающими музыкантами я вижу такое количество
людей, которым необходима помощь!.. Я убеждена, что многие люди откликнутся и
внесут свой вклад в благородное дело помощи малообеспеченным музыкантам. Даже
если я помогу только нескольким людям, я буду считать мою цель выполненной. Мой
брат Владимир занимается работой фонда в Москве, а я веду все дела в Америке.
- Ольга, скажите, пожалуйста, какое место в вашем
творчестве занимает камерное музицирование?
-
Камерная музыка всегда
занимала большое место в моей жизни. Моя мама с детства играла со мной в четыре
руки сонаты для двух роялей, сюиты... Даже симфонии Брамса и Бетховена мы
играли в четыре руки на одном рояле. Когда брат начал заниматься на трубе, я
ему аккомпанировала. Кстати, и на конкурсе Клиберна я играла камерную музыку -
Квинтет Шумана. В прошлом году у меня было много концертов камерной музыки:
концерты со Спиваковым в Турции, с музыкантами Сент-Луисского симфонического
оркестра, с музыкантами оркестра Лиона. Камерное музицирование приносит мне
чувство гармонии с окружающим миром. Что может быть лучше исполнения с друзьями
музыки Франка, Шумана, Шостаковича, Брамса..?!
-
Но ведь камерное музицирование предполагает
камерную, интимную, домашнюю обстановку, а Orchestra Hall – это огромный зал для огромного оркестра. Вас не пугают размеры зала?
-
Нет, совершенно не
пугают. Чикагский симфонический центр настолько уютный, что, находясь на сцене,
забываешь про его размеры. Наоборот, чувствуешь необыкновенную, интимную
атмосферу.
-
Предложения исходили от маэстро Спивакова. Такой
выдающийся музыкант имеет право быть первым в выборе программы. Мне кажется,
она подобрана очень интересно. В “Пульчинелле” (Итальянская сюита) мы слышим
гармонии Стравинского, но при этом сочинение написано в абсолютно классическом
стиле и великолепно сочетается с классическим романтизмом Брамса – мощной и
потрясающе красивой Третьей сонатой. Второе отделение открывается сочинением
Пярта, посвященным Владимиру Спивакову. Произведение очень спокойное, красивое,
созерцательное. Оно идеально подводит нас к кульминации вечера – Сонате Франка.
Публика знает и любит эту сонату, но из-за технических сложностей исполнения ее
не так часто можно услышать.
-
Вы много лет плотно сотрудничаете с Владимиром
Теодоровичем. Что вас привлекает в нем?
-
Вы говорите, что мы плотно сотрудничаем, а
последний раз в Германии мы сказали друг другу, что нам бы хотелось вместе
выступать чаще. Наша совместная работа приносит нам огромное творческое и
человеческое удовлетворение. Спиваков – совершенно замечательный человек и
потрясающий музыкант. Он, как магнит, притягивает. Когда ты с ним играешь,
чувствуешь себя частью одного большого организма. Ради таких моментов живешь.
Мы никогда не упускаем возможности поработать вместе, но хочется делать это еще
чаще!
-
О Владимире Теодоровиче говорят, что его настоящее
призвание – скрипка. Один критик даже написал: “Когда Спиваков берет в руки
скрипку, он отдается музыке с особенной страстью”. Как вам кажется, правильно
ли будет разделять Спивакова-скрипача и Спивакова-дирижера?
-
Спиваков – Музыкант с большой буквы. В музыке он
умеет делать все! Он играет на скрипке, как король, он потрясающе чувствует
оркестр, его советы всегда глубоки и правильны. Концерты с ним всегда
имеют для меня особое значение. Они незабываемы. Это не дуэт скрипки и фортепиано – это сольный концерт двух играющих
вместе исполнителей.
-
В беседе со мной Спиваков сказал: “Ноты – это
закодированные эмоции”. Я понимаю, что говорить о музыке словами бессмысленно,
но тем не менее... Какие “закодированные эмоции” таит в себе музыка Брамса,
Стравинского, Пярта, Франка?
-
Абсолютно все эмоции: любовь, страсть, драма,
грусть... Нашими руками звучит музыка, поэтому на нас лежит очень большая
ответственность – все “закодированные эмоции” донести в правильном направлении
и в том виде, в котором мы их слышим. Когда я исполняю музыку, я всегда
надеюсь, что композитор слушает и благословляет меня.
-
В жизни моего сына произошли большие перемены.
Сейчас он живет со мной в Нью-Йорке и с сентября 2011 года учится в
Джульярдской школе. Его приняли моментально после прослушивания. Он стал одним
из самых молодых студентов. Занимается у потрясающего педагога Веды Каплински,
делает большие успехи. У него много своих концертов, он – стипендиат фонда
Спивакова. Очень ответственно ко всему относится. Хочет, чтобы мама им
гордилась.
-
Может быть, мы когда-нибудь услышим семейный дуэт
“Ольга и Владислав Керны представляют...”?
-
Почему бы нет? Разговоры об этом ведутся все
время, но я бы хотела, чтобы он прежде всего утвердился сам. Мы с ним всегда
играем вместе, как было у меня с мамой. Конечно, мы сыграем что-нибудь и на
публике. Есть прекрасные Двойные концерты Моцарта, Пуленка, Сюиты Рахманинова
для двух роялей. Если мы захотим исполнить что-то вместе, это будет что-то
очень необычное. А пока пусть учится и идет по своему пути!
-
Зная любовь зрителей к вам и к Владимиру Теодоровичу,
уверен, что без “бисов” дело не обойдется. У вас есть домашние заготовки?
-
Мы всегда с удовольствием играем “на бис”, и
концерт в Чикаго не станет исключением.
“Бисов” будет много!
Комментариев нет:
Отправить комментарий