После мировой премьеры - спектакля “В любом случае
– кабаре, или Кабаре животных” по пьесе Мартина Мариона - четырнадцатый сезон
чикагского TUTA Theatre продолжается премьерой американской: спектаклем “Мюзик-холл” по
пьесе французского актера, режиссера, драматурга Жана-Люка Лагарса (перевод с
французского - Джозеф Лонг).
“Мюзик-холл” - смешная и трогательная
история трех артистов, которые
каждую ночь выходят к зрителям, играют, поют,
танцуют. Сцена заменяет им дом, сцена стала их главной и
настоящей жизнью... Автор исследует психологию артиста,
его вечную уязвимость и незащищенность перед
зрителем.
Жан-Люк Лагарс (1957-1995) родился и вырос в
городке Валентиньи, недалеко от границы Франции с Швейцарией. Его родители
работали на автомобильном заводе “Пежо”. После того, как отец трагически погиб
на рабочем месте, мать вышла на пенсию. В середине семидесятых годов XX века
Лагарс поселился в Безансоне. Он изучал философию, писал трактат о политическом театре в Европе, организовал любительскую
театральную труппу La Roulotte (“Караван”), ставшую
профессиональным театром в тот год, когда Лагарс решил отказаться от философии
и посвятить жизнь театру. Он был плодовитым
автором: более двадцати пяти пьес,
несколько рассказов и даже либретто оперы. В качестве режиссера поставил
такие разные спектакли, как “Мнимый больной”
Ж.Мольера и “Лысая певица” Э.Ионеско.
В 1988 году, в возрасте тридцати
одного года, ему был поставлен смертельный диагноз - СПИД. В том же году в интервью французскому
журналисту Лагарс сообщил, что нашел
радость и вдохновение в песнях Жозефин Бейкер. (О ее жизни и
творчестве я расскажу 3 марта в программе “История французского шансона” на
волне “Реклама-радио”, 1240 AM, Чикаго.) Слушая ее песни, он стал сочинять “Мюзик-холл”. Через два
месяца пьеса была готова к постановке. Премьера прошла в октябре 1988
года в Безансоне.
При жизни Жан-Люк Лагарс был не очень известен, а
за двадцать лет, прошедшие со дня его смерти, его имя стало культовым. Сегодня
писателя называют продолжателем театра абсурда, французским Чеховым, создателем
нового драматургического языка. В его пьесах почти нет действия - значение
имеют только слова, фразы, диалоги. Переводить Лагарса на другие языки - задача
безумно сложная. Тем не менее он переведен на основные европейские языки, в том
числе - на русский. На сцене МХТ имени Чехова идет спектакль по одной из лучших
пьес Лагарса “В стране далекой”.
Режиссер-постановщик чикагского спектакля -
основатель театра TUTA Желько Дюкич. Он родился и вырос в боснийском городе Дервента. Закончив
школу, поехал в Белград получать театральное образование. Учился в Академии
драматического искусства, а потом там же преподавал актерское мастерство. Его
театральным педагогом все четыре года учебы была ученица Г.А.Товстоногова
Борьяна Праданович. В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов она ставила
спектакли в Москве. На третьем курсе Академии Дюкич поставил свой первый
спектакль - “Филоктет” по пьесе Хайнера Мюллера. На этом спектакле он
встретился с дизайнером по костюмам и будущей женой Наташей. С тех пор они
работают вместе. С югославскими актерами Дюкич работал недолго – всего полтора
года. На Родине он поставил две пьесы: “Укрощение строптивой” У.Шекспира и
“Конец игры” С.Беккета. В 1990 году режиссер поехал учиться в университет
Мэриленда, потом стал там преподавать. Какое-то время они с Наташей жили в
Вашингтоне, однако потом сменили место жительства. Желько Дюкич рассказывает:
“Театр TUTA мы начали создавать в Вашингтоне, но потом нам захотелось жить в
театральном городе, то есть там, где есть подготовленная аудитория и актеры. В
Чикаго есть и то, и другое. Я считаю Чикаго уникальным городом благодаря его
мультикультурализму. В Америке множество городов не являются таковыми. Например,
Лос-Анджелес, Майами - огромные города, в которых люди не живут, как городские
жители. Там есть лишь иллюзия города. А Чикаго – настоящий город... Здесь мы
нашли гораздо более благоприятную почву для театральной жизни”.
Желько Дюкич любит обращаться к современной
европейской драматургии. Среди работ режиссера – спектакли по пьесам “Следы”
Милены Маркович и “Хаддерсфилд” Углеши Сайтинач. Вместе с Людмилой Лопатиной он впервые в США
поставил спектакль по пьесе драматурга из Екатеринбурга Олега Богаева “Марьино
поле”. Режиссер говорит: “Я принадлежу к двум культурам, и когда я ставлю
спектакли, это мне помогает. Я как бы ощущаю себя на перекрестке культур, и их
взаимопроникновение приводит подчас к неожиданным и интересным результатам... Я
не показываю актерам, как надо играть. Я вижу препятствия, которые мешают им
выразить себя. Моя работа – помочь актерам устранить эти препятствия, направить
их в нужное русло”.
После десяти лет работы с театром TUTA Желько
Дюкич получил образовательный грант по программе Фулбрайта и в течение 2012-13
академического года вел курс “Современный американский театр” в Белградской
школе драматических искусств (Сербия). После возвращения в Чикаго режиссер
поработал в Trap Door Theatre,
поставив спектакль “Юдифь” по пьесе английского драматурга Говарда Баркера
“Юдифь: прощание с телом”.
“Мюзик-холл” - двадцать четвертая постановка
Дюкича в TUTA Theatre и
третья – по произведениям Лагарса. В 2004 в TUTA Theatre Дюкич впервые в США поставил спектакль по пьесе
Лагарса “Правила поведения в современном обществе”, в 2007 году в театре
состоялась американская премьера спектакля по пьесе Лагарса “Это единственный
конец света”.
В роли Артиста - известный бродвейский актер
Джеффри Байндер. В его послужном списке – роли в спектаклях “Лейтенант с
острова Инишмор” и “Король-лев”.
В остальных ролях: Майкл Дунани и Даррен Хилл.
Продолжительность спектакля - 80 минут без
антракта.
После премьеры в Чикаго (с 25 марта по 12 апреля)
спектакль покажут в Нью-Йорке на сцене “59E59Theaters” - одного из лучших театров
офф-Бродвея.
Начиная с этого спектакля, TUTA Theatre
возвращается в категорию “Equity theatre”, то есть в категорию театров, актеры которых
являются членами Американского профсоюза театральных деятелей
Позднее в этом сезоне в театре состоятся традиционные
читки новых пьес (их будет три) и восьминедельные мастер-классы для
профессиональных актеров.
Nota bene! Спектакль “Мюзик-холл” идет до 8 марта в помещении The Den Theatre по адресу: 1333 North Milwaukee Avenue, Chicago, IL 60622. Заказ билетов - на сайте театра http://www.tutato.com/. Там же вы найдете подробную информацию об истории и сегодняшнем
дне театра.
Фотографии к статье:
Фото 1. Режиссер Желько Дюкич Фото 2-9. Сцены из спектакля “Мюзик-холл”. Фото – Энтони Ла Пенна
Комментариев нет:
Отправить комментарий