В 1940 году тридцатиоднолетний главный органист Церкви святой Троицы в Париже, французский композитор Оливье Мессиан был мобилизован в действующую армию и вскоре попал в плен. После неудачной попытки побега он был отправлен в силезский концлагерь для военнопленных близ Герлица (ныне – Згожелец, Польша). В этих тяжелых условиях Мессиан не только проявил стойкость духа, поддерживая своих товарищей, но и нашел в себе силы противостоять кошмарной действительности, “воюя” своим профессиональным оружием – музыкой. Композитор выпросил у одного немецкого офицера, любителя музыки, нотную бумагу, и в январе 1941 года на свет появился “Квартет на конец времени” для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано. Инструментальный состав партитуры был предопределен присутствием в лагере именно этих музыкантов.
Создание музыки за колючей проволокой
– случай не такой уж беспрецедентный. Вспомним Виктора Ульмана, два года
сочинявшего музыку в “образцовом” гетто - концлагере в Терезине. То же самое
произошло с сочинением Мессиана. “Квартет на конец времени” был впервые
исполнен 15 января 1941 года лагерными музыкантами Этьеном Паскье (скрипка),
Жаном ле Булером (кларнет), Анри Акока (виолончель) и самим композитором перед
тысячами пленных. Премьера состоялась при тридцатиградусном морозе, на
неисправных инструментах: расстроенном пианино, трехструнной виолончели, с
западающими клапанами у кларнета. “Никогда меня не слушали с таким вниманием и
пониманием,” – скажет потом Мессиан.
Историю создания произведения
композитор впоследствии объяснял так: “Я сочинил этот квартет для того, чтобы
уйти от снега, войны, плена и самого себя”. По признанию Мессиана, он был
вдохновлен цитатой из Апокалипсиса: “И увидел я Ангела, полного сил,
спускающегося с неба и одетого в облако с радугой на голове. И лицо его было
как солнце, а ноги его были как огненные колонны. Он поставил правую ногу на
море и левую на землю, поднял руку и обратился к тому, кто живет во веки веков,
и сказал: не будет больше Времени, но при звуках трубы седьмого Ангела тайна
Божия свершится”. При этом в беседе с музыковедом А.Голеа Мессиан отметил, что
название Квартета имеет второй смысл – конец музыкального времени, основанного
на мерной метрической пульсации классической музыки. Теологическая эсхатология
породила эсхатологию музыкальную. В Квартете отсутствует метр, замененный
абсолютно свободными, независимыми ритмическими фразами. В них господствует
стихия дополнительных длительностей, увеличенных и уменьшенных ритмов.
Произведение поразило современников
величием замысла и подвигом исполнения. “Квартет на конец времени” не
заканчивается “концом времени”. В финале произведения музыка уходит в “неземные
выси” высших регистров инструментов, воплощая, по словам Мессиана, “вознесение
человека к Богу, дитя божьего к Отцу, к обожествленному творению” или, как
сказали бы люди нерелигиозные, “вознесение” к идеалам гуманизма, миру чувств и
страстей. Ведь даже в те самые страшные времена мессиановский Квартет убеждал
узников концлагеря, что никогда не остановится великое движение жизни, никогда
не исчезнет стремление человека к гармонии и красоте. Какой жизнестойкостью
надо обладать, чтобы в “конце времени” воздать хвалу вечности и бессмертию!
После Квартета Мессиан чувствует
невероятный прилив вдохновения и на едином дыхании создает подряд три крупных
произведения: “Образы слова Аминь” для двух фортепиано (1943 год), Три
маленькие литургии для женского хора, фортепиано, волн Мартено и оркестра (1944
год), “Двадцать взглядов на младенца Иисуса” для фортепиано (1944 год). Но это
уже сюжет для другой истории…
Идея исполнения “Квартета на конец времени”, приуроченного к семьдесят
пятой годовщине со дня премьеры, принадлежит пианистке Яне Резник. Она родилась
в Москве, окончила Манхэттенскую школу музыки и университет Южной Калифорнии.
Выступала с концертами в США, Европе, России. Яна - не только замечательный
музыкант, но и страстный популяризатор классической музыки. Несколько лет назад она придумала серию концертов “Artistic Voyage”, какое-то время была художественным руководителем и
ведущей еженедельной концертной серии “Live at the Lounge” в Лос-Анджелесе, в которой приняли участие более ста
тридцати музыкантов мирового уровня. В этих
концертах Яна впервые попробовала установить диалог между
музыкантами и зрительным залом, диалог не только посредством музыки, но и в
самом прямом смысле этого слова. С 2014 года Яна живет и
работает в Чикаго. С января 2015 года под эгидой Chicago Pianoforte Foundation
проводит новую серию концертов под общим названием “Playful Talk”.
Исполнители: единственный в мире победитель трех
международных скрипичных конкурсов Чайковского, Сибелиуса и Паганини Илья Калер
(скрипка), единственный студент Бенни Гудмана Юлиан Милкис (кларнет), Дмитрий
Кузов (виолончель) и Яна Резник (фортепиано).
(В статье использованы материалы
монографии В.Екимовского “Оливье Мессиан”.)
Nota bene! “Квартет на конец времени” Оливье Мессиана прозвучит
24 января в 5.00 pm в помещении North Shore Congregation Israel по
адресу: 1185 Sheridan Road, Glencoe, IL 60022. Вход свободный, но требуется предварительная
регистрация на сайте http://www.juf.org/rjd/quartetconcert.aspx.
Комментариев нет:
Отправить комментарий