В эти дни на сцене Court Theatre идет спектакль “В ожидании Годо” по одноименной пьесе классика
театра абсурда Сэмюэля Беккета.
“В ожидании Годо” - вторая пьеса жившего в Париже
ирландского эмигранта Беккета. Он написал ее в январе 1949 года на французском
языке, а потом сам же перевел на английский. Гражданская жена писателя Сусанна долгое
время ходила по парижским театрам с рукописью, но никто не проявлял к пьесе ни
малейшего интереса. Однажды она постучалась в гримерку актера и режиссера Роже Блена.
Прочитав рукопись, Блен понял, что в его руках - мировая сенсация. Он сразу
взял пьесу и стал ее репетировать. 3 января 1953 года в Théâtre de Babylone на Монпарнасе в зале на двести человек
состоялась премьера. Зрители были в восторге, а критики не знали, что сказать.
Все понимали, что с этой пьесой открывается новая глава в истории мирового
театра.
Премьера англоязычного варианта
пьесы состоялась в августе 1955 года в Лондоне. Спустя год европейские театры
уже становились в очередь за согласием автора на постановку пьесы. Только в
Советском Союзе Годо никто не ждал. Советский театр Беккета не замечал. Первая
постановка “В ожидании Годо” была сделана Алексеем Левинским в Московском театре
Сатиры в 1983 году. Спектакль игрался в репетиционном зале, и билеты на него не
продавались. Пропускали только “своих”...
Исследователь творчества Беккета, английский
литературовед Мартин Эсслин писал: “Пьесы Беккета доказывают, насколько трудно выразить
поиски обретения смысла в постоянно меняющемся мире; язык у Беккета демонстрирует
его ограниченность и как способа коммуникации, и для точного выражения мысли. Когда
Беккета спросили, почему такое расхождение между тем, что он пишет, и его подчеркнуто
демонстративными высказываниями о бессилии языка передать смысл, Беккет ответил:
“Que voulez-vous, Monsier? С'est les mots; on n'a Hen
d'autre” (“Что вы хотите, мсье? Это слова,
всего лишь слова, и не более того.”) Его обращение к драматическому жанру говорит
о стремлении найти средства выражения за пределами языка”. И еще одна цитата из
Эсслина: “Состояние человека такое, какое оно есть. Когда человек мал, слаб, полон
сомнений и не способен понять мир во всей его безнадежности, смерти и абсурдности,
театр должен сопоставить с еще более горькой правдой – человеческие попытки в большинстве
своем иррациональны и бессмысленны, общение человеческих существ практически невозможно,
и мир навсегда останется непостижимой загадкой. В то же время осознание этой горькой
правды окажет освобождающее действие: если мы осознаем изначальную абсурдность большинства
наших стремлений, мы освобождаемся от состояния одержимости ими и это освобождение
выражает себя в смехе”. Диагноз печальный, но верный.
Режиссер-постановщик чикагского спектакля - Рон О
Джей Парсон.
В главных ролях: А.С.Смит, Аллен Гилмор, Альфред
Вилсон.
В планах Court Theatre - мировая премьера
пьесы Лизы Петерсон и Дениса О'Хары “Хорошая книга” (“The Good Book”, 19 марта – 19 апреля 2015 года) в постановке
одного из авторов - Лизы Петерсон, а также мюзикл “Секретный сад” (“The Secret Garden”, 21 мая -
21 июня 2015 года) Люси Саймон в постановке художественного руководителя театра
Чарльза Ньюэлла.
Nota bene! Спектакль “В ожидании Годо” идет
до 15 февраля в помещении
театра по адресу: 5535 South Ellis Avenue, Chicago, IL 60637. Справки и заказ билетов - по телефону 773-753-4472
и на сайте www.courttheatre.org. Для
групп в десять человек и больше (Group Tickets) предусмотрены скидки.
Фотографии к статье:
Фото 1-4. Сцены из
спектакля “В ожидании Годо”. Фото – Майкл Бросилоу
Комментариев нет:
Отправить комментарий